Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:46, курсовая работа
История уложенной комиссии постоянно привлекает к себе внимание историков. Сам факт ее создания и существования в условиях абсолютистской монархии, широта и количество намечавшихся к решению целей и задач, значительное число источников, отложившихся в результате работы «частных» комиссий, в определенной мере, обусловили появление различных оценок как в основании Комиссии в целом, так и отдельных аспектов ее работы.
Оглавление:
Введение
Глава I: Внутриполитическая система……………………………………….
§1. Законодательство до Уложенной комиссии 1767 – 1768 гг…………….
§2. Попытки созыва УК………………………………………………................
§3. Внутриполитические взгляды Екатерины II……………………………...
§4. Наказ Екатерины II…………………………………………………………
Итоги Главы I………………………………………..………………………….
Глава II: Уложенная Комиссия в действии
§1.Обряды избрания депутатов………………………...………………………
§2.Наказы депутатов……………………………………………………………
§3.Структура Уложенной Комиссии ………………………………….………
§4.Заседания Уложенной Комиссии…………………………………………..
Глава III:Завершающий этап Уложенной Комиссии
§1.Появление противоречий. Выявление накопленных проблем …………..
§2.Причины завершения работы Уложения Комиссии………………………
§3.Положительные и отрицательные черты комиссии……………………....
Список литературы……………………………………………………………....
Так же в особом порядке оговаривается запрет на «лихоимство», то есть взяточничество: «Всем и каждому крайне остерегаться, дабы никому никаких приметок и притеснений ученено не было; равномерно наикрепчайшее запрещается употреблять при сем ненавистную мзду и лихоимство под опасением нашего неописуемого гнева; ибо наше намерение есть все устроивати к благому для всех вообще и всякого особо; и тако всякий поступок, сей наш предмет обращений есть зло, будет неотменно почтен нарушением благого нашего соизволения и не избегнет законного взыскания».
Привилегии депутату предоставлялись следующие:
1. свобода от смертной казни, от пыток, от телесного наказания (причем суд не должен осуществлять отмену этих правил без доклада Екатерине II и обязан дожидаться на то приказания)
2. имения освобождаются от конфискации во всех случаях, кроме как за долги
3. право на использование отличительных знаков (депутатам выдавались знаки, которые те могли использовать на своих гербах)
При убийстве или нападении на депутата-дворянина преступнику приписывалось «учинить вдвое против того, что в правах обыкновенно».
Но все эти льготы, как сообщает Обряд выбора дворян и пр., предназначались только для «тех, кои действительно при сем деле трудился и коих имена в подписке тоя или другия части проэкта найдутся». Насколько проверялась активность каждого депутата – неизвестно.
Обряд выбора дворян:
Каждый уезд присылал в комиссию по одному депутату. Правила ограничивали круг дворян. Депутат должен был действительно владеть поместьем в уезде, ни в штрафах, ни в подозрениях и пороках не бывалый, честного поведения, служащий или не служащий, любого чина. Так же присутствовало ограничение возрастной категории: депутат должен был быть не младше 30 лет. Депутата от дворян мог выбирать любой дворянин, владеющий имением в этом же уезде.
Порядок осуществления выборов: Кто не мог появиться на выборах, писали письмо губернатору или начальникам с положением «видеть тех, кого он удостаивает быть депутатом». Женщины же дворянки, владеющие своими деревнями, присылают так же письма, а «по приезду в город они увольняются».
Кто из дворян не приезжал в назначенный срок, то их больше не рассматривали как кандидатов и их мнения не рассматривались. Дворяне же, которые не могли отлучиться от своей деревни, но находятся на службе в комиссии, присылают письменные голоса.
В назначенный день для выборов предводителя того города начальник собирает в определенном месте дворян и зачитывает манифест. Затем всех приехавших избирателей усаживают за стол, причем садятся по времени прибытия на пост. Потом каждому кандидату в депутаты и избирателям в одном лице раздается по 2 шарика (чтобы бросать в 2 ящика: один – избираю, другой – не избираю), и каждый оглашает имя предыдущего сидящего рядом дворянина. Шарики кладутся в ящики, результаты записываются. Все собравшиеся должны подвергнуться данной процедуре. Предводителем становился дворянин, набравший наибольшее количество голосов.
Предводителя избирают на 2 года. После избрания предводителя ему вручают письменное полномочие, его подписывают все избиратели. По получении полномочия у предводителя есть 3 дня для назначения даты выборов депутата.
В день назначения депутата начальник ездил с утра в церковь, туда съезжались все приехавшие и давали присягу о честном выборе претендента. Потом дворян забирал предводитель и проводил последующие выборы депутата.
Наказ сочиняли прибывшие дворяне (ограничение по количеству – только пять человек могли это сделать) сразу после избрания депутата. Если возникали споры, кто будет составлять наказ, то баллотировались тем же порядком, что и депутат. Но если нет разногласий в выборе составителей наказа, то приветствовались и согласованные решения без выборов. Первые 3 дня коллегия дворян для составления наказа выслушивала прошения, последние 3 дня – писала наказ. Потом коллегия оглашала наказ дворянам. Принятие наказа завершалось подписями всех участвующих. Копия наказа отдавалась в церковь, где происходила присяга, вручалась под хранение главному священнику. После окончания выборов дворянский предводитель распускал дворян по их жилищам.
Обряд выбора городских депутатов:
Главное отличие от правил выбора других депутатов в обряде выбора городских депутатов является то, что от каждого города отправлялось по одному депутату. В дальнейшем это повлияло на количественный состав городских депутатов в комиссии (но об этом см. ниже).
Для отсутствия переизбытка количества данного типа депутатов в уложенной комиссии, в обряде введено правило, которое ограничивает города, с численностью менее 50 домов; где же их столько и более, те сами выбирают, отсылать депутата в комиссию или нет. Но присутствует уточнение: «С другой же стороны, в тех городах, где великое множество оных, отдается так же на волю по частям, на сколько город росписан, выбрать поверенных к выбору городской головы и депутата, лишь бы число поверенных не менее 100 человек было». Городской глава с депутатом от города сопоставляются друг с другом, при этом ограничиваясь при их выборах общими правилами: чтобы имели дом, или дом и торг, или дом и ремесло, или дом и промысел в этом городе имеющие (при этом ограничительном правиле можно сделать вывод, что городское общество не было как то определенно выражено, в этом сословии сливались и купцы, и ремесленники, и дворяне, владеющие домами в городах, а, может, и крестьяне, отпущенные на свободные заработки в город), не банкрутные, в штрафах, подозрениях и пороках не бывалые.
Выбирали такую категорию депутатов все горожане, имеющие дом, с торгом и ремеслом, либо без них.
Выгоды городских депутатов такие же, как и у дворянских: пожизненное освобождение от смертной казни, от пыток, от телесных наказаний, от конфискации имения (конфискация возможно только за долги). При нападении на депутата применение наказания к нападающему так же взыскивалось вдвойне с установленными правилами.
Выборы проходят подобным образом, как и дворянские, но с некоторыми различиями: те, кто отсутствует, и не смог приехать на выборочный пост, не присылают своих писем с голосами и всем женщинам их посылать запрещается, кто же из горожан-мужчин находиться в этом же городе, но не может присутствовать – те могут отослать письма; список присутствующих пишут магистраты или ратуши, но принцип оформления списка другой: не по первенству приезда, как это было у дворян, а по семейному принципу: первые идут в запись люди с семьями и детьми, потом женатых, но без детей, потом вдовцов, а неженатых – в конец списка.
Церемония выборов абсолютно идентична (сначала выбирают «голову городскую» - председателя собравшихся, потом депутата).
Припомним, что тогда Екатерина мечтала о создании в России "среднего рода людей", подобного среднему сословию на Западе. В этот класс, называвшийся еще мещанами, "Наказ" относит людей, [которые], не будучи ни дворянами, ни хлебопашцами, занимаются художествами, науками, мореплаванием, торговлею и ремеслами, [а] также всех недворян, кои будут выходить из воспитательных домов и русских училищ, и, наконец, детей приказных людей. Главные признаки мещанина - обладание "домом и имением" в городе и платеж городских налогов. Но такого класса еще не было в России, а были налицо лишь некоторые разобщенные его элементы; для выборов оставался один уловимый признак мещанина - домовладение. По мысли Екатерины, и город - сословие, но фиктивное, потому на деле городские выборы вышли не сословными и не всесословными, а просто бессословными.
По букве "обряда" городских выборов в них участвовали все домохозяева, каковыми могли быть лица всякого звания. Это наводит на мысль о всесословном характере городских выборов, противоречащем всему строю тогдашнего русского общества. Но. Из сохранившихся дел видим, что в городских выборах участвовало и духовенство с приказными людьми. Сенат не утверждал депутатов, выбранных одними купцами, где были домовладельцы других званий. В малороссийских городах рядом с мещанством выступало на выборах и шляхетство. В Петербурге, застроенном по указам Петра дворянскими домами, домовладельцы из чиновно-дворянской знати совсем заслонили собой купечество; городским головой был избран обер-комендант, а депутатом от столицы граф А. Г. Орлов. По примеру Петербурга тот же характер получили выборы и в старой столице, где городским головой был избран князь Вяземский, а депутатом - князь Голицын.
«Обряд выбора однодворцев и других старых служеб служилым людям, по которым также государственные, черносошные и ясачные крестьяне и пахатные солдаты тоже избираются»:
Присылали по одному депутату от провинции. Но перед выборами депутата сначала выбирали уездного поверенного. Выбирать погостного поверенного может всякий, кто имеет дом и землю в том же погосте. Правила, ограничивающие выбор поверенного такие же, как и в прочих выборах, только в данном случае добавляется еще необходимость наличия семьи у избираемого.
После выборов погостного поверенного ему дается поверенное письмо, подписанное как минимум семью хозяинами того погоста и священником. После отправляют поверенного туда, где от губернатора и начальника означено быть выбору уездного поверенного.
Погостные поверенные отправляются в указанное место, и по прибытии показывают свои поверенные письма – последних записывают в список.
После назначения начальником дня выборов, прочтения манифеста, объявляет им, чтобы приезжие выбирали между собою, кого хотят выбрать уездным поверенным к выбору провинциального депутата. Все выборы в комиссию проходят аналогично с дворянскими выборами в депутаты.
Чертой, отличающей от других обрядов, является несколько раз повторяющиеся условия выбора провинциального депутата и самого поверенного уездного – не моложе тридцати лет, имеющего дом и землю, не имеющий нарушений и пр.
После поверенный уездный едет на пост выбора провинциального депутата.
Характерной чертой этих выборов провинциального депутата является выборы поверенных от уездов – двойной отбор говорит о низком доверии правительства низшему классу.
Так же систематическое отличие этого обряда состоит в том, что привилегии перечисляются после всех порядков избрания (привилегии такие же, как и в прошлых двух случаях).
Таким образом, в обряде прежде всего бросается в глаза одна странность, - это исключение из присылки депутатов целого сословия, занимавшего, однако, далеко не последнее место в государстве и сравнительно недавно обладавшего громадным влиянием в области государственного управления. Духовенство совершенно отсутствовало в комиссии так как депутаты его не были приглашены правительством.
Подобный странный факт исключения целого сословия из участия в законодательных работах объясняется поклонением Екатерины энциклопедистам, в особенности Вольтеру, и вполне согласуется с направлением философской мысли XVIII в. Но духовенство все равно постаралось косвенно повлиять на комиссию – путем влияния на избрания депутатов и на составление наказов.
Насчет числа депутатов до сих пор нет точной определенной цифры, много источников упоминают цифры примерно равные. Поэтому для наглядного представления примерного количества депутатов от разных сословий за основу берется расчет В.Н. Латкина:
Всех учреждений, пославших депутатов и снабдивших их наказами, было 28. Всех же депутатов, явившихся в комиссию, было 564, где
дворянских – 161,
городских – 208,
казацких – 54,
крестьянских - 79,
иноверческих депутатов – 34.
Наибольший процент числа депутатов составляли городские депутаты - 39%
Из них правительственных – 28%,
Дворянские депутаты составляли 30%,
Наконец,
депутаты землевладельческого населения
– 14%.
Указ губернаторам всех губерний нашея империи:
В данном источнике оговариваются обязанности губернаторов по отношению к депутатам: удобно согласовывать время, «дабы один выбор отнюдь другому помехи и остановки не причинил»; переотправка приходящих письменных голосов в нужные сборные посты в течение двух недель; приготавливать дома, в которых будут проходить выборы; проверка производства сего обряда, с тихой почтительностью; следить за тем, чтобы некочующим разным выборы проходили без отягощения.
Так же губернаторы имели возможность при сомнительности проходящих выборов без совещания с вышестоящими органами решить и определить по лучшему усмотрению то, что к порядочному производству полезно. А так же обязанность губернаторов было «присутствовать в комиссии, и всякий из них пришлет или привезет им усмотренныя нужды и недостатки тоя губернии, которая под его смотрением».
То есть из этого указа можно сделать вывод, что губернаторы являлись важнейшим инструментом в организации выборов, являлись связующим звеном между правительством и обществом, созывавшимися с целью улучшения общего положения страны.
Информация о работе Екатерина II, уложенная комиссия 1767-1768 гг