Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:54, лабораторная работа
Целью данной работы является изучение указанного явления, а также оценка влияния глобализации на российскую экономику.
Задачами работы являются рассмотрение различных точек зрения, доводов в пользу и против глобализации, поиск и оценка возможных путей решения проблем, возникающих перед Российским государством в связи с глобализацией.
Глава 1. Глобализация и ее критики 4
1.1. Либерализм. 5
1.2. Ярмо для бедных. 5
1.3. Торговля и экономический рост 6
1.4. Исчезновение государства 7
1.5. Иностранный капитал 9
1.6. Другой манифест 10
Глава 2. Глобализация: вызовы и альтернативы для России 13
2.1. Особенности глобализации 13
2.2. Место России в условиях глобализации 14
2.3. Отношение российских политиков к глобализации 15
2.4. Возможные пути России в свете мировой интеграции 17
2.5. Стратегия глобализационного лидерства для России 19
2.5.1. Глобализация и «ключевая идея» России, способная обеспечить идеологическое лидерство 19
2.5.2. Глобализация и идеология: необходимость лидерства 27
2.5.3. Активная роль государства в формировании эффективной идеологии в условиях глобализации 32
Заключение 42
Список использованной литературы: 43
Эгоистические интересы российской
элиты, возможно, – не единственная
причина неприятия глобализации
как культурно-политического
Нельзя не заметить при
этом, что российское общественное
мнение не разделяет опасений элиты.
Так, согласно опросу, проведенному осенью
2000 года российским исследовательским
центром РОМИР, 50,8% респондентов считают,
что глобализация в целом открывает
позитивные перспективы для страны,
и лишь 16,7% – расценивают эти
перспективы как в целом
Каковы бы ни были причины настороженного отношения российской элиты к глобализации, официальная российская позиция, отражающая умонастроения и интересы правящих в стране групп, ставит Москву перед необходимостью выбора одной их следующих стратегий.
Первая – включение
страны в систему мирохозяйственных
связей при одновременном отторжении
ценностной и культурно-политической
сторон глобализации. Такая противоречивая
стратегия будет тормозить
Вторая – форсированное “вхождение в глобализацию”, что предполагает сравнительно быстрое усвоение ценностей и политических практик глобализации. Подобное развитие событий представляется крайне маловероятным, даже в случае реализации в России более или последовательной либеральной экономической политики.
Третья, наконец, — отторжение от глобализации, сведение экономических связей с окружающим миром к советской модели, предполагающей поставки сырья в обмен на высокотехнологичное оборудование, продовольствие и кое-какие потребительские товары. Во внешнеполитическом плане эта стратегия, скорее всего, будет сопряжена с попытками возглавить некий “антиглобалистский фронт” на мировой арене. Подобная полуизоляция неизбежно обернется экономическим застоем и, в конечном итоге, тотальным социально-экономическим провалом, последствия которого сегодня с трудом поддаются оценке.
Какая из этих стратегий будет,
в конечном итоге, реализована предсказать
невозможно. Нельзя исключать, что политика
России будет эклектической
Глобализация - процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация началась в 90-х годах этого века, 10 лет назад. У России есть три варианта дальнейшего развития:
1. Если попытаться в очередной раз идти вне глобализационных процессов современности, то в ближайшие 25 лет наша страна перестанет существовать как государство, народ, культурная общность. Вместе с Россией прекратит существование и ее элита.
2. Если Россия будет
просто следовать
3. Третья возможность
Для реализации данной стратегии
России необходимо предпринять беспрецедентные
усилия по всем направлениям. Наиболее
сложным и болезненным является
вопрос о территориальной глобализации
и месте в ней России. Вся
совокупность проблем территориальной
глобализации сводится, в принципе,
к вопросу о том, в какую
континентальную
Именно, мировоззренческие, идеологические разногласия лежат в основе международных конфликтов. Соответственно их преодоление является обязательным условием выживания в мире. Для нынешней России эта проблема сверхактуальна: нам нужны внешние благоприятные условия для решения задач модернизации при том, что мы не можем жертвовать своими национальными интересами и ценностями в мире. Эта проблема так или иначе всегда присутствует в отношениях России с другими странами, даже когда и формально не является таковым в повестке дня. Так, в ходе своего участия в саммите весной 2010 года, Д.Медведев выступил в Брукингском институте, где напомнил, что у России и США разная история и люди двух стран часто по-разному воспринимают происходящее. «Россия нуждается в нескольких десятилетиях стабильной спокойной работы по созданию эффективной политической и экономической системы. Только в этом случае разногласия, которые существуют, будут уходить в прошлое. Чтобы это произошло, не нужно учить друг друга жить», – подчеркнул президент.
По словам главы государства, политическая система несет на себе печать вековых традиций, которые вошли в привычку, но при этом являются и своеобразной защитой российского общества, не дают ему разваливаться на части»1.
Таким образом к 2010 году Россия сформулировала свои главные требования к внешним условиям, формирующим образ России, которые укладывались в основы идеологии социального консерватизма. Можно сказать и так: к стоящему времени в России сложились условия для превращения формировавшихся при В.Путине и Д.Медведева идей развития государства и общества в новую идеологию, которая может стать эффективным инструментом влияния в мире, управления – в собственной стране, и основой для реализации планов модернизации. Вопрос в том – поймет ли это в полной мере правящая российская элита и захочет ли она использовать это мощное оружие? Эта внешне мировоззренческая, даже теоретическая задача имеет огромное практическое значение для современной России. Именно к 2010 году, на мой взгляд, наступило время, когда решение совершенно конкретных практических задач развития государства, экономики и общества становится абсолютно невозможным без ясногоопределения привлекательного для нации образа России, который складывается из приоритетов и целей развития, методов их достижения, наконец, национальной самоидентификации в глобальном мире. Будущий образ России это то, что делает народ нацией, цементирует общество, определяет ценности – и сделать это должны прежде всего обществоведы, т.е. профессиональные идеологи. Как справедливо отмечал академик Ан.Торкунов, «Стабилизация экономической и социально-политической ситуации позволяет по-новому формулировать задачи общественных наук в России. Период освоения и популяризации западного знания – время «догоняющего интеллектуального развития в российских общественных науках» – закончился. Приоритетом современного этапа общественных наук должно быть производство теоретических обобщений на базе анализа реального опыта российской жизни после 1991 года в контексте глобальных тенденций мирового развития»2.
Хочу подчеркнуть, что
любые самые инновационные
Действительно, обсуждая в 2010 году планы модернизации России, мы неизбежно задаемся вопросом, а почему в условиях кризиса прирост ВВП Китая составил 9%, а в России – падение на 9%? Почему за последние 20 лет реформ наш экспорт в Китай, состоящий на 90% из машиностроительной продукции в советский период, сегодня на 90% состоит из углеводородов? Почему сегодня не только мы, но и в Европе, закупают в Китае наукоемкую, в т.ч. машиностроительную продукцию? Не получив ответа на эти вопросы, мы не сможем ответить и на главный вопрос – какую Россию мы хотим увидеть через несколько лет. К сожалению, сегодня наши идеологи и философы не предложили обществу и элите внятной и аргументированной концепции будущего образа России, который не только бы был принят российским обществом, но и нашел бы благоприятный отклик за рубежом. Во многом, даже в главном, это объясняется нерешенностью фундаментальных философских и идеологических проблем на качественно новом уровне, отражающем современные реалии. В этой связи, безусловно, справедливо замечание Ан.Торкунова о том, что «Затянувшийся «пат» ветвей исторического знания является препятствием для развития истории России, а значит – для понимания ее своеобразия. Очень важно понять это своеобразие нам самим и объяснить его внешнему миру. Необходим новый методологический аппарат, который, возможно, поможет и историкам из бывших советских республик создать более достоверные, методологически и фактологически выверенные версии реконструкции их истории.
Философские науки остаются
важнейшим средством
Действительно, именно «ключевой идеи» не хватало и сегодня еще не хватает для формирования общенациональной идеологии в России, идеологии, которая бы объединяла все многочисленные федеральные, отраслевые и региональные концепции развития, появившиеся огромном количестве в 2006–2010 годах. Между тем такая идея есть. Более того, она очевидна. Это идея опережающего развития человеческого потенциала, как идея, способная обеспечить России идеологическое лидерство в мире.
Напомню в этой связи, что на каждом этапе развития человеческого общества и экономики всегда находилось «ключевое звено», фактор, определяющий темпы развития экономики и общества. Для первой половины XX века это было промышленное развитие, начиная с 60-х годов, – информационные технологии и связь, а с начала XXI века – качество человеческого потенциала. Соответственно наиболее успешными идеологиями были те, которые не просто учитывали, но были прямо нацелены на максимально эффективное использование этого фактора в экономической и общественной жизни. Если для периода индустриализации XX веке главную роль в качестве такого фактора играли темпы промышленного развития, а главный класс был пролетариат, то для периода информационного развития – информационные технологии и технологии связи. Соответственно сегодня, в период возрастающего значения фактора человеческого потенциала это будут науки и технологии, связанные с человеком, а в общественном развитии таким классом станут креативные группы. Соответственно и ведущая идеология современного этапа развития общества и экономики – это идеология, в центре внимания которой находится человек, его творческие, интеллектуальные и иные возможности.
И здесь мы сталкиваемся с главным противоречием. С одной стороны, «ключевая» национальная идея России в период глобализации может быть развитие потенциала человеческой личности (и, соответственно, его составляющих), а, с другой, – мы видим крайне слабые позиции России по всем направлениям, определяющим сегодня качество человеческого потенциала. Это, естественно, отражается и на глобальных позициях России в мире. Так, по оценке С.М.Рогова, в формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза4.
Аналогичная ситуация складывается
и в фундаментальных
Для России наиболее подходящей
может быть идеология социального
консерватизма. Особо хотел бы оговорить
одну важнейшую особенность