Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:54, лабораторная работа
Целью данной работы является изучение указанного явления, а также оценка влияния глобализации на российскую экономику.
Задачами работы являются рассмотрение различных точек зрения, доводов в пользу и против глобализации, поиск и оценка возможных путей решения проблем, возникающих перед Российским государством в связи с глобализацией.
Глава 1. Глобализация и ее критики 4
1.1. Либерализм. 5
1.2. Ярмо для бедных. 5
1.3. Торговля и экономический рост 6
1.4. Исчезновение государства 7
1.5. Иностранный капитал 9
1.6. Другой манифест 10
Глава 2. Глобализация: вызовы и альтернативы для России 13
2.1. Особенности глобализации 13
2.2. Место России в условиях глобализации 14
2.3. Отношение российских политиков к глобализации 15
2.4. Возможные пути России в свете мировой интеграции 17
2.5. Стратегия глобализационного лидерства для России 19
2.5.1. Глобализация и «ключевая идея» России, способная обеспечить идеологическое лидерство 19
2.5.2. Глобализация и идеология: необходимость лидерства 27
2.5.3. Активная роль государства в формировании эффективной идеологии в условиях глобализации 32
Заключение 42
Список использованной литературы: 43
Объективные глобальные процессы нередко сводятся к идеологическим, мировоззренческим. Причем не абстрактным, а вполне определенно отражающим ценности и национальные интересы ведущих стран мира. Весь «универсализм» сводится, в конечном счете, в навязывании «наиболее передовых» (но чужих) идеологических моделей и ценностей, которые отнюдь не случайно оказываются удивительно соответствующими чужим национальным интересам.
Вся современная внешняя
политика развитых государств собственно
сводится к этому. Так, во вступившем
в силу в декабре 2009 года лиссабонском
договоре, прямо предусматривается,
что страны Евросоюза придерживаются
не только во взаимоотношениях между
собой, но и по отношению к другим
странам, своей системой ценностей
и принципов. На практике это означает,
что, например, по отношению к России
в качестве основы межгосударственных
отношений (Евросоюз – как самостоятельный
субъект, конфедерация) может и уже
находится некая система
Таким образом мы видим следующую взаимосвязь между глобализацией, идеологией и развитием:
глобализация = универсализм = отказ от идеологического лидерства = от опережающего развития (потеря позиций в мире и утрата суверенитета)
А.А.Кокошин считает, что «в наиболее общем виде глобализацию можно различать как процесс и как идеологию, последняя часть носит весьма агрессивный характер…»11. Что мы и наблюдаем отчетливо в последние десятилетия. Агрессивной идеологии оказывается иногда вполне достаточно, чтобы не только защитить чуждые национальные интересы, но и сменить правительство и даже общественный строй. Эта «мягкая сила» (soft power), однако, вполне легально поддерживается всей экономической и военной мощью, когда ее оказывается уже недостаточно. Так было, например, в Югославии, Грузии, на Украине и в других странах.
Глобализация «как идеология», имеющая часто «агрессивный характер», неизбежно должна вызывать ответную реакцию. И не только России. Нации поставлены перед выбором – либо оказаться втянутыми в орбиту этой агрессивной идеологии, отказавшись, в конечном счете, от суверенитета, – либо противопоставить ей свою. Иногда даже не менее агрессивную, как, например, исламский радикализм. Что мы и наблюдаем на многочисленных примерах. Нередко на практике это выражается в радикализме противопоставления одной идеологии другой. Например, посредством исламского радикализма, либо крайнего национализма, проявляющегося, в т.ч. и в развитых странах, где не любят признавать наличие таких проблем. Но, главное, заключается в том, что терроризм не может быть побежден военными или социально-экономическими мерами, без идеологической победы. Для России, кстати, это не только Кавказ, но и уже другие регионы страны.
Не является в этом ряду
противопоставлений, к сожалению, исключением
и Россия, где объективные экономические
и социальные процессы, свойственные
глобализации, накрепко связаны как
с агрессивным отечественным
неолиберализмом, так и с другими
агрессивными идеологическими течениями,
внешне противопоставляющими себя идеологии
глобализации. Обе эти крайности
по сути одно и то же – идеологические
концепции, имеющие мало общего с
реальными тенденциями
Борьба идеологий – это не только противоборство идей, политических философий. Это сегодня даже не только политическая борьба. Это и борьба экономик, борьба национальных укладов, суверенитетов, национальных стратегий, даже прогнозов и планов социально-экономического развития, которые не только вполне укладываются в идеологические рамки, но и являются прямо производными от них.
Таким образом, в основе всего лежит идеология, как система взаимосвязанных идей и концепций, которая, в свою очередь, служит фундаментом, базой для конкретной политики и конкретной экономики. В том числе экономической, финансовой, социальной, и, конечно же, военной. Политика в данном случае является искусством практической реализации идеологический целей и приоритетов. В любой области. Как хорошая, так и плохая. Так, неэффективная приватизация в России может быть понята только в том случае, если признать, что ее целью была не повышение экономической эффективности или улучшение структуры экономики (как формально декларировалось), а сугубо идеологическая задача – смена собственника. Любым путем. Даже через огромные экономические и социальные потери. А «политика приватизации» была искусством быстрой организации перераспределения собственности. Ни получения денег в бюджет, ни повышения эффективности, ни решения социально-экономических задач не требовалось. Только, повторю, смена собственника. Поэтому не стоит сегодня удивляться, что эта идеологическая задача была решена такими грубыми политическими средствами и с такой низкой экономической эффективностью. По-своему, идеологически, они оказались эффективны. Что, кстати, признавалось самими реформаторами в частных беседах.
В этом и заключается весь секрет. Идеология ставит задачу политике. Ибо политика, используя выражение известного британского политолога Д.Хельда, является «борьбой за организацию человеческих возможностей»12. Добавим, всех возможностей, направленных на достижение фундаментальных целей, но прежде всего, идеологических.
Иными словами, с помощью идеологии, управляющей не только людьми, отдельными странами, но и всеми частями мира, правящий класс выстраивает систему управления обществом, экономикой и государством. Идеология – синоним власти, – даже если сама власть это и пытается иногда отрицать. Когда же власть (как в позднем СССР) имеет глупость «отказаться от идеологии», то, в конечном счете, происходит ее отказ и от функций управления обществом и государством. Что неизбежно ведет к ослаблению и развалу государства, экономики и деградации общества. Наступает хаос. «Поздний» СССР и «Ранняя Россия» – очевидный тому пример.
Ликвидация В.Путиным управленческого хаоса в начале десятилетия потребовала, естественно, восстановления основных идеологических принципов, связанных с ролью государства и функциями власти. Эти принципы отличались высокой степенью прагматизма. Иначе и не могло быть – восстановление государства и внутриполитической стабильности требовало максимального прагматизма в подходах к решению сугубо практических задач. Подобная прагматическая идеология «кризисного управляющего» требовала, во-первых, минимальных теоретических изысков из-за отсутствия времени, а, во-вторых, исключения идеологических конфликтов по той простой причине, что восстановление управления и без того вело к столкновению интересов с различными группами влияния. Вот почему В.Путин пытался консолидировать общество привлекая к работе всех – от А.Проханова и Г.Зюганова до неолибералов гайдаровского толка. За исключением откровенных противников государства, т.е. применительно к ситуации в тогдашней России, – восстановления управляемости.
Мы живем в мире, где инерция – политическая, экономическая, мышления, наконец, – вписывает нас в текущую цепь событий, не позволяя выходить за рамки устоявшихся (и, как нам кажется, незыблемых) понятий и штампов. Такая инерция существует и в понимании общественных процессов. Именно же этой причине самые глубокие, революционные социально-политические изменения (развал СССР, изменение всей геополитической картины мира, ликвидация ОВД, появление радикального фундаментализма) воспринимаются элитами и учеными только с опозданием, после свершившихся событий. Задача общественной науки, на мой взгляд, заключается не только в описании и анализе известных событий, но, главное, в попытке прогнозировать общественные процессы, предлагать свои идеи и варианты решений проблем. Так, после начала мирового финансового кризиса 2008 года (который, кстати, как всегда, оказался неожиданным), мало кто из ученых- обществоведов и политиков смог сформулировать проблему кризиса в более широком контексте, а именно:
По мере усиления процесса
глобализации происходит и усиление
его идеологического
Более того, эти международно-правовые
нормы становятся обоснованием для
проведения конкретной внешней политики
стран, коалиций и международных
институтов. Можно сказать, что в
этот период произошел «скачок», когда
система международных
Очевидно, что образ России
будет трактоваться этими государствами,
исходя из уже формально закрепленных
в документах Евросоюза норм и
ценностей. Что, естественно, встречает
и будет встречать
Таким образом развитие процесса глобализации в идеологии, особенно в период скачкообразного перехода, требует активного участия государства, ибо только оно способно защитить в политическом и правовом плане национальную систему интересов и ценностей. При этом очень важно, чтобы российские субъекты, формирующие идеологию, особенно МИД, государственные СМИ, не устранялись от этого процесса. В противном случае обществу и России могут быть навязаны заведомо вредные и устаревшие идеологемы, в том числе и политическими средствами. Как это было в СССР и до недавнего времени в России. Как – это стало очевидно после кризиса 2008–2010 годов во всем мире, который исчерпал за свой 30–40 летний цикл свои ресурсы развития. Сегодня пока нет ясного представления о новой модели. Ясно, однако, что в ней резко усилится роль государства. И сегодня современная наука считает, что «…чем прогрессивнее исторический субъект, тем больше идеология включает положительных знаний… Отрицательно влияет на людей идеология социального субъекта, который утратил или исчерпал свою историческую перспективу…». Применительно к России, можно добавить, – либерализма и коммунизма, которые, в российских условиях, особенно опасны своим вульгарным толкованием, некритическим отношением даже к собственным классическим положениям.
Разговоры и споры о демократии в России неизбежно сходятся к вопросу о «традиционной российской невосприимчивости» демократических ценностей, что, конечно же, полная ерунда, происходящая от элементарного незнания русской истории и культуры. На самом деле демократические традиции на Руси-России – сильны. Может быть сильнее, чем в других странах, но они обладают национальной спецификой (как, впрочем, и во всех других странах), а не «универсальны».
В раннем средневековье русских князей как правило выбирала старшая дружина, позже – при псковской и новгородской республиках – их приглашали и даже изгоняли вполне демократически, на вече. В том числе о очень популярных князей.
Еще позже – были Земские
соборы, а еще позже дворяне (гвардия)
посредством переворотов «
Был короткий период абсолютизма (а где его не было?), да и при нем существовали Боярские думы, Госсоветы и пр. вполне демократические структуры. В целом позиция по этому вопросу может быть сведена к следующим тезисам: