Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:22, курсовая работа
Цель данной работы - анализ государственной службы в России: ее понятие, особенности и проблемы.
Введение 3
Глава 1. Понятие государственной гражданской службы 6
1.1. Понятие государственной службы по действующему законодательству6
1.2. Государственная должность и ее виды 14
Глава 2. Проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации 21
2.1. История развития государственной службы в России 22
2.2. Особенности государственной гражданской службы в РФ 25
2.3. Проблемы совершенствования государственного гражданской службы в РФ 32
3. Основные направления реформирования государственной гражданской службы в РФ 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностей гражданской службы.
Законодатель подразделяет все должности государственной гражданской службы на категории и группы.
В части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно, и объем юрисдикционных полномочий у этих категорий неодинаков.[5]
Должности руководителей
выделяются из общей системы должностей
государственной гражданской
Таким образом, должность руководителя в системе должностей гражданской службы является ключевой. Ее правовой статут позволяет гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и контрольные функции, направление деятельности государственного органа и его коллектива, официально представлять государственный орган во внешних сношениях внутри страны и за рубежом.
Соответствие статута
должности руководителя и системы
квалификационных требований, предъявляемых
к этой должности, призвано обеспечивать
эффективное исполнение полномочий
государственного органа. Поэтому статут
должности руководителя определяется
в законах, подзаконных актах
о соответствующем
Объем административно-
– должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (департаментов);
– должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;
– должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.
При этом Закон не проводит различия, замещаются ли должности указанных руководителей на определенный срок полномочий или без ограничения такого срока.
Всем категориям руководителей
свойствен ряд характерных
– имеют право совершать
юридические властные действия в
отношении подчиненных или
– реализуют свои полномочия
в целях осуществления
– осуществляют деятельность, содержанием которой является подготовка и принятие решений;
– используют в своей деятельности различные неправовые формы: совещания, дачу указаний, проведение консультаций и т.п.;
– осуществляют контроль за выполнением принятых решений;
– применяют административно-
Лица, замещающие должности
руководителей, обладают наиболее широкими
полномочиями по сравнению с другими
категориями гражданских
Эти административно-
Следующая категория должностей гражданской службы – это должности, учреждаемые «для содействия» лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Это так называемые патронажные должности гражданской службы (от лат. patronus – покровитель).[7]
Гражданские служащие на данные должности подбираются исходя из принципа властно-политической преданности и в соответствии с персональными рекомендациями. Учитываются их предшествующие личные действия в поддержку власти, прошлая политическая ориентация, социальное и семейное происхождение и положение. Продвижение по службе является следствием исключительно оценки «патрона», то есть «сверху», индивидуальных действий и профессионализма гражданского служащего, его политической и личной преданности.
Должности помощников (советников) – это должности гражданской службы, замещаемые по личному решению патрона. В Российской Федерации все лица, замещающие государственные должности, а также руководители государственных органов вправе самостоятельно принимать на гражданскую службу граждан из числа доверенных лиц на должности помощников, советников и др.
Например, в федеральном министерстве министр – государственная должность Российской Федерации, не относится к должностям гражданской службы; помощник, советник, консультант, секретарь министра – должности категории помощника.[2]
Назначение этой категории
должностей гражданской службы состоит
в выполнении лицами, которые их
занимают, функций в целях
– разработка и внесение
предложений по актуальным направлениям
соответствующей сферы
– систематическая информация
и консультирование, представление
соответствующих информационно-
– участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
– осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;
– внесение предложений
о необходимости разработки законов
и подзаконных нормативных
– участие в подготовке докладов, а также иных материалов;
– участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
– выполнение иных поручений
лица, занимающего государственную
должность или должность
Как видно, лица, замещающие
должности категории «помощники
(советники)», обязаны оказывать
лицам, замещающим государственные
должности или должности
Полномочия лиц, замещающих должности помощников (советников), прекращаются с окончанием срока пребывания на государственной должности или должности руководителя лица, деятельность которого они непосредственно обеспечивали.
Следующая категория должностей
гражданской службы, которые выделяются
в Законе, – это должности специалистов.
Они учреждаются для
Должности гражданской службы
категории «специалист» в аппарате
федерального органа исполнительной власти
– главный, ведущий, старший, младший
специалисты. Особенность этой категории
должностей гражданской службы состоит
в том, что хотя их унифицированные
наименования и предусмотрены в
Реестре должностей федеральной
государственной гражданской
Согласно Закону должности
вспомогательно-технического (обеспечивающего)
персонала также являются должностями
государственной гражданской
Должности категории «обеспечивающие специалисты» замещаются без ограничения срока полномочий.
Наличие разных статусов государственных должностей в государственных органах позволяет говорить о схожести структуры должностей гражданской службы в Российской Федерации со структурой должностей государственной (публичной) службы в зарубежных государствах.
Законодатель подразделяет
все должности гражданской
1) младшие;
2) старшие;
3) ведущие;
4) главные;
5) высшие.
Между тем не все категории должностей гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты» имеются лишь четыре группы должностей: главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело в категории должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют не только группы младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Отнесение должностей категорий
«руководители» и «помощники (советники)»
к самым высоким
Глава 2. Проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации
2.1. История развития государственной службы в России
Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. Вспомним Древний Рим, где также придавали больше значение государственной службе и управлению.
В Киевской Руси IX - XI веков
отдельные функции или
Активно стала развиваться
государственная служба в период
образования Московского
Формируется принцип местничества,
связывающий возможность
Информация о работе Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы