Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ государственной службы в России: ее понятие, особенности и проблемы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие государственной гражданской службы 6
1.1. Понятие государственной службы по действующему законодательству6
1.2. Государственная должность и ее виды 14
Глава 2. Проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации 21
2.1. История развития государственной службы в России 22
2.2. Особенности государственной гражданской службы в РФ 25
2.3. Проблемы совершенствования государственного гражданской службы в РФ 32
3. Основные направления реформирования государственной гражданской службы в РФ 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Файлы: 1 файл

Проблемы государственной гражданской службы в РФ в 2000-2010 годы.docx

— 72.40 Кб (Скачать файл)

Обеспечение эффективности гражданской  службы возлагается на специальные органы по вопросам государственной службы и кадровые службы государственных органов. На федеральном уровне координацию деятельности по реализации задач, возложенные на гражданскую службу должен выполнять орган по управлению государственной службой.

Учитывая, что гражданская служба осуществляется не только в органах  исполнительной, но и законодательной  и судебной власти, будет правильным установить, что федеральный орган  по вопросам гражданской службы, его  состав, определяется Президентом РФ.

Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной  службы является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.

Основными задачами Управления являются:

- содействие Президенту Российской Федерации в пределах своих полномочий в определении основных направлений реформирования и развития государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба), в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти по этим вопросам;

- обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы;

- участие в работе по совершенствованию правовых основ государственной службы.

Основными функциями Управления являются:

- участие в подготовке законопроектов по вопросам государственной службы, вносимых Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по названным вопросам;

- представление предложений Президенту Российской Федерации по вопросам организации государственной службы, подготовки граждан для прохождения государственной службы, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также по вопросам формирования и совершенствования системы управления государственной службой;

- участие в подготовке проектов федеральных целевых программ по вопросам государственной службы;

- обеспечение выполнения Администрацией Президента Российской Федерации функции координатора федеральных целевых программ по вопросам государственной службы;

- организационное обеспечение деятельности рабочих органов по подготовке мероприятий, связанных с реформированием государственной службы;

- участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

- анализ практики применения федерального законодательства по вопросам государственной службы, подготовка докладов, аналитических и информационных материалов для Президента Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы;

- координация деятельности по формированию, размещению и исполнению государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в федеральных органах государственной власти;

- обеспечение выполнения Администрацией Президента Российской Федерации функции государственного заказчика подготовки (стажировки) государственных служащих за рубежом;

- формирование на основе предложений государственных органов проектов утверждаемых Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации ежегодных планов подготовки лиц, замещающих должности государственной службы;

- отбор лиц, замещающих должности государственной службы, для направления на подготовку (стажировку) за рубеж, контроль за качеством прохождения указанными лицами стажировки, учет лиц, прошедших стажировку;

- участие совместно с заинтересованными государственными органами в переговорах с государственными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам заключения соглашений о подготовке (стажировке) за рубежом лиц, замещающих должности государственной службы, а также по другим вопросам, связанным с государственной службой;

- взаимодействие с Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации по вопросам реализации основных направлений ее деятельности;

- осуществление мониторинга реформирования и развития государственной службы;

участие в пределах своей компетенции  в проверках реализации федеральными органами исполнительной власти федеральных  законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы.

Аналогичные органы субъектов Российской Федерации должны, разумеется, создаваться  в соответствии с их законодательством, составляя при этом единую систему  управления. [12]

Таким образом, в Вооруженных Силах  РФ создается современная государственная  гражданская служба – оптимальная  по численности, профессиональная по составу, эффективная по результатам деятельности.

 

2.3. Проблемы совершенствования государственного гражданской службы в РФ

На современном этапе  развития российского общества сформировались уровни государственной службы - федеральная  государственная служба и государственная  гражданская служба субъектов Федерации, а также фактически сложилось  разделение федеральной государственной  службы по видам - гражданская, военная  и служба в правоохранительных органах (хотя последняя в настоящее время  так и не нашла современного законодательного отражения). Отдельные виды федеральной  государственной службы устанавливаются  федеральными законами, исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения. Таким образом, различные виды и  уровни государственной службы образуют единую систему государственной  службы.

Однако в потоке преобразований и изменений в сфере государственного управления наблюдается слабость системного подхода. Отмечаются противоречия между  статутными правовыми актами и тематическими  законами в части регулирования  компетенции органов исполнительной власти. Все это выражается в том, что в регулировании статусов органов исполнительной власти до сих  пор преобладают подзаконные  акты над законодательными регуляторами. Содержащиеся в законах о правовом положении органов исполнительной власти нормы о компетенции и полномочиях нередко «перекрываются» и смещаются в сторону решениями высших должностных лиц, правительственных структур, министерств и ведомств.

В настоящий момент во многих положениях о федеральных органах  исполнительной власти неясно прописаны  нормы об их взаимоотношениях по «горизонтали» и «вертикали». В итоге затруднены четкие связи однородных федеральных и региональных органов и, следовательно, эффективное и оперативное решение экономических и социальных вопросов.

Длительное время государственному управлению в России было присуще  слабое регулирование процессов  деятельности. Отсутствие законов и  широчайшее административное усмотрение служили и служат источником хаотичных  и непоследовательных действий, произвольных и ошибочных решений. Следствием являются значительные потери ресурсов и общественного времени, медленное  развитие экономики и социальной сферы, порождаются коррупция и  бюрократизм в чиновничьей деятельности.

Поэтому можно согласиться  с взглядами видных ученых, что  пришло время менять средства управления и для его ускорения и эффективности  развивать административные процедуры. [13].

Между тем коррупция в  системе государственной службы делает нестабильными общественные отношения, способствует развитию напряжения в обществе. В результате негативных последствий коррупции возникает  отчуждение государственных служащих от государства [18]. Но самый большой вред от коррупции - морально-политический. Потому что устойчивость власти и самого государства зависит от одного важнейшего фактора - доверия людей к органам власти. А если люди видят, что она коррумпирована, то это доверие исчезает, это самое опасное.

Сходные и другие негативные факторы, вызванные коррумпированностью государственных служащих, нередко занимающих ответственные должности в государственном аппарате, делают систему публичного управления малоэффективной. Таким образом, коррупция в системе государственной службы подрывает государственные основы, нарушает права граждан, а также создает угрозу национальной безопасности России. Как отмечает ученый Д.Н. Бахрах, «засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом для России» [3].

Есть достаточные основания  считать, что ставшие известными сведения о неблаговидных делах  нынешних чиновников - это далеко не полная картина. С сожалением приходится констатировать, что до последнего времени не выработана практика систематизации данных о должностной и нравственной «ущербности» гражданских служащих, об их служебной нечистоплотности, недостойном управленческом поведении, о фактах свершившегося наказания за разного рода злоупотребления и прочие недозволенные деяния [15].

Любые проявления бюрократизма, формализма, консерватизма, догматизма и иных аномальных явлений в кадровой работе способны погубить любое ценнейшее  начинание, поскольку тиражируются отжившие или не оправдавшие себя формы и методы воспроизводства  кадрового потенциала, а в отношениях между субъектами и объектами  кадровой работы возникают ненормальные ситуации с правами без ответственности  или с обязанностями без достаточных  полномочий. В подобной ситуации трудно рассчитывать на общий успех в  решении кадровых проблем.

Необходимо признать, что  сегодня достаточно высокие требования, предъявляемые законом к государственным  служащим, не подкрепляются их требовательностью  к самим себе, а также к своим  коллегам. По существу, не сформулированы положения о предостережении, когда  еще нет состава должностного правонарушения, но уже созданы предпосылки  для его совершения и оно может быть предупреждено [18]

Дисциплинарное производство заключается в применении к государственным  служащим, совершившим правонарушение в виде должностного проступка, дисциплинарных взысканий, предусмотренных правовыми нормами. При этом под должностным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него обязанностей. Должностной проступок может выражаться в том числе в однократном нарушении дисциплины в системе государственной службы, нарушении в служебной сфере федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, а также неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов [17].

Но и здесь имеются  определенные правовые пробелы, требующие  урегулирования. Так, можно согласиться  с мнением, что особое внимание необходимо обратить на то, что Трудовой кодекс РФ и ряд подзаконных актов  в данном направлении (для государственных  служащих), расширив права работодателя, не закрепили обязательное требование соответствия тяжести дисциплинарного  проступка дисциплинарному взысканию. Объективный фактор не учитывается (а именно предыдущее поведение, результаты труда, предшествующая работа), т.е. не учитываются степень вины и другие существенные обстоятельства. Одним  из принципов определения юридического состава правонарушения и санкции  являются соразмерность проступка  и наложенного взыскания. Необходимо нормативно закрепить принципы соразмерности  и дифференциации в зависимости  от степени вины и вредности наступивших  или возможных последствий дисциплинарного  проступка. Это будет являться сдерживающим фактором для работодателя и гарантией  от применения чрезмерно строгой  санкции по отношению к работнику.

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления  реформирования государственной  гражданской службы в РФ

Цель совершенствования государственной гражданской службы - создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики

Задачи совершенствования:

- обеспечение взаимосвязи видов  государственной службы, а также  государственной и муниципальной  службы,

- формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации,

- создание системы управления государственной службой,

- формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих,

- разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции,

- развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе,

Информация о работе Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы