Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ государственной службы в России: ее понятие, особенности и проблемы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие государственной гражданской службы 6
1.1. Понятие государственной службы по действующему законодательству6
1.2. Государственная должность и ее виды 14
Глава 2. Проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации 21
2.1. История развития государственной службы в России 22
2.2. Особенности государственной гражданской службы в РФ 25
2.3. Проблемы совершенствования государственного гражданской службы в РФ 32
3. Основные направления реформирования государственной гражданской службы в РФ 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Файлы: 1 файл

Проблемы государственной гражданской службы в РФ в 2000-2010 годы.docx

— 72.40 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к XVII веку в России развилась приказно-воеводская система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.

Восшествие на престол  в 1682 году молодого Петра - I ознаменовало развитие и укрепление новой системы  государственных органов достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром - I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием  Указа о единонаследии 1714 года, который  закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную  или гражданскую службу и служить  за жалование. Логическим продолжением Указа о единонаследии стал - Табель о рангах (1722 г.). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга  становятся определяющими для продвижения  по службе. Табель сформулировал новую  систему чинов и должностей. Устанавливались  сроки службы в определенных чинах, с достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось  звание потомственного дворянина, с  передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс  чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги  подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом (1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.[8]

Во второй половине XVIII века, при Екатерине - II система, заложенная Петром - I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и  ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы  всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины - II. Ими  дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра - I идет постепенное ослабление, а затем  отмена обязательности государственной  службы для основного служивого  сословия - дворянства, она стала  их привилегией.

Новое развитие получила государственная  служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося  государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ о  обязательном экзамене для занятия  государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование  для замещения ряда должностей. И  хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее, он вводил новые принципы государственной  службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят «Устав о службе гражданской», в 1834 году «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах. В течение XIX века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная уголовная охрана от преступлений при исполнении им своих обязанностей, устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению и так далее. Таким образом, можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую.

При советской власти все  это законодательство было отменено. Это было связано, прежде всего, с  идеями быстрого отмирания всякого  государства, слома старого государственного аппарата и упразднения всякого  чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД России. Служба в государственных органах  регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты «Временные правила о  работе в государственных учреждениях  и на предприятиях», в 1967 году Госкомтруда  утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов. В  материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала  быть особой прогрессией. И лишь в  конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.

В последующие годы законодательство нашей страны не стояли на месте, а  двигались только вперед, в связи  с этим были изданы различные нормативно-правовые акты, которые регулировали вопросы  государственной службе в России, ее своеобразия и особенности. Начало 21 века ознаменовало появление очень важных нормативно-правовых документов относящихся к данной сфере деятельности, а именно Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ « О системе государственной гражданской службе» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [10].

 

2.2. Особенности  государственной гражданской службы  в РФ

Государственная гражданская служба Российской Федерации (гражданская  служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий федеральных  государственных органов, государственных  органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов  Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба в РФ - это важнейший инструмент проводимых в стране преобразований. Её развитие рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства.

Основной документ о государственной  службе – это Федеральный закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации». Он содержит ряд принципиально важных правовых норм, носящих инновационный характер для российской управленческой практики.

Отбор кадров, который осуществляется Департаментом государственной гражданской службы (ДГГС) по конкурсу на замещение вакантных должностей, помогает сформировать кадровый резерв Министерства обороны России.

Специалисты Департамента собирают информацию о кандидатах, проверяют их персональные данные, а также сведения о доходах  и имуществе. Для этого в настоящий  момент налажено тесное взаимодействие ДГГС с МВД, Федеральной налоговой  службой и Федеральной миграционной службой, а также с Архивом  Минобороны и Объединенным архивом  учреждений системы образования.

Государственные гражданские служащие должны обладать профессиональными  знаниями и навыками, необходимыми для исполнения своих должностных  обязанностей. Для оценки результатов  их деятельности регулярно проводятся квалификационные экзамены и аттестация. Следует отметить, что сегодня  требования к гражданским служащим существенно возросли.

Система дополнительного профессионального  образования дает возможность многим сотрудникам Министерства обороны  двигаться вверх по карьерной  лестнице. Учебные планы повышения  квалификации регулярно корректируются и обновляются. Таким образом, формируется кадровый состав для системы государственного управления.

Длительное и эффективное исполнение гражданским служащим своих обязанностей всегда поощряется. К примеру, учитывается  при назначении сотрудника на вышестоящую  должность или присвоении ему  классного чина.

Особое внимание в Министерстве обороны уделяется борьбе с коррупцией. Принят комплекс мер, направленных на снижение коррупционной составляющей на гражданской службе. Специально созданная комиссия занимается вопросами  служебного поведения гражданского служащего и урегулированием  конфликта интересов. Она тесно  взаимодействует с военной прокуратурой, правоохранительными и налоговыми органами, а также с органами военного управления Минобороны России.

В целом привлечение на государственную  гражданскую службу высококвалифицированных  специалистов, их последующее обучение и регулярная аттестация помогают решить одну из важнейших задач – формирование кадрового состава Министерства обороны России [23].

Анализ ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» свидетельствует  о том, что основная масса регулятивных полномочий закреплена как за Российской Федерацией, так и за субъектами Российской Федерации. Однако в этом Законе недостаточно четко прослеживаются основания отнесения тех или  иных вопросов государственной службы к полномочиям Российской Федерации  и к полномочиям субъектов  Российской Федерации.

Разграничение полномочий по вопросам гражданской службы между уровнями власти должно основываться на решении  следующих задач:

1) построение целостной системы  государственной гражданской службы, основанной на единых принципах  регулирования вопросов прохождения  службы, установления ограничений  на гражданской службе, оплаты  служебной деятельности, предоставления  государственных социальных гарантий, независимо от уровня и вида  гражданской службы;

2) ликвидация противоречий в  законодательстве о государственной  службе путем создания комплексной  нормативной правовой основы  регулирования гражданской службы  на базе федеральных законов  прямого действия;

3) обеспечение стабильности гражданской  службы;

4) обеспечение государством реализации  гражданами конституционного права  на равный доступ к государственной  гражданской службе.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  регулируют вопросы гражданской  службы, связанные в большей мере с предоставлением социальных услуг (материально-бытовое, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, дополнительные виды поощрений и т.д.).

Исполнительно-распорядительные полномочия в действующем Законе зафиксированы  в минимальной степени (особенно на уровне субъектов Российской Федерации). Объясняется это тем, что данный Закон содержит массу отсылочных норм, в которых должен быть раскрыт  механизм его исполнения государственными органами (порядок проведения аттестации, квалификационных экзаменов и присвоения классных чинов; порядок ведения  личных дел и реестров государственных  служащих; порядок применения и обжалования  дисциплинарных взысканий, применения поощрений; порядок защиты государственного служащего и членов его семьи  от насилия и угроз; порядок проверки сведений, представленных при поступлении  гражданина на государственную службу, и др.). Целесообразно большую  часть подобных «отсылок» урегулировать во вновь разрабатываемых нормативных правовых актах, в соответствии с утвержденной Президентом РФ Концепцией реформирования государственной службы.

Исполнительно-распорядительные полномочия в большей мере связаны с вопросами  прохождения гражданской службы и обеспечения ее функционирования, поэтому осуществляют их специальные  государственные органы по вопросам гражданской службы и государственные  органы в лице кадровых служб. Данные полномочия однотипны как для  федеральных органов государственной  власти, так и для органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо указать на исполнительно-распорядительные полномочия, которые по своей сути могут быть только в федеральном  ведении, но затрагивать и вопросы  гражданской службы субъектов Российской Федерации: дача Президентом РФ разрешения на принятие наград, почетных и специальных  званий иностранных государств, международных  и иностранных организаций; присвоение Президентом РФ гражданским служащим высших классных чинов, дипломатических рангов; принятие федеральным государственным органом по вопросам гражданской службы решения о признании образования равноценным.

Контрольные полномочия, связанные  с осуществлением государственного надзора и контроля за соблюдением  законов и иных нормативных правовых актов по вопросам гражданской службы, предлагается закрепить за Российской Федерацией, поскольку именно она  создает правовую основу единообразного регулирования вопросов гражданской  службы. [1]

Информация о работе Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы