Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ государственной службы в России: ее понятие, особенности и проблемы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие государственной гражданской службы 6
1.1. Понятие государственной службы по действующему законодательству6
1.2. Государственная должность и ее виды 14
Глава 2. Проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации 21
2.1. История развития государственной службы в России 22
2.2. Особенности государственной гражданской службы в РФ 25
2.3. Проблемы совершенствования государственного гражданской службы в РФ 32
3. Основные направления реформирования государственной гражданской службы в РФ 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Файлы: 1 файл

Проблемы государственной гражданской службы в РФ в 2000-2010 годы.docx

— 72.40 Кб (Скачать файл)

- создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества,

- упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах,

- выработка оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих,

- совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения,

- регламентация функции по оказанию консультативной помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих,

- методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов,

- разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы,

- разработка процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих,

- регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих,

- совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе,

- внедрение в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении,

- совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям,

- внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности

- разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне,

- сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих,

- формирование и реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих,

- развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих,

- совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе,

- внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих.

Нормативно-правовым актом, определяющим направления совершенствования государственной гражданской службы является «Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Сроки и этапы реализации Программы - 2009-2013 годы (I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2013 годы).

Основные направления реализации Программы:

- формирование системы государственной  службы как целостного государственно-правового  института, создание системы управления  государственной службой,

- внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы,

- повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих,

Объемы и источники финансирования Программы: на весь период реализации Программы за счет средств федерального бюджета предусматривается 691 млн. рублей, в том числе: на финансирование I этапа реализации Программы (2009 - 2010 годы) - 258,6 млн. рублей; на финансирование II этапа реализации Программы (2011-2013 годы) - 432,4 млн. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- формирование и развитие видов  государственной службы,

- внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи видов государственной службы,

- создание необходимых условий для профессионального развития государственных служащих,

- разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение,

- обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю,

- реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы,

- унификация и методическое сопровождение разработки должностных регламентов государственных служащих,

- создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов,

- совершенствование порядка замещения вакантных должностей государственной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к государственной службе,

- внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации государственных служащих,

- актуализация содержания программ подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения,

- разработка и внедрение в государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального развития государственных служащих,

- разработка и применение в государственных органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне,

- регламентация и реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации дополнительных государственных гарантий жилищных прав государственных служащих,

- разработка правовых основ защиты государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных (служебных) обязанностей.

Итак, успешность реформирования и развития системы государственной службы зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на модернизацию государственной службы как единой системы, а также на практическое применение новых технологий государственного управления. Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы добавить, что правовое регулирование государственно-служебных  процессов в настоящее время  отстает от темпов развития тенденций  и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства.

Государственная гражданская  и военная служба представляет собой  систему правоотношений, которые  регулируются не только административно-правовыми  нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного.

 Продвижение по службе  должно определяться в первую  очередь личными качествами служащего,  его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к  данному виду службы.

 К сожалению, нормативно-правовая  база, регулирующая порядок прохождения  государственной службы на федеральном,  а следовательно и на региональном  уровне, не совершенна и требует  доработки. 

Целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной  гражданской и военной службы развивать по пути повышения правового  статуса  органов управления государственной  службой и кадровых служб государственных  органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных  перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и  использования полученных знаний.

Самые главные положения  нового ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации", которые, по сути, определяют концепцию  и модель российской гражданской  службы, содержатся, с нашей точки  зрения, в его первых двух главах: "Общие положения" (глава 1) и "Должности  гражданской службы" (глава 2). В  них определяются: основные термины, предмет регулирования Закона, принципы и должности гражданской службы, реестры должностей государственной  гражданской службы, классные чины гражданской службы.

Почему в качестве принципа построения и функционирования системы  государственной службы (ФЗ "О  системе государственной службы в Российской Федерации") нужно  считать "защиту государственных  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность как государственных  органов и должностных лиц, так  и физических и юридических лиц"?

Весьма заметной отрицательной  характеристикой нового Закона о  системе государственной службы является, по нашему мнению, отсутствие у его авторов четкого представления  о целях законотворчества в указанной  сфере государственно-служебных  отношений. Само название Закона - "О  системе государственной службы" - является второстепенным для теории и практики государственно-служебного строительства. Ведь главным предметом  законодательного регулирования всегда выступает сама государственная  служба (или государственные служащие). Поэтому и следовало бы принимать  законы о государственной службе, в которых устанавливалась бы система государственной службы.

Чтобы представить себе будущее  государственной службы, надо автоматически  рассуждать о множестве федеральных  законов, устанавливающих "виды государственной  службы". Законодатель много раз  отсылает правоприменителей к будущим  федеральным законам о виде государственной  службы (например, п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 10, п. 1 - 6 ст. 12, п. 1, 2 ст. 13, п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной  службы Российской Федерации"). Вместе с тем в самом Законе не установлены  виды государственной службы, требующей  отдельного нормативно-правового регулирования.

Нормативно-правовым актом, определяющим направления совершенствования  государственной гражданской службы является «Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Итак, успешность реформирования и развития системы государственной службы зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на модернизацию государственной службы как единой системы, а также на практическое применение новых технологий государственного управления. Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Наука, 2002.- С. 122 - 125.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2000. – С. 223.
  3. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право, 2004.- №12.- С.10.].
  4. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. – М., 1999. – С. 124 – 125.
  5. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. – 2002. – № 12. – С. 11 – 24.
  6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – 1982. – Т. 4. – С. 224.
  7. Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. – 2004. – № 6. – С. 27.
  8. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высшая школа, 2006. – ст. 352.
  9. Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы/Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. – М., 2004. – С. 81.
  10.   Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2002. - 336 с.
  11. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
  12. Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах, 2003.- № 8.- С. 15-19
  13. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Гражданин и право, 2007.- №8.- С. 61
  14. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 95.
  15. Марченко И. Требуется оздоровление управленческого корпуса власти // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007.- №1.- С. 45
  16. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации//Государство и право. – 2003. – № 9. – С. 19.
  17. Попов Л.Л. Административное право России: Учеб. / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров.- М.: Проспект, 2006.- С. 114
  18. Тихомиров Ю.А., Чеснокова М.Д. Совершенствование организации управления и оказания публичных услуг // Журнал российского права, 2005.- №3.- С. 38-39
  19. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ от 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
  20. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ от 02.06.2003, № 22, ст. 2063, СЗ РФ от 17.11.2003, № 46 (ч. 1), ст. 4437.
  21. Указ Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27.09.2005 № 1131 // СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 4017.
  22. Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11.01.1995 № 33 (ред. от 26.11.2001, с изм. от 11.10.2004) // СЗ РФ от 16.01.1995, № 3, ст. 174, СЗ РФ от 18.10.2004, № 42, ст. 4105.
  23. http://recrut.mil.ru - Министерство обороны Российской Федерации // «Государственная гражданская служба»

Информация о работе Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы