Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
Основной формой организации обучения является урок. Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок отличается целеустремленностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.
Введение 3
Глава I Педагогические основы понятия интеграции 8
1.1 Понятие интеграции 8
1.2 Интеграция предметов: плюсы и минусы 12
1.3 Интегрированные уроки в начальной школе 14
Глава II Интегрированный урок как форма организации обучения 30
Заключение 46
Литература 47
В
этих условиях правомерны попытки нетрадиционного
решения проблемы обновления содержания
обучения и воспитания, которые многие
педагоги-исследователи начинают искать
на путях «межпредметной интеграции».
Не всякое объединение учебных предметов
или их составляющих является их интерпретацией.
Необходима ведущая идея, реализация которой
обеспечивает неразрывную связь, целостность
данного курса. Ясно также, что интеграция
учебных и внеучебных дисциплин многовариативна;
она может быть полной или частичной.
1.2
Интеграция предметов:
плюсы и минусы.
Ян Амос Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Конечно, интеграция знаний на уровне понятий – это знакомые до боли межпредметные связи. Однако интеграция учебных предметов не ограничивается только этим. Это еще и общие законы, теории, проблемы, принципы. Кроме выделения содержания, теоретической базы интегрированных уроков, большой интерес представляет поиск эффективных форм проведения интегрированных уроков. Таким образом, интеграция учебных предметов охватывает и содержание, и процесс обучения в школе.
Интегрированные уроки можно проводить в форме лекций, конференций, семинаров, игр.
Поиск эффективных форм проведения уроков сопряжен с поиском эффективных форм учебной деятельности. При поэтапном переходе от лекций к семинарам активно развиваются коллективные формы обучения: работа в группах. При этом надо стремиться к переходу от монологичной речи членов группы к диалогу в группах, а затем к диалогу между группами. В подготовке интегрированного урока могут принять участие учащиеся: выбрать тему, которая им интересна, найти (предложить) материалы по этой теме из других предметов.
Побочным эффектом идеи интегрированных уроков может стать стремление формировать и развивать у своих учеников системное научное мышление. Под ним понимают теоретическое мышление, в котором значительную роль играют наглядные образы. Такое интегративное мышление, развитое у учащихся позволит им не только получить целостную систему знаний об окружающем мире, но и послужит базой для формирования экологического, глобального мышления, ставшего в последнее время необходимостью для каждого культурного человека.
Однако
интегрированные уроки хороши при
условии, если они объединены общей
проблемой, тогда они доставляют радость
и ученикам, и учителям. Тогда может получиться
интересная школа содружества.
Организация
учебно-воспитательного
Прогрессивные педагоги разных эпох – Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.
Структура и логика конструирования интегрированного урока, способы организации его по реализации педагогических задач в соответствии с теми или иными принципами и условиями педагогических технологий имеют определенные функциональные назначения.
Подобный урок требует от учителя особой подготовительной работы, важным выражением которой выступает активный поиск эффективных методов его проведения. Развитие способностей педагога в настроении учебного процесса выражается в умении находить точки соприкосновения содержания различных предметов, отвечающих целям и задачам урока.
Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний создает возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.
Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, как указывает В.Н. Максимова1, благодаря комплексному подходу к обучению, если соблюдаются определенные дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование понятий, умений на уроках с общеобразовательным содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников.
Темы
общеобразовательных дисциплин, выбранные
для конструирования
Важное место в качественном проведении урока играет, по А.И. Уман2, «постановка сценария, который связан с поэтапной разработкой последовательных моделей процесса обучения.
Первый этап, целевой, включает следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
На
втором этапе разрабатывается
изучаемого материала.
Третьим
этапом в подготовке урока является
построение модели, которая осуществляется
путем соотнесения каждого
Процессуальный
этап завершает построенный
Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области.
Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей. Какие уроки более приемлемы для интеграции? В основе таких уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи:
Интегрирование чтения с другими предметами пока принципиально в методической литературе отрицается. Но если учебный материал по курсу чтения – музыка – ИЗО рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это будет способствовать систематизации знаний по чтению, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал.
Заслуживает внимания и то, что детям интегрированные уроки нравятся, вызывают интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.
Интересно и познавательно проходят интегрированные уроки по русскому языку и природоведению1, математике и природоведению, по русскому языку, природоведению и изобразительному искусству.
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний – организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов предусмотренных учебной программой.
Задачи:
Следует разделять традиционный и современный уроки.
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу – вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уровне широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично-поисковые исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, Интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.