Интегрированный урок по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Основной формой организации обучения является урок. Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок отличается целеустремленностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Педагогические основы понятия интеграции 8
1.1 Понятие интеграции 8
1.2 Интеграция предметов: плюсы и минусы 12
1.3 Интегрированные уроки в начальной школе 14
Глава II Интегрированный урок как форма организации обучения 30
Заключение 46
Литература 47

Файлы: 1 файл

курсовая интегрированый урок.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

     Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

     Урок  обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

    • урок-практикум;
    • урок-сочинение;
    • урок-диалог;
    • урок - деловая или ролевая игра4
    • комбинированный урок4
    • путешествие;
    • экспедиция и т.д.
 

     Структура урока  включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания, актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

     Сначала ученики занимаются воспроизводящей  деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяются дифференцированно-групповая форма обучения. Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность.

     Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

     Задачи:

    • образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами; углубить знание о;
    • воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо-и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;
    • развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умение анализировать, выделять главное; обобщать и делать выводы.
 

     На  уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборникизадач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

     Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно прибегать к индивидуализированной  и индивидуализировано-групповой форме обучения.

     Этот  урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется  не только за счет организации рационального  общения и коллективной работы, в  процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.

     На  сочетании звеньев закрепления  знаний, формирования умений  и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.

     На  таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру  познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.

     Деятельность  учителя специфична. Спланировав  работу учащихся ранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.

 

     Тип урока: применение знаний на практике.

     Основные  формы уроков данного типа:

    • ролевые и деловые игры;
    • практикумы;
    • уроки защиты проектов4
    • путешествие;
    • экспедиция и т.д.
 

     Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания, актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

     Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему  внедрения севооборота на пришкольном  участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляя схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

     Цель данного типа урока – применение знаний на практике.

     Задачи:

    • образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с:; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
    • воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
    • развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.д.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

     Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

     На  этих уроках, мобилизуя теоретические  знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и  частично-поисковую деятельность. В  этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

      Тип урока: урок повторения, систематизации и  обобщения знаний, закрепления умений.

      Этот  урок имеет самые большие возможности  интеграции и реализации межпредметных  связей.

Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;
  • диспут;
  • игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;
  • заключительная экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • обзорная лекция;
  • обзорная конференция4
  • урок-беседа;
 

     Структура урока строится на сочетании этапов: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов, формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

     Цель – более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

     Такие уроки проводятся при изучении крупных  тем программы или в конце  учебной четверти, года. К ним  можно отнести итоговые уроки.

     Задачи:

    • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме:; обобщить материал как систему знаний.
    • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
    • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:; закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.

     На  уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные  виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями, отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

     Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично-поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используется межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать, систематизировать знания.

     Урок  повторения и обобщения знаний позволяет  применять групповую форму учебной  работы. Разные группы учащихся могут  включаться в выполнение различных  заданий с той целью, чтобы  потом полнее осветить разные вопросы  ранее изученного материала. При  такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются на только через методы, содержание учебного материала, не через организацию коллективной деятельности учащихся.

 

     Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.

     Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля  конструируют специальные уроки.

     Формы урока:

    • урок-зачет;
    • викторина;
    • конкурсы;
    • смотр знаний;
    • защита творческих работ, проектов;
    • творческий отчет;
    • контрольная работа;
    • собеседование.
 

      Цель урока контроля знаний и умений – осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

      Задачи:

    • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке темы:; обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
    • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности, мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
    • развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе 9при использовании коллективной работы).
 

      В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.

      Урок  устного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний, умений и навыков, обобщение и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.

      Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Информация о работе Интегрированный урок по истории