История и традиции офицерского корпуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

История и традиции офицерского корпуса появляются и оформляются в определенную систему задолго до появления самого термина «офицер», берущего свое начало от позднелатинского officiarius, через – должностное лицо, от лат. officium – должность). В средневековом французском языке возникает термин Officier, обозначающий широкий круг лиц, ответственных за подразделение, участок работы или назначенных на должность. В средневековой Франции офицером называли как военные (рыцарские), так и придворные должности (например, виночерпий). Позже в немецком языке производным образом возникает термин Offizier – должностное лицо силовых структур, как правило, вооруженных сил, а позднее и полиции.

Файлы: 1 файл

История и традиции офицерского корпуса.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь - честь коллективная (корпоративная), так как ею обладает не один человек, а коллектив - армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве  развивалось понятие воинской чести? Прежде всего это участие в  войне. Война - тяжелое испытание  для человека. Он рискует собственной  жизнью, принося ее в жертву отвлеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство самосохранения.

Поэтому участие в  войне с давних времен приобретает  почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

В понятие воинской чести  входила исключительная верность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспитывался также принцип гуманности - чувство сострадания к побежденному врагу.

Пример этого - благородное, со стороны русских, отношение к  поверженным и плененным турецким военачальникам на Шипке и Плевне.

Вообще, понятиям нравственным в русской армии уделялось  много внимания. Существовало еще  понятие чести военного мундира, которое трактуется слишком широко. Оно расплывается в сознании воина, тогда как понятие чести полкового мундира, т. е. данной конкретной единицы, вполне осязаемо. Поэтому создавались и поддерживались особые полковые традиции, почетные отличия (в элементах формы, в своих знаках), что позднее привело и к появлению полковых мундиров.

Офицерская честь

Впервые слово встречается  в сочинении герцога Филиппа  Клевского (1573 год). Оно означало всякое лицо, занимавшее определенную государственную  должность. И только к концу 16 века слово это приобретает современное значение.

Каково же определение  понятия ? Это войсковой начальник, облеченный чином, который дается главой государства и обеспечивается существующими  законоположениями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время.

На протяжении нескольких веков офицерский корпус был почти  исключительно кастовым, сословным. Но уже в начале 20 века открывается  доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим определенный образовательный ценз. Причем, все это нисколько не поколебало обособленного положения офицерского корпуса как особой категории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства. Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), именно офицеры в эпоху Нового времени были носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда понятие офицерской чести.

Огромную роль в воспитании офицерской чести сыграл Петр Великий. В те годы молодая русская армия  испытывала огромную нехватку в офицерах. И русский царь не только приглашает на службу офицеров-иностранцев, но и  всеми силами стремится поднять  престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола. Так, например, его указом был узаконен ритуал посвящения в офицеры. Интересно, что в офицеры посвящались только юноши из дворянских семей, которые прошли службу рядовыми в гвардейских полках (Преображенском, Семеновском).

А в честь побед  русского оружия Петр I начинает проводить  триумфальные шествия. Полки под  знаменами, на которых изображались масличные ветви и лавры, под  музыку торжественных бодрых маршей совершали церемониальные прохождения. Гремел ружейно-пушечный салют. Устраивались иллюминации и фейерверки. Триумфальные шествия стали предшественниками еще одного военного ритуала - военного парада.

Поддержанию офицерской чести служило и проведение полковых смотров. Этот ритуал начинался общим построением полка и торжественной встречей лица, назначенного царем для производства самого смотра.

Бывало, что смотр полков производил и сам царь. Проверялись  форма одежды и состояние оружия. Демонстрировались ружейные приемы, перестроения, передвижения и воинские маневры. Смотр завершался торжественным прохождением полка.

Именно тогда, при Петре I, установились и укрепились традиции награждения воинских частей памятными  царскими реликвиями.

Наиболее распространенными  из них были стяги и штандарты, серебряные трубы и литавры. Кстати, именно с Петра I солдаты-преображенцы начинают носить во время парадов красные чулки. Русский император ввел такую традицию потому, что солдаты этого прославленного полка в битве под Нарвой стояли на мосту, удерживая его от шведов по колено в крови и не дрогнули (1700 год). Традиция эта просуществовала более двух столетий и была уничтожена в 1917 году.

Честь мундира

При Петре I укрепилось понятие  чести военного мундира. С его  легкой руки появляется много новых  традиций в ношении военной формы. Так, например, произошло с гусарами-александрийцами. То были знаменитые Черные гусары, 5-й гусарский Александрийский полк.

Рядовые и офицеры  этого полка носили, а на головном уборе знак - череп со скрещенными  костями. Их еще называли - , или . Это название было дано им, как говорят, князем В. Г. Мадатовым. А произошло это сразу после боя с французами в августе 1813 года, когда гусары разгромили два полка тяжелой кавалерии Наполеона. Они с честью продолжали носить свою черную, прославленную во многих битвах форму. В ней же они встретили и Первую мировую войну.

Интересна и их дальнейшая судьба. Некоторые александрийцы  во время Гражданской войны перешли  на сторону Красной Армии. А в 1918 году в составе красных частей появляется отряд александрийцев, по-прежнему одетых в свою гусарскую форму. Командовал ими К. П. Ушаков, в прошлом корнет-александриец. Через год в белой армии был воссоздан Александрийский гусарский полк. Вооруженных сил Юга России участвуют во множестве боев. А завершают боевой путь в 1920 году в Крыму. Часть александрийцев не расставалась со своей формой даже в эмиграции.

Понятие чести мундира  проявилось и в Красной Гвардии. Это были очень длинные шинели (кавалерийского типа) с застежками - красными у пехоты и синими у кавалерии. Не стоит удивляться, что мысль о мундире увлекает части Добровольческой армии.

Военные суды чести

Основная цель их появления - охранение корпоративной чести  офицерского сословия путем предоставления самим офицерам права исключать  из своей среды тех лиц, которые признаются ими как недостойные принадлежать к корпорации. Суды эти носили чисто сословный характер. Строились они на выборных началах и действовали обособленно от общей военно-судебной организации.

Поскольку нижние армейские  чины по характеру их службы (по обязанности или срочному найму) не считались носителями и выразителями воинской чести, юрисдикция военных судов чести на них не распространялась.

Учреждение военных судов чести в Российской империи относится к 1863 году.

Именно тогда вышло положение об охране воинской дисциплины и дисциплинарных взысканиях. Интересно, что подобные суды утверждались лишь при отдельных войсковых частях, а не при высших войсковых соединениях. Назывались они судами общества офицеров. Их компетенции были подвластны лишь только обер-офицеры (ротмистр, есаул, старший лейтенант). Что же касается штаб-офицеров (высший ранг), то считалось недопустимым, несовместимым с началами воинской дисциплины, когда младшие критикуют старших.

По положению 1863 года к компетенции судов общества офицеров были отнесены поступки, несовместимые с понятиями воинской чести и доблести офицерского звания, а также разбор ссор и обид, имевших место в офицерской среде. Примечательно, что дела о дуэлях были изъяты из ведения судов чести. По причине достаточно веской: с допущением подобного прусским законам правила самим законом дозволялось бы кровопролитие и самоуправство вооруженною рукою.

О служебном этикете  военнослужащего армии Первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год). В ней нашли отражение ее важнейшие положения. А в годы Великой отечественной войны (1941-1945) такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

Военного человека от обыкновенного смертного во все  времена отличали мундир, знаки различия и т. д.

В Красной Армии для  определения принадлежности к ее составу в 1918 году устанавливают  нагрудный знак в виде венка из лавровых и дубовых веток. А поверх венка располагается пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды - эмблема "плуг и молот".

Кроме того, в том же 1918 году установлен и значок-кокарда  для головного убора красноармейцев и командиров - пятиконечная звезда с эмблемой. На воротниках шинелей и гимнастерок - петлицы соответствующего цвета (по роду войск).

А в январе 1919 года знаки  различия военнослужащих были введены  в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это были нарукавные знаки из алого  сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом). С 31 января 1922 года знаки различия военнослужащих размещаются на специальном клапане, который нашивается посередине левого рукава шинели и гимнастерки.

6 января 1943 года - знаменательный  день для нашей армии. Именно в этот день Президиум Верховного Совета своим указом вводит для личного состава Красной Армии, а 15 февраля - и для Военно-Морского флота погоны.

Одним из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне, является отдание воинской чести. В  царской армии к военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Белорусской - ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при встрече в "чистом поле" они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился.

Примечательно, что перед  войной (1941 год), да и в первые годы после нее среди наших офицеров высшего ранга существовал неписаный закон - не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси и на метро. Основная причина - советский офицер должен идеально выглядеть и со стороны: чтобы был не помят мундир, чтобы были начищены сапоги, ботинки.

При военной форме  не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение - не выставлял военного в приземленно-бытовом виде. Защитник отечества в любой обстановке должен был иметь соответствующий вид.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных.

Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание  младшим по званию о нарушении  уставных требований ко внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

Порядок представления  военных

Младших по возрасту и по положению представляют старшим и начальникам. Мужчин независимо от возраста и положения - женщинам.

В старом французском  уставе сказано:

"Из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым  здоровается тот, кто более  вежлив и воспитан".

Обмениваясь рукопожатиями при знакомстве, придерживаются правила - первым подает руку тот, кому представляется его новый знакомый.

Представляя военнослужащего, следует указать его воинское звание.

Если знакомят только двух военных, то тот, кто знакомит, называет обоих представляемых. Это упрощает процедуру - им уже не нужно называть себя.

Сидящая женщина при  представлении ей офицера может  не вставать.

Примечательно, что мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.

Традиции отечественного офицерского корпуса продолжают формироваться и сегодня.

 

 

 

 

 

Список рекомендованной  литературы

  1. Рытенков С. О служебном этикете и офицерской чести: вопросы теории // http://www.coldwar.ru/rvo/032010/o-slujebnom-etikete-i-oficerskoy-chesti.php.
  2. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1984.
  3. Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. – М.: Русь-РКБ, 1999. – С. 336
  4. Офицер // Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова. – М.: Воениздат, 1978. – Т. 6. – 678 с.
  5. Советским Вооружённым Силам – 60 лет (Сопроводительный текст, часть вторая), Н. И. Кобрин, Б. П. Фролов, М., Издательство «Знание», 1978 г., 32 стр.

Информация о работе История и традиции офицерского корпуса