Китайская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из себя Китайская цивилизация, каковы её традиции, история,религия и современное состояние.
Начну с того,что особенностью развития Китайской цивилизации является её цикличность. В истории империй Китая чётко прослеживается 3 цикла: становление, расцвет, гибель и хаос, в котором погибает большая или значительная часть населения.

Содержание работы

1.Введение
2.Понятие Китайской цивилизации
3.История
3.1.Возникновение Древнего Китая
3.2.Роль конфуцианства в истории Китая
4.Кризис цивилизации
5.Россия и Китай: международные контакты двух величайших религиозных конфессий
6.Заключение
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.Китайская цивилизация.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)
 

После завоевания Шан на протяжении первых 75 лет чжоуские правители пытались создать сильное  централизованное государство. Первоначально  их усилия были направлены на максимальное усвоение наследия шанцев, которых они переселили в район Лои. Здесь шанские мастера построили для чжоуских правителей новую столицу, которая стала местопребыванием многочисленной чжоуской администрации и главным военным центром, хотя ван со своим двором продолжал жить на западе, в районе родовых поселений чжоусцев.

 

Чжоусцы, используя  опыт шанских чиновников, сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра. Вокруг вана выросла значительная группа титулованного  аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в управлении государством. Было определено пять высших титулов гун, хоу, бо, цзы, нань. Высшими сановниками и ближайшими советниками вана считались трое гунов, которые стояли во главе трех важнейших ведомств. Один из них начальник множества управлял хозяйственной жизнью Чжоу (посевы, жатва, торговля, цены и порядок на рынках). Второй являлся начальником военного ведомства (военные наборы, военное обучение, снабжение войск, командование армией во время войны). Третий гун начальник общественных работ ведал земельным фондом и руководил водоснабжением государства. Выделение финансовых, военных и судебных ведомств и обособление должностей свидетельствуют об укреплении чжоуской государственности, которая, однако, для такой обширной территории была недостаточно прочна и стабильна. Само Западночжоуское государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана ограничивал сановный совет и чжоуская аристократия.

 

Надежды на создание централизованного государства  разрушала и система наследственных уделов, которая впоследствии сыграла роковую роль в судьбе цивилизации Западного Чжоу. Государство Чжоу, кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, включало в себя огромную периферию, заселенную различными племенами. Эта территория не примыкала к резиденциям-столицам, но находилась под непосредственным политическим контролем чжоусцев. Она была поделена на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родичам чжоуского дома, соратникам вана и крупным сановникам. Все они присягали на верность вану. Владельцы наделов, а число их составляло, чуть ли не более тысячи, обязаны были приносить дары чжоускому правителю, предоставлять в его распоряжение военную силу и регулярно бывать при дворе. В остальном они были вполне самостоятельны и даже могли передавать часть своих владений в управление подчиненным. Высшим должностным лицам при дворе вана поручалось следить за выполнением правителями этих полунезависимых областей их обязательств перед чжоуским домом. Был разработан специальный церемониал, который проходил в торжественной обстановке. Неправильное соблюдение этикета при поднесении даров означало неуважение и оскорбление династии. Впоследствии утвердилась тенденция сокращения числа уделов с их одновременным укрупнением и усилением. Постепенно они превращались в полунезависимые образования, чья зависимость от вана становилась все менее ощутимой.

 

Введение системы  наделов сказалось и на социальной дифференциации чжоуского общества. Оно делилось на пять социальных групп. Во главе стоял правитель ван. Вторая группа состояла из представителей высшей аристократии чжухоу. Третья включала глав родоплеменных групп дафу, которые представляли население наследственного владения аристократии. Четвертая группа включала глав больших семей ши. Пятую, самую многочисленную, составляли простолюдины. Такое разделение было тесно связано и с системой общинного землепользования, на которую оказывало влияние родовое устройство Западного Чжоу.

 

Относительно  спокойная эпоха Западного Чжоу продлилась всего 340 лет, когда, сменяя один другого, правили 12 ванов. В бассейне реки Хуанхэ сложилась единая цивилизационная общность Чжунго (срединные государства). Сто родов собственно чжоуского населения, позаимствовав у шанцев культуру и пройдя через создание более совершенной государственности, к VIII в. до н.э. оказались перед катастрофой распада. По мере укрепления власти удельных правителей, усиливалось их стремление к независимости. Положение усугубляли вторжения в Западное Чжоу кочевых племен жунов. Не сумев выдержать напор племен, чжоусцы стали отступать со своих исконных земель. Ван перенес свою резиденцию в г. Лои, Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации эпоха Восточного Чжоу.

 
 

Цивилизация эпохи Цинь

 

К середине III в. до н.э. среди семи сильнейших государств Китая выделилось царство Цинь. Подчинив себе все государства, циньский ван  принял титул хуанди император. Уступая  дорогу династии Цинь, завершалось  время царского дома Чжоу. С помощью своего главного советника Ли Сы, человека умного и решительного, но достаточно жестокого, 26-летний император Цинь-Ши-хуанди приступил к управлению государством, которое населяло значительное количество людей. Привыкших к заботе верховных правителей, санкционируемой традицией. Чтобы управлять огромной добытой в боях империей, была создана основанная на принципах легизма система централизованного управления и полного подчинения каждого подданного государству.

 

Сделав обязательным для всех жителей империи название черноголовые, утверждалось тем самым их гражданское подданство. Циньская империя была разделена на 36 областей во главе с губернаторами. Вся власть сосредоточивалась в руках верховного правителя императора могущественного деспота, правящего страной при помощи чиновников.

 

Должностные лица империи руководствовались твердо установленными законами и были повязаны круговой порукой со взаимной слежкой  и суровым наказанием за недонесение. Вводилось единое письменное законодательство, жестоко каравшее виновных (12 видов смертной казни). Для жителей империи наступили времена террора.

 

Титулы и привилегии наследственной знати ликвидировались. Теперь степень знатности человека определяли богатство и личные заслуги  перед императором. 120 тысяч аристократических семей насильственно переселялись в новую столицу Сяньян (на территории нынешней провинции Шэньси). Бронзовое оружие у частных лиц изымалось и переливалось в колокола.

 

Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых  племен сюнну активно строилась цепь мощных оборонительных сооружений так называемая Великая китайская стена, длиной в 750 км (совр. 4000 км). Вытянувшаяся теперь от местечка Линьтао в провинции Ганьсю и до побережья Ляодунского залива, стена была сложена из каменных плит, пересыпанных утрамбованным лессом. Имевшая не только оборонительное значение, стена помогала наладить торговые связи с другими народами и выступала своеобразным цивилизационным символом первой империи Китая.

 

Следы перемен  в стране были заметны и ощутимы, однако порядок и процветание достигались слишком крутыми мерами, вызывая отчаяние жителей Цинь. Традиции, нравственность и добродетели пренебрегались. Что вынуждало основную массу людей испытывать духовный дискомфорт. В 213 г. до н.э. Цинь-Ши-хуанди распорядился изгнать Песни и Предания и сжечь все частные бамбуковые книги, кроме гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии, агрономии и математике. Уцелели памятники, находившиеся в архивах, но большая часть древних источников по истории и литературе Китая погибла в огне этого безумия. Был издан указ, запрещавший частное обучение, а также критику правительства.

 

Ликвидируя административно-хозяйственные  центры государств периода Чжаньго  или перенося их, наложив запрет на некогда процветавшие школы философов, циньский император вызвал сильное недовольство. После его смерти в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и недовольства начались восстания, которые привели империю к гибели.

 

Опыт становления  и гибели Циньской империи дал первый в истории мировых цивилизаций пример того, что даже самая совершенная теория государственного и социального устройства, примененная на практике, может дать отрицательный результат, если она игнорирует особенности менталитета и образа жизни народа, сложившиеся веками. Благодаря жестокому режиму, созданному легистами в эпоху Цинь, удалось достичь некоторого прогресса в развитии материальных компонентов цивилизации, но ценой невероятного напряжения сил населения империи. Эксперимент династии ЦИНЬ по созданию первого централизованного государства продлился всего 14 лет, после чего начался новый цивилизационный цикл эпоха династии Хань.

 

Цивилизация эпохи династии Хань

 

Эпоха династии Хань в истории Китайской цивилизации  делится на два этапа: Западноханьский (Старшая или Ранняя Хань: 206 г. до н.э. 8 г. н.э.) и Восточноханьский (Младшая или Поздняя Хань: 25 220 гг. н.э.). Свое название основанная Лю Баном династия Хань получила от местности, где он победил своих противников в борьбе за императорский престол. В Западноханьский период столицей создаваемой Ханьской империи стал город Чанъань (нын. Сиань, пров. Шеньси), в котором проживало до полумиллиона человек. В эпоху Младшей Хань ее правители перенесли столицу в город Лоян. В I в. н.э. в Китае провели перепись, которая показала, что Ханьская империя по численности населения приближается к Римской и насчитывает около 60 млн. человек.

 

Когда в конце 207 г. последний император династии Цинь сдавался одному из вождей восставших Лю Бану, будущему основателю династии Хань, Китай переживал глубокий кризис в стране царил политический хаос, административная система разваливалась, поля запустели, голод сокращал население. И тем не менее Китай выстоял, органично развивая при этом традиции своей цивилизации. Для эпохи династии Хань ее специфику можно определить тремя ключевыми словами реформы, конфуцианство как господствующая религия и внешнеполитическая экспансия.

 
 

Годы правления  У-ди время расцвета Китайской цивилизации  эпохи Хань. Центральной власти удалось  окончательно подчинить себе новую поместную аристократию, наладить экономику страны и поднять общественное благосостояние. Возросло число городов с населением до 50 тыс., небывалых размеров достигла работорговля. Монополия на соль, железо и вине приносила доход империи. Исключительно большое развитие получила внешняя торговля. Северный торговый путь, связывавший Китай со странами Запада, получил название Великий шелковый путь.

 

Со времен правления  У-ди Ханьская империя превратилась в сильное централизованное государство. Центральному правительству, состоявшему из различных ведомств, подчинялись области (83), в которые, в свою очередь, входили округа, затем уезды и волости. Страна управлялась армией чиновников, число которых превышало 130 тыс. Чиновники, или ученые, делились на 9 рангов в зависимости от степени, присвоенной им после прохождения экзаменов. Система экзаменов для отбора достойных и присвоения им звания эрудита соответствующей степени была введена в 136 г. до н.э.

 

Одна из важнейших  черт цивилизации Ханьского Китая непрерывное интенсивное взаимодействие с окружающим миром, с варварской периферией, населенной степными кочевниками. Северные соседи ханьцев постоянно угрожали безопасности империи, войска которой в основном успешно сдерживали их натиск, постепенно оттесняя от Великой Китайской стены. Но когда ханьцы оказывались неспособными защитить свои границы от набегов, кочевники не только вторгались в их земли, разоряя города и деревни и увозя награбленное в свои ставки, но и захватывали исконные земли Ханьской империи. Кочевники часто превосходили ханьцев в военном отношении, но всегда отставали в культурном. Им приходилось использовать опыт и законы ханьцев, перенимать их язык, традиции, религию.

 

После разведывательной экспедиции путешественника Чжан Цяня в Среднюю Азию (138-125 гг. до н.э.), ханьцы взяли курс на завоевание Западного Края (Восточного Туркестана). Вытеснив сюнну, подчинив ряд городов-государств и установив контакты со Средней Азией, они взяли под контроль Великий шелковый путь, связывающий Китай с Западом. Налаживание регулярной торговли существенно сказалось на культурном взаимодействии двух великих цивилизаций древнего мира Китайской и Римской. Китайские шелка, лаковые изделия, драгоценные металлы, железо и никель проникали далеко на запад через Переднюю и Среднюю Азию, по торговым путям Римского Востока, достигая Рима. В Китай ввозили стеклянные изделья из Средиземноморья, нефрит из Хотана, лошадей и меха от кочевников. Рынок как место встречи цивилизаций открыл Китаю такие сельскохозяйственные культуры как виноград, гранат, орех, фасоль, шафран, люцерна, поставляемые из Средней Азии.

 

Великий шелковый путь зона контактов разных цивилизаций. Здесь на протяжении столетий распространялись не только товары, но инновационные  технологии, новые религиозные представления и образцы искусства. Вдоль этой самой знаменитой в древнем мире транзитной торговой магистрали расселялись отдельные народы, определявшие процессы этногенеза.

 

Почти одновременно Ханьская империя развернула экспансию  на юго-запад и восток. Было покорено древнекорейское государство Чосон. Активные завоевательные действия велись к югу от Китая и в Юго-Восточной Азии с захватом древневьетнамских государств Аупак и Намвьен.

 

Экспансионистские устремления Ханьской империи привели  к истощению государственных ресурсов, росту налогов, поборов и принудительных работ, ухудшения положения людей объятых печалью. При дворе усилилось влияние енвнухов и родственников жен императора. По усталой стране одна за другой катились волны восстаний бедных слоев населения. Сталкивались интересы сельских домов и образованного служилого сословия. Завершая эпоху Старшей династии Хань, краткое промежуточное правление Ван Мана (9-23 г. н.э.), родственника жены одного из императоров, привело к восстановлению Младшей династии Хань. Придя к власти, Ван Ман приступил к преобразованиям, дабы восстановить счастливые порядки древности. Разумные по своей направленности реформы представляли попытку использовать государственную власть для контроля над хозяйственной жизнью страны: передачи земли в собственность государства, запрет торговли землей и рабами, ликвидация частного рабства, монополия на вино, соль, железо. Однако неотлаженность реформ, слишком стремительное и энергичное их проведение, привели к обострению социальных противоречий. Восстание красных бровей в18 г. н.э. (восставшие красили брови в красный цвет), гражданская война в стране и экологическая катастрофа (в 11 г. н.э. крупномасштабный разлив изменившей свое русло реки Хуанхэ привел к гибели сотен тысяч людей) предрешили конец правления Ван Мана.

Информация о работе Китайская цивилизация