Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:11, реферат
Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из себя Китайская цивилизация, каковы её традиции, история,религия и современное состояние.
Начну с того,что особенностью развития Китайской цивилизации является её цикличность. В истории империй Китая чётко прослеживается 3 цикла: становление, расцвет, гибель и хаос, в котором погибает большая или значительная часть населения.
1.Введение
2.Понятие Китайской цивилизации
3.История
3.1.Возникновение Древнего Китая
3.2.Роль конфуцианства в истории Китая
4.Кризис цивилизации
5.Россия и Китай: международные контакты двух величайших религиозных конфессий
6.Заключение
7.Список литературы
Весьма типичный вариант Яншаоской культуры представляет поселение Баньпо. Расположенный на площади 7000 кв. м., поселок Баньпо состоял из 24 домов и был окружен рвом 6-метровой глубины. За рвом располагался могильник и печи для обжига керамики. Сами дома представляли собой квадратные или круглые полуземлянки с небольшим очагом и обращенным к югу входом. Пол и стены дома тщательно покрывались глиняной обмазкой, смешанной с рубленой соломой. Рядом с домом располагались загоны для домашних животных и хозяйственные ямы для хранения пищи. Средняя площадь жилого дома составляла 20 кв. м и была рассчитана на малую семью.
Уютные благоустроенные дома дополнялись некоторыми бытовыми предметами, сочетавшими утилитарную и эстетическую функции. Такова, прежде всего, разнообразная по типу, форме и назначению керамика, лучшую часть которой составляла расписная, украшавшая яркими пятнами интерьер домов древнекитайских земледельцев. На глиняной посуде черной краской по красному фону наносились либо геометрические рисунки, либо изображения птиц и животных. Особенно были популярны рыбы, стилизованные под геометрическую роспись. Среди обычной плоскодонной посуды нарядно выглядели специфической формы сосуды на трех ножках.
Какой образ жизни вели обитатель подобных поселков? Основным занятием, надежно обеспечивающим жителей продуктами питания, было зерновое земледелие. На севере Китая возделывали китайский сорт проса, а на юге утверждалось рисосеяние. Одомашнив целый ряд животных (свиньи, козы, овцы, собаки, куры, крупный рогатый скот), человек значительное место в своем питании отвел мясному рациону. Важным подспорьем и фактором, обеспечивающим стабильную оседлость, было рыболовство.
В каждой семье занимались прядением и ткачеством. Древние портнихи шили одежды, из кости и раковин изготовляли бусы и браслеты, украшая, таким образом, свой внешний вид.
Итак, в пору Яншао в долине Хуанхэ сложился особый региональный тип раннеземледельческой культуры, обладающий неповторимыми чертами. Устойчивая система получения продуктов питания обеспечила жителям поселений Яншаоской культуры довольно высокий уровень благосостояния, нового образа жизни, который утвердился со становлением производящего хозяйства.
На смену Яншаоской культуре расписной керамики во второй половине III тыс. до н.э. приходит Луншаньская культура, которую называют культурой черной керамики. Она просуществовала в бассейне Хуанхэ до рубежа III-II тыс. до н.э., отличаясь крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием, большой ролью скотоводства, специализацией ремесленной деятельности и зачатками обработки металла. Возможно, некоторые инновации луншаньского периода были результатом культурных влияний извне, опосредованных проникновений в бассейн Хуанхэ различного рода мигрантов. Появился и стал внедряться в технологию гончарный круг быстрого вращения, что привело к массовому производству стандартных изделий и изменению эстетики керамической продукции. Теперь главное внимание уделялось изяществу и совершенству формы сосудов, а не росписи, над которой в прежние времена трудились общинные ремесленники. Керамика Луншаня становится эталоном своего времени и образцовой моделью, широкое распространение которой способствовало процессам культурной интеграции. К нововведениям относятся также появление ближневосточных по происхождению новых видов злаков (пшеница, ячмень) и новых пород домашнего скота (корова, овца). Налицо новшества и в строительном деле возведение фундаментов и стен путем укладки плотно утрамбованной земли, набиваемой в рамы из досок. В Луншаньской культуре появляется целый ряд поселков площадью 1-4 га, окруженных мощными глиняными стенами-валами высотой в 6 м и 10-14 м толщиной. Эти поселки располагались, как правило, на высоких берегах речных долин. Их жители занимались мотыжным земледелием, уделяя некоторое внимание скотоводству, охоте, рыбной ловле и собирательству. Необходимые в хозяйстве ремесленные изделия земледельцы изготовляли сами, хотя уже отделилось гончарное дело. Образ жизни, одежда и питание людей были предельно простыми и отражали рост благосостояния и социальной дифференциации. Жители луншаньских поселений разработали технику гадания на лопатках животных (овец, коров, свиней), что свидетельствует о складывании организованного культа и выделении жреческой прослойки. Выборные вожди луншаньских земледельцев сменились правителями, передающими власть по наследству. Семья вождя постепенно обособлялась и становилась носительницей власти. Набирала силу тенденция институализации власти, завершившаяся появлением шанских (иньских) ванов.
Шанская (иньская) цивилизация
Рубежным этапом цивилизационного развития Юго-Восточной Азии стало появление т.н. городской цивилизации Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.), отличающейся практикой строительства городов с пышными дворцами и храмами. К этому времени успехи в гончарном деле уже привели к открытию металлургии. Появление бронзы и начавшийся век металла рука об руку шли с урбанистической цивилизацией, один из первичных очагов которой сложился в середине II тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ.
Как известно, первые
урбанистические центры представляли
собой комплексы родственно-
Согласно китайской традиции Шанское (Иньское) протогосударство просуществовало 644 года, сменив 34 правителя. Его границы то расширялись, то сужались и поэтому не могут быть определенно установлены, но территориальное ядро находилось на севере нынешней провинции Хэнань. Администратитвно-политическая структура достаточно быстро сложившегося Шанского протогосударства подразделялась на три неодинаковых части. Первая внутренняя, столичная, где находился всевластный правитель ван, обладающий чрезвычайными военными полномочиями, функциями верховного жреца, а в особых случаях организатора производства. И хотя его власть ограничивалась советом старейшин, состоящим из родоначальников и племенных вождей (совет больших и малых), а также народным собранием, ван выступал в качестве символа сакрального единства шанской общности. В столичном центре располагались дворцы и мастерские, амбары, склады и казармы. Помимо вана здесь жили его приближенные, чиновники, воины, ремесленники. Эту внутреннюю территорию окружали большие поля и охотничьи угодья, которые как бы отделяли ее от второй части Шанского протогосударства промежуточной. Здесь располагались владения вассалов вана, которые прикрывали столицу от набегов варварских племен. Далее располагалась третья, внешняя часть города-государства, населенная нешанскими племенами, взаимоотношения с которыми варьировались от союзнических до откровенно враждебных. Именно эта территория являлась полем взаимодействия Шанский цивилизации с варварским миром племен, не только воевавших с шанцами, но и перенимавших у них немало ценных цивилизационных нововведений.
Шанская цивилизация создавалась усилиями 150-200 тысяч человек, ведших оседлый образ жизни. Земледелие здесь не знало искусственного орошения, так как муссонные ветры приносили достаточное количество осадков для таких культур как просо, пшеница, чумиза, гаолян (сорго). Все усилия были направлены скорее на дренирование излишней влаги и защиту полей от стремительных паводков с помощью сооружаемых дамб, гигантских обводных стен и каналов. Кроме злаков выращивали садово-огородные культуры и тутовое дерево для разведения шелкопряда. Скотоводство, как жизненно важный для шанцев вид хозяйственной деятельности, включало основной набор домашних животных овцы, быки и упряжные лошади. Стычки с соседями из-за пастбищ были обычным явлением. Важным подспорьем в получении продуктов питания выступали рыбная ловля и охота в богатых птицей, крупной и мелкой дичью лесах Древнего Китая.
Для Шанской цивилизации характерно обособление ремесла от земледелия и территориально, и организационно. Возможно, в особую профессию выделилось ремесло медников, каменотесов, оружейников, мастерские которых были сосредоточены в пригородных кварталах. Получило развитие монументальное строительство, в частности градостроительство, которое контролировалось ваном и обеспечивалось значительными материальными и человеческими ресурсами.
Одна из особенностей Шанский цивилизации наличие монументальных комплексов в ее центральной столичной части. Уже сложился определенный столичный архитектурный канон. Так, крупные здания возводились на платформах, а их опору дополняли деревянные колонны с устойчивыми подушками, сделанными из камня или металла, между которыми устанавливались стены. В зданиях дворцового типа отдавалось предпочтение прямоугольным строениям.
Однако самых поразительных успехов шанцы добились в бронзолитейном производстве, в частности в изготовлении предметов вооружения (копья и наконечники стрел), орудий труда (тесла, топоры, ножи, мотыги), деталей колесниц и сосудов ритуального назначения.
Шанская цивилизация являла пример сильно милитаризованного общества, в котором война была нормой жизни. Десятитысячная армия Шанского протогосударства состояла из воинов-профессионалов, обеспеченных прекрасной бронзовой амуницией, а также из военных подразделений конницы и колесниц, запряженных парой лошадей. Армия требовала четкой организации, которую осуществляли начальник границ, начальник гарнизона, служитель лошади и другие военные должностные лица. Войны велись в основном ради захвата добычи скота, зерна и особенно пленных, которых затем использовали для массовых жертвоприношений.
Военный настрой шанского общества сказался и на его социальной структуре, которая включала группы противостоящие друг другу и по социальному статусу и по степени материальной обеспеченности. Выделялось несколько кланов, близких к дому вана, который опирался не только на своих сородичей, но и на отдельных глав племен, находившихся в его номинальном подчинении, которым жаловались различные почетные титулы. Сформировался и разветвленный бюрократический аппарат, состоящий из высших администраторов, низших чиновников, распорядителей и лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту.
Важную роль в сплочении шанцев играла обрядная культовая практика. Представления о переселении души после смерти существовали в Древнем Китае еще в эпоху неолита. Однако обряды, связанные с этим культом, сложились не позже шанского времени. Вероятно, они рассматривались как важнейшее средство обеспечения благополучия общины. Шанцы уделяли огромное внимание обряду общения с умершими ванами, которые были наиболее признанными и уважаемыми божествами.
В практике ритуальных гаданий рождалась древнейшая пиктографическая (картинная, рисунчатая) письменность одно из главных достижений Шанской цивилизации. Она стала прообразом современной китайской иероглифической письменности, ставшей ключом к ее дешифровке. Шанская цивилизация, созданная обществом гадательных костей более трех тысячелетий назад эталон древней истории Китая, ее золотой век, когда появилась письменность, и человек впервые начал записывать свои мысли, когда были созданы прекрасные изделия из зеленой бронзы и возникло шелкопрядение. Сегодня историческое наследие Шанской цивилизации особо почитаемо не только в Китае, но в мировой цивилизации.
Цивилизация эпохи Чжоу
Очередной виток цивилизационного развития Древнего Китая связан с эпохой династии Чжоу (XI в. 256 г. до н.э.). На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского протогосударства обитало воинственное племя чжоу. Создав мощный союз племен, чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Ключевые события произошли в период полувекового правления чжоуского правителя Вэнь-вана и его старшего сына У вана, который в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанской цивилизации приходит цивилизация эпохи Чжоу, в развитии которой традиционно выделяется два этапа Западное Чжоу (XI в. 771 г. до н.э.) и Восточной Чжоу (771 221 гг. до н.э.).
Западночжоуская цивилизация сформировалась на обширной территории от Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от Шеньси на севере до реки Янцзы на юге. Именно здесь было создано сравнительно большое государственное образование, политическое устройство которого в течение нескольких столетий определяло особенности цивилизационного развития этого региона.
После свержения власти Шан во главе нового государственного образования встали равные по статусу шанским правителям наследственные чжоуские правители. И хотя они приняли титул ван, который прежде принадлежал только правителю Шан, их власть не читалась легитимной. Потребность в идеологическом обосновании законности чжоуского вана завершилась оформлением учения о божественном происхождении царственности, т.н. теории Мандата Неба. Согласно ей легитимность правителя приобреталась покровительством бога Шанди, который жил на небе и олицетворял его. Но поскольку Шанди бог шанцев, а Небо не принадлежало никому, то поэтому именно оно делало легитимной власть того или иного правителя. Только добродетельный, мудрый и справедливый правитель мог получить от Неба Мандат на власть в Поднебесной, на управление всем тем, что находилось под властью Неба. Небо из места обитания обожествленных родовых предков династии Шан превратилось в абстрактный символ всего божественного.
Этический аспект взаимоотношений человека с предками и Небом отражало понятие дэ. Дэ как сакральную добродетель, харизму и благодать можно накапливать и утрачивать. Считалось, что если Небо удовлетворено правлением ванов, то оно никак себя не проявляет. Несчастья же были выражением неодобрения высших сил. Реакция Неба определялась особым отношением к шанским и чжоуским правителям. Утративших дэ шанских правителей Небо лишило власти, передав ее чжоуским правителям. Чжоуский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным земным воплощением его, наделенным магической силой дэ. Считалось, что Небо вручило ему землю и подданных, и поэтому он вправе властвовать над ними. Старший Сын Неба считался родоначальником Поднебесной, а все остальные правители, которые принадлежали к той же родовой фамилии, оказывали ему высшие почести.
Таким образом, в эпоху Западной Чжоу начала формироваться уникальная китайская государственность, которая выстраивалась не на религиозной, а на идеологической основе. Божественный характер власти вана внешне выражался в том, что даже высшие чиновники перед лицом правителя должны были совершать троекратный земной поклон. Древние легенды несли представление о сверхъестественном происхождении правителей, живущих в иной сфере, чем обычные люди. Идеология обоготворения власти правителей нашла выражение в культе предков вана, а также в пышных формах придворного этикета.