Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 11:02, реферат
Конституция гарантирует как естественные и гражданские права: 1) Что все граждане имеют доступ к местам и должностям без всякого иного отличия кроме отличия по добродетели и талантам; 2) Что все налоги будут раскладываться на всех граждан равномерно, в соответствии с их средствами; 3) Что одни и те же проступки будут караемы одними и теми же наказаниями, без всякого различия лиц.
Конституция 1791 г.
ТИТУЛ I.
Основные положения, гарантированные
Конституцией.
Конституция гарантирует как естественные и гражданские права: 1) Что все граждане имеют доступ к местам и должностям без всякого иного отличия кроме отличия по добродетели и талантам; 2) Что все налоги будут раскладываться на всех граждан равномерно, в соответствии с их средствами; 3) Что одни и те же проступки будут караемы одними и теми же наказаниями, без всякого различия лиц.
Конституция гарантирует равным образом как [31]естественные и гражданские права: Свободу всякому человеку идти куда угодно, оставаться в любом месте и оставлять его, не опасаясь быть задержанным или арестованным, иначе как согласно формам, определенным Конституцией; Свободу всякому человеку говорить, писать, печатать и обнародовать свои мысли, — причем произведения пера не подлежат никакой цензуре, ни надзору до выпуска их в свет, — а также исполнять предписания и обряды той религии, которой он придерживается; Свободу гражданам собираться мирным образом и без оружия, с соблюдением полицейских законов; Свободу обращаться к установленным властям с ходатайствами, подписанными единолично. Законодательная власть не может издавать законов, нарушающих и затрудняющих осуществление естественных и гражданских прав, занесенных в настоящий титул и гарантированных Конституцией; но так как свобода состоит лишь в возможности делать все, что не вредит ни правам другого, ни общественной безопасности, Закон может устанавливать наказания за действия, которые, посягая или на права другого или на общественную безопасность, будут вредны для общества.
Конституция гарантирует неприкосновенность собственности или, если законным образом удостоверенная общественная необходимость потребует пожертвования ею, справедливое и предварительное вознаграждение. — Имущества, предназначенные для религиозных расходов и для всех общеполезных учреждений, принадлежат Народу и находятся во всякое время в его распоряжении.
Конституция гарантирует отчуждения, которые были или будут произведены согласно установленным Законом формам.
Граждане имеют право выбирать тем или иным порядком служителей их вероисповеданий. Будет создано и устроено общегосударственное учреждение Общественной Помощи для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих, неспособных к труду, и для доставления работы тем способным к труду неимущим, которые не могут ее найти.[32]
Будет создано и устроено Общественное Образование, общее для всех граждан и бесплатное относительно предметов обучения, необходимых для всякого человека; образовательные учреждения будут расположены по степеням, применительно к делению Королевства. — Будут установлены национальные праздники для охранения памяти о французской Революции, для поддержания братства между гражданами и для возбуждения в них привязанностей к Конституции, Отечеству и Законам.
Будет составлено уложение гражданских законов, общих для всего Королевства.
ТИТУЛ II.
О разделении Королевства и о состоянии
граждан.
Ст. 1. Королевство едино и нераздельно; его территория делится на восемьдесят три департамента, каждый департамент — на дистрикты, каждый дистрикт — на кантоны.
2. Французские граждане суть: — лица, рожденные во Франции от отца француза; лица, которые, будучи рождены во Франции от отца-иностранца, избрали себе местожительство в пределах королевства; — лица, которые, будучи рождены за границей от отца-француза, поселились во Франции и приняли гражданскую присягу; — наконец, лица, которые, будучи рождены за границей и происходя, в какой бы то ни было степени, от француза или француженки, оставивших отечество по религиозным причинам, поселятся во Франции и примут гражданскую присягу.
3. Лица, которые, будучи рождены вне королевства от родителей-иностранцев, проживают во Франции, становятся французскими гражданами после пятилетнего непрерывного жительства в королевстве, если они сверх того приобрели здесь недвижимость или женились на француженке или основали земледельческое или торговое предприятие, и если они приняли гражданскую присягу.[33]
4. Законодательная власть может, по важным соображениям, дать иностранцу акт укоренения без всяких других условий, кроме водворения во Франции и принятия гражданской присяги.
5. Гражданская присяга гласит: Клянусь быть верным Нации, Закону и Королю и поддерживать всеми моими силами Конституцию Королевства, установленную Национальным Учредительным Собранием в 1789, 1790 и 1791 гг.
6. Французское гражданство теряется: 1) вследствие принятия подданства иностранного государства; 2) вследствие присуждения к наказаниям, влекущим за собой потерю гражданской чести, если осужденный не восстановлен в праве; 3) вследствие заочного приговора, если приговор не отменен; 4) вследствие вступления в какой-либо иностранный рыцарский орден или в какую-либо иностранную корпорацию, предполагающую либо доказательства дворянства, либо различия происхождения, или требующую религиозных обетов.
7. Закон рассматривает брак только как гражданский договор. — Законодательная власть установит для всего населения, без различия, порядок удостоверения рождений, браков и смерти, и обозначит государственных должностных лиц, которые будут вести и хранить соответствующие записи.
8. Французские граждане, в рассуждении местных отношений, возникающих из сожительства их в городах и в известных районах сельской территории, составляютОбщины. Законодательная власть может устанавливать пространство района каждой общины.
9. Граждане, составляющие каждую общину, имеют право выбирать из своей среды на известный срок, согласно определенным Законом формамМуниципальных Должностных Лиц, на которых возлагается заведование особыми делами общины. — Муниципальным должностным лицам могут быть вверены известные функции, касающиеся общего интереса государства.
10. Правила, которым муниципальные должностные лица обязаны будут следовать при осуществлении функций как [34]муниципальных, так и тех, которые им будут вверены в общегосударственном интересе, будут установлены законами.
ТИТУЛ III.
О государственных властях.
Ст. 1. Суверенитет един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Он принадлежит Нации. Никакая часть народа, никакое лицо не может присваивать себе его осуществление.
2. Нация, от которой одной проистекают все власти, может их осуществлять лишь путем уполномочия. — Французская Конституция — представительная: представители суть Законодательный Корпус и Король.
3. Законодательная власть вверяется Национальному Собранию, состоящему из срочных представителей, свободно избранных народом, и осуществляется этим собранием, с утверждением Короля, порядком, который будет определен ниже.
4. Правительство имеет монархическую форму: Исполнительная Власть вверяется Королю и осуществляется под его начальством министрами и другими ответственными агентами порядком, который будет определен ниже.
5. Судебная власть вверяется судьям, избранным на срок народом.
ГЛАВА I.
О национальном Законодательном Собрании.
Ст. 1. Национальное Собрание, образующее Законодательный Корпус, постоянно и состоит из одной только палаты.
2. Оно составляется каждые два года путем новых выборов. Каждый двухлетний промежуток времени образует законодательный период.
3. Постановления предыдущей статьи не применяются к [35]ближайшему Законодательному Корпусу, полномочия коего истекут в последний день апреля 1793 года.
4. Возобновление Законодательного Корпуса совершается непосредственной силой закона.
5. Законодательный Корпус не может быть распущен Королем.
СЕКЦИЯ I.
Число представителей.
Основания представительства.
Ст. 1. Число представителей в Законодательном Корпусе определяется в семьсот сорок пять, в соотношении с восемьюдесятью департаментами, составляющими королевство, и независимо от представительства, которое может быть даровано Колониям.
2. Представители распределяются между восемьюдесятью тремя департаментами согласно троякой пропорции: по территории, по народонаселению и по прямому обложению.
3. Из семисот сорока пяти представителей двести сорок семь приурочены к территории. Каждый департамент избирает троихъ из них, за исключением Парижского департамента, который избирает только одного.
4. Двести сорок девять представителей приурочены к народонаселению. Вся масса активного населения королевства делится на двести сорок девять долей, и каждый департамент выбирает столько депутатов, сколько в нем долей населения.
5. Двести сорок девять
представителей приурочены к прямому
обложению. Общая сумма прямых налогов
королевства делится точно так же на двести
сорок девять долей, и каждый департамент
выбирает столько депутатов, сколько он
платит долей обложения.
СЕКЦИЯ II.
Первичные Собрания.
Назначение избирателей.
Ст. 1. Для составления Национальнаго Законодательного Собрания активные граждане собираются через каждые два года [36]в городах и кантонах. Первичные Собрания составляются непосредственной силой закона во второе воскресенье марта, если они не созваны ранее государственными должностными лицами, определенными к тому Законом.
2. Чтобы быть активным гражданином нужно: родиться или сделаться французом; — достигнуть двадцатипятилетнего возраста; — иметь местожительство в кантоне или городе в течение определенного законом срока; — платить в каком-либо месте королевства прямой налог, равный по крайней мере ценности трех рабочих дней и представить в том квитанцию; — не состоять в услужении, то есть не быть наемным слугой; — быть записанным в месте своего жительства в списки народной стражи; — принять гражданскую присягу.
3. Через каждые шесть лет Законодательный Корпус устанавливает высший и низший пределы ценности рабочего дня, а Администраторы департаментов определяют его местную стоимость для каждого дистрикта.
4. Никто не может осуществлять прав активного гражданина ни более, чем в одном месте, ни через представителя.
5. Не допускаются к осуществлению прав активного гражданина: состоящие под следствием и судом, подвергшиеся банкротству или несостоятельности, доказанной подлинными документами, если они не получат полного оправдания от своих кредиторов.
6. Первичные Собрания назначают избирателей соразмерно с числом активных граждан, имеющих местожительство в городе или кантон. На сто активных граждан, присутствующих ли или нет в Собрании, назначается один избиратель, на количество от ста пятидесяти одного до двухсот пятидесяти — двое, и так далее.
7. Никто не может быть назначен избирателем, если он не удовлетворяет сверх условий необходимых для того, чтобы быть активным гражданином, еще следующим требованиям: — в городах с населением свыше шести тысяч душ нужно быть собственником или пожизненным [37]владельцем имущества, доходность которого оценена по податным книгам в сумме, равной местной ценности двухсот рабочих дней, или нанимать жилое помещение, доходность которого оценена по тем же книгам в сумме, равной ценности ста пятидесяти рабочих дней; — в городах с населением менее шести тысяч душ — быть собственником или пожизненным владельцем имущества, доходность которого оценена по податным книгам в сумме, равной местной ценности ста пятидесяти рабочих дней, или нанимать жилое помещение, доходность которого оценена по тем же книгам в сумме, равной ценности ста рабочих дней; — в селениях быть собственником или пожизненным владельцем имущества, доходность которого оценена по податным книгам в сумме, равной местной ценности ста пятидесяти рабочих дней или арендатором или съемщиком имущества, доходность которого оценена по тем же книгам в сумме, равной ценности четырехсот рабочих дней. — Если кто-либо является в одно и то же время отчасти собственником или пожизненным владельцем, отчасти нанимателем, арендатором или съемщиком, средства, принадлежащие ему на различных основаниях, складываются, пока не достигнут суммы, необходимой для избираемости.
СЕКЦИЯ III.
Избирательные собрания.
Назначение представителей.
Ст. 1. Избиратели, назначенные в каждом департаменте, собираются для избрания представителей, в количестве, установленном для их департамента, и заместителей в количестве, равном трети числа представителей. — Избирательные собрания составляются непосредственной силой закона в последнее воскресенье марта, если они не будут созваны ранее должностными лицами, определенными к тому Законами.
2. Представители и заместители избираются абсолютным большинством голосов и исключительно из числа активных граждан департамента.
3. В представители Народа могут быть избраны все [38]активные граждане, каково бы ни было их состояние, занятие и обложение.
4. Но министры и другие сменяемые агенты Исполнительной Власти, комиссары Национального Казначейства, сборщики и приемщики прямых налогов, заведующие сборами и управлением по косвенным налогам и по национальным имуществам, и лица, которые, под каким бы то ни было наименованием, причислены к военной и гражданской квартире Короля, должны выбирать между своим местом и депутатским полномочием. Точно таким же образом обязаны выбирать между должностью и полномочием администраторы департаментов и дистриктов, муниципальные должностные лица и командиры народной стражи.
5. Осуществление судебных функций несовместимо с функциями народного представителя в течение всего законодательного периода. — Судьи заменяются их заместителями, а Комиссары Короля при судах лицами, назначаемыми Королем путем препоручительных приказов.
6. Члены Законодательного Корпуса могут быть вновь избираемы на следующий законодательный период, но затем могут быть избираемы лишь по истечении промежутка времени, равного одному законодательному периоду.
7. Представители, избранные в департаментах, суть представители не отдельного департамента, а всего Народа; им не может быть дано никакого наказа.
СЕКЦИЯ IV.
Порядок и формы деятельности
первичных и избирательных Собраний.
Ст. 1. Функции первичных и избирательных собраний ограничиваются выборами; они расходятся тотчас по окончании выборов и могут собраться снова только в силу созыва их, за исключеніемъ случаев, предусмотренных статьей 1 секции II и статьей 1 секции III настоящего титула.
2. Ни один активный гражданин не может присутствовать и подавать голос на собрании, будучи при оружии.[39]
3. Вооруженная сила не может быть введена в помещение собрания без прямого выражения желания с его стороны, но, если в собрании будут совершены насильственные действия, для призыва государственной силы достаточно приказа президента.