Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 11:02, реферат
Конституция гарантирует как естественные и гражданские права: 1) Что все граждане имеют доступ к местам и должностям без всякого иного отличия кроме отличия по добродетели и талантам; 2) Что все налоги будут раскладываться на всех граждан равномерно, в соответствии с их средствами; 3) Что одни и те же проступки будут караемы одними и теми же наказаниями, без всякого различия лиц.
4. Каждые два года в каждом дистрикте составляются списки активных граждан по кантонам, и список каждого кантона обнародуется и вывешивается на месте за два месяца до открытия первичного собрания. — Возражения, которые могут быть сделаны как со стороны лиц, оспаривающих права граждан, внесенных в список, так и со стороны лиц, заявляющих о неправильном пропуске их имен, направляются в суды и рассматриваются там в сокращенном порядке производства. Список, со включением поправок, которые будут произведены в нем судебными решениями, постановленными до открытия ближайшего первичного собрания, служит основанием для допущения граждан в это собрание.
5. Ни в каком случае и
ни под каким предлогом ни Король, ни назначенные
им агенты не могут входить в рассмотрение
вопросов, касающихся правильности созыва
и порядка деятельности собраний, формы
выборов и политических прав граждан,
— независимо от функций Королевских
Комиссаров в определенных законом случаях,
когда вопросы, касающиеся политических
прав граждан, должны быть передаваемы
на рассмотрение судов.
СЕКЦИЯ V.
Соединение Представителей
в Национальное Законодательное Собрание.
Ст. 1. Представители собираются в первый понедельник мая в месте заседаний последнего законодательного собрания.
2. Они составляют сначала предварительное собрание, под председательством старейшего по возрасту, для проверки полномочий присутствующих представителей.
3. Как только окажется налицо триста семьдесят три [40]члена с проверенными полномочиями, они образуют Национальное Законодательное Собрание, которое выбирает Президента, Вице-президента и Секретарей и приступает к осуществлению своих функций.
4. В течение всего мая месяца, если число наличных представителей будет менее трехсот семидесяти трех, Собрание не может совершать никаких законодательных актов. Оно может особым постановлением предписать отсутствующим членам явиться к исполнению их обязанностей не позднее, как в двухнедельный срок, под страхом штрафа в три тысячи ливров, если они не представят оправданий, законных по мнению Собрания.
5. В последний день мая присутствующие представители образуют Национальное Законодательное Собрание, каково бы ни было их число.
6. Представители приносят все вместе, от имени Французского Народа, присягу жить свободными или умереть. Затем они дают каждый отдельно клятву поддерживать всеми своими силами Конституцию Королевства, установленную Национальным Учредительным Собранием в 1789, 1790 и 1791 годах, не предлагать и не принимать в течение предстоящего законодательного периода ничего, что могло бы нанести ей ущерб, и быть во всем верными Нации, Закону и Королю.
7. Представители Народа неприкосновенны; они не могут быть подвергаемы ни в какое время следствию, обвинению или суду за что-либо сказанное, написанное или сделанное ими при отправлении их функций, как представителей.
8. Они могут быть арестованы за уголовные деяния на месте преступления или в силу приказа о задержании; но об этом немедленно доводится до сведения Законодательного Корпуса, и преследованию может быть дан дальнейший ход лишь после того, как Законодательный Корпус решит, что есть основания к возбуждению обвинения.[41]
ГЛАВА II.
О Королевском Сане, Регентстве и Министрах.
СЕКЦИЯ I.
О Королевском Сане
и Короле.
Ст. 1. Королевский Сан неделим и вверен наследственно царствующему роду в мужском поколении, по порядку первородства, с постоянным исключением женщин и их потомства. (При сем не предрешается ничего относительно последствий отречения в ныне царствующем роде.)
2. Особа Короля неприкосновенна и священна; его единственный титул есть Король Французов.
3. Во Франции нет власти выше Закона. Король царствует лишь силой Закона и только именем Закона может требовать повиновения.
4. Король, при восшествии на престол или тотчас по достижении совершеннолетия, дает Нации в присутствии Законодательного Корпуса присягу быть верным Нации и Закону, употреблять всю вверенную ему власть для поддержания Конституции, установленной Национальным Учредительным Собранием в 1789, 1790 и 1791 годах, и для исполнения Законов. — Если Законодательный Корпус не будет в сборе, Король обнародует прокламацию, в которой должна быть выражена эта клятва и обещание повторить ее, как только Законодательный Корпус соберется.
5. Если Король не дает присяги в течение месяца после приглашения к тому со стороны Законодательного Корпуса или, давши, отречется от нее, он считается отрекшимся от престола.
6. Если Король станет во главе вооруженной силы и направит ее против Нации или не воспротивится путем формального акта выполнению подобного предприятия от его имени, он считается отрекшимся от престола.
7. Если бы Король, выехав из Королевства, не вернулся в него после приглашения Законодательного Корпуса в срок, [42]определенный в прокламации, каковой срок не может быть менее двух месяцев, он считается отрекшимся от престола. Течение срока начинается со дня обнародования прокламации Законодательного Корпуса в месте его заседаний, после чего Министры обязаны, под своей ответственностью, совершать акты Исполнительной Власти, осуществление которой отсутствующим Королем приостанавливается.
8. После отречения, прямого или вытекающего из предположений закона, Король переходит в разряд граждан и может быть обвиняем и судим подобно им за действия, совершенные после отречения.
9. Частные имущества, которыми обладает Король в момент своего восшествия на престол, присоединяются бесповоротно к имуществу Нации; он может распоряжаться имуществом, приобретаемым им в качестве частного лица, но за отсутствием такого распоряжения оно точно так же поступает в собственность Нации с окончанием царствования.
10. Нация доставляет средства для блеска престола в виде гражданского листа, сумма которого определяется Законодательным Корпусом при каждой перемене царствования на все время нового царствования.
11. Король назначает заведующего гражданским листом, который ведет судебные иски Короля и против которого направляются иски, и постановляются приговоры, падающие на имущество Короля. Взыскания по приговорам, постановленным в пользу кредиторов гражданского листа, могут быть обращены на личность и имущество заведующего.
12. Король, независимо от почетной охраны, предоставляемой ему гражданами народной стражи в месте его пребывания, имеет наемную стражу, оплачиваемую из средств гражданского листа; она не может превышать количества тысячи двести человек пеших и шестисот человек конных. Чины и правила чинопроизводства в ней должны быть те же, что и в общих войсках, но служебное движение лиц, составляющих Королевскую стражу, происходит исключительно в их среде, и они не могут получать мест в общей армии. [43]Король может набирать людей для своей стражи только из числа лиц, находящихся в данное время на действительной службе в общих войсках или прослуживших год в народной страже, если эти лица имеют местопребывание в Королевстве и приняли предварительно гражданскую присягу. Королевская стража не может быть командирована или вытребована ни для какой иной государственной надобности.
СЕКЦИЯ III.
О Королевском доме.
Ст. 1. Предполагаемый наследник престола именуется Королевским Принцем. Он не может выезжать из Королевства без разрешения Законодательного Корпуса и согласия Короля. — Если он выедет и, достигнув восемнадцатилетнего возраста, не вернется во Францию после вызова прокламацией Законодательного Корпуса, он считается отрекшимся от права престолонаследия.[46]
2. Если предполагаемый наследник несовершеннолетен, несовершеннолетний родственник, имеющий ближайшее право на регентство, обязан пребывать в Королевстве. — В случае, если бы он выехал и не вернулся по требованию Законодательного Корпуса, он считается отрекшимся от права на регентство.
3. Если мать несовершеннолетнего Короля, опекающая его, или избранный попечитель выедут из Королевства, они отрешаются от попечительства. — Если мать несовершеннолетнего наследника престола выедет из Королевства, она, даже после своего возвращения, не может опекать своего сына, вступившего на престол, иначе, как по постановлению Законодательного Корпуса.
4. Будет издан закон о воспитании несовершеннолетнего Короля и несовершеннолетнего наследника престола.
5. Члены Королевского дома, могущие быть призванными к престолонаследию, пользуются правами активных граждан, но не могут быть избираемы на места, должности и функции, назначение на которые принадлежит народу. — Они могут принимать места и должности, замещаемые по назначению Короля, за исключением министерств, но не могут быть главнокомандующими сухопутных и морских армий и послами, иначе как с согласия Законодательного Корпуса, которое может быть дано по предложению Короля.
6. Члены Королевского дома, могущие быть призванными к престолонаследию, носят звание Французского Принца при имени, которое им будет дано в гражданском акте, удостоверяющем их рождение, причем это имя не может быть ни родовым, ни образованным из титулов, отмененных настоящей Конституцией. — Звание принца не может быть дано никакому другому лицу и не обусловливает собой никакой привилегии и никакого изъятия из общего права всех французов.
7. Акты, посредством коих удостоверяются рождения, браки и кончины Французских Принцев, представляются Законодательному Корпусу, который распоряжается о сдаче их на хранение в его архивы.[47]
8. Членам Королевского дома не дается никаких земельных уделов. — Младшие сыновья Короля получают по достижении двадцатипятилетнего возраста или со времени вступления в брак удельный доход, который определяется Законодательным Корпусом и прекращается с пресечением их мужского потомства.
СЕКЦИЯ IV.
О Министрах.
Ст. 1. Выбор и увольнение министров принадлежит исключительно Королю.
2. Члены настоящего Национального Собрания и последующих законодательных собраний, члены Кассационного Суда и лица, исполняющие обязанности верховных присяжных, не могут быть назначаемы министрами, а также принимать какие-либо места, подарки, пенсии, жалования и поручения от Исполнительной Власти и ее агентов как во время отправления своих функций, так и в течение двух лет по прекращении такового. — То же относится и к лицам, только внесенным в список верховных присяжных, до тех пор, пока они в нем числятся.
3. Никто не может вступить в отправление какой-либо должности ни в министерствах, ни по управлению или заведованию государственными доходами, ни, вообще, какой бы то ни было должности, замещаемой Исполнительной Властью, не приняв гражданскую присягу или не представив удостоверения о принятии таковой.
4. Никакой приказ Короля не может быть исполняем, если он не подписан им и не скреплен министром или распорядителем сумм соответствующего ведомства.
5. Министры ответственны за все проступки, совершенные ими против национальной безопасности и Конституции, за всякое посягательство на личную собственность и свободу, за всякую растрату денег, назначенных на расходы по их ведомству.[48]
6. Ни в каком случае словесное или письменное повеление Короля не может освободить министра от ответственности.
7. Министры обязаны ежегодно при открытии сессии Законодательного Корпуса представлять ему обзор предстоящих расходов по их вѣдомству, отдавать отчет в назначенных для него суммах и указывать на злоупотребления, которые могли вкрасться в различные части управления.
8. Никакой министр, состоящий в должности или в отставке, не может подвергнуться уголовному преследованию по поводу своего управления без постановления Законодательного Корпуса.
ГЛАВА III.
Об осуществлении Законодательной Власти.
СЕКЦИЯ I.
Полномочия и функции
Национального Законодательного Собрания.
Ст. 1. Конституция вверяет исключительно Законодательному Корпусу нижеследующие полномочия и функции: 1) Предложение и установление законовъ; Король может только пригласить Законодательный Корпус войти в рассмотрение известного предмета; — 2) Определение государственных расходов; — 3) Установление государственных налогов, определение их рода, размера, срока существования и порядка взимания; — 4) Раскладку прямых налогов между департаментами Королевства, надзор за употреблением всех государственных доходов и требование отчета в нем; — 5) Учреждение или упразднение государственных должностей; — 6) Определение пробы, веса, чекана и наименования монет; — 7) Дозволение или запрещение вводить иностранные войска на Французскую территорию или иностранные морские силы в порты Королевства; — 8) Ежегодное издание постановлений, на основании предложения Короля, о числе людей и судов, составляющих сухопутные и морские силы, о [49]жаловании и количестве лиц каждого чина, о правилах принятия на службу и чинопроизводства, о формах набора и увольнения от службы, о составлении морских экипажей, о допущении иностранных войск или морских сил на службу Франции и о вознаграждении войск в случае распущения; — 9) Издание постановлений об управлении национальными имуществами и предписаний об отчуждении их; — 10) Привлечение к ответственности пред Верховным Национальным Судом министров и главных агентов Исполнительной Власти, обвинение перед тем же Судом лиц, преследуемых за посягательство и заговор против общегосударственной безопасности или против Конституции; — 11) Установление законов, согласно которым лицам, оказавшим услуги государству, будут даваемы почетные награды и знаки отличия (чисто личного характера); — 12) Только Законодательный Корпус имеет право устанавливать общественное чествование памяти великих людей.