Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I? Как Вы оцениваете результаты этих реформ?
Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.

Файлы: 1 файл

история ПКЗ !.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?

 

Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.

 «Общеизвестно, что основанием для всех исторических построений являются исторические факты, а о фактах этих исследователь узнает не непосредственно, а через исторический источник.

 Рассмотрим подробнее структуру  эмпирического исследования. В качестве  основы такой структуры в методологии  выделяется эксперимент. «Экспериментальная  деятельность представляет собой  специфическую форму природного  взаимодействия, и важнейшей чертой, определяющей эту специфику,

является именно то, что взаимодействующие  в эксперименте фрагменты природы  всегда предстают как объекты  с функционально выделенными  свойствами». Но для того, чтобы представить  эмпирический объект как объект с  функционально выделенными свойствами, необходимо создать «приборную установку, с помощью которой и проводится экспериментальное исследование». Причем в качестве прибора могут выступать не, только искусственные, но и естественные объекты, поставленные в квазиприборную ситуацию.

 Если мы считаем, что предметом  истории является, прежде всего,  человек и различные формы  его жизнедеятельности (государство,  общество, право, война, культура  и т.п.), то, как это ни странно,  прибором также должен быть  человек, точнее одна своеобразная  его деятельность, деятельность по оставлению следов своей деятельности, т.е. источников.

По существу единственное достоверное  знание (т.е. имеющее статус эмпирической закономерности), которое мы можем  получить в эмпирическом исследовании, являются данные о внутреннем структурировании отдельных классов источников.

 Данное положение целиком  соответствует требованиям современной  методологии науки, где «соответствующий  объект исследования... может быть  выявлен только через структуру  отношений, участвующих в эксперименте природных фрагментов»

Прибор или приборная ситуация в эмпирическом исследовании нужны  для того, чтобы снизить степень  субъективности получаемых данных, делая  их как бы независимыми от интерпретации  исследователей. История как позитивная наука стремится к тому же самому, но в качестве прибора в ней выступает своеобразный источниковедческий комплекс, созданный самими историками. Порукой их объективности оказываются многочисленные взаимосвязи и корреляции представленных документов и источников. Находясь в структуре такого комплекса, историческое событие превращается в исторический факт. При этом разница между первым и вторым заключается в том, что событие требует интерпретации, объяснения или причины, а факт сам выступает как интерпретация, объяснение или причина. На основании зафиксированных историей фактов мы объясняем те или иные исторические события. При этом, получив достаточное объяснение или обоснование историческое событие, встраиваясь в источниковедческий комплекс, само может стать историческим фактом для объяснения другого исторического события.

 В этом своеобразии перехода  события в факт и заключается  стремление современной исторической  науки. По своему содержанию  это своеобразный позитивистский  сдвиг в исторической науке,  попытка приблизить историю к идеалу собственно научного знания. При таком подходе историк рассматривает не событие как таковое, а обоснованность, включенность и согласованность этих событий с историческими знаниями, имеющими уже статус научных фактов, т.е. рассматривает их в рамках определенной приборной ситуации и как, бы конструируя в качестве основных элементов истории определенные функции и институты

  Одновременно с созданием данного прибора возникает два комплекса проблем. Первый связан с тем, какие источники мы можем включить в приборную ситуацию. Второй с тем, что обеспечивает нам объективность показаний такого прибора, как с точки зрения его создателя, так и с точки зрения внутренней связи между событиями, ставшими фактами, т.е. с точки зрения «теоретической» нагруженности любого научного факта.

 

Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I?  Как Вы оцениваете результаты этих реформ?

 

  На рубеже XVII – XVIIIвв. Россия нуждалась в качественных преобразованиях и для реформ Петра I сложились необходимые предпосылки. Основные предпосылки преобразований состояли в следующем:

Россия сохраняла экономическую  отсталость, что представляло серьезную  опасность для национальной независимости;

Промышленность страны еще только зарождалась и по своей структуре  была крепостнической;

Сельское хозяйство отличалось рутинным способом земледелия, и было основано на подневольном труде крепостного  крестьянства;

Экономическая отсталость России проявлялась  и в военном деле: страна не имела  регулярной армии и военно-морского флота;

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра,  в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

 Реформы коснулись буквально  всех сторон жизни русского  государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

 Масштабы изменений, произошедших  за время правления Петра огромны.  Значительно выросла территория  страны, которая после многих  веков борьбы получила выход  к морю и ликвидировала состояние  политической и экономической  изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объем экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесен сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

 

 Все эти изменения происходили  в условиях вступления феодально-крепостнических  отношений в стадию разложения  и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленная на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

 Очевидно, также и сопротивление,  которое вызвала каждая из  реформ, недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоев: боярства - тем, что его оттеснили “худородные”, и тем, что перестало существовать “самодержавие с Боярской думой”; дворянства - постоянной и тяжелой службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части ее доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов, повинностей и служб; народных масс - усилением крепостнического гнета и тем, что реформы осуществлялись за их счет. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность патриархального быта и уклада жизни.

 Их осуществление было в  немалой степени связано с  деятельностью и личностью Петра I, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремленностью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, из изменения внутри - и внешнеполитической обстановки.

 Но все изменения и реформы  осуществлялись на крепостнической  основе, крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни, насаждением наиболее грубых и тяжелых форм крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя, чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие народа и не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола.

Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.

25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде  свершилась Великая Октябрьская  революция. Временное правительство  пало, власть перешла в руки  Советов рабочих и солдатских  депутатов. Созванный в Смольном 25 октября II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов установил в стране Советскую Республику. Главой правительства был избран В. И. Ленин.

Набатным призывом откликнулся  в умах и сердцах миллионов  трудящихся всего мира принятый 26 октября (8 ноября) 1917 г, II Всероссийским съездом Советов исторический Декрет о мире. Страна Советов подняла знамя борьбы за мир, решительно отвергла политику захватнических войн, грабежа и насилий на международной арене. Именно Декрет о мире, написанный Лениным, впервые выражал идею мирного сосуществования двух различных общественных систем.

Декрет о мире:

Провозглашение выхода России из войны;

Обращение ко всем воюющим сторонам с целью заключить мир без  аннексий и контрибуций;

Тогда же, 26 октября, Декретом о земле  были решены и удовлетворены вековые чаяния трудящегося крестьянства. Земли, принадлежавшие помещикам, церковному ведомству и царской фамилии, были национализированы и переданы в распоряжение Советов крестьянских депутатов для раздачи безземельным и малоземельным крестьянам. Декретом о земле Октябрьская революция дала практическое решение вопроса о взаимоотношениях рабочего класса с крестьянством. Она показала, что достижение победы пролетариата требует привлечения на его сторону крестьянства и создания между ними прочного классового союза при сохранении руководящей роли за пролетариатом.

Декрет о земле:

Отменена частная собственность  на землю;

Установлено уравнительное землепользование с периодическими переделами земли;

 

Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации?

 

НЭП – это широкая, длительная и  многократная политика обеспечивающая реализацию ленинского плана построения социализма.

В результате проведения Нэпа были решены следующие задачи:

- НЭП обеспечил стабилизацию  и восстановление хозяйства. 

- Наблюдался подъем в новых  отраслях промышленности

- Был полностью ликвидирован  дефицит бюджета, а советский  рубль превратился в одну из  самых твердых валют в мире.

- Быстрые темпы восстановления народного хозяйства в условиях социальной ориентированности экономики, сопровождались значительным ростом жизненного уровня народа, бурным развитием народного образования, науки, культуры и искусства.

К объективным причинам свертывания  НЭПА относится непропорциональное развитие сельского хозяйства и промышленности (в отношении 60% к 40%), которое необходимо было менять. Другой причиной являются социальные контрасты в обществе. Финансовые ресурсы перекочевали в руки нэпманов, а рабочие по-прежнему жили впроголодь. Увеличивались масштабы безработицы. Рабочие существовали в тяжелых условиях: в то время как зарплата у текстильщиц составляла 93 коп., за см, пуд хлеба стоил 3,5 руб.

 

Субъективными причинами свертывания  НЭПА являются проблемы, возникшие в результате конъюнктурных ошибок Бухарина. Это, прежде всего кризис хлебозаготовок, произошедший в связи с переходом к золотому рублю. Крестьяне быстро утрачивали интерес к поставкам зерна на рынок, к продаже его хлебозаготовителям, так как на вырученные деньги не могли купить промышленных товаров. Из-за нехватки промышленных товаров государство устанавливало низкие закупочные цены на хлеб. Ведь все материальные средства и ресурсы ускоренным порядком перекачивались на строительство индустриальных гигантов, а не заводов и фабрик, производящих товары народного потребления. Власти пытались решить проблему путем лавирования, однако когда государство не повышало закупочные цены, крестьяне уничтожали урожай. В итоге на рубеже 1927-1928 гг. государственные закрома после закупок крестьянской продукции остались пустыми. Под угрозой голода остались города и армия. Большевики по примеру эпохи “военного коммунизма” прибегли к насильственным методам изъятия зерна, то есть вместо того, чтобы решать проблему, снова использовали чрезвычайные меры.

 

Задание 5. Перечислите основные источники победы  СССР в Великой Отечественной войне.

 

Главный источник победы - социалистический общественный строй.

Он стал основой следующих конкретных источников победы в вооруженной  борьбе.

1. Духовная мощь советского народа, вызвавшая массовый героизм на  фронте и в тылу. Справедливые  освободительные цели войны сделали  ее поистине Великой, Отечественной,  Народной.

2. Сплоченность советского общества  в борьбе с врагом.

3. Советский государственный строй.

4. Социалистическая экономика,  ее планово-распределительный хозяйственный  механизм и мобилизационные способности.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"