Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:03, реферат
Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.
1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы
Конец римского искусства
формально и условно может
быть определен падением Империи. Вопрос
же о времени возникновения
Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э.,
не учитывая хотя и небольшой количественно,
но очень важный материал, который со временем,
нужно думать, будет возрастать.
Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета -- классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.
Однако далеко не
всегда смена династий или императора
влекла за собой изменение
Если наметить основные
этапы истории древнеримского искусства,
то в общих чертах их можно представить
так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская
эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становления
римского искусства. В этих широких
временных границах медленно, часто
в противоборстве с этрусскими, италийскими,
греческими влияниями формировались
принципы собственно римского творчества.
Из-за недостатка вещественных материалов,
весьма слабого освещения этого
длительного периода в древних
источниках дифференцировать более
детально этот этап невозможно.
В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще
не могло соперничать не только с развитым
художественным творчеством этруссков
и греков, но, очевидно, и с достаточно
отчетливо заявлявшей о себе художественной
деятельностью италиков.
Расцвет римского
искусства приходится на I -II вв. н.э.
В рамках этого этапа стилистические
особенности памятников позволяют
различить: ранний период -- время Августа,
первый период -- годы правления Юлиев
-
Клавдиев и Флавиев, второй -- время Траяна,
поздний период -- время позднего Адриана
и последних Антонионов. Времена Септимия
Севера, как ранее
Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует
считать переходными. С конца правления
Септимия Севера начинается кризис римского
искусства.
Все художественное
творчество Европы от средневековья
до наших дней несет на себе следы
сильного воздействия римского искусства.
Внимание к нему всегда было очень
пристальным. В идеях и памятниках
Рима многое поколения находили нечто
созвучное своим чувствам и задачам,
хотя специфика римского искусства,
его своеобразие оставались нераскрытыми,
а казались лишь позднегреческим
выражением античности. Историки от Ренессанса
до ХХ века отмечали в нем различные,
но всегда близкие их современности
черты. В обращении итальянских
гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму
можно видеть социально-политические
(Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские
(Петрарка), историко-художественные (Кирияк
Анконский) тенденции. Однако сильнее
всего воздействовало древнеримское искусство
на архитекторов, живописцев и ваятелей
Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших
богатейшее художественное наследие Рима.
В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались
ученые других европейских стран. Это
было время интенсивного сбора художественного
материала, период "антикварный",
сменивший гуманистический, ренессансный.
Революция XVIII в. во Франции пробудила
внимание французских ученых и художников
к римскому искусству.
Тогда же возникло научно-эстетическое
отношение к древнему наследию.
И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного"
периода, выступил представителем просветительской
философии своего времени, создателем
истории древнего искусства. Правда, он
еще относился к римскому искусству как
к продолжению греческого. В конце XVIII
- начале XIX в. древнеримским искусством
начали заниматься уже не частные лица,
а государственные учреждения Европы.
Финансировались археологические раскопки,
основывались крупные музеи и научные
общества, создавались первые научные
труды о древнеримских произведениях
искусства.
Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.
1. Заключение.
Итак, в своей
работе я попытался проследить основные
вехи развития римской культуры и
ответить на вопрос о роли заимствованней.
Мне кажется, что говорить о римском
наследии как о заимствованном не
справедливо.
Слишком много своего было привнесено
римской цивилизацией, в противном случае
не был бы так велик интерес к ней сегодня.
Что же касается кризиса империи, то мы
видим, что основные причины скрывались
внутри самого общества, а, следовательно,
частично и в культуре, им насаждаемой.
Искусство, вслед за обществом нуждалось
в коренных переменах, в притоке новых
сил и идей для своего возрождения и обновления,
но ход истории нельзя изменить, и некогда
могущественная империя пала от рук варваров.
Захватчиков активно поддержали порабощенные
народы рабы, что лишний раз подтвердило
глубокий кризис внутри общества. В ходе
работы я узнал много новых интересных
фактов, которые и попытался отразить
наиболее полно.
Так или иначе, искусство
Древнего Рима оставило человечеству
громадное наследие, значимость которого
трудно переоценить. Великий организатор
и создатель современных норм
цивилизованной жизни, Древний Рим
решительно преобразил культурный облик
огромной части мира. Только за это
он достоин непреходящей славы и
памяти потомков. Кроме того, искусство
римского времени оставило множество
замечательных памятников в самых
разных областях, начиная от произведений
архитектуры и кончая стеклянными
сосудами. Каждый древнеримский памятник
воплощает спрессованную
Латынь, язык древних
римлян и всех подвластных им народов,
сделалось основой романских
языков, а также языком науки и
католической церкви.
Латинский алфавит был усвоен в Западной
Европе, а греческий лег в основу славянских
языков. Римская строительная техника
и архитектура оказали большое влияние
на западноевропейскую архитектуру, особенно
Испании,
Франции, Италии. Восхищаясь своими современными
писателями, скульпторами, полководцами
мы и сейчас сравниваем их с великими античными
героями.
2. Использованная литература:
1. Троянский И.М. "История античной литературы", 3-е издание, Л.,
1957
2. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.
3. Искусство. Книга
для чтения по истории
4. Парандовский Я. Мифология. М., 1971
5. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990
6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1992
7. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян..
8. Коптев А.В.
Античное гражданское общество.
-----------------------
[1] Интересно, что именно от римлян пошло
и получило впоследствии распространение
слова «религия» - поклонение воображаемым
сверхъестественным существам и «культ»
– в переносном смысле «почитать»,
«ублажать», предполагает выполнение
религиозных обрядов. Парандовский Я.
Мифология. М., 1971. С. 15
[2] В день основания Ромул приступает прежде
всего к жертвоприношению. Его товарищи
разжигают костер и каждый скачет через
пламя. Смысл этого обряда в том, что к
действию должны приступать люди чистые
(очищенные священным огнем). Память об
этом обряде сохранилась до наших дней,
и сегодня римляне празднуют рождение
своего города (за 11 дней до майских календ).
Поль Гиро.
Частная и общественная жизнь римлян.
С. 11.
[3] Парандовский Я. Мифология. М., 1971. С 65.
[4] Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего
Рима. М., 1990. С. 153.
[5] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.
М.,1992. С.97.
[6] Коптев А.В. Античное гражданское общество.
С 17.
[7] Искусство. Книга для чтения по истории
живописи, скульптуры, архитектуры. М.,
1961.
[8] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.
М.,1992. С.99.
[9] Троянский И.М. История античной литературы.
Л., 1957. С. 69
[10] Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего
Рима. М., 1990. С.156
[11] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.
М.,1992. С.97.
[12] Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том
I. М., 1990. С. 154.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
1.1 Ментальные основы и
характерные черты
1.2 Культура этрусков
1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 – 30 гг. до н.э.)
1.4 Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)
Список использованных источников
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
1.1 Ментальные
основы и характерные черты
древнеримской культуры и
История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.
Римляне в отличие от греков
предпочитали воевать, а не торговать.
Ратные подвиги и заслуги служили
пропуском в политику, были гарантией
личной карьеры и достойного положения
в обществе. Войны велись с целью
присоединения завоеванных
Развитие римской культуры находилось под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего греков и этрусков. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов в соответствии с утилитаристской системой ценностей, а затем объявлять достижения «своими». От этрусков они позаимствовали цифры, позже названные «римскими», церемонию триумфа (торжественного въезда полководца-победителя), ставшую символом величия Рима, гладиаторские бои и многое другое. Творчески усвоив иноземные достижения, римляне в некоторых областях общественной жизнедеятельности, преимущественно в сферах материальной культуры и права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.
Если греки, наиболее ярко проявили себя в области искусства и философии, то римляне обнаружили бесспорные способности в практической деятельности. Амбивалентная черта римского характера – практицизм, перерастающий в утилитаризм, наложила отпечаток на весь ход развития Римской республики и империи.
Римляне рано сформировали в своей культуре чувство собственной исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Откровенно сказал об этом Вергилий в «Энеиде»:
Римлянин! Ты научись народами править державно – В этом искусство твое! – налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Первоначально этическим
идеалом римлян (так же, как и
греков) было героическое поведение
– virtus (мужество, доблесть и т.п. добродетели),
утверждавшее такие ценности, как
верность гражданскому долгу, сдержанность,
упорное терпение и настойчивость,
мужество, твердость, величие духа,
уважение к традициям предков, почитание
богов. Но данный идеал по мере нарастания
и обострения противоречий в римском
обществе все более и более
перемещался в сферу
Отличительными особенностями римской религии были ее «формульный», договорной характер и прагматическая направленность, отвечающие духу официальной римской культуры. Римская религия сосредоточилась на обрядовой стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда – как гарантия успешности обращения к богам. Первоначально римские боги представлялись в качестве безличных сил, управляющих миром. Количество различных духов и демонов было поистине огромно. Впоследствии под влиянием греков и этрусков в Риме складывается антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером.
Многих богов римляне
заимствовали у греков, иногда через
этрусков, бог неба Юпитер напоминает
Зевса, бог войны Марс – Ареса,
богиня мудрости Минерва – Афину,
бог врачевания Эскулап – Асклепия,
богиня любви Венера – Афродиту
и т.д. Особо почитались древнеиталийские
боги Лары (духи очага и семьи), Гении
(покровители людей), Пенаты (домашние
боги). Большая роль отводилась культу
Весты (богини очага и римской
общины). В Риме в ее честь воздвигли
храм Весты, в котором вечный огонь
поддерживался высоко ценимыми жрицами-весталками.
Большой популярностью