Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:03, реферат
Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.
1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы
Ведя происхождение права
от богов, римская религия придавала
особый статус юридическому мышлению.
Уважение к закону, наряду с почитанием
богов и традиций предков, отличало
римский менталитет. Именно система
права, это впечатляющее достижение
Древнего Рима, оказала решающее влияние
на европейскую юридическую мысль.
В практику современного судопроизводства
вошли такие созданные
Римское право подобно
религии долго сохраняло «
Древнейшим письменным сводом
римского права стали Законы двенадцати
таблиц» (середина V в. до н.э.), регулировавшие
имущественные и торговые отношения.
Процесс дальнейшей разработки системы
римского права, направленного, прежде
всего, на защиту частной и государственной
собственности, связан с профессиональными
комментариями и дополнениями к
этим законам. Основателями римской
юридической науки считаются
Публий Муций Сцевола (II в. до н.э.) и
Квинт Муций Сцевола (140–82 гг. до
н.э.). Империя стимулировала
Художественная культура
Рима, сформировавшаяся под влиянием
искусства греков и этрусков, отличалась
большим разнообразием и
1.2 Культура этрусков
Один из истоков древнеримской культуры нужно искать в культуре этрусков. В VII в. до н.э. этрусское государство, располагавшееся на северо-западе Апеннинского полуострова и представлявшее собой союз городов, подчинило себе племена латинян и задало тон культурогенезу последних.
Происхождение этрусских племен до конца не выяснено. Много тайн хранят их язык, письменность. Однако известно, что уже в VIII – VI вв. до н.э. этруски строили укрепленные города, знали морское дело (их суда долгое время контролировали море у берегов Сицилии), вели оживленную торговлю. Они славились как искусные ремесленники и земледельцы. Их государственное устройство составлял союз городов (двенадцатиградие). Наиболее крупные среди них – Вей, Тарквиния, Ветулония, Вульчи, Перузия. Под властью городов находились более мелкие поселения. Управляли объединением городов наделенные жреческой властью цари (лукумоны) и местная аристократия.
Религия. Не без влияния греков сложилась своеобразная религия этрусков. Высшую часть пантеона их богов занимали Тин (Тиния), Уни и Менрва (позже ставшая римской Минервой), что соответствовало Зевсу, Гере и Афине. На формирование загробного культа, видимо, повлияли восточные верования. Этруски испытывали особый страх перед душами умерших, верили в посмертное воздаяние за грехи и в загробную жизнь, которую рассматривали по аналогии с земной.
Архитектура. В архитектуре
этрусков главное место занимало
строительство храмов и гробниц.
Этрусские храмы во многом напоминали
греческие, но имели свои особенности.
При строительстве гробниц
Этрусский храм стоял на
высоком фундаменте – подиуме, ко
входу вела лестница, обнесенная колоннами.
Храм с широко расставленными колоннами
имел фронтальную композицию: одна
из узких сторон являлась фасадом
и украшалась портиком, остальные
заменяла глухая стена. На фронтоне нередко
помещались статуи. В этрусском храме
молились, поэтому три его стены
не окружались колоннами, а имели
пилястры (выступающие из стен столбы).
Эта особенность этрусской
Исскуство. Изобразительное искусство этрусков испытывало мощное воздействие соседних восточных и греческой культур. К самобытным явлениям этрусской скульптуры относится мемориальная пластика – погребальные урны-канопы и фигурные надгробия, украшенные скульптурными портретами ушедших из жизни. Этрусскую скульптуру и позднюю живопись отличало стремление передать характерные черты личности изображаемых людей. Позже это станет основой впечатляющих достижений реалистического римского портрета.
Высокий уровень исполнения
отличал этрусское декоративно-
Достигнув зенита славы в VI в. до н.э., этруски к концу столетия стали терять свое могущество. Со второй половины V в. до н.э. постепенно приходили в упадок их города, непрерывно, но безуспешно воевавшие с Римом, под власть которого они и попали к III в. до н.э. В 89 г. до н.э. Рим объявил этрусков своими гражданами. Произошла окончательная ассимиляция самобытной культуры, ставшей своеобразным мостом между греческой и римской античностью.
1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 – 30 гг. до н.э.)
Политика. В первой трети
VI в. до н.э. Рим, город на берегу Тибра,
имел уже достаточно давнюю историю.
Согласно римским историкам, он был
основан в 753 г. до н.э. Долгое время
город находился под властью
этрусков, но в 510 г. до н.э. восставший римский
народ сверг последнего этрусского
царя Тарквиния Гордого и
Продолжая политику завоеваний, Рим в V в. до н.э. подчинил себе весь Апеннинский полуостров, а в III–II вв. до н.э. завоевал, Карфаген, Грецию, Восточное Средиземноморье. С этого времени начинается рост могущества государства, владения которого в скором времени простирались далеко на юг и север, на запад и восток.
Экономика. Указанные выше процессы оказали глубокое влияние на экономику Рима. Основным занятием римлян оставалось земледелие. Земля была для них самой большой ценностью. Ремесло развивалось в меньшей степени, торговля ориентировалась на сбыт товаров для знати, которая между тем считала ее делом грязным и низменным (ведь богатство часто доставалось с помощью беззастенчивого ограбления). Рабы, главная производительная сила римского общества, использовались во многих сферах жизни, обслуживали и развлекали своих господ.
Самым позорным явлением римской культуры стали бои рабов-гладиаторов. Первоначально (с 264 г. до н.э.) эти зрелища устраивались на похоронах знатных граждан Рима (обычай пришел от этрусков), но с I в. до н.э. стали обязательным атрибутом праздников. Кровавая резня на арене пришлась по душе жестоким римлянам, и в императорский период политики использовали ее для привлечения плебса на свою сторону.
Во II в. до н.э. экономика Древнего Рима претерпевала существенные изменения в направлении небывалого укрупнения рабовладельческих хозяйств.
Подчинение Римом новых
плодородных территорий привело
к тому, что производимое римскими
крестьянами зерно оказалось
неконкурентоспособным по отношению
к дешевому привозному. Началась массовая
продажа мелких земельных наделов,
крестьяне перебирались в города,
где пополняли ряды плебса. Ко II в.
до н.э. ситуация стала критической.
Метрополии грозила продовольственная
зависимость от присоединенных земель.
Но в результате завоевательных походов
возник огромный рынок рабов –
чрезвычайно дешевой рабочей
силы. Римские аристократы скупали
земли мелких крестьян, приобретали
рабов и организовывали крупные
рабовладельческие хозяйства –
латифундии. Теперь именно там развивалась
сельскохозяйственная специализация,
расширялось ремесленное
Религия. Римская религия периода республики испытала на себе сильное влияние этрусков и греков. Строились храмы, появилось антропоморфное представление о богах. Возникло множество жреческих коллегий. Религия по-прежнему оказывала значительное влияние на политическую жизнь. Так, народное собрание могло состояться только при благоприятной погоде и после совершения гаданий. Неблагоприятными знаками считались, к примеру, внезапная молния, гром, дождь, припадок падучей болезни у кого-то из жителей и т.п. Доклады по религиозным вопросам зачитывались в сенате первыми. Вступление в должность сопровождалось строго регламентированными ритуалами и религиозными обрядами.
Архитектура и искусство.
Ведущую и объединяющую роль в
римском искусстве этого
Обобщая сложившийся идеал архитектуры республиканского периода, наиболее известный римский зодчий Bumpyвий в I в. до н.э. сформулировал основные требования к архитектурному сооружению: польза, прочность, красота. Изящество, роскошь, целесообразность и монументальность – черты, которые отличают большинство построек римских архитекторов, создавших новые типы частных домов и общественных сооружений.
Наиболее интенсивное строительство велось в то время в столице. Центром города стал Форум Романум – главная площадь, на которой размещались не только сенат, суд, архив, тюрьма, храмы, но и статуи, триумфальные колонны, арки в честь прославленных граждан и важных событий.
Облик центральной части
города не оставался неизменным. В
разное время его дополняли (отразившие
вкусы правителей) форумы Цезаря, Августа,
Веспасиана, Нервы и Траяна. Отсюда
– асимметричность планировки и
некоторая эклектичность
В ансамблях форумов эпохи Республики значительную роль играли Храмы. Их облик сложился под влиянием этрусской и греческой храмовой архитектуры. Основными типами римских храмов были псевдопериптер со входом в здание с одной стороны (храм Фортуны Вирилис в Риме, I в. до н.э.) и круглый храм-ротонда (храм Весты в Тиволи близ Рима, I в. до н.э.).
Псевдопериптер представлял собой прямоугольное здание, в котором портик с колоннами помещался только со стороны фасада, а три глухие стены украшались выступающими полуколоннами – пилястрами. Храм-ротонда имел вид круглой постройки, обычно небольших размеров, обнесенной колоннадой по всей окружности.
Своеобразно преломив традиции
греческого и этрусского зодчества,
римские мастера периода
Римские амфитеатры представляли собой арену в форме эллипса с повторяющими ее форму рядами зрительских мест. Они служили в основном для проведения гладиаторских боев (амфитеатр в Помпеях, 70 г. до н.э.).
Римские термы – это комплекс построек для отдыха, занятий спортом, развлечений. Термы выполняли как бытовую, так и общественно-культурную роль. В них ходили не только для мытья и гимнастических упражнений, но и для занятий в библиотеке, прогулок в саду, бесед с друзьями в комнатах отдыха. Самыми известными и большими были термы Каракаллы и Диоклетиана, построенные уже в императорском Риме.
Для обеспечения городов водой был создан водопровод, протянувшийся на десятки километров. Большая его часть находилась под землей, но на некоторых наземных участках вода поднималась на высоту до 10 м над землей. С этой целью строились большие одноуровневые (редко двухуровневые) каменные или кирпичные мосты на арках – акведуки. По ним прокладывались желоба для подачи воды, имевшие сверху перекрытие, препятствовавшее испарению и загрязнению воды (акведук Аква Марция, 144 г. до н.э.).
Типичными жилищами зажиточных римских граждан были домусы, имевшие парадные и хозяйственные помещения. Центрами жилых домов являлись атрии – внутренние сооружения, перекрытые крышами с отверстиями для дождевой воды, и перистили – открытые дворы. Последние окружались по периметру колоннадой, имели бассейн, фонтаны и цветники (Вилла Мистерий в Помпеях).
Стремление к роскошному
оформлению интерьеров общественных и
жилых зданий обусловило расцвет
римской монумен талъной