Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Содержание работы

1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

культура древнего Рима.docx

— 92.25 Кб (Скачать файл)

Скульптура периода республиканского Рима формировалась на пересечении  этрусской и эллинистической  традиций. Именно этим можно объяснить  расцвет римской портретной скульптуры, которую отличала особая реалистичность изображения, стремление «схватить  в голове и лице индивидуальные, остроперсональные и часто совершенно случайные черты» (Б. Р. Виппер).

Характерные признаки римской  скульптуры просматриваются в портрете, названном «Брут» (300 г. до н.э.). Точно  не установлено, кого именно изобразил  талантливый ваятель, но ясно видно, что в этом портрете с глубокой выразительностью переданы черты сдержанного  и волевого человека, крупного государственного деятеля Римской республики, примерного гражданина и патриота. В скульптурных портретах, выполненных в полный рост, нашли воплощение общественные идеалы того времени («Оратор», после 89 г. до н.э.).

Литература. Расцвет римской  литературы начался в III в. до н.э. с  подражания греческим оригиналам. Однако в отличие от Греции, где основными  литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в республиканском  Риме развивались драма и комедия. Самым известным комедиографом  того периода был Тит Макций Плавт. Используя различные произведения Менандра и других мастеров греческой  аттической комедии, Плавт по-своему развивал и дополнял греческий сюжет. Сочный, яркий язык его произведений («Амфитрион», «Ослы», «Хвастун» и др.) пестрит площадной бранью и грубоватым римским юмором. Многие его сочинения легли в основу комедий европейских писателей. Другим известным комедиографом II в. до н.э. был Публий Теренций Африканец, который на свой манер продолжил греческую традицию аттической комедии. В отличие от Плавта он писал утонченно и изысканно («Девушка с Андроса», «Евнух» и др.). Во II в. до н.э. популярным становится жанр сатиры, который его создатели считали самостоятельным римским изобретением. В конце республиканского периода творил оригинальный поэт-лирик Гай Валерий Катулл.

1.4 Культура Древнего  Рима периода империи (30 г. до  н.э. – 476 г. н.э.)

культура древний рим

Политика. В 44 г. до н.э. Римское  государство, до того раздираемое непрерывной  борьбой высших и низших сословий, гражданскими войнами и восстаниями  рабов, впервые обратилось к идее неограниченной власти: Гай Юлий Цезарь был объявлен пожизненным диктатором. В такой ситуации народное собрание и сенат превратились в формальные органы. Нобилитет, недовольный создавшимся  положением, организовал заговор. После  убийства Цезаря Рим еще на 13 лет  погрузился в кровавую резню за обладание  властью. В 30 г. до н.э. племянник Цезаря Октавиан, расправившись в Египте со своими самыми серьезными противниками Антонием и Клеопатрой, вернулся в  Рим, где получил от сената и магистратов  почетное имя Август (лат. – «Возвеличенный богами»). Так началась история императорского Рима. Время правления Августа (закончившееся  в 14 г. н.э.) называют «золотым веком» римской  культуры.

Несмотря на то, что Октавиан Август обладал фактически неограниченной властью, он всячески подчеркивал, что  является в сенате первым среди равных – принцепсом. Формально решения  принимались регулярно собиравшимся сенатом, работало народное собрание. На деле же управление государством полностью  контролировалось Августом. Однако в  глазах пережившего ряд гражданских  войн общества такая форма правления, как принципат, была едва ли не идеальным  государственным устройством, способным  обеспечить долгожданный мир и расцвет  культуры.

После смерти Августа для  Рима наступила новая полоса практически  не прекращавшихся кровавых распрей, заговоров  и террора. Захватнические войны 101–117 гг. н.э., которые вел император  Траян, можно считать знаменательным рубиконом в экспансионистской  политике Рима. С окончанием правления  Антонинов (138–192 гг. н.э.) империя стала  неуклонно терять завоеванные территории.

Императоры, правившие после  Августа, все менее скрывали претензии  на неограниченную власть. Во время  правления Диоклетиана (284– 305 гг. н.э.) власть верховного правителя окончательно приобрела монархический, абсолютный характер. Уже не закон, а воля правителя  определяла все государственные  решения. Сложился доминат – последний  этап правления в истории императорского Рима.

Экономика. В экономической  жизни Рима первых веков новой  эры также происходили большие  изменения. В состав империи вошли  огромные материковые территории, однако становилось невозможным дальнейшее расширение границ государства. Раздел земель между крупными автономными  собственниками повлек за собой процесс  натурализации хозяйства.

Прекращение завоевательных походов обернулось резким уменьшением  притока рабов. Рабы подорожали, к  ним стали относиться более бережно. Некоторое время кризисная ситуация в римской экономике даже имела  положительные следствия, поскольку  побуждала к совершенствованию  техники (применяются железный плуг, устройство, напоминавшее жнейку, и  т.п.), повышению квалификации рабов. Но это длилось недолго. К IV в. н.э. римские рабовладельцы нашли  новую форму решения проблемы, постепенно заменяя рабский труд системой колоната. Колоны (арендаторы земли) были известны в Риме еще во II в. до н.э., но тогда это были свободные  люди, заключавшие и расторгавшие договор с хозяином по своему выбору. Во времена заката Римской империи  рабы (сервы), арендовавшие землю, получали возможность завести семью, сделать  небольшие личные накопления, но полностью  свободными не становились. Одновременно труд прежде свободных колонов все  больше приобретал характер «барщины». За изменениями в экономике последовали  и новые законы, которые окончательно закрепостили всех колонов. Таким образом, поздняя античность создала основу будущей средневековой экономики.

Следствием превращения  латифундий в самодостаточные экономические  единицы явилось сокращение поставок производимых ими товаров на городские  рынки, что приводило к постепенному упадку мелких и средних городов. Это подрывало финансовую систему  государства. Завоевание Рима варварами  совпало с экономическим разложением  второй античной цивилизации.

Архитектура и искусство. Для искусства периода империи  характерно обращение к монументальным формам, рельефно воплощавшим идеал  могущества верховной власти. Скульпторы, архитекторы, поэты восхваляли и  идеализировали «образцовых» императоров. Постройкам придавалась невиданная ранее роскошь.

Наиболее ярко изменения  в искусстве Рима в период империи  проявились в архитектуре: воздвигались грандиозные общественные здания, строились  форумы, мавзолеи, акведуки. В конце I – начале II в. н.э. в столице зодчим Аполлодором Дамасским был построен величественный архитектурный ансамбль – форум Траяна. Его возведение – дань заслугам Траяна, имевшего титул  «наилучший император» за многочисленные победы и «дружбу» с сенатом.

Форум представлял собой  прямоугольную площадь, окруженную колоннадой. Слева находилось монументальное здание рынка, по главной оси размещались  базилика Ульпия, библиотеки, храм Траяна, триумфальная колонна и арка. Из этих построек целиком сохранилась  только триумфальная колонна высотой 30 м. Снаружи ее обвивает 200-метровый ленто- подобный скульптурный фриз, языком пластики описывающий сцены победы римлян над даками. Венчала колонну  статуя императора.

В императорском Риме строилось  много театров и амфитеатров. Самый большой из них – Колизей (от лат. colosseus – колоссальный), построенный  при Флавиях в 72–80 гг. н.э. К числу  выдающихся сооружений эпохи Римской  империи принадлежит Пантеон  – храм всех богов, возведенный по заказу императора Адриана в 118–128 гг. н.э. и в отличие от других хорошо сохранившийся до нашего времени. Замысел  храма связан с идеей объединения  религий и народов под властью  Рима. Это классический образец купольного сооружения, послуживший образцом для  храмового зодчества Византии.

К популярным типам построек того времени принадлежит триумфальная арка – символ славы императора, отражение его военных подвигов. Так, триумфальная арка Тита (81 г. н.э.) была воздвигнута в честь подавления римлянами иудейского восстания. Это  однопролетное сооружение украшали полуколонны коринфского ордера. Сложный антаблемент с сильно выступающим карнизом и высокий аттик рождали контрасты света и теней, добавляли черты особой выразительности символической постройке, создавая впечатление праздничности и одновременно спокойного величия.

Скульптура. В период империи  высокого развития достигла скульптура. Монументальные, декоративные, портретные изображения создавались в виде рельефов и круглой скульптуры. Большая  часть таких произведений прославляла  императоров, членов их семей, патрициев. Так, на рельефах колонны Траяна изображены военные марши, осады крепостей, битвы, шествия пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Всего  на рельефе насчитывается почти 2500 фигур.

Ведущую роль в пластике того времени играл портрет, очень  точно изображавший внешность и  характер персонажа, но порой выпонявшийся и в стиле монументальных произведений. Еще в период правления Августа  сформировался тип парадного  изображения, восхвалявшего личность императора. Именно тогда утвердился идеал классической римской красоты, почти не менявшийся до конца существования  империи.

Примером парадного скульптурного  придворного портрета в полный рост служит исполненная демонстративного величия статуя Августа из Прима-Порта (нач. I в. н.э.). Император предстает  в образе полководца, в руке у  него жезл. Иногда властители изображались на лошади. Монументальная конная статуя Марка Аврелия (конец 170 г. н.э.) представляет этого императора как бы во главе  военного похода. Одновременно она  воплощает возвышенный идеал  правителя-философа, призванного свято  выполнять свой гражданский долг. Данная статуя послужила образцом для  аналогичных монументальных скульптур  во времена Возрождения и другие эпохи (конная статуя кондотьера «Гаттамелата»  Донателло).

Литература. Великими достижениями была отмечена литература императорского Рима, получившая наибольшее развитие в век Августа. Как дальновидный политик, он окружал себя людьми, не только понимавшими силу искусства, но и способными воспеть власть императора и деяния римского народа. Среди  них внедрялся создатель знаменитого  эпоса «Энеида» Вергилий. Проявляли  самостоятельность в творчестве поэт-лирик Гораций («Оды»), мастер фольклорно-мифологической и эротической поэзии Овидий («Фасты», «Метаморфозы», «Наука любви», «Лекарство от любви»). В годы правления Траяна завоевал широкую популярность сатирик  Децим Юний Ювенал, обличавший пороки разлагавшегося общества. На I–II вв. н.э. приходится расцвет реалистического  римского романа. С ним связаны  имена Петрония («Сатирикон») и Апулея («Золотой осел»).

Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н.э.) – автор поэмы «Энеида» – выразил идеализированное самосознание римского народа и, выдвинув на первый план идею мирового господства Рима, прославил  правление Августа, величие римского духа и искусства. Написанная высоким  патетическим стилем «Энеида» многие века служила образцом латинской  поэзии. Но Вергилий ярко проявил себя и как создатель римской пастушеской  поэзии (буколики). В эклоге IV он возвестил  о предстоящем рождении божественного  младенца (Христа).

Самое известное произведение Петрония Гая (I в. н.э.) – роман «Сатирикон». Автор, отражая нравы своего времени, высмеивает богачей-выскочек. Многие из его героев – «новые римляне», недавно  разбогатевшие вольноотпущенники, чванливые и высокомерные. Реалистическое изображение жизни Рима того времени, всех его неприглядных сторон и шокирующих особенностей, использование оборотов разговорного языка, философская глубина и едкий юмор отличали творчество Петрония.

Религия. Глубокие изменения  в период империи произошли в  религиозной жизни. Осознав, что  духовная культура Рима переживает глубокий кризис, Август задумал превентивные преобразования. Одно из новшеств связывалось  с культом гения императора. Следует  уточнить, что формально это считалось  не обожествлением фигуры реального  правителя, как в восточных цивилизациях, а поклонение его духу-покровителю. В честь возвеличиваемых императоров  строились алтари и храмы, устраивались государственные праздники.

Однако гражданственный  объединительный пафос этого  культа не нашел сторонников среди  широких слоев населения, которым  были чужды исчерпавшие себя ценности общинной жизни. В новых условиях он (культ) воспринимался как угроза исчезновению всякой свободы. Август попытался  также реанимировать традиционные римские верования, но это только привело к усилению магических и  мистических сторон римской религии. Значительным влиянием пользовались восточные  мистические культы (Исиды, Кибеллы, Митры). Даже философия Рима отдала в III в. н.э. дань мистицизму (учение Плотина). А в среде простого народа особой популярностью пользовались прорицатели, гадалки, чудотворцы.

Интерес к магии, мистике  и индивидуалистической философии  в Римской империи объяснялся общим кризисом античной системы  ценностей. Человек утрачивал надежду  на то, что как полноправный член общины свободных граждан, он может  ждать от государства поддержки  и защиты. Оставалось жить, полагаясь  только на собственные силы. Такова идея стоиков – популярной в Риме философской школы. Она воспитывала  спокойствие перед лицом смерти, душевное равновесие при столкновении с враждебным миром. Этому учил и  Сенека («Нравственные письма к Луцилию»).

В такой ситуации наилучшим  выходом стал путь индивидуального  спасения, предложенный христианством. Люди полу- Чили твердую веру в поддержку  со стороны великой божественной силы, единой и всеохватывающей, а  потому бесконечно могущественной. В  христианстве было много чудесного  и мистического. Семена новой веры легли в хорошо удобренную почву. Однако монотеизм и мессионерские  установки ранних христиан сначала  стали причиной их преследования  римскими цезарями. Тем не менее  уже с 313 г. н.э. при императоре Константине  христианство получило статус официальной  религии Рима. Настал час испытания  властью. Установив к концу IV в. (благодаря  законам Феодосия и Грациана) религиозную  монополию, римская церковь порой  допускала проявления варварства: то тут, то там фанатики сжигали книги, уничтожали языческие храмы, использовали колонны античных сооружений для  строительства базилик. И все  же с христианством связаны неоспоримые  положительные изменения в духовной культуре, создание новых канонов  в искусстве.

Информация о работе Культура Древнего Рима