Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:03, реферат
Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.
1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы
Большую роль играют в пьесах рабы; почти всегда фигурируют в комедии прихлебатель (паразит) и сводник; женские роли несколько однообразны; на сцене они исполнялись мужчинами. В основе комедии обычно лежит любопытная интрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев.
Комедии Плавта обычно
издаются по алфавиту. Первая называется
«Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец
Амфитрион отправляется на войну. К его
жене приходит Юпитер в образе самого
Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова
слуги. Через некоторое время возвращается
истинный слуга, чтобы уведомить о приезде
своего господина его жену, но его изгоняют
из дома. Такая же участь постигает и самого
Амфитриона. Жена не признает его и уверяет,
что муж её давно уже возвратился. Наконец,
боги решили удалиться. Юпитер открыл
Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием
улетел на небо. Амфитрион счастлив, что
сам Юпитер снизошёл к его жене.
Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо — Пиргополиник — воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.
У Плавта не было патронов-аристократов,
он зависел, прежде всего, от массового
зрителя, в его комедиях отражаются
в известной степени интересы
и взгляды широких масс городского
плебса. Мы находим в его комедиях
протест против ростовщичества, против
аристократического чванства. Комедия
«Хвастливый воин» была направлена, вероятно,
против наемных войск и напоминала зрителям
о победе над Ганнибалом.
Сюжети Плавта не
оригинальны, в его комедиях выведены
условные типы, но у
Плавта неподражаемы комические ситуации.
Они легко запоминаются. Плавт создал
язык комедии, который отличается свежестью
и разнообразием; искусно пользуясь игрой
слов, он создавал новые образные выражения,
удачно вводил неологизмы, пародировал
выражения, принятые в официальном языке
и в суде.
Многое он взял из разговорной речи, из
языка низших классов. В языке Плавта найдётся
немало грубых выражений, но тем не менее,
он считался образцовым.
Другой представитель
сципионова кружка, Луцилий (180—102 гг.)
известен своими сатирами, в которых
отразилась общественная жизнь эпохи.
Луцилий нападал на пороки современного
ему общества: он осуждал клятвопреступление,
жадность и роскошь, но наряду с этим
он касался литературных и других
тем.
Слово satura первоначально обозначало блюдо,
состоящее из разных плодов, и до Луцилия
имело различные значения. Луцилий применил
его к своим произведениям, чтобы указать
на смешанную литературную форму, но с
его времени это понятие относится обычно
к дидактическим произведениям, ставящим
своей целью осуждение пороков и исправление
нравов современного поэту общества. От
сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.
Со времени Луцилия
сатира стала чисто римским
Литература знакомила римское общество
с новыми идеями, она способствовала созданию
того латинского языка, который изучался
потом в течение многих столетий.
Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, но и выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.
«В римской поэзии
того времени боролись два течения:
одно из них стремилось найти пошло
поэтические формы, использовать многообразные
поэтические приемы, которые культивировались
эллинистическими, особенно александрийскими,
поэтами; другое отстаивало традиционную
форму стихосложения, какая шла
от Энния. Приверженцем этой формы считал
себя
Цицерон; к этому же течению примыкал и
Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской
поэмы «О природе вещей».»[10]
Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям представляется, что вместе с нею погибло почти все, созданное Римом, а дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в ранний период истории западных “варварских королевств” было забыто значительное число достижений материальной и духовной культуры античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви” грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.
Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас.
Если восточноевропейские
и славянские страны знакомились
с античным наследием через Византию,
то в Западной Европе знали лишь
то, что осталось от Рима. Только когда
с наступлением турок на Византию
многие византийские ученые стали переселяться
в Италию, здесь они познакомились
с античным наследием в его
полном объеме, что стимулировало расцвет
культуры
Возрождения. Теперь труды римских авторов
извлекались из монастырских хранилищ,
переписывались, изучались, комментировались.
С течением времени
влияние античного наследия все
более крепло.
Европейская литература постоянно обращалась
к античности, и все более прочной становилась
связь между ними. Обрабатывались античные
сюжеты:
“Антоний и Клеопатра”, “Юлий Цезарь”
у Шекспира, “Федра”, “Британик” у
Расина, “Медея”, “Гораций”, “Помпей”
у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы:
“Комедия ошибок” Шекспира повторяла
“Менехмов” Плавта, а “Скупой”
Мольера – плавтовский “Ларчик”. Слуги
комедий Мольера, Лопе де Вега,
Гольдони навеяны образами ловких, умных
рабов Плавта, помогающих господам устроить
их любовные дела. Переводились античные
романы и в подражание им писались новые.
Без знакомства с
античной культурой невозможно понять
многочисленные римские реминисценции
у классиков русской
Пушкин. Его переводы Горация по адекватности
подлиннику не знают себе равных. К античным
сюжетам обращались Мережковский (“Юлиан
Отступник”),
Брюсов (“Алтарь победы”), Андреев (пьесы
“Похищение сабинянок” и “Конь в сенате”).
То есть это доказывает, что римская литература
была явлением вполне самодостаточным,
иначе она не нашла бы такого широкого
отклика в мировой литературе, и который
находит до сих пор.
1. Искусство Древнего Рима.
И в заключении
хотелось бы уделить внимание искусству
Древнего Рима, тем более, что его
обсуждение и оценка – один из самых
противоречивых вопросов в многочисленных
исследованиях. Порой ученые высказывают
весьма критические суждения. Римское
искусство рано научилось льстить
и притворятся, считает
Дмитриева. «Уже в героизированных статуях
Августа, изображаемого в виде полководца,
театрально простирающего руку к войскам,
есть натянутость и фальшь. И уже явно
лживы и нарочиты портреты ничтожного
императора Коммода в виде Геракла, с палицей
и львиной шкурой на плечах, или Нервы
в облике
Юпитера»[11]. В Риме не особо верили в идеал
восточной древней триады «бог
– царь – герой». Да и вообще ни во что
уже не верили. Философская мысль лихорадочно
блуждала, охотнее всего склоняясь к горестной
покорности судьбе, проповедуемой стоиками.
Пороки правителей ни для кого не были
секретом. Тем не менее престиж власти
должен был как – то поддерживаться, потому
самый преступный правитель не имел недостатка
в воспевателях и льстецах. Но все же фальшивило
оно только на половину, и под маской лести
сквозила беспощадность взора, лишенная
иллюзий. И потому однозначно осуждать
или восхвалять искусство Древнего Рима
нельзя. Корни этой проблемы слишком глубоки,
и потому следует обращаться к истории.
Искусство древнего
Рима, как и древней Греции, развивалось
в рамках рабовладельческого общества,
поэтому именно эти два основных
компонента имеют ввиду, когда говорят
об "античном искусстве". Искусство
Рима считают завершением
Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.
В произведениях
древних римлян, в отличие от греков,
преобладали символика и
Римский мастеров отличие от греческого,
видевшего реальность в ее пластическом
единстве, больше склонялся к анализированию,
расчленению целого на части, детальному
изображению явления. Грек видел мир как
бы сквозь все объединявшую и связывавшую
воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина
она начинала рассеиваться, и явления
воспринимались в более отчетливых формах,
познавать которые стало легче, хотя это
же приводило к утрате ощущения цельности
мироздания.
В древнем Риме
скульптура ограничивалась преимущественно
историческим рельефом и портретом,
зато получили развитие изобразительные
искусства с иллюзорной трактовкой
объемов и форм - фреска, мозаика,
станковая живопись, слабо распространенные
у греков. Архитектура достигла небывалых
успехов как в ее строительно-инженерном,
так и в ансамблевом выражении.
Новым было у римлян и их понимание
взаимосвязи художественной формы
и пространства.
Предельно компактные, концентрические
в своей сущности формы классического
Парфенона не исключали, а напротив, выражали
открытость здания просторам, окружавшим
Акрополь. «В римской архитектуре, поражающей
обычно своими ансамблевыми размахами,
предпочтение отдавалось замкнутым формам.
Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой,
наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие
площади всегда были открыты пространству,
подобно Агоре в
Афинах или других эллинистических городах,
то римские либо обносились, как форумы
Августа или Нервы, высокими стенами, либо
устраивались в низинах.»[12]
Тот же принцип
проявлялся и в скульптуре. Пластичные
формы греческих атлетов всегда
представлены открыто. Образы, подобные
молящемуся римлянину, набросившему на
голову край одеяния, большей частью
заключены в себе, сосредоточены.
Римские мастера в скульптурных
портретах концентрировали
Система римских
архитектурно-пластических образов
глубоко противоречива. Компактность
форм в них только кажущаяся, искусственная,
вызванная, видимо, подражанием классическим
образцам эллинов. Отношение римлян
к форме, объему, пространству совершенно
иное, нежели у греков, основанное на
принципе прорыва границ и рамок,
на эксцентрической, а не концентрической
динамике художественного мышления.
В этом смысле римское искусство
- качественно новый этап эстетического
освоения человеком реальности. Тяготение
римских художников к классическим
эллинским формам, вызывающее ощущение
двойственности римских памятников,
воспринимается сейчас как проявление
своего рода реакции на заявлявшие о себе
новшества.
Осознавшаяся римлянами утрата цельности
художественных форм нередко заставляла
их создавать постройки громадные по размерам,
порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить
противоречивость или ограниченность
образов.
Возможно, именно в связи с этим римские
храмы, форумы, а нередко и скульптурные
произведения значительно превосходили
размерами древнегреческие.
Важный фактор,
воздействовавший на характер древнеримского
искусства, - огромное пространство его
поля действия. Динамичность и постоянное
расширение территориальных рамок
древнеримского искусства со включением
в его сферу уже в V веке до н.э.
этрусских, италийских, галльских, египетских
и других форм, с особенным значением
греческих, -- не может быть объяснено
только свойствами римского художественного
потенциала.
Это процесс, связанный с развитием общеевропейского
искусства, в котором римское начало играть
роль особенную -- интерпретатора и хранителя
художественного наследия античной эпохи
при одновременном выявлении собственно
своих римских принципов. В римском горниле
сплавлялись различные художественные
ценности, чтобы в итоге появилась совершенно
новая, не исключавшая, однако, традиций
античности, средневековая эстетическая
практика. От пиренейских берегов Атлантического
океана до восточных границ
Сирии, от Британских островов до Африканского
континента племена и народы жили в сфере
влияния художественных систем, которые
диктовались столицей империи. Тесное
соприкосновение римского искусства с
местным приводило к появлению своеобразных
памятников. Скульптурные портреты Северной
Африки поражают по сравнению со столичными
экспрессивностью форм, некоторые британские
-- особенной холодностью, почти чопорностью,
пальмирские -- свойственной восточному
искусству затейливой орнаментикой декоративных
украшений одежд, головных уборов, драгоценностей.
И все же нельзя не отметить, что к середине
I тысячелетия н.э., в конце античности,
в
Средиземноморье дали о себе знать тенденции
к сближению различных эстетических принципов,
в значительной степени определившие
культурное развитие раннего средневековья.