Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Содержание работы

1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

культура древнего Рима.docx

— 92.25 Кб (Скачать файл)

Раннехристианское искусство  до IV в. н.э. представлено настенной  росписью римских катакомб (место  древнейших христианских захоронений) с использованием символов: рыба означала Христа; стадо овец – истинных христиан; голубь – Святого Духа; птица  Феникс – бессмертие. В то время  популярным сюжетом было изображение  Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец, т.е. заботящегося о душах верующих или спасающего заблудших. Образы Христа и Марии  в период раннего христианства чем-то напоминали античные мифологические персонажи. Но постепенно исчезал пейзаж (и  всякий земноподобный фон), фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Эстетические идеалы и нормы античной культуры уходили в прошлое.

В IV–V вв. н.э. в раннехристианском  искусстве влияние античности еще  сохранялось, однако процесс пересмотра ее канонов продолжался. Можно сказать, что с переменным успехом происходила  борьба между условностью и чувственностью, назидательностью и занимательностью изображений. В ходе целенаправленного  экспериментирования шел поиск  наиболее выразительных средств  для утверждения христианских идей.

При императоре Константине  уже велось строительство христианских храмов – базилик (собор Святого  Петра), многие конструктивные и декоративные элементы которых нам знакомы  по римским языческим прототипам (базилики Ульпия и Максенция). Правда, в отличие от античного сооружения красота и величие свойственны  больше внутреннему пространству раннехристианского храма. Кроме базилик строились  центрические сооружения – мавзолеи и баптистерии (культовые постройки  для крещения) и т.п. На место скромных аллегорических образов катакомб приходят грандиозные сцены и сюжеты из Библии. Пышность, величавость здесь  сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. В скульптуре наибольшего  развития достигает миниатюра, в  живописи используются орнаментально-пейзажные  изображения. Рельефы становятся все  более плоскостными, условными и  символичными.

В 395 г. н.э. Римская империя  распалась на Восточную (Византия) и  Западную. Византии в следующем столетии удалось 0твести угрозу нашествий варваров, а Западная Римская империя регулярно  подвергалась их опустошительным набегам, в 476 г. н.э. скир Одоакр, предводитель варварских племен, сместил с престола последнего римского императора – юного ромула Августула, а знаки императорской  власти были переданы в Константинополь. Этот год принято считать концом древнеримской цивилизации. Однако материальные и духовные достижения Древнего Рима значительно повлияли на развитие европейской культуры.

Римляне создали внешне великое  и сильное государство, в котором  весь строй жизни определялся  его показной мощью. Ради этого опустошались завоеванные города, совершались  убийства, жители покоренных стран  обращались в рабство. В конце  концов, милитаризированная, бюрократизированная  государственная машина уничтожила и свободу самих римлян. Построенная  на идее военного деспотизма римская  цивилизация изначально была обречена на гибель. Исторический урок Рима весьма поучителен для других кризисных  цивилизаций.

 

Список использованных источников

1. Булгакова С. В. Культурология  / Булгакова С. В. – М.: Эксмо, 2009.

2. Ширшов И.Е. Культурология  – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е.  – Мн.: Экоперспектива 2010.

3. Эренгросс Б.А. Культурология.  Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс,  Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник –  М.: Оникс, 2007.

4. Культурология. Учебное  пособие Под редакцией А. А.  Радугина – М., 2001

еферат: Культура Древнего Рима

 

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА 
 
Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде 
всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во 
многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень 
собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская 
культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние 
народы и на последующее развитие Европы. 
 
Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно 
их совершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную 
доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы 
современной формы. Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены 
бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.  
 
Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили 
поворотный передок и оглобли. 
 
Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором 
под влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. 
Различие между римской и греческой культурами, развитие которых 
происходило синхронно и во многом аналогично, изначально проявилось в 
различии мифологий. Римские боги не имели человеческого облика, не 
вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали 
за различные конкретные явления и функции. Такая же жесткая и 
расписанная регламентация лежит в основе организации государства, 
зафиксированная и развитая в форме римского права; членение любого 
действия или процесса на отдельные фазы и функции, соотнесенность каждой 
из них с определенным богом привело, очевидно, к возникновению 
последовательного мышления, названного позже рациональным. 
 
Демократизация римского общества представляла собой не что иное, 
введение имущественной иерархии (реформа Сервия Туллия) с целью 
обеспечить содержание армии - регламентировать участие в его снаряжении 
в зависимости от дохода. Введение имущественной классификации населения, 
в отличие от греческого территориального деления полиса на филы, не 
затрагивало родовую структуру римского общества, а лишь оценивала ее и 
разнообразила экономическими критериями. Поскольку цари избирались и 
делили власть с советом старейшин, можно говорить о том, что римляне 
находились на стадии военной демократии. Высшие должности государства 
совпадали с воинскими званиями. 
 
Главной целью походов было не только расширение собственных земель, но 
и разграбление покоренных стран и захват рабов. Видимо, наследием 
военной демократии был и запрет сенаторам заниматься торговлей и 
финансовыми сделками. Этот запрет, очевидно, должен был предотвратить 
чужеземное влияние на римские социальные структуры, но на деле привел к 
превращению родовой знати в крупных землевладельцев. Всадники, на 
которых запрет не распространялся, стали аристократией финансовой. Таким 
образом, в отличие от Греции и земельная, и финансовая аристократия была 
родовой. Изменить порядок политическим путем, хотя бы дать всем 
италийским союзникам римское гражданство, пытался Гай Гракх, но 
безуспешно. Именно реформа армии в последние годы 11 в. до н. э. - набор 
неимущих добровольцев, которые затем получали участки земли - положила 
начало социальным изменениям. Можно увидеть некоторую аналогию между 
установившейся затем эпохой военных диктатур в Риме и периодом греческих 
тираний. Но если последние были рычагом окончательной силовой ломки 
родового общества и утверждения господства наследственной аристократии, 
то военный характер римского общества обусловил противоположную 
направленность диктатуры Суллы: возвращение полноты власти 
аристократам-землевладельцам. Гражданская война в Риме - это война двух 
аристократий. Но военный характер государства не позволил установить 
даже аристократическую республику: новая диктатура Юлия Цезаря привела, 
в конечном итоге, к единовластию - принципату (империи). После короткого 
затишья во времена правления Августа разгорается борьба за трон между 
патрицианскими родами. 
 
Борьба за власть требовала средств и поощрения финансовой активности. 
Уже в эпоху республики ростовщичество приняло государственные масштабы. 
Римская знать погрузилась в неслыханную роскошь и разврат. Женщины ни в 
чем не уступали мужчинам. Семья деградировала. 
 
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип 
целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали 
возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного 
населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с 
парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в 
архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых 
балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. 
 
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили 
монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают 
воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы 
(общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили 
многоквартирные дома - инсулы - в 3 - б, з порой и в 8 этажей. 
 
Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона 
построен храм Пантеон (11 в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся 
неповрежденным до середины ХIХ а, Из 6етона был вооружен фундамент 
Колизея (1 в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, 
акведуки, портовые молы, дороги и т. д. 
 
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое 
в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой 
энергетики. 
 
Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции, Кроме глиняной, 
широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные 
приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом 
действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была не сшитая (у 
мужчин - туника и тога, у женщин -туника и стола); широкое 
распространение получили разнообразные плащи. 
 
Достижения римской материальной культуры стали основой технического 
развития Западной Европы в эпоху средневековья. 
 
Пересечение садов породило знаменитую крестово-купольную систему с 
четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опиравшийся на 
полуцилиндрический выступ стены - зпсида: так родились основные элементы 
будущих христианских храмов. 
 
Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, 
колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего 
использовался коринфский ордер, в также тосканский - гладкие колонны на 
основании. В императорский период возникают комбинации различных 
капителей. Древнейший тип римского храма - круглый. 
 
Во время правления Августа (27 г. до н. э. - 14 г н. э.) Рим стал 
мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. 
Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами 
частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и 
триумфальные арки возводились даже в провинции. 
 
На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные 
росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи. 
 
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в 
Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного 
прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление 
сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности 
как социально значимому идеалу. Индивидуализация черт исключала 
возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного 
портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, 
нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру 
эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохи 
свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа 
вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою 
рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции 
соединились и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые 
передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный 
образ личности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. 
Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно - от 
излишней детализации: в лице вьделялось самое характерное, скупые линии 
и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным 
одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и 
жестокости в эпоху борьбы с варварами - до религиозной покорности судьбе 
к V в. н.э. 
 
Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь 
«Одиссеи» и других произведений классики (Ливий Андроник, Луцилий). 
Первым действительно вьдающимся литератором (комедиографом) стал Тит 
Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием 
упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии 
положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия 
Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляет собой переработку 
греческой (например, Менандра). Но если в «родных» комедиях зрителю все 
было известно с самого начала и его забавляло неведение персонажей, то 
Теренций ставил зрителя в такое же положение, что и героев пьесы, 
появился элемент непредсказуемости. Однако современники ценили Теренция 
более как стилиста - за чистоту языка. 
 
Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях развития и в 
качестве личностного сознания. Ориентации на греческие культурные 
эталоны Сципионов противостояла италийская ориентация Катона. В своем 
творчестве он не только упорно сохранял приемы народного красноречия, но 
и защищал римский уклад жизни от эллинской изнеженности роскошью. 
Воспринимая литературу прежде всего как средство передачи социально 
значимой информации, Катон не понимал общее гуманитарное содержание 
греческой культуры. 
 
Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось 
лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере 
греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, 
которая свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему 
миру человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) 
Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и 
свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. 
Отсюда погружение в александрийскую ученость, использование уже 
отработанных выразительных средств. Первым из плеяды выдающихся лириков 
был Катулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие «ученые» 
произведения и легкие небольшие стихотворения. И в тех, и в других 
особое внимание он уделял отделке формы. Содержание составляли вариации 
на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную 
тематику. 
 
В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами 
Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и 
легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической 
гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, 
поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. 
Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу 
выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Как 
исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием 
«Энеиды» - эпической поэмы о мифическом божественном предке римской 
аристократии и самого Августа. Как «Илиада» - идеологическое осмысление 
единства греческой нации, так «Энеида» - это осознание единства Рима с 
Италией. Однако именно в «Энеиде» впервые чистой нотой зазвучал 
подлинный национальный патриотизм. 
 
Поэты лирики продолжали катулловское направление, стояли в оппозиции 
Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). 
У Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает 
любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). 
В условиях, когда Август провозгласил возврат к суровым обычаям предков, 
возрождение семьи и нравственности (33, 348), любовные элегии 
расценивались как кощунство - остаток жизни Овидий провел в ссылке. 
 
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес 
значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную 
трагедию драматургии Нового времени избрали в качестве образца для 
подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые 
патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены 
скорее для читателя, чем для зрителя. 
 
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали 
развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось 
возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и 
псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. 
Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, 
были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие 
личного лирического начала в литературе, а такое преобладание обыденного 
утилитарного сознания в духовной жизни породили интерес к вполне земным 
приключениям и любовным переживаниям («Дафнис и Хлоя*’ Лонга). Заметная 
деградация личности и чувств нашли отражение в литературе, переживания 
ее героев - это страдания собственника, лишенного собственности. 
 
Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию 
(Лукиака, Апулея, Петрония). 
 
Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху 
республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только 
было эклектичным само по себе, но придерживалось зклектики как доктрины. 
Фактически политические деятели готовы были использовать любую 
теоретическую установку в процессе ораторской практики. Такую позицию 
можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно 
эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда 
политическая борьба потеряла былую остроту. Смыкался с субъективизмом и 
упрощенный материализм, оправдывающий погоню за удовольствиями в личной 
жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной 
(эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить 
воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев 
скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго 
материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона 
и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление 
соблюсти ее видимость. 
 
Но материализм Лукреция и субъективизм объединяла борьба против 
фатализма, понятия рока, т. е. против объективного идеализма. Между тем 
в обществе преобладала тенденция к объективному идеализму, как 
преобладало по численности население, жизнь которого не зависела от него 
самого, а зачастую не принадлежало человеку и собственное тело. 
Оправдание (и даже похвалу) собственного бессилия и вынужденного 
аскетизма римляне находили в стоицизме, сторонниками которого были 
крупнейшие римские философы вместе с Сенекой, и император Марк Аврелий. 
Склонялись к стоицизму Цицерон, убийца Цезаря Брут, энциклопедист 
Варрон, представители высших слоев. 
 
Хотя в стоицизме много общего с субъективным идеализмом и он тоже искал 
решение внешних проблем в изменении к ним своего отношения, 
юристы-стоики настаивали на незыблемости внутренних нравственных 
законов, вытекающих, впрочем, из договорных отношений между людьми. 
Целью законов являлась защита частной собственности, точнее, права на 
частную собственность, к которому сводилось моральное равенство людей. 
Субъективизм был ответом на невозможность противостоять внешнему 
существу, которое Сенека не решался назвать как-нибудь определенно 
(богу, року). 
 
В эпоху империи все больше распространялись различные учения 
мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые 
постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма 
популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками 
единственно необходимой религии была занята большая часть населения 
огромной империи. 
 
Список литературы 
 
1. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная словесность. - 
В кн.: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. 
 
2. Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху 
перехо-да от античности к средневековью. Из истории культуры средних 
веков и Возрождения. М., 1976. 
 
3. Бартонек А. Златообильные Микены . М., 1991. 
 
4. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского 
процесса. М., 1983. 
 
5. Вейман Р. История литературы и мифология. М., 1975. 
 
б. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли.М., 1988. 
 
7.Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. 
 
8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление, развитие первых 
научных программ. М., 1980. 
 
9. Гаспаров М. Занимательная Греция. - Наука и религия, 1990-1991. 
 
10. Головня В.В. История античного театра. М., 1972. 
 
11. Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.А. Хрестоматия по античной литературе. 
Т. 1-2. М., 1965. 
 
12. Дземидок Б. 0 комическом. М., 1974. 
 
13. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986. 
 
14. Древнии цивилизации. М., 1989. 
 
15. Историки Античности. Древняя Греция. Древний Рим. Т. 1-2. М., 1989. 
 
16. История Европы. Т. 1. М., 1989. 
 
17. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний 
Восток. Античность. М., 1979. 
 
18. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М., 19В5. 
 
19. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. 
 
20. Левек П. Эллинистический мир. М.,1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура Древнего Рима