Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование культурных особенностей Киевской Руси.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1) определить, как повлияло на культуру Руси принятие христианства;
2) рассмотреть развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства и музыки в Киеской Руси.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
1. Значение принятия христианства для культурного развития Руси …………. 4
2. Литература и устное народное творчество …………………………………… 6
3. Архитектура и изобразительное искусство …………………………………... 9
4. Музыка ………………………………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы …………………………………………..... 15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

- многоглавие (13 глав софийского собора в Киеве);

- ступенчатое расположение сводов;

- ступенчато-пирамидальная композиция.

Все эти особенности, а также величавые пропорции, напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затенённых хорами боковых нефов к просторной и ярче освещённой подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью и вызывают богатство впечатлений. Наиболее  полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 века) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях-полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семья движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передаётся посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлён прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. В работах  киевских мастеров очень часто встречалось сочетание мотивов славянской и античной мифологии с христианскими символами иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживающееся в народной сред. Так, например, в Печерском монастыре существовал шиферный рельеф «Геракл, борющийся со львом».

С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Музыка

 

Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у представителей дружинной знати состояли певцы и исполнители-инструменталисты, как отечественные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые зачастую  они сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала  во время официальных приёмов, празднеств, на пирах князей и других именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое распространение получила церковная музыка. С ней связаны самые ранние письменные памятники русского музыкального искусства - рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского церковнопевческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного стиля - так называемого знаменного распева, наряду с которым был особый род так называемого кондакарного пения. Существовала кондакарная нотация. Кондакарная нотация-это разновидность древнерусской безлинейной нотописи. Название получила от певческих книг, записанных этой нотацией,- кондакарей (среднегреч.ед.ч.- kontakarion,от греческого kontakion-вид церковного песнопения). Происхождение кондакарной песни до середины 20 века оставалось загадочным. Ныне установлено, что это нотация византийского происхождения, служившая для записи мелодий мелизматического стиля. Однако проблема расшифровки кондакарной нотации до сих пор не разрешена.

Заключение

 

Проанализировав поставленные цели и задачи, можно сделать вывод, что культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развитии. В основе ее было устное народное творчество. Как установлено в последнее время, былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка.

В Киевской Руси высокого уровня достигла и "поэзия в камне" - архитектура. К сожалению, о дохристианском зодчестве восточных славян известно не много - ведь оно было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение.

В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Получила распространение в Древней Руси и икона - изображение святых, почитаемых церковью, на специально обработанных досках.

По моему мнению, давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.

 

Список использованной литературы

 

  1. Баева Е.П., Дьяченко Е.В. «Отечественная история». Электронный учебник. http://cde.ifmo.ru/bk_netra/cgi-bin/ebook.cgi?bn=16
  2. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 2006 г.
  3. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX--XVII вв. М., 2008 г.
  4. www.5ballov.ru

 


Информация о работе Культура Киевской Руси