Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование культурных особенностей Киевской Руси.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1) определить, как повлияло на культуру Руси принятие христианства;
2) рассмотреть развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства и музыки в Киеской Руси.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
1. Значение принятия христианства для культурного развития Руси …………. 4
2. Литература и устное народное творчество …………………………………… 6
3. Архитектура и изобразительное искусство …………………………………... 9
4. Музыка ………………………………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы …………………………………………..... 15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «История мировой культуры»

На тему: «Культура Киевской Руси»

 

 

 

Выполнила: студентка группы

Проверила: к.соц.н., доцент

                    Бурханова Н.А.

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение   ……………………………………………………………………………   3

1. Значение принятия христианства для культурного развития Руси   ………….  4

2. Литература и устное народное творчество   ……………………………………  6

3. Архитектура и изобразительное искусство   …………………………………...   9

4. Музыка   …………………………………………………………………………..  13

Заключение   ………………………………………………………………………… 14

Список использованной литературы   ………………………………………….....  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах - в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других - пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси.

Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности.

Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.

Актуальность данной темы определяется современным повышением интереса к самобытной русской культуре, к языческому и раннехристианскому периоду российской истории.

Цель данной работы является исследование культурных особенностей Киевской Руси.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1) определить, как повлияло  на культуру Руси принятие  христианства;

2) рассмотреть развитие  литературы, архитектуры, изобразительного  искусства и музыки в Киеской  Руси.

 

 

1. Значение принятия христианства для культурного развития Руси

 

Наибольшего расцвета Киевская Русь достигает в конце Х – первой половине IХ в. при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Владимир проводит две религиозные реформы. Сначала Великий князь попытался объединить страну на основе старых языческих верований.   По его приказу в Киеве на горе поставили деревянную статую Перуна с серебряной головой и золотыми усами, изображения Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношений, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не удалась. Многие предпочитали оставаться верными старым богам. К тому же, развитые державы, по-прежнему, воспринимали языческую Русь как варварскую страну.

Одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития стало принятие христианства в православном  варианте (вторая религиозная реформа). В 988 г. Владимир крестился сам и приступил к крещению Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства, поставило его вровень с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились, сыграло большую роль в развитии русской культуры.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

 

 

 

 

2. Литература и устное  народное творчество

 

Книжное искусство пришло на Русь вместе  с  кириллицей.  Была заимствована  система  знаков препинания,  появилось умение делать материал для письма  из  кожи  животных  –  пергамент,  составлять чернила,  краски,  украшать  рукописи  орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты.  Долгое  время  на  Руси  сохранялась традиция рукописной книги.

Славянская литература начинается с переводов книг  Священного Писания.  Первые работы были сделаны Кириллом  и Мефодием. Вначале переводили,  в основном, с древнегреческого языка,  в  редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников.      Древнейшей рукописью    является      «Остромирово   евангелие» (середина  XI  века),  переписанное  для  новгородского  посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало   «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строительства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси. Илларион стремится показать необоснованность претензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе. Заслуга Владимира подобна заслуге императора Константина, объявившего христианство государственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских проповедников и не видел чудес, совершаемых «именем Христовым». Илларион подводит слушателей к выводу о необходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был существенно поднять авторитет и независимость русской церкви.

В  начале  XII  века киевский монах Нестор закончил «Повесть  временных  лет»,  которая  имела   пространное название  «Се  повести времяньих лет,  откуда пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити,  и  откуда  Русская  земля  стала есть».  В  нее  вошли  устные  предания  и  письменные  Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени  утверждения христианства на Руси.

Нестор, несомненно,  являлся образованным человеком,  он знал большое   количество   византийских,   болгарских     и    русских произведений.  Его язык был богат и лаконичен. Очень образно автор описывает  историю  Руси,  происхождение  письменности,   религии, показывает   круг   знаний   русичей,  их  представление  о  мире, искусстве, международных связях, умело пользуется русским народным эпосом, вставляя в текст народные пословицы.

В Киево-Печерской    лавре    хранится     реконструированный скульптурный портрет Нестора,  выполненный учениками Герасимова. В последние годы жизни летописец  был  худощав,  среднего  роста,  с высоким  лбом,  длинными  спадающими  на  плечи  волосами.  Велика благодарность потомков  этому  выдающемуся  деятелю  древнерусской культуры, который не только оставил один из важнейших исторических источников,  но и дал пример глубокого патриотического отношения к своему отечеству.

С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал первые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце  XI  века «Русская правда» была дополнена  тремя  братьями Ярославичами.

Таким образом,  изначально  на  Руси  складывается литература самых разнообразных жанров.  Это были исторические  повествования, биографии  святых  и  князей,  церковно-политические  трактаты.  В XI–XIII  веках  в  обращении  находилось  около  140  тысяч   книг нескольких  сот  наименований,  при  этом численность населения не превышала 7 млн.   человек.  Среди популярных сочинений были книги, уходящие  своими истоками в дохристианскую эпоху:  записи народных примет,  рецепты врачевания,  былины,  сказания,  где  упоминались языческие боги.

В собственно  славянских  книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества.  Русская земля  всегда  была  богата сказками,  пословицами,  песнями,  в  которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти  ответы  на  все  житейские вопросы.   Нельзя  не  согласиться  с А. Толстым,  который  писал: «Напрасно думать,  что эта литература была лишь  плодом  народного досуга.  Она  была  достоинством  и  умом народа.  Она становила и укрепляла его нравственный облик,  была его исторической  памятью, праздничными  одеждами  его  души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

В X веке устное народное творчество продолжает развиваться  и совершенствоваться.  Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений.  В характерах их  героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец,  Добрыня Никитич и Алеша Попович  героически сражались  против воинственных чужеземцев,  защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие  события  русской  истории.

Былины  пели  или  рассказывали  нараспев,  чаще  всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Архитектура и изобразительное искусство

 

Культурное влияние средневековой Киевской Руси прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.

Софийский собор в Киеве, построенный в XII веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На торговых путях у  слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме и из посада (порой укреплённого). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных  районах замасками (Киев, Суздаль), а в лесных - бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню, наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Дворцы в кремлях  с середины X века имели 2-этажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой дворцы вмещали залы площадью более двухсот квадратных метров (Киев). Общими для городов Киевской Руси было живописность их силуэта, где доминировал кремль с его с его красочными дворцами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с окружающим ландшафтом, возникавшая благодаря искусному использованию рельефа местности не только в стратегических, но и художественных целях. Начиная со второй половины IX века летописи упоминают деревянные христианские храмы. Это были (судя по  условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали 5 (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, зодчий Миронег) и даже 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде) верхов. Первая в Киеве каменная Десятинная церковь имела, возможно, 25 верхов. Она была сложена из  чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка). В той же технике кладки возводились появившиеся в 11 веке каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота  в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслава-Хмельницкий, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога - все конец 11-начала12 веков) и величественные трёхнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036 года) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве), храмы с хорами вдоль трёх стен для князей и их близких. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по-своему истолкованный древне-русскими зодчими, купола на высоких световых барабанах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра  указывают на связи зодчества Киевской Руси с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в этих храмах проявляются и своеобразные черты:

Информация о работе Культура Киевской Руси