Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:31, курс лекций
1. Предпосылки реформ.
1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. — Состояние служилого сословия. — «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность.— Изоляция России. — Духовный кризис общества.
2. Факторы, способствовавшие петровским преобразованиям: Социальные. — Экономические. — Политические. — Международные. — Духовные. Их недостаточная зрелость.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ 18-СЕР. 19 ВВ.»
Тема 1-3
ЭПОХА ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ПЛАН
1. Предпосылки реформ.
1. Необходимость реформ:
Экономическое и военное
2. Факторы, способствовавшие
петровским преобразованиям:
3. Личность Петра I.
2. Характер реформ.
1. По методам проведения.
2. По социальным последствиям.
3. По социально-политическому содержанию.
4. По цивилизационному содержанию.
3. Начало правления.
1. Правление Софьи.
2. Формирование личности царя-реформатора.
3. Начало самостоятельного правления Петра I: Борьба за власть. — Азовские походы. — «Великое посольство». — Результаты посольства.
4. Импульсы реформ: Идея служения государству. — Идея «общего блага». — Отношение Петра к насилию. — Отношение Петра к русским традициям и старине. — Патриотизм Петра I. — Международная обстановка и ситуация, сложившаяся в России.
5. Первые преобразования:
«Реформа смеха». — Новые обычаи.
— Рекрутская реформа. —
4. Экономическое развитие России.
1. Сельское хозяйство.
2. Промышленность: Тяжелая
промышленность. — Легкая промышленность.
— Особенности российской
3. Торговля.
5. Изменения в социальной сфере.
1. Политика государства в отношении дворянства: Указ 1714 г. о единонаследии. — Другие меры. — «Табель о рангах».
2. «Крестьянская» политика
государства: Положение
3. Народные волнения:
Причины. — Восстание в
6. Реформа системы государственного управления.
1. Причины.
2. Реформа местного управления.
3. Реформа центральных органов управления: Создание Сената. — Коллегии. — Церковная реформа. — Органы надзора.
4. Завершение складывания абсолютистской монархии.
7. Выводы.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ
1. Насущная необходимость преобразований вызывалась следующими факторами:
# Экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
# Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны и в массе своей оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.
# «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.
# Для преодоления отсталости, внешнеполитической и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
# Духовный кризис общества, вызванный начавшимся обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятельного внутреннего развития России, укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой — вернуть страну в лоно европейской цивилизации.
# В целом в конце ХVII в. Россия переживала структурный кризис, наиболее ярким проявлением, которого было ее отставание в военной сфере.
2. Возможность петровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII в.
# В социальной сфере — сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, рост числа служилых людей, происходившее за счет как увеличения площадей пахотных земель, так и укрепления системы крепостничества.
# В экономической сфере — это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма.
# В политической сфере — проявление черт абсолютной монархии.
# Во внешней политике — присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу).
# В духовной сфере — обмирщение культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни — религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
# Однако происшедшие изменения создавали лишь минимум условий для назревших преобразований. Россия нуждалась в решительном разрыве со многими тормозившими ее развитие традициями, что можно было осуществить лишь за счет мощного рывка и волевых усилий верховной власти.
3. Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца XVII в. Петр I осознал необходимость изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.
2. ХАРАКТЕР РЕФОРМ
1. Методы проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, традиционализме общества и его неготовности к качественным изменениям, определили насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их «революцией сверху».
2. Социальные последствия. Однако внешне резкий разрыв с «Московской Россией» и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации — самодержавия и крепостничества.
Это дало основание некоторым
историкам квалифицировать
3. Социально-политическое содержание. Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию, и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем привилегированным сословием страны. Эти изменения происходили на базе укрепления крепостничества, что дает основание характеризовать их как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.
4. С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала XVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась следующими чертами:
— поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье;
— ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами;
— растущей централизацией и бюрократизацией управления, которые были направлены на укрепление самодержавного государства.
3. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ
1. Правление Софьи. После смерти в 1682 г. Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра — сына Алексея Михайловича от второй жены — Н.К. Нарышкиной, или 16-летнего болезненного Ивана — сына царя от первой жены — М.И. Милославской. Боярская дума и патриарх поддержали Петра, в надежде предотвратить наметившийся в предшествующее царствование курс преобразований и иностранных заимствований. Однако группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной, воспользовавшись стихийно вспыхнувшим стрелецким бунтом, в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствовавший о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям, предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, несоответствовавшая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя, не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровским реформам).
2. Формирование личности царя-реформатора.
Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили образу «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир таким, какой он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» — Преображенский и Семеновский, — ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не за знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради общего, прежде всего государственного дела.
По словам В.О. Ключевского, «будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь».
На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.
Таким образом, уже в
этот период жизни у Петра складывались
такие взгляды и черты
3. Начало самостоятельного правления Петра I.
# Борьба за власть. В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но в итоге вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов:
— Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового «государя» различных послаблений и улучшений жизни;
— патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;
— неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита — В. В. Голицына.
Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра — Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.
Это правление, по словам
Б. И. Куракина, было «весьма непорядочное;
мздоимство великое и кража
Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г.
# Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов.
# «Великое посольство». Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. «Великое посольство» в Европу. Целями посольства являлись:
— укрепление и расширение антитурецкого союза;
— приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;
— личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые «православный царь» покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на «нечистую» землю иноземцев.
# Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за «испанское наследство» Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки:
— он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;
— сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;
— обогатился новыми впечатлениями, что по возвращении в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.
4. Импульсы реформ. К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.
# В первую очередь — это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу («то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник» — по словам А. С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за нерадение на службе, а тем более — за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.