Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:31, курс лекций
1. Предпосылки реформ.
1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. — Состояние служилого сословия. — «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность.— Изоляция России. — Духовный кризис общества.
2. Факторы, способствовавшие петровским преобразованиям: Социальные. — Экономические. — Политические. — Международные. — Духовные. Их недостаточная зрелость.
Эти две задачи, объективно противоречившие друг другу, на данном этапе относительно успешно сочетались в экономической политике государства.
6.2. Политика в отношении дворянства. Прежде всего экономическая политика государства была направлена на обеспечение более широкого участия дворянства в предпринимательстве. Отдельные дворяне еще в эпоху Елизаветы стала приобретать заводы и организовывать винокуренные и текстильные вотчинные мануфактуры. Тогда был создан Дворянский заемный банк, выдававший ссуды под низкий процент (1754), введена монополия дворян на винокурение (с 1755).
Петр III предоставил новые льготы предпринимателям из дворян - в 1762 г. мануфактуристам недворянского происхождения было запрещено покупать к своим предприятиям крепостных, дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, что должно было направить их усилия в народное хозяйство.
Эти льготы были подтверждены и расширены Жалованной грамотой дворянству, изданной Екатериной II в. 1785 г. В 1782 г. отменялась “горная свобода” - землевладельцы были объявлены собственниками не только земли, но и ее недр. Но дворяне не очень охотно шли в предпринимательство из-за отсутствия достаточных средств и сословных пережитков в мировоззрении.
При этом вотчинная мануфактура получила распространение прежде всего в тех отраслях, которые выполняли заказ государства или где могло использоваться собственное сельскохозяйственное сырье. Дворянские предприятия в последней четверти XVIII в. - времени недолгого расцвета вотчинной мануфактуры - господствовали в винокуренной промышленности, суконном производстве. Горная промышленность Урала, за исключением казенных заводов, целиком основывалась на дворянских посессионных мануфактурах.
Однако, усилиями в отношении
облегчения дворянского предпринимательств
6.3. Политика в отношении купечества была направлена на придание купеческому предпринимательству организованных форм и окончательное оформление купечества как феодального сословия.
Этому способствовала Гильдейская реформа 1775 г. Городское население в зависимости от размера капитала было разделено на мещан (менее 500 руб.) и купечество 3 гильдий, освобожденное от подушной подати. Купцы 1-й гильдии могли торговать за рубежом, 1-я и 2-я гильдии могли “иметь или заводить фабрики и заводы”, были освобождены от телесных наказаний, а в 1776 г. и от рекрутчины.
Жалованная грамота городам 1785 г., изданная одновременно с Грамотой дворянству, подтверждала и уточняла эти льготы (городское население делилось уже на 6 разрядов).
6.4. Ремесленное положение 1785 г. явилось еще одной попыткой организации мелкой городской промышленности. Формально основанное на принципе бессословности, положение, чтобы стимулировать создание цеховых организаций, запрещало ремесленникам, не записанным в цехи, работать в городах, где уже возникли такие организации.
Но эта мера не была действенной, так как касалась только городов и вступала в противоречие с общей политикой Екатерины в отношении предпринимательства.
6.3. “Экономический либерализм”. Наибольшее значение для развития торговли и мелкой промышленности имели формально бессословные меры, поощрявшие предпринимательство.
Еще в 1762 г. Екатерина отменила монополии в торговле и промышленности, дававшие привилегии отдельным предпринимателям, и многие откупа. В начале 1770-х гг. всем желающим было разрешено заводить ткацкие станы, заявив об этом в Мануфактур-коллегию и заплатив сбор. В 1784 г. вышел именной указ о поощрении местной легкой промышленности.
Главной “либеральной” мерой Екатерины стал Манифест 1775 г., значительно облегчавший развитие предпринимательства. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право “заводить станы и рукоделия”, не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации (поэтому обычно в литературе манифест 1775 г. называется манифестом о свободе предпринимательства). Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности.
Но политика “экономического либерализма” не была последовательной и полноценной, она не затрагивала сельское хозяйство и сочеталась с многими сословными ограничениями в торговле и промышленности. В целом, несмотря на личные взгляды Екатерины, речь шла о введении лишь отдельных элементов свободы предпринимательства.
6.4. Протекционизм. Развивая принципы свободной торговли в отношении внутреннего рынка, Екатерина II оставалась на принципах протекционизма в том, что касалось внешней торговли. Таможенные тарифы 1757, 1766 и, особенно, 1782 гг. вводили высокие защитительные пошлины на товары, производившиеся в России. Импорт некоторых из них - железа, полотна, кож и пр. был вообще запрещен.
7. ИТОГИ и особенности
социально-экономического РАЗВИТИЯ
7.1. В основе сельского хозяйства, тяжелой и некоторых отраслей легкой промышленности лежал подневольный труд крепостных, посессионных и приписных работников.
7.2. Возможности развития хозяйства на основе феодализма серьезно сократились. Крепостничество становилось тормозом экономического прогресса.
7.3. Господствовало экстенсивное развитие экономики. Уровень развития экономики России и темпы ее роста отставали от передовых стран Запада.
7.4. При этом в экономике страны развивались прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность, включая мануфактурную, и торговля. Развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы “экономического либерализма”.
7.5. Развитие товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка, зарождение капиталистического уклада привели к деформации основных признаков крепостничества. Постепенно начинался процесс разложения феодально-крепостнической системы.
7.5. В то же время во второй половине XVIII в. экономика, прежде всего промышленность и торговля России развивалась относительно высокими темпами. В этот период сочетание продворянской политики и элементов “экономического либерализма” еще приносило свои плоды и обеспечило к концу правления Екатерины II создание мощной армии и флота, решение внешнеполитических задач и социально-политическую стабилизацию в стране.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
2.Какие факты свидетельствуют
3. Во 2-й половине 18 в. активно шел процесс раздачи помещикам государственных крестьян. Так, за 34 года правления Екатерины II было роздано помещикам 850 тысяч крестьян, а за 4,5 года царствования Павла I - 600 тысяч крестьян. О чем свидетельствуют эти данные? Как это соотносится с тенденцией развития товарно-денежных отношений? Почему Екатерина II и Павел передавали помещикам государственных крестьян?
4. Какие факты подтверждают мысль о том, что 2-я половина XVIII в. была апогеем, "золотым веком" крепостничества?
5. Объясните, почему
в Сибири, в Поморье, в Новороссии
почти не было крепостных
6. Какие законодательные акты и как изменили права и обязанности дворян во 2-й половине XVIII в.?
ЛИТЕРАТУРА
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991
ТЕМА 9-10
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 60—90-х ГОДОВ XVIII В. «ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ»
ПЛАН
1. Общая характеристика внутриполитического курса.
1. «Просвещенный абсолютизм» и Просвещение.
2. Политика «просвещенного
абсолютизма» в России: Факторы,
вызывавшие проведение
3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России.
4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма».
2. Меры по совершенствованию
системы государственного
1. Теоретическое обоснование самодержавия.
2. Реформа центральных учреждений.
3 Отношения с церковью.
4. Управление окраинами.
5. Уложенная комиссия.
6. Реформа местного управления: Причины и основные задачи. — Основное содержание реформы. — Итоги.
3. Политика
в социально-экономической
1. Усиление крепостничества.
2. Причины укрепления крепостничества.
3. Меры либерального
характера: Расширение
4. Итоги политики «просвещенного абсолютизма».
5. Политика Павла I.
1. Особенности внутренней политики Павла I.
2. Основное содержание политического курса Павла I: Отказ от политики «просвещенного абсолютизма» в отношении к дворянству. — Переход к палочной дисциплине и мелочной регламентации. — Борьба с влиянием французской революции. — Начало ограничения крепостничества. — Новый закон о престолонаследии.
3. Итоги правления Павла I. Дворцовый переворот 1801 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА
1. «Просвещенный абсолютизм» — одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в социальной сфере (например, укрепляются позиции новых общественных сил — буржуазии, интеллигенции, ведущих борьбу за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами), так и в духовной жизни общества.
«Просвещенный абсолютизм» складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывавших «естественные права» человека — свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал «общего блага», т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.
Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально-экономическом развитии, где противоборство дворянства и новых социальных сил не достигло большой остроты, а у власти оставался значительный запас прочности для маневрирования.
2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
# Факторы,
вызывавшие политику «просвещен
— Стремлением верховной власти продолжить модернизацию страны, которая была невозможна без развития промышленности и торговли, без формирования «третьего сословия».
— Осознанием руководством страны необходимости привести систему управления и уровень культурного развития в соответствие с «духом времени», требованиями социально-экономического развития страны.
— Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов и укрепляли абсолютистское государство
— Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.
— Просветительскими взглядами Екатерины II, ее представлениями о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, укрепления верховной власти, чем грубое насилие.
# При этом на пути
модернизации страны стояли
В отечественной историографии существует направление, сводящее политику «просвещенного абсолютизма» к лицемерию императрицы и ее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.
# Решающую роль в
проведении политики «