Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:31, курс лекций
1. Предпосылки реформ.
1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. — Состояние служилого сословия. — «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность.— Изоляция России. — Духовный кризис общества.
2. Факторы, способствовавшие петровским преобразованиям: Социальные. — Экономические. — Политические. — Международные. — Духовные. Их недостаточная зрелость.
Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т. е. после брака с Петром Федоровичем — наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать свою новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.
Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с другой — укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию политику: как внутреннюю, так и внешнюю. Как заметил один исследователь, если «Петр из русских делал немцев, то она — немка, из русских делала русских».
Ее отличало трудолюбие,
стремление совместить на первый взгляд
несовместимое: либеральные воззрения
с самодержавно-
3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:
# Укрепление самодержавия
за счет модернизации и
# Расширение прав и
свобод русского дворянства в
целях его превращения в
# Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой — призванных смягчить социальную напряженность.
# Создание условий
для экономического развития
страны, принятие законов,
# Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране, как обязательное условие модернизации и просвещения.
# Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма» выражалась в ее направленности на «обновление» абсолютистского государства и феодального строя. Однако для этого использовались идеи Просвещения, отражавшие потребности развития нового, фактически буржуазного общества.
2. МЕРЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
1. Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а задача правительства и других органов управления — в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако «всевластие закона» на практике игнорировалось чиновниками, да подчас и самой Екатериной.
Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.
2. Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца «императорским советом». После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.
Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.
3. Отношения с церковью. В 1763—1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т. е. осуществлена их передача в ведение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.
4. Управление окраинами. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.
5. Уложенная комиссия. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.
На основании идей
французских просветителей
Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с «состоянием умов» в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недовольная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, в 1768 г. императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся войны с Турцией. Комитеты же Комиссии продолжили свою работу по взаимному согласованию множества законов, часто противоречивших друг другу.
6. Реформа местного управления.
# Причины и основные задачи. Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва — «пугачевщины». Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.
# Основное содержание реформы. В 1775 г. Екатерина издала «Учреждение для управления губерний». Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь, на 10—15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.
В уезде главным органом управления был «низший земский суд» во главе с капитан-исправником. В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни.
# Итоги.
— Была создана эффективная и гибкая система местного управления.
— Роль коллегий значительно снизилась и лишь три «первейшие» продолжали сохранять свое положение.
3. ПОЛИТИКА
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Она отличалась крайней противоречивостью.
1. Произошло усиление крепостничества, которое проявлялось:
# В широкой практике раздачи государственных, крестьян и земель в руки крепостников-помещиков.
# В ликвидации остатков прав крепостных крестьян: помещикам было разрешено не только ссылать крепостных в Сибирь, но и по закону 1765 г. отдавать их на каторжные работы, крепостным крестьянам запретили жаловаться государыне на помещиков, принимать присягу в суде, брать откупа и подряды.
# В увеличении зоны крепостничества, которое в 1783 г. окончательно оформилось на левобережной Украине.
# В расширении привилегий дворян, которые получили право не служить, если этого не желали (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), а также монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами (по Жалованной грамоте дворянству 1785 г.).
2. Причины укрепления крепостничества.
# В суровых природно-
# Любое ущемление прав
# Государство, усиливая
3. Меры либерального характера.
# Расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало «раскрепощение» дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагавшее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества.
# Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями «городских обывателей», разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления. К тому же Екатерина II преследовала цель укрепить позиции третьего сословия в России, надеясь увидеть в нем как силу, обеспечивающую динамичное экономическое развитие страны, так и опору прогрессивных преобразований.
# Наиболее значимыми в этом направлении стали меры «экономического либерализма». (См. тему 25). Помимо достижения чисто экономических целей, они были направлены на снижение остроты социальной напряженности в стране. Способствуя развитию крестьянских неземледельческих промыслов, эта политика была призвана помочь основной массе населения Нечерноземья обеспечить как свой, хотя бы минимальный достаток, так и выплату денежной ренты помещикам.
4. ИТОГИ ПОЛИТИКИ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА
— Укрепилось и модернизировалось самодержавие.
— Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества.
— Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.
— Улучшилось положение
городского населения, активизировалась
его хозяйственная
— Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.
— Политика «экономического либерализма» способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.
— Некоторые негативные последствия политики «просвещенного абсолютизма», неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.
5. ПОЛИТИКА ПАВЛА I
1. Особенности внутренней политики Павла I. Для сына «великой императрицы» была характерна крайняя неприязнь по отношению к матери, ее окружению и политике, которую он считал насквозь фальшивой, разлагавшей дворянство и, в итоге, ослаблявшей страну. Идеалом правителя для него был Петр I, к временам и порядкам которого он по-своему и пытался вернуться.
В то же время, в стремлении укрепить самодержавие, правда, иными методами, в продолжении раздач помещикам государственных крестьян его политика мало чем отличалась от курса Екатерины.
Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс чести зачастую превращались в грубость, нетерпимость и мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов.
2. Основное
содержание политического
* Отказ от политики «просвещенного абсолютизма» в отношении к дворянству (ограничение прав, предоставленных «Жалованной грамотой»: разрешение подвергать дворян телесным наказаниям, отмена дворянских губернских собраний, восстановление обязанности служить, запрет свободного выезда за границу и др.).