Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:31, курс лекций
1. Предпосылки реформ.
1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. — Состояние служилого сословия. — «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность.— Изоляция России. — Духовный кризис общества.
2. Факторы, способствовавшие петровским преобразованиям: Социальные. — Экономические. — Политические. — Международные. — Духовные. Их недостаточная зрелость.
В восстании приняли участие верхи и низы посада, стрельцы. После расправы с воеводой, приказными людьми, офицерами и иностранцами восставшие создали земское управление. В марте 1706 г. Б. П. Шереметев штурмом взял город и расправился с восставшими.
# Восстание К. Булавина. Рост численности беглых людей, скрывшихся на Дону, приводил к организации правительством их сыска и возвращения. Это нарушало донские традиции и вольности — «с Дона выдачи нет» — и обостряло отношения между вновь прибывшими, голутвенными и домовитыми казаками. Кроме того, центральная власть стремилась ограничить автономию Дона. В результате в 1707 г. на Дону вспыхнуло мощное восстание.
В октябре 1707 г. «новопришлые люди» под руководством Кондратия Булавина напали на отряд, направленный на Дон для возвращения беглых, и уничтожили его. Верные правительству домовитые казаки разбили булавинцев. Сам вожак бежал в Запорожье.
В феврале 1708 г., используя тяжелую внешнеполитическую ситуацию, вызванную ожиданием вторжения войск Карла XII в Россию, Булавин вновь появился на Дону, собрал значительные силы и захватил Черкасск — столицу Войска Донского. Атаман был казнен, а Булавина на казачьем круге избрали на его место. После неудачной осады Азова Булавин был убит казацкой старшиной. Остатки повстанческих отрядов сподвижник Булавина — атаман И. Некрасов увел на Северный Кавказ, а затем — во владения турецкого султана, где «некрасовцы» основали свою колонию, просуществовавшую до 60-х годов XX в.
В целом по своему характеру это движение не вышло за рамки казацкого бунта.
Некоторые советские историки оценивали восстание под руководством Булавина как очередную крестьянскую войну.
С 1705 по 1711 г. происходили волнения башкирского народа, вызванные налоговым, административным и национальным гнетом.
6. РЕФОРМА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Причины.
# Требовалось создание нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом.
# Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения «высшей воли» монарха была необходима совершенная государственная машина.
# В условиях тяжелой
Северной войны лишь новая
система управления была
# Утверждение
2. Реформа местного управления. В ходе областной реформы 1708—1710 гг. страна была разделена на 8 губерний (позже — 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. В подчинении губернаторов находились обер-комендант (военное ведомство), обер-комиссар и обер-провиант-мейстер (денежные и хлебные сборы), ландрихтер (судебные дела). К губерниям приписывались полки, которые они содержали за свой счет.
С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние — на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к резкому росту местного бюрократического аппарата.
3. Реформа центральных органов управления.
# Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711 г. для управления страной Сенат. Созданный в результате экспромта как временное учреждение, он превратился позднее в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9 человек, назначавшихся царем, пришел на смену «умершей» естественным образом аристократической Боярской думе. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия. Ход заседания протоколировался. «Ибо сим всякого дурость явлена будет», как считал царь Петр.
# Коллегии. Когда исход Северной войны стал уже очевиден, и можно было больше внимания уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов исполнительной власти. В 1718 г. на смену изжившим себя приказам стали приходить коллегии:
— «первейшие» три — Военная, Адмиралтейская и Иностранная;
— три экономические — Берг-коллегия (тяжелая промышленность), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность) и Коммерц-коллегия (ведала внешней торговлей);
— три финансовые — Камер-коллегия (сбор налогов), Штатс-коллегия (расходы) и Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);
— Юстиц-коллегия.
Вместо Поместного приказа была создана Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Городами управлял Главный магистрат. Политическим сыском ведал Преображенский приказ, усиленный в дальнейшем Тайной канцелярией.
# Церковная реформа. В 1721 г. в соответствии с «Духовным регламентом», в котором доказывалась нежелательность патриаршества, была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод, организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником — обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть его бюрократического аппарата.
# Органы надзора. Резкое увеличение государственного аппарата, бюрократизация общества вызвали быстрое развитие коррупции. Для борьбы со злоупотреблениями чиновников в государственных, военных и церковных учреждениях в 1711 г. были созданы органы негласного надзора, которые осуществляли фискалы во главе с обер-фискалом.
Но этого оказалось недостаточно. Взяточничество и волокита продолжали расширяться, что заставило Петра I создать широкую сеть органов гласного надзора. В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената. В его обязанности входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и оспорить решение Сената. Первым прокурором — «оком государевым» — стал выходец из низов П.И. Ягужинский. Прокуроры были назначены во все государственные учреждения для надзора за их работой.
Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.
Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности.
4. Завершение
складывания абсолютистской
Завершающим штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии престола, давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызвано делом царевича Алексея, который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни.
Нередко для исполнения своих приказов царь прибегал к чрезвычайным мерам и придавал особые функции тем органам, которые по закону ими не располагали. Так, одним из главных инструментов управления страной становится гвардия, участвовавшая в проведении всех важнейших реформ — от переписи населения, до контроля за деятельностью Сената и коллегий. Важное место в системе управления играла личная канцелярия царя — его Кабинет, с помощью которого Петр нередко вмешивался в дела, входившие в компетенцию других государственных органов управления. Неограниченная власть монарха нашла правовое выражение в Воинском уставе и Духовном регламенте.
7. ВЫВОДЫ
1. В результате преобразований
было создано мощное
2. Однако форсированная
модернизация и заимствование
технологий осуществлялись за с
3. Реформы государственного
строя придали новые силы служи
4. Реформы в области
культуры и быта, с одной стороны,
создавали условия для
5. Главное же заключалось
в том, что дворянство, воспринимая
ценности европейской культуры,
резко обособлялось от
Парадокс петровских реформ сводился к тому, что «вестернизация» России, носившая насильственный и поверхностный характер, укрепляла основы русской цивилизации — самодержавие и крепостничество. С одной стороны, преобразования вызывали к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой — провоцировали антимодернизационную и антизападническую реакцию низов общества, а также сторонников традиционализма и национальной самобытности среди его интеллектуальной элиты.
Однако представляется, что особенности природно-климатических, геополитических и демографических условий страны, экономическая и культурная отсталость, устойчивость традиционалистского сознания не давали возможности иному пути продвижения вперед.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы предпосылки преобразований начала XVIII в.?
2. Как складывалась
личность царя-реформатора?
3. Что подтолкнуло Петра I к преобразованиям? Назовите первые реформы? В какой степени они носили спонтанный, а в какой — продуманный характер?
4. Расскажите об экономике
России в эпоху преобразований.
Каковы особенности русской
5. Как сочетались в
политике Петра национальная
традиция и европейские
6. Как изменилась жизнь
русского дворянства и
7. Расскажите об эволюции
государственного строя России.
Каковы особенности
8. Каковы итоги и
значение преобразований Петра
ТЕМА 4
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.
ПЛАН
1. Основные направления внешней политики.
2. Северная война (1700—1721).
1. Предпосылки войны.
2. Начало военных действий: Поражение под Нарвой. — Причины неудачи. — Военные реформы. — Первые победы.
3. Второй этап войны: Вторжение шведов. Планы противников. — Карл ХП и Мазепа. — Битва у Лесной. — Полтавская битва. — Значение «Полтавской виктории».
4. Третий этап войны: Причины затягивания войны. — Победы на море и другие успехи России. — Мирный договор.
5. Историческое значение.
6. Источники победы России.
3. Борьба с Османской империей. Прутский поход.
1. Русско-турецкая война.
2. Причины и цели Прутского похода.
3. Неудача в Молдавии.
4. Каспийский поход (1722—1723).
1. Причины похода.
2. Ход военных действий.
3. Итоги похода.
5. Выводы
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Основные направления внешней политики России этого периода — северо-западное и южное — определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а следовательно, и преодолеть общую отсталость страны. Кроме того, они обусловливались стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.
2. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА (1700—1721)
1. Предпосылки войны.
В начале царствования Петра I внешнеполитический курс России сохранял преемственность, проявлявшуюся в активных действиях на южном направлении. Однако уже тогда Петр более четко, чем его предшественники, осознавал значение выхода к морю для развития страны, а потому, — более целеустремленно готовился к военным действиям, что и принесло первые успехи. Захват Азова в 1696 г. стал лишь первым шагом на пути к Европе, требовались огромные усилия для того, чтобы захватить Керчь и пробиться в Черное море, а из него — в Средиземное. В конце 90-х годов наметилась переориентация внешнеполитического курса, вызванная, помимо трудности выхода к южным морям, следующими факторами: