Лекции по "Истории 18-середины 19 вв."

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:31, курс лекций

Описание работы

1. Предпосылки реформ.
1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. — Состояние служилого сословия. — «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность.— Изоляция России. — Духовный кризис общества.
2. Факторы, способствовавшие петровским преобразованиям: Социальные. — Экономические. — Политические. — Международные. — Духовные. Их недостаточная зрелость.

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ_ПО_КУРСУ_18-сер.19_В.doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

В восстании приняли  участие верхи и низы посада, стрельцы. После расправы с воеводой, приказными людьми, офицерами и иностранцами восставшие создали земское управление. В марте 1706 г. Б. П. Шереметев штурмом взял город и расправился с восставшими.

# Восстание К. Булавина. Рост численности беглых людей, скрывшихся на Дону, приводил к организации правительством их сыска и возвращения. Это нарушало донские традиции и вольности — «с Дона выдачи нет» — и обостряло отношения между вновь прибывшими, голутвенными и домовитыми казаками. Кроме того, центральная власть стремилась ограничить автономию Дона. В результате в 1707 г. на Дону вспыхнуло мощное восстание.

В октябре 1707 г. «новопришлые люди» под руководством Кондратия  Булавина напали на отряд, направленный на Дон для возвращения беглых, и уничтожили его. Верные правительству  домовитые казаки разбили булавинцев. Сам вожак бежал в Запорожье.

В феврале 1708 г., используя тяжелую внешнеполитическую ситуацию, вызванную ожиданием вторжения войск Карла XII в Россию, Булавин вновь появился на Дону, собрал значительные силы и захватил Черкасск — столицу Войска Донского. Атаман был казнен, а Булавина на казачьем круге избрали на его место. После неудачной осады Азова Булавин был убит казацкой старшиной. Остатки повстанческих отрядов сподвижник Булавина — атаман И. Некрасов увел на Северный Кавказ, а затем — во владения турецкого султана, где «некрасовцы» основали свою колонию, просуществовавшую до 60-х годов XX в.

В целом по своему характеру это движение не вышло за рамки казацкого бунта.

Некоторые советские  историки оценивали восстание под  руководством Булавина как очередную крестьянскую войну.

С 1705 по 1711 г. происходили волнения башкирского народа, вызванные налоговым, административным и национальным гнетом.

 

 

6. РЕФОРМА СИСТЕМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Причины.

# Требовалось создание  нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом.

# Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения «высшей воли» монарха была необходима совершенная государственная машина.

# В условиях тяжелой  Северной войны лишь новая  система управления была способна  мобилизовать ресурсы отсталой  страны для победы над мощной  европейской державой.

# Утверждение рационалистических  представлений об обществе и  государстве, согласно которым не Бог, а разум человека является источником знаний и развития общества, также подталкивало к созданию новых учреждений власти. Петр надеялся, что с утверждением рациональной системы управления и изданием разумных законов он создаст «регулярное государство», в котором только и возможно достижение «общего блага». Этим объясняется активное законотворчество Петра, не доверявшего своим подданным и стремившегося регламентировать практически все сферы их жизни, включая и личную.

2. Реформа местного управления. В ходе областной реформы 1708—1710 гг. страна была разделена на 8 губерний (позже — 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. В подчинении губернаторов находились обер-комендант (военное ведомство), обер-комиссар и обер-провиант-мейстер (денежные и хлебные сборы), ландрихтер (судебные дела). К губерниям приписывались полки, которые они содержали за свой счет.

С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние — на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к резкому росту местного бюрократического аппарата.

3. Реформа центральных  органов управления.

# Отправляясь в Прутский  поход, Петр I оставил в 1711 г. для управления страной Сенат. Созданный в результате экспромта как временное учреждение, он превратился позднее в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9 человек, назначавшихся царем, пришел на смену «умершей» естественным образом аристократической Боярской думе. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия. Ход заседания протоколировался. «Ибо сим всякого дурость явлена будет», как считал царь Петр.

# Коллегии. Когда исход Северной войны стал уже очевиден, и можно было больше внимания уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов исполнительной власти. В 1718 г. на смену изжившим себя приказам стали приходить коллегии:

— «первейшие» три  — Военная, Адмиралтейская и Иностранная;

— три экономические — Берг-коллегия (тяжелая промышленность), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность) и Коммерц-коллегия (ведала внешней торговлей);

— три финансовые — Камер-коллегия (сбор налогов), Штатс-коллегия (расходы) и Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);

— Юстиц-коллегия.

Вместо Поместного приказа  была создана Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Городами управлял Главный магистрат. Политическим сыском ведал Преображенский приказ, усиленный в дальнейшем Тайной канцелярией.

# Церковная реформа. В 1721 г. в соответствии с «Духовным регламентом», в котором доказывалась нежелательность патриаршества, была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод, организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником — обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть его бюрократического аппарата.

# Органы надзора. Резкое увеличение государственного аппарата, бюрократизация общества вызвали быстрое развитие коррупции. Для борьбы со злоупотреблениями чиновников в государственных, военных и церковных учреждениях в 1711 г. были созданы органы негласного надзора, которые осуществляли фискалы во главе с обер-фискалом.

Но этого оказалось  недостаточно. Взяточничество и волокита продолжали расширяться, что заставило Петра I создать широкую сеть органов гласного надзора. В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената. В его обязанности входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и оспорить решение Сената. Первым прокурором — «оком государевым» — стал выходец из низов П.И. Ягужинский. Прокуроры были назначены во все государственные учреждения для надзора за их работой.

Структура и функции  новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.

Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности.

4. Завершение  складывания абсолютистской монархии. Возросшая экономическая и финансовая мощь государства, появление новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформа системы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютистской монархии. Царь являлся носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В Духовном регламенте 1721 г. было записано: «император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Завершающим штрихом  в создании абсолютизма стала  ликвидация последнего ограничения  власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии престола, давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызвано делом царевича Алексея, который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни.

Нередко для исполнения своих приказов царь прибегал к чрезвычайным мерам и придавал особые функции тем органам, которые по закону ими не располагали. Так, одним из главных инструментов управления страной становится гвардия, участвовавшая в проведении всех важнейших реформ — от переписи населения, до контроля за деятельностью Сената и коллегий. Важное место в системе управления играла личная канцелярия царя — его Кабинет, с помощью которого Петр нередко вмешивался в дела, входившие в компетенцию других государственных органов управления. Неограниченная власть монарха нашла правовое выражение в Воинском уставе и Духовном регламенте.

 

7. ВЫВОДЫ

 

1. В результате преобразований  было создано мощное промышленное  производство, сильная армия и  флот, что позволило России добиться  выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.

2. Однако форсированная  модернизация и заимствование  технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

3. Реформы государственного  строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.

4. Реформы в области  культуры и быта, с одной стороны,  создавали условия для развития  науки, просвещения, литературы  и т. д. Но с другой —  механическое и насильственное  перенесение многих европейских  культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

5. Главное же заключалось  в том, что дворянство, воспринимая  ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной  традиции и ее хранителя — русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала XX в.

Парадокс петровских реформ сводился к тому, что «вестернизация»  России, носившая насильственный и  поверхностный характер, укрепляла  основы русской цивилизации —  самодержавие и крепостничество. С  одной стороны, преобразования вызывали к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой — провоцировали антимодернизационную и антизападническую реакцию низов общества, а также сторонников традиционализма и национальной самобытности среди его интеллектуальной элиты.

Однако представляется, что особенности природно-климатических, геополитических и демографических условий страны, экономическая и культурная отсталость, устойчивость традиционалистского сознания не давали возможности иному пути продвижения вперед.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Каковы предпосылки преобразований начала XVIII в.?

2. Как складывалась  личность царя-реформатора? Что  в его характере наложило отпечаток  на ход и характер реформ?

3. Что подтолкнуло  Петра I к преобразованиям? Назовите первые реформы? В какой степени они носили спонтанный, а в какой — продуманный характер?

4. Расскажите об экономике  России в эпоху преобразований. Каковы особенности русской мануфактуры?

5. Как сочетались в  политике Петра национальная  традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила  эта политика?

6. Как изменилась жизнь  русского дворянства и крестьянства  в годы правления Петра I?

7. Расскажите об эволюции  государственного строя России. Каковы особенности российского  абсолютизма?

8. Каковы итоги и  значение преобразований Петра I?

 

ТЕМА 4

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.

 

ПЛАН

1. Основные  направления внешней политики.

2. Северная  война (1700—1721).

1. Предпосылки войны.

2. Начало военных действий: Поражение под Нарвой. — Причины  неудачи. — Военные реформы.  — Первые победы.

3. Второй этап войны: Вторжение шведов. Планы противников. — Карл ХП и Мазепа. — Битва у Лесной. — Полтавская битва. — Значение «Полтавской виктории».

4. Третий этап войны:  Причины затягивания войны. —  Победы на море и другие  успехи России. — Мирный договор.

5. Историческое значение.

6. Источники победы  России.

3. Борьба с  Османской империей. Прутский поход.

1. Русско-турецкая война.

2. Причины и цели  Прутского похода.

3. Неудача в Молдавии.

4. Каспийский  поход (1722—1723).

1. Причины похода.

2. Ход военных действий.

3. Итоги похода.

5. Выводы

 

1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

 

Основные направления  внешней политики России этого периода  — северо-западное и южное —  определялись борьбой за выход к  незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а следовательно, и преодолеть общую отсталость страны. Кроме того, они обусловливались стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

 

2. СЕВЕРНАЯ  ВОЙНА (1700—1721)

 

1. Предпосылки  войны.

В начале царствования Петра I внешнеполитический курс России сохранял преемственность, проявлявшуюся в активных действиях на южном направлении. Однако уже тогда Петр более четко, чем его предшественники, осознавал значение выхода к морю для развития страны, а потому, — более целеустремленно готовился к военным действиям, что и принесло первые успехи. Захват Азова в 1696 г. стал лишь первым шагом на пути к Европе, требовались огромные усилия для того, чтобы захватить Керчь и пробиться в Черное море, а из него — в Средиземное. В конце 90-х годов наметилась переориентация внешнеполитического курса, вызванная, помимо трудности выхода к южным морям, следующими факторами:

Информация о работе Лекции по "Истории 18-середины 19 вв."