Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:31, курс лекций
1. Предпосылки реформ.
1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. — Состояние служилого сословия. — «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность.— Изоляция России. — Духовный кризис общества.
2. Факторы, способствовавшие петровским преобразованиям: Социальные. — Экономические. — Политические. — Международные. — Духовные. Их недостаточная зрелость.
Крестьяне сбывали свой товар через перекупщиков, но некоторые из них сами организовывали продажу своих изделий. В ряде случаев крестьянское производство приводило к накоплению значительных капиталов, расширению дела. Крестьян, выкупившихся за огромные суммы у помещиков, было относительно немного, но они стали основателями известных предпринимательских династий. Морозовы, Гучковы, Гарелины, Хлудовы и др. составили основу будущего слоя крупных торговцев и промышленников Центра.
2.2. Крупная промышленность. В первой трети XIX в. еще активнее развиваются мануфактуры. Менялась структура мануфактурного производства. Опережающими темпами увеличивалось число купеческих и крестьянских предприятий, применявших наемный труд. В целом в промышленности в конце XVIII в. вольнонаемных рабочих насчитывалось не более 1/3, а накануне отмены крепостного права - 87%.
Прежде всего это затронуло текстильное, особенно хлопчатобумажное производство. Здесь уже в начале прошлого века наемными было более 80% работников, а к середине столетия более 95%. Эта отрасль, где подавляющее большинство предприятий принадлежало купцам и бывшим крестьянам, развивалась наиболее динамично, только в первой четверти века число предприятий увеличилось в 2 раза, а число рабочих - в 8 раз.
Тяжелая и некоторые отрасли легкой промышленности практически перестали развиваться. Так, несмотря на покровительственные меры государства: ссуды, заказы, запрет импорта аналогичной продукции и т.д., производство чугуна в течение первых десятилетий XIX в. не увеличивалось. В отраслях, где доминировала дворянская мануфактура, преобладал принудительный труд (в черной металлургии, суконной промышленности - 70-75% рабочих). Высокая стоимость продукции, низкий технический уровень, непроизводительный крепостной труд привели стратегическую российскую промышленность к застою и кризису. Отмена в 1840 г. посессионного права не смогла исправить положение.
Еще менее производительными являлись вотчинные мануфактуры, остававшиеся многочисленными и относительно прибыльными в связи с использованием почти дармового труда крепостных.
Первые попытки применения машин в текстильной и горном производстве произошли почти одновременно. Но вполне логично, что систематическое использование техники - промышленный переворот начался в первой половине XIX в. именно в легкой промышленности.
2.3. Промышленный переворот в России начался в 1830-1840-е гг. и продолжался до 1880-1890-х гг. Он осуществлялся в двух направлениях:
- технически - происходила замена ручного труда машинным и систематическое применение машинной техники;
- социально - формировались новые общественные группы: слой предпринимателей (буржуазия) и наемный рабочий класс (пролетариат).
2.3.1. Начало применения машинной техники. Прядильными машинами впервые в России была оборудована Александровская Мануфактура в Петербурге в 1798 г. С конце 1820-х годов московские текстильные предприятия стали чаще обзаводится жаккардовыми станами и другой сложной техникой, вывезенной из Франции и Бельгии. С начала 1840-х гг., когда в Англии был разрешен вывоз текстильных станков и оборудования, машинизация текстильного производства стало массовым. Первым стал Савва Васильевич Морозов. За ним потянулись Горелины, Хлудовы, Вишняковы и многие другие. За несколько десятилетий только в Центральном промышленном районе было построено свыше 120 фабрик с современным и английскими и немецкими станками. К 1861 г. в России насчитывалось 2 млн. механических прядильных веретен. Это во много раз увеличило производительность труда. В ситценабивной промышленности внедрение только одной печатной цилиндрической машины для окраски ткани заменяло труд 500 рабочих.
В металлургии стали внедрять прокатные станы, горячее дутье, пудлингование. Но здесь в условиях принудительного труда процесс проходил медленнее и сложнее.
В 1838 г. была построена первая в России железная дорога между Петербургом и Царским Селом (25 верст), а в 1851 г. открылась первая железная дорога, имевшая экономическое и стратегическое значение Москва - Петербург. В 1815 г. был построен первый пароход.
Всего за вторую четверть
XIX в. стоимость ввоза машин
2.3.2. Изменение социальной структуры.
- Формирование класса наемных рабочих шло прежде всего за счет крепостных крестьян-отходников. Их отличали такие черты, как зависимость от помещика, который мог их отозвать в деревню; связь с общиной; наличие земельного надела; двойная эксплуатация - со стороны предпринимателя и помещика; социальное и политическое бесправие. Значительную часть наемных рабочих составляли государственные крестьяне, также связанные с общиной и наделом. Их положение было несколько легче, хотя они платили государству значительные подати.
- Формирование предпринимательского слоя (буржуазии). Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой (купцы и "торгующие крестьяне").
Промышленная буржуазия формировалась медленно и была относительно немногочисленной. Ряд династий крупных фабрикантов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Гарелины) вышли из крепостных и государственных крестьян. Подавляющее большинство владельцев промышленных предприятий составляли хозяева мелких и мельчайших заведений.
2.3.3. Особенности промышленного переворота в России заключались в том, что он:
- начался позже, чем в Англии (и передовых стран Европы в целом);
- имел высокие темпы развития и происходил почти вдвое быстрее, чем в Англии;
- носил вторичный характер, т.к. использовались технические изобретения и организационный опыт стран Запада;
- затрагивал лишь отдельные
отрасли, отличался слабым
- первую фазу своего развития (30-50-е гг.) прошел в условиях крепостного права.
Важно отметить, что на первом этапе промышленный переворот в нашей стране проходил по той же схеме, что и в Англии. Прежде всего он затронул текстильную промышленность, где, в результате, ускорилось накопление капиталов для дальнейшего развития.
3. Торговля и транспорт
3.1. Внутренняя торговля быстро росла на основе расширения продажи продукции сельского хозяйства и крестьянских промыслов, все бульшей роли крупной текстильной промышленности.
Формы организации торговли также развивались.
В ряде регионов (Центр - особенно Москва, Северо-Запад, некоторые крупные города других районов страны) росла постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села и городки превращались в постоянные торговые центры (Ворсма, Балахна, Моршанск и др.).
Некоторое развитие получила биржевая торговля (Петербургская, Одесская, Варшавская, Московская биржи).
В провинции и на окраинах увеличивались старые и возникали новые (в Тифлисе, Тюмени, Кишиневе) ярмарки, число которых к середине века превышало 4 тыс. Десятки из них (Ирбитская, Архангельская, Киевская контрактная, Харьковская контрактная, Курская коренная, Ростовская и др.) имели миллионные обороты. Лидировала по-прежнему ярмарка, перенесенная в 1817 г. из Макарьева в Нижний Новгород. Ее оборот составлял более 40 млн. руб.
Наиболее массовой была торговля в разнос в городах и сельской местности.
3.2. Внешняя торговля к середине прошлого века составляла около 20% внутреннего товарооборота. Темпы ее роста отставали от внутреннего рынка. За полвека внешнеторговый оборот вырос в 2 раза.
3.2.1. Экспорт. В развитых странах Европы промышленный переворот начался гораздо раньше, здесь наблюдался рост спроса на продукты сельского хозяйства. Кроме того застой и потеря темпов развития в горной и ряде других отраслей промышленности привели к большому сокращению вывоза промышленных товаров. Поэтому все большее значение приобретал экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья (лен, сало, лес, пенька, во второй четверти века - зерно). Кризисные явления российского зерноводства, а также колебания цен на мировом рынке не давали возможности значительно увеличить вывоз хлеба.
Вывоз российских промышленных товаров составлял лишь 10% всего экспорта. В основном он был направлен в страны Азии, отстававшие от России в промышленном развитии - Иран (Персию), Китай, Турцию.
3.2.2. Импорт был меньше, главным образом ввозились промышленные товары (хлопок, пряжа, ткани, сахар, машины). Чтобы защитить российских предпринимателей от иностранной конкуренции, правительство использовало таможенный протекционизм. В первой половине XIX в. он имел запретительный характер по отношению к ввозу многих товаров.
3.2.3. Основным торговым партнером оставалась Англия, куда ввозилось свыше 70% российского экспорта льна, пеньки, сала.
3.3. Транспорт. С развитием торговли и всероссийского рынка все большее значение приобретала транспортная система. В первой половине прошлого века основными видами транспорта были водный и гужевой.
Север и Северо-Запад страны с Центром и Поволжьем соединяли каналы. Кроме построенной в XVIII в. Вышневолоцкой системы каналов, в начале века начали действовать Мариинская и Тихвинская. По каналам ходили различные типы судов, в том числе большие и малые баржи, передвигаемые ватагами бурлаков. Все чаще использовались пароходы, которых к середине столетия насчитывалось свыше 330.
В южных районах, где существовала нехватка водных путей, а также зимой по всей территории России использовался гужевой транспорт. Санные обозы перевозили зимой огромное количество продукции сельского хозяйства.
В первой половине XIX в. началось строительство железных и шоссейных дорог, но в тот период они не приобрели еще большого значения.
4. Финансы
К началу XIX в. бумажный рубль серьезно обесценился. После “наполеоновских” войн и вынужденного участия России в “континентальной блокаде” Англии его курс упал еще больше. В 1810 г. 1 рубль ассигнациями оценивался в 19 коп. серебром.
Усилиями М.М. Сперанского и министра финансов Д.А. Гурьева была намечена реформа денежной системы, запрещено хождение разменной иностранной монеты, повышены сборы и подати в реальных ценах, но в условиях войн 1812-1814 гг. это не принесло значительных результатов.
Лишь министру финансов Е.Ф. Канкрину (1823-1844) удалось в конце концов ввести финансовую систему, основанную на серебре. В 1840-х гг. ассигнации были заменены государственными кредитными билетами, обменивавшимися на серебро в пропорции 1:1. Денежное обращение стабилизировалось, укрепился государственный кредит, что способствовало экономическому развитию страны, подорванному лишь Крымской войной.
5. ОСНОВНЫЕ итоги
5.1. Основным содержанием социально-экономического развития этого периода было нараставшее разложение крепостнической системы хозяйствования и постепенное формирование капиталистических отношений, прежде всего в промышленности и торговле, и в незначительной мере - в сельском хозяйстве.
5.2. В этот период экономика Россия не стояла на месте. Несколько выросло сельскохозяйственное производство. Динамично развивались торговля и промышленность.
5.3. Результатом экономического развития стали изменения социальной структуры: начали формироваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло городское население (5,7 млн. чел. - 8% всего населения).
В то же время крепостное
право и сословный строй
5.4. Первая половина прошлого века представляла собой начальную фазу переходного периода, когда одновременно сосуществовали позднее крепостничество и зарождавшийся капитализм. Причем развитие капиталистических рыночных отношений приводило к деформации крепостничества и началу его постепенного вытеснения, а крепостной строй воздействовал на формы капиталистических отношений;
5.5. Социальные изменения и экономическое развитие первой половины XIX в. подготовили предпосылки отмены крепостного права в 1861 г.;
5.6. Капиталистические отношения начали формироваться в России значительно позже, чем в западноевропейских странах, а их развитие тормозилось крепостным правом и самодержавием.
Вопросы и задания
1. В 1750 г. в России выплавлялось 2 млн. пудов чугуна, в 1800 г. - 10 млн. пудов, в 1850 г. - 16 млн. пудов. В Англии же в 1800 г. выплавляли 10 млн. пудов чугуна, 1850 г. - 140 млн. чугуна. О чем свидетельствуют эти данные? Почему в конце 18 в. Россия вывозила металл в Англию, а к середине 19 в. выплавляла чугуна в 8,5 раза меньше англичан? Как отставание русской металлургии сказалось на внешней политике России?
2. Почему промышленный переворот в России начался на 70-80 лет позже, чем в Англии?
3. Чем объяснить то,
что развитие сельского
4. Проанализируйте следующие данные:
В 1850 г. урожайность с 1 десятины была в России - 4,63 четверти (1 четверть = 8 пудов). Англии - 13 четвертей. Франция - 7,36 четверти. Австрия - 6,6 четверти.