Личность Петр 1 в истории России (ПГСХА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

1. Исторические условия, в которых протекала деятельность Петра 1
Личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием, как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.
Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Истории.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по Истории  
Личность Петр 1 в истории России (ПГСХА)

 

1. Исторические условия, в которых протекала деятельность Петра 1

Личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием, как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.

Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке.

В данной работе будут рассмотрены исторические условия, в которых протекала его деятельность. Ведь нельзя же жизнь одного человека вырвать из контекста российских и мировых событий. Также рассмотрим главные задачи, которые ставил перед собой Петр и способы их решения. Так же интересны будут и личные качества этого исторического деятеля.

Внутреннее положение Русского государства во второй половине XVII в. Россия в XVII в. Была феодальной монархией. Ее государственный строй характеризовали как «самодержавие с боярской Думой и боярской аристократией». Сила и влияние феодальной знати были подорваны событиями конца XVII начала XVIII в. Усиление дворянства и верхушки городского населения (купечества) сказалось в государственном строе. В боярской Думе все большее значение стали приобретать при решении государственных вопросов «думные дворяне», среди которых было не мало выходцев из знатных дворянских родов и купечества. Это имело важное значение для укрепления самодержавной власти в ее борьбе против притязаний феодальной аристократии. Наряду с боярской Думой в первой половине XVII в. часто собирались Земские соборы из выборных представителей различных сословий (кроме крепостных крестьян). Весьма архаичный характер имела система функциональных органов государственного управления - московских приказов. Количество их доходило в XVII в. до 80. Были приказы ведомственные и территориальные, государственные и дворцовые. Функции их были крайне запутаны. Дела проходили через московские приказы с величайшим трудом, развивалось взяточничество и казнокрадство.

В местном управлении также царили произвол, взяточничество, казнокрадство со стороны назначавшихся царем воевод. Предметом постоянных забот правительства было создание вооруженных сил, необходимых для отражения нападений с юга и борьбы за решение важнейших внешнеполитических задач на Западе. Весь XVII век прошел для России в длительных тяжелых войнах. Как и в других сферах государственного управления, в военном деле уже в XVII в. были начаты преобразования, завершившиеся уже при Петре I.

Но мероприятия правительства по укреплению вооруженных сил в XVII в. наталкивались на отставание экономики страны. Для армии и флота нужны были деньги, а уровень развития товарно-денежных отношений был сравнительно еще невысок, по-прежнему господствовало натуральное хозяйство. Нужна была промышленность, но ее тоже почти не было в России. Правительство вводило новые налоги на соль, водку и другие товары. Лишь 5 % расходов составляли расходы, вложенные в казенные предприятия. Среди ученых существуют различные мнения о характере русских мануфактур XVII - XVIII вв. Одни из них считают эти мануфактуры предприятиями капиталистического типа, поскольку мануфактура вообще является одной из стадий развития капитализма в промышленности.

Другие же оценивают мануфактуру с крепостным трудом как явление, относящиеся к феодальной организации производства, так как мануфактурная стадия развития капитализма на Западе обязательно базировалась на применении вольнонаемного труда. Но лишь упадок мануфактур с крепостным трудом и появление наряду с ними предприятий, основанных на вольнонаемном труде, является выражением развития капитализма. Созрели предпосылки для осуществления широкого круга государственных преобразований.

2. Задачи, которые ставил перед собой Петр и способы их решения

Экономические реформы

Преобразования в области культуры и быта

Военная реформа

Церковная реформа

Реформа управления

Экономическая реформа. В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Преобразования в области культуры и быта. Наука и просвещение.

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.

Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2--3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля -- 112 м, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «истории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

После возвращения «великого посольства» из Европы Петр I начал вводить одежду европейского образца. Царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. Продавцам длиннополого платья и сапог и лицам, носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. Царь собственноручно стриг бороды и обрезал длинные кафтаны. Длинные бороды он оставил лишь священникам и крестьянам, остальные за ношение бороды платили огромные пошлины. Подданные обязаны были также пить чай и кофе, курить табак.

В 1718 г. Петр ввел в Петербурге ассамблеи - торжественные приемы гостей в знатных домах. Он сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. На них полагалось являться с женами и дочерьми. Ассамблеи были школами светского воспитания, где молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению. Главное значение ассамблей заключалось в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», составленное неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах, на службе.

Дворянский быт основательно изменился. Но жизнь крестьян и простых горожан оставалась прежней. Возник глубочайший разрыв между образом жизни народа и дворянства. Со временем это породит глубокое недоверие крестьянина к любому образованному человеку.

Военная реформа. Громадные размеры крестьянских волнений в XVIII в. требовали значительной вооруженной силы для их подавления. Активная внешняя политика российских царей заставляла укреплять вооруженные силы государства. В этих целях и проводились реформы военного устройства. Основной чертой военной реформы, проводимой Петром Великим, явилось создание регулярной армии. Постоянные войска существовали, конечно, и до Петра, но в форме стрелецких полков и наемников. Войска эти были далеки от совершенства. Стрельцы больше думали о своих лавках, а наемники - о жалованье. Петр I впервые ввел новый принцип формирования войск - рекрутский, набор. В 1699 г. формируется рекрутская система набора в армию (каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в губерниях должны были в определенный срок поставить в армию одного рекрута). Служба рекрута длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно. С 1723 г. после переписи введена подушная раскладка рекрутов. Это позволило создать сильную армию. Солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе. С 1699 по 1725 г. было произведено 53 рекрутских набора, из них 21 - основной набор и 32 - дополнительных. В армию было взято около 285 тыс. человек. Основной воинской единицей был полк (1200 человек), два-три полка составляли бригаду. Три бригады составляли дивизию. Всего к 1721 г. полевая армия Петра насчитывала 73 полка (около 130 тыс. человек). В этот же период создана система военных гарнизонов, которая насчитывала 55 полков общей численностью 74 тыс. человек при 10 тыс. орудий. Всего сухопутные вооруженные силы имели на вооружении до 1 5 тыс. артиллерийских стволов. К моменту окончания Северной войны Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. Тогда же была построена и каспийская флотилия численностью около 300 судов. Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (школа бомбардиров, Морская академия, артиллерийская, инженерная школы), но главной военно-практической школой подготовки офицеров служили элитные гвардейские полки: Преображенский и Семеновский. К концу царствования Петра I в стране обозначились две структуры управления: гражданская и военная. Гвардия стала элитой военной власти и управляла гражданским аппаратом. Управление вооруженными силами было возложено на Военную и Адмиралтейскую коллегии. В 1716 г. был введен Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав. В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод провозгласили Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император был верховным главнокомандующим и стоял во главе орденской и наградной систем империи. Также он ведал вопросами формирования полков, назначением офицеров, устанавливал план и порядок ведения боевых действий. Церковная реформа.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах") . После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления.

В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии) , от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%) . Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью

В последние годы жизни внимание царя было приковано преимущественно к гражданским делам.

К ним относятся организация коллегий и реформа Сената.

Реформа управления. В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр I основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. Сенат был образован указом 2 марта 1711 г. Он заменил старинную Боярскую думу. С 1717 началось создание коллегий - центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти - исполнительные, финансовые, судебные и контрольные - создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент - детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества».

Значение петровских реформ

1) создание регулярной армии и мощного флота укрепило безопасность страны;

2) Россия стала крупной морской державой, получив побережье Балтики;

3) реформы укрепили Российское государство, поставив его в ряд великих европейских держав;

4) усовершенствование системы местного управления, стирание граней между боярством и дворянством, введение выборных начал в управлении городами, превращение церкви в один из государственных инструментов.

НО!

1) несмотря на прогрессивность реформы проводились очень круто, без оглядки, требовали большого напряжения сил, многих жертв;

2) средства на реформы порой тратились бездумно и расточительно;

3) развитие страны произошло ценой дальнейшего закрепощения крестьян и усиления и без того огромной роли государства;

4) процесс преобразований был прерван смертью Петра.

3. Личные качеств Петра

Личность Петра Великого не так проста, как мы привыкли ее себе представлять. Уже с самого своего рождения (в ночь на 30 мая 1672 г.), Петр обещал быть физически выдающимся человеком: новорожденный ребенок оказался великаном - 11 вершков в длину и 3 вершка в ширину. Петр унаследовал внешние и внутренние особенности материнского рода.  Игрушки и забавы, окружавшие раннее детство Петра, развивали в нем преимущественно военные вкусы. Брат Петра, царь Федор, не лишая его военного обучения, добавил к нему обучение грамоте; но достоин внимания тот несомненный факт, что с военными упражнениями ребенок познакомился раньше, чем с букварем. Необыкновенно острая память позволила царевичу весьма быстро и легко проходить малозанимательный путь тогдашней науки. Петр развился так, как не развиваются обыкновенные люди, - и физически, и умственно.. Это был курчавый, черноволосый отрок, по виду старшего возраста, с искрившимися природным умом, большими глазами; цветущим здоровьем так и веяло от его свежего румяного лица и крепкого стана; быстрота и какая-то беспокойная порывистость движений изобличали в нем человека с повышенной нервной возбудимостью.

Петр от природы обладал чрезвычайно живым, но в то же время и весьма нервным и восприимчивым темпераментом. Уже в детстве в душу Петра залегли тлетворные чувства - страх и злоба, послужившие началом порчи его личности.

Бесспорно, потрясение, которое испытал Петр в юности, когда в паническом страхе, оставив жену с сыном и мать, бежал прямо с постели сначала в ближайший лес, а потом в Троицко-Сергиевскую Лавру, подготовили почву для постигшей Петра нервной болезни, но едва ли можно сомневаться и в том, что возникла она от безумных, можно сказать, смертельных оргий, которым предавался в юности Петр со своей компанией.

Так, в самые лучшие, юношеские годы в жизни Петра и шли рука об руку вино и кровь, все более и более портя характер этого человека, далеко не лишенного природной доброты, но становившегося с каждым годом беспощаднее и все более и более привыкавшего не церемониться ни с человеческою личностью, ни с обществом. Известное публичное обрезывание долгополого платья и бород у бояр достаточно ярко свидетельствует, что Петр был способен доходить до такого притупления элементарной совестливости, что его юмор переходил всякие границы. Царь чувствовал себя вне законов не только человеческих, исполнять которые он энергично учил своих подданных, но и божеских и временами полагал, что для него нет ничего недозволенного...

Но в личности Петра была и другая сторона, заставлявшая близко узнававших его в правительственной деятельности, преклоняться и благоговеть пред ним не только как пред государем, но и как пред человеком. Это прежде всего быстро все схватывающий, широкий, к тому же эмоционально, деятельно настроенный, ум, развивавший в Петре кипучую, неукротимую энергию, пред которой приходилось пасовать самым энергичным людям.

При крайней живости, восприимчивости и возбужденности ума, при способности с изумительной быстротой и находчивостью усваивать всякое дело и чувствовать себя свободно на всякой общественной ступени Петр вносил ту же личную заинтересованность и в насаждаемую в России фабрично-заводскую промышленность; он стремился прежде всего сам усваивать всякое техническое производство и тем показать личный пример. Петр I - сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. Доброта, иногда доходившая до необъяснимого всепрощения и жестокость, переходившая в столь же необъяснимое зверство (личное участие в казнях стрельцов, личное присутствие при пытках сына царевича Алексея). Склонность к неспешному философскому осмыслению действительности, любовь к мудрости и активная деятельность, личное участие во всех начинаниях, торопливость и импульсивность в принятии решений. Стремление к устроению своей жизни и жизни народа по строгим, рациональным правилам, жесткая регламентация самых сокровенных сторон жизни человека (например, обязательное посещение церкви, обязательные, четыре раза в год, исповедь и причастие) и собственное, нередко, безнравственное поведение. Смелость и мужество, не раз проявленные в боях, и периодические приступы страха. Безусловная личная религиозность и нелюбовь, а то и ненависть к Церкви и к традициям православной веры. И, наконец, искреннее желание превратить Россию в великую европейскую державу, имеющую большое политическое влияние, обладающую развитыми культурой и наукой, мощной промышленностью и полное отрицание старых русских традиций, неприятие древней России, погрязшей, как считал Петр, «во мраке невежества», т.е. неприятие реальной России. Но все эти личные, противоречивые качества Петр I сумел подчинить главной идее -- идее служения Отечеству и деятельному преобразованию своего Отечества в новых исторических условиях. И в этом его величие. Поэтому можно сказать, что в личности Петра преломились и отразились те объективные потребности и те объективные противоречия, которые существовали в России в тогдашних конкретно-исторических условиях.

Вывод о личности Петра в истории России

В большинстве обзорных трудов петровский период рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Однако глубокое несогласие царит среди историков, пытающихся ответить на вопрос, в какой степени эпоха реформ означала кардинальный разрыв с прошлым, отличалась ли новая Россия от старой качественно С.М. Соловьев интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую. 

Среди ученых, отстаивающих «эволюционную» концепцию, особенно выделяются В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов, настойчиво проводившие мысль о наличии преемственности между реформами Петра и предшествующим столетием. 

У С.М. Соловьева реформы представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок. 

Для П.Н. Милюкова реформы выступают в виде непрерывной цепи просчетов и ошибок. Преобразовательная деятельность Петра обнаруживает, по его мнению, поразительное отсутствие перспективной оценки ситуации, систематичности, продуманного плана, следствием чего и явилась взаимная противоречивость многих реформ. 

В.О. Ключевский не только характеризовал реформы как длинный ряд ошибок, но и определил их как перманентное фиаско, а петровские приемы управления - как «хронический недуг», разрушавший организм нации на протяжении 200 лет.  По вопросу планомерности реформ советские историки не выработали единую позицию. Но, как правило, они предполагали иной, более глубокий, чем интенсификация и повышение эффективности военных действий, смысл преобразований. 

Часть историков считает, что незаурядная личность Петра наложила отпечаток на всю политическую деятельность правительства и в положительном, и в отрицательном смысле. Однако подобная оценка лишь изредка находит подтверждение в серьезных исследованиях, касающихся степени и характера влияния Петра на процесс преобразований. 

П.Н. Милюков первым открыл и вызывающе усомнился в величии Петра. Он утверждает, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной; реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно ближайшим окружением. Таким образом, Милюков обнаруживает длинный ряд «реформ без реформатора». 

Согласно общепринятому мнению, царь использовал большую часть своего времени и энергии именно на то, чтобы изменить отношения России и окружающего мира; кроме того, многие историки документально, на основе внешнеполитических материалов подтвердили активную и ведущую роль Петра в этой области государственной деятельности. 

Создается впечатление полного единомыслия среди историков по поводу того, что административные реформы Петра по сравнению с прежней системой управления были шагом вперед. 

Исследователи едины во мнении, считая петровскую эпоху весьма значительной в истории промышленности России потому, что в первой четверти XVIII в. благодаря политике протекционизма и субсидиям государства были основаны многие новые предприятия. 

Социальные реформы Петра всегда привлекали пристальное внимание историков. Многие полагают, что в своем стремлении добиться максимальной отдачи от своих подданных по отношению к государству Петр предпочитал, строить новое на фундаменте сословной структуры, увеличивая тяготы отдельных сословий. 

В исторической литературе сложилось мнение: эпоха Петра означала исторический поворот во взаимоотношениях России и Европы, Россия благодаря победе над Швецией вошла в европейскую систему государств, в качестве великой державы. Некоторые авторы считают указанные результаты важнейшими во всей деятельности Петра, другие - важнейшим событием в истории Европы XVIII в.

Я считаю, что Петр I был не только хорошим реформатором, отличным правителем, замечательным полководцем, но и настоящим патриотом, я говорю настоящим, потому что он всю жизнь вечно работал и воевал ради Отечества, не щадя себя и не боясь за свою жизнь, что еще больше развивает во мне к нему симпатию. 

Говорить о том, что в правлении Петра I есть только одни положительные стороны нельзя, т.к. в любом царствовании любого государя есть как свои «плюсы», так и свои «минусы». И забыть про насилие, совершаемое над крестьянами со стороны монарха, невозможно. Но реформы Петра I, итоги Северной войны возвысили авторитет России, сделали ее мощной, «морской» державой, поэтому отношение у меня к Петру I положительное.

Список литературы

1. Демкина М.Н Эпоха  Петра I, Серия: История России Мир книги- 2008 г.-256 стр.

2. Интернет источник: История.ру

3. Соловьев С.М. Об истории  новой России. - М.:Просвещение, 1993.


 


Информация о работе Личность Петр 1 в истории России (ПГСХА)