Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".

Файлы: 1 файл

история кыргызстана.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»

 Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".

Когда-то "кыргызами" называли всех кочевников, живших на территории Азии. Низами в своем труде "Искендер Наме", а намного позже великий  русский поэт А.С. Пушкин в повести "Капитанская дочка" называют "кыргызами" все народы к востоку от реки Урал. А великий русский историограф Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" упоминает, что скифы, называясь разными именами, вели жизнь кочевую, подобно киргизам или калмыкам и более всего любили свободу". Эту традицию широко использовали и западноевроп. авторы. Таким образом, этноним "кыргыз", возникший как самостоятельное название в последующем превратился в общее название многих народов Ц.Азии.

 

 

Андроновская культура. Памятники  Чустской культуры. Ошское городище. Саймалууташ.

 

Эпоха бронзы — историко-культурный период широкого распространения и использования в жизнедеятельности человеческого общества орудий труда, предметов быта и оружия из бронзы. Начавшись в 3-м тыс. до н. э., бронзовый век достиг своего расцвета во 2-м и завершился в начале 1-го тыс. до н. э. Использование бронзы – сплава меди с примесью других металлов, главным образом олова, положило начало интенсивному развитию техники и культуры.Уже на первых этапах эпохи распространения бронзы оседлые земледельческие племена на юго-западе Ц.Азии достигли больших успехов в производстве и использовании бронзы. Многочисл. находки изделий и орудий из бронзы в окрестностях населенных пунктов Садовое и Сокулук в Чуйской долине, в ущелье Шамшы свидетельствовали о бурном расцвете эпохи бронзы на тер-рии К-на в XII — VIII вв. до н. э. На тер-рии К-на месторождения медной руды разрабатывались недалеко от г. Оша, в окрестностях Нооката, Чаткала, Кетмен-Тюбе, а оловянные рудники – вдоль русла реки Сары-Жаз на Иссык-Куле.

В эпоху бронзы на территории К-на получили развитие 2 культурно-исторические общности. Родоплеменные общины, населявшие Центр-ный Тенир-Тоо, Иссык-Куль, Чуйскую и Таласскую долины, занимались кочевым скотоводством, которое в той или иной степени сочеталось с земледелием и охотой. Люди этой эпохи находились во взаимосвязи с народами и племенами, населявшими просторы Казахстана и Южной Сибири. Сходство обнаруженных в этих регионах памятников производственно-хозяйственной деят-ти и культуры позволило объединить и отнести эти племена к представителям андроновской культуры, получившей название от села Андроново, расположенного недалеко от г. Ачинска в Сибири, где были впервые обнаружены памятники этой культуры. Богатейшая коллекция исторических памятников андроновской культуры обнаружена в Кочкор-ской долине – селе Шамшы. Андроновские племена Кыргыз-на освоили не только предгорные низменности, но и труднодоступные высокогорные плато Ак-Сай и Арпа, о чем свидетельствуют оставленные ими наскальные рисунки. Обнаруженные памятники говорят о том, что в племенах сложились отдельные группы ремесленников — оружейников, ткачей, кожевников и т.д., кот. мастерили бронзовые мечи и кинжалы, наконечники копий и стрел, серпы и топоры, выделывали кожу и изготавливали из нее одежду. Для андроновцев было характерно существование двух параллельных погребальных обрядов – трупосожжение и захоронение умерших. Вместе с умершими в могилу складывали еду, металлические ножи, иголки, различные бусы, браслеты и т.п., что свидетельствовало о вере в загробную жизнь. Своеобразным отражением социально-бытовой жизни людей той эпохи является наскальное искусство – изображения, высеченные на горных скалах, в пещерах и т.д. В основном они сосредоточены в так называемой «картинной галерее» урочища Саймалуу-Таш, расположенного западнее реки Когарт в Джалал-Абадской области. Она считается одной из самых больших в мире. Небольшое количество рисунков найдено близ г. Чол-пон-Аты и в долинах Кетмен-Тюбе и Алая. Основным видом занятия племен андроновской культуры было скотоводство. Разводили коров, овец, двугорбых верблюдов. Предметом особой заботы были, конечно, лошади. Есть мнение, что именно представители андроновской культуры одними из первых научились готовить кумыс. В зимнее время скот содержался в загонах, для этого заблаговременно заготавливали корм. Свиней не держали. Главным звеном соц.структуры общества андроновской культуры являлись большие семьи. Семьи объединялись в роды, последние образовывали племя. Совершенствование орудий труда в результате использования бронзы привело к увеличению производства продуктов и др. матер-ых ценностей. Пользуясь своим положением и возможностями, родоплеменная верхушка присваивала себе большую часть созданного рядовыми членами общества богатства. Особыми привилегиями пользовались предводители войск и религиозные служители. На юге Кыр-на, в Ферганской долине, в это время формировалась другая культура – культура оседлых земледельческих племен. Ученые археологи назвали ее чустской культурой (впервые стоянка людей этой культуры была обнаружена в селе Чуст Наманганской области). Основным видом хоз. деятельности чустских племен являлось земледелие (выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо). Эта культура характеризовалась более высоким уровнем ремесленного производства, по сравнению с андроновской, однако скотоводство являлось второстепенным занятием. Для уборки урожая использовались бронзовые и каменные серпы. Древние каменные серпы, изготовленные в Фергане, были обнаружены на Иссык-Куле, в Ноокате, а также в Вост.Туркестане. Зерно хранили в ямах, выкопанных в жилище. В некоторые из них вмещалось до тонны зерна. Типичные чустские поселения были обнаружены близ соврем.Узгена, Куршаба, Нооката и в др. местностях. Наиболее изученным является поселение на склоне Сулайман-горы в г.Оше. Как и в др. памятниках чустской культуры, все группы обнаруженных в Ошском городище предметов были изготовлены из камня, бронзы, кости (в т.ч. игральные альчики), что позволило сделать главный вывод – население городища вело оседлый образ жизни, занималось в основном земледелием, ремеслом и разведением скота.

 

 

Империя Гуннов и сопредельные государства.

 

Одна из ярчайших страниц истории центрально-азиатских народов тесно связана с историей этноса гуннов, создавших великую кочевую империю во II в. до н. э. на обширном пространстве Ц.Азии и сопредельных ей степных просторах. О силе этой империи свидетельствует тот факт, что на протяжении 60 лет. II в. до н. э. в зависимости от нее находилась китайская династия Хань. В период расцвета гунну кыргызы, динлины, усуни и др. родственные гуннам племенные объединения входили в состав гуннского гос-ва, что способствовало в опред. степени приобретению этими народами опыта полит. и гос. управления. Кроме того, активно расширялись процессы межэтнических языковых, религиозных, этнокультурных контактов. Это обусловливало дальнейшее углубление историч. общности.Памятники свидетельствуют, что хунны (часть хунну, пришедших в Европу в IV-V вв. н. э. европейцы называли гуннами) являлись общим предком родственных тюркоязычных народов. Именно хунну явились основателями первой общеисторич. гос-венности тюркских народов. Поэтому считать хунну предками только некоторых современных тюркских народов, как это делают отдельные ученые, было бы неверно: культура, обычаи и традиции, полит. опыт хунну оказали огромное влияние на все тюркские племена. Начиная с VI-V вв. до н. э., хунну населяли тер-рии северо-западнее гос-в, расположенных в долине древнекитайской реки Хуанхэ. На северо-западе от владений хунну обитали предки древних кыргызов и родственных им тюркских племен. В обществ. устройстве всех этих этносов в середине I тыс. до н. э. господствовали отношения, характерные для первобытного родового общества. Территории восточнее земель хунну занимали племена родовой общности дунху. Ученые считают их древними предками монголо-язычных народов. На западе соседями хунну были юэчжи, кот. считаются самыми восточными из племен, относящихся к индоевропейской группе языков. Язык юэчжи родствен современ. таджикскому, иранскому языкам и языку хинди.

.



Государство хунну и Китай.

 

 

В первой половине I тыс. до н. э. между владениями хунну и древних китайцев обитали и другие кочевые племена. Поэтому китайские источники в основном упоминают в своих письменных памятниках наиболее близкие к ним племена. Начиная с IV в. до н. э., хунну уже непосредственно соседствовали с отдельными китайскими владениями, что создавало хунну благоприятные условия для набегов на их территории. Особенно участились они во второй половине III в. до н. э. Положить конец вторжениям хунну сумел китайский правитель Чжао: пользуясь численным превосходством, его армия под предводительством военачальника Ли My разгромила войска хунну. Однако спустя некоторое время, в 226 г. до н. э., владения самого Чжао были захвачены другим соседом – гос-вом Цинь, занимающим территорию на северо-западе Китая, в среднем течении реки Хуанхэ.

Реформы, проводимые в государстве Цинь с середины IV в. до н. э. (359 г.), способствовали его значительному эконом. и соц. развитию. В 246 г. до н. э. на престол был возведен 13-летний Ин Чжэн. В течение 228-221 гг. до н. э. он завоевал все раздробленные китайские удельные княжества и объявил себя Цинь Шихуан - первым императором династии Цинь (умер в 210 г. до н. э.).В целях создания мощной обороны от набегов хунну Цинь Шихуан начинает строительство Великой китайской стены. Чтобы это укрепление постоянно находилось под наблюдением, из внутренних районов Китая сюда были переселены люди и образованы 44 новые области.Стена была непреодолима для отрядов хунну и других северных кочевников: она простиралась на 4 тысячи километров, высота ее составляла 10 метров, через каждые 60-100 метров была укреплена сторожевыми башнями. Конечно, стена вряд ли могла спасти Циньское гос-во. Рост налогового бремени, отвлечение населения от полевых работ в связи со строительством стены порождали недовольство во всех слоях. В 207 г. до н. э. один из предводителей восставших - Лю Бан захватил столицу г.Саньян, а в 202 г. до н. э. объявил себя императором Гао-Цзу, став основателем династии Ранний Хань.Истории неизвестны имена основателей племенного объединения хунну. Имя первого хуннского правителя, приведенное в китайских источниках, звучит как Тоу-Ман (Тумон). Он носил титул шаньюй. В 215 г. до н. э. хунну потерпели поражение от китайцев. Узнав об ослаблении позиций хунну, правитель юэчжей требует от шаньюя Тоу-Мана оставить ему заложника (по неписаным правилам более сильный правитель мог удерживать у себя одного из детей зависимого правителя в качестве "гостя-заложника"). Чтобы усыпить бдительность соседа-врага на западе, шаньюй вынужден был оставить юэчжам сына Модэ от старшей жены.Когда через некоторое время шаньюй Тоу-Ман собрал свои силы и выступил против юэчжей, юный Модэ, узнав об этом, показал свою доблесть и отвагу - воспользовался моментом и, выкрав коня, убежал из плена. Шаньюй Тоу-Ман по достоинству оценил отвагу сына: он дал ему в подчинение отдельный отряд.В 209 г. до н. э. по его приказу был убит отец - правитель хунну шаньюй Тоу-Ман., а позднее все близкое окружение отца. Так Модэ становится правителем хунну. Взяв полностью в свои руки бразды правления, шаньюй в первую очередь формирует отвечающее его требованиям войско - непоколебимое ни перед какой угрозой, отличающееся высокой дисциплиной, а затем приступает к реализации своих планов. Первыми подверглись внезапному нападению племена дунху, кочевавшие на территории Южной Маньчжурии и хребтах Чон Хингана. Поход оказался удачным: войска были разгромлены, правитель взят в плен, а затем казнен. Хуннам досталась большая добыча - множество пленных и бесчисленное количество скота.В 205-204 гг. до н. э., он предпринимает первые попытки захватить китайские земли. В 203-201 гг. до н. э. хунну продолжили свое продвижение на север и северо-восток. Сообщая об этих походах и о принимавших в них участие племенах, китайские летописи упоминают о ряде других племен, являвшихся предками тюркских народов. Таким образом, северо-западная Монголия, регион Саяно-Алтая и обитающие там племена хуньюй, куйеше, динълины, а также кыргызы, населявшие север Восточного Тенир-Тоо и Джунгарию, были завоеваны шаньюем Модэ и вошли в состав его огромной империи.

 

ВеликийТюркский каганат.

 

 

Вторая половина 1-го тыс. характеризуется формированием и  развитием на обширной территории 
Южной Сибири, Казахстана, Сред. и Ц.Азии раннефеодальных тюркских гос-в. Это позволило назвать данный период древнетюркской эпохой. В сер. VI в. в Ц.Азии было образовано первое тюркское гос-во, имевшее важное значение для истории Кыр-на — Тюркский каганат. Он просуществовал около двух столетий - с 552 по 744 год. Этнонимы "тюрк", "тюркут" (в китайской транскрипции "туц-зие") впервые упоминаются в кит.летописи 546 г. Этими именами согдийцы, персы и византийцы называли новых покорителей степных просторов. Обозначая самоназвание народа, оно заключало в себе, согласно руническим текстам, понятия "сильный", "устойчивый", "непоколебимый". Племя тюрок образовалось в IV—V вв. в среде хунну, считавших своим прародителем Ашина — сына мифической волчицы. В сер.V в. тюрки находились в подчинении жуан-жуаньского (аварского) кагана, который господствовал во всей Ц.Азии, а главным местом их расселения был Алтай. Здесь тюрки разрабатывали богатые залежи руды и выплавляли железо. Его кол-во было столь велико, что им платили подати жуан-жуаням. Вместе с тем дальновидные вожди тюрок Асан-шад, Туу и Бумын старались как можно эффективнее использовать имеющиеся у них природные богатства, а вместе с ними - возможности для обретения свободы. В 546 г. Бумын подчинил многочисленный народ теле, населявший Джунгарию, и захватил их земли. Ища повод для столкновения, Бумын потребовал от кагана жуан-жуаней Анахуана (520—552 гг.) выдать за него свою дочь. Находившийся в ореоле славы и могущества каган в насмешливо-оскорбительном тоне отказал Бумыну. Лучшей причины начать войну нельзя было сыскать: в 552 г. тюрки напали на жуан-жуаней и нанесли им сокрушительный удар. Анахуан вынужден был покончить самоубийством. Победивший Бумын принял верховный титул жуан-жуаней "илиг-каган" (великий каган). В Ц.Азии был образован Великий тюркский каганат (552—603 гг.). Ставка кагана размещалась в Орхоне (Северная Монголия), со временем он стал административно-полит. центром нового гос-ва. Скончался основатель великой тюркской династии Ашинов каган Бумын в 553 г. Согласно кочевым традициям, власть перешла к брату кагана Истеми. В 587 г. на трон взошел наследник Истеми - Тарду Боке-каган. И все же борьба за каганский титул тайно продолжалась. Кровавые межплеменные распри подорвали силы Тюркского каганата, что резко изменило его внешнеполит. позиции. За этот период раздробленный Китай, плативший непомерную дань тюркам, успел объединиться под эгидой династии Суй (581-618 гг.). Другой вассал — Иран, в 588 г. в битве под Гератом нанес тюркам тяжелое поражение. В 590 г. Византия освободила от тюрок Босфор. После смерти Истеми-кагана в 603 г. тюркское гос-во разделилось на два каганата - Восточный и Западный. Последующий этап истории Кыргызстана неразрывно связывается с Западно-Тюркским каганатом.

 

Западно-Тюркский Каганат (603-704гг.)

 

 

Массовое  смешение и взаимопроникновение племен и народов в евроазийском тюркском государстве обусловило тюркизацию и населения К-на. Местные племена ассимилировали с пришельцами. В их внешнем облике все значительнее стали проявляться монголоидные черты. Среди жителей, говоривших на согдийском языке, который относился к иранской группе языков, все больше закреплялось тюркское наречие. В состав Западно-Тюркского каганата входили Вост.Туркестан, земледельческие регионы Ср.Азии, огромные степные пространства Приаралья, Северного Кавказа. Адм.-полит. центром гос-ва был сначала город Мин-Булак в Таласской долине, а с 618 г. — город Суяб (развалины городища Ак-Бешим близ современного Токмока). В конце VII в. в Китае усилилась власть династии Тан (618-907 гг.) во главе с императором Тайцзуном, кот. в своей внешней политике преследовала далекоидущие агрессивные цели. Так, правящая династия давно вынашивала планы установления своего господства на Великом Шелковом пути. В 630 г. китайские войска в союзе с кочевым племенем тогуз огуз вторглись на территорию Восточно-Тюркского каганата и подчинили его. На протяжении ряда лет западные тюрки совместно с народами Вост.Туркестана мужественно отражали агрессию врага. В конце концов китайский полководец Су Динфан в 656 г. в битве на р. Или добился решающей победы над войском Ышбара-кагана. Тюркские отряды отступили в Чуйскую долину. Однако и здесь их настигли превосходящие силы противника. После окончательного разгрома Ышбара был взят в плен и через два года казнен. Управление завоеванными землями Тенир-Тоо император осуществлять практически не мог, поэтому он поставил во главе народа "десяти стрел" представителя западной ветви династии Ашина. В 704 г. тюргеши убили последнего 23-го кагана из династии Ашина. Эпоха Западно-Тюркского каганата завершилась.

 

 

Тюргешский каганат (704-766гг.)

 

   В начале VIII в. на развалинах Западно-Тюркского каганата возникло Тюргешское гос-во. Тюргеши входили в конфедерацию дулу племенного объединения "народ десяти стрел" и населяли долины между реками Или и Чу. Тюргеши делились на два рода - "желтые тюргеши" и "черные тюргеши", предводители которых постоянно враждовали друг с другом.  Основоположником правящей династии стал Уч-элиг каган (704—706 гг.) - глава "желтых" тюргешей, ставка кагана расположилась в захваченном им городе Суяб. Под властью тюргешей оказалась территория от среднего течения р. Сыр-Дарьи до верховий Иртыша. После смерти Уч-элига на престол был возведен его наследник-сын Сакал каган (706—711 гг.). Положение гос-ва в этот период было очень сложным. На юге большую угрозу представляли вооруженные силы Империи Тан, на востоке - тюрки, сумевшие восстановить свой каганат, с юго-запада - арабские захватчики. В 679 г. восточные тюрки, возглавляемые одним из представителей династии Ашина, подняли восстание и освободились от диктата Танской империи. Возродившийся заново Восточно-Тюркский каганат достиг наибольшего своего могущества в период правления кагана Капагана (691—716 гг.). В 716 г. Капаган был убит, а на трон возведен его племянник Бильге каган (716—734 гг.). 20-летний период его правления отличался постоянными завоевательными походами от берегов Енисея до Ср.Азии. К этому времени тюргеши добились полной независимости, их правителем являлся каган из "черных" тюргешей Чабышчор Сулук (716—738 гг.). Новый каган оказался искусным дипломатом. В 717 г. он совершил поездку в Китай, где ему был оказан хороший прием. Затем Сулук заключил очень удачные брачные союзы с царскими домами, представляющими потенциальную угрозу для него: женился на дочери потомка западной ветви династии Ашина, второй его женой стала дочь Бильге кагана, третьей — дочь царя Тибета. Одну из своих дочерей Сулук выдал за сына Бильге. Дипломатические успехи на востоке позволили тюргешам активизировать военные действия в западном направлении. Арабские наместники Багдадского халифа в Хорасане, пользуясь поражением тюргешей от тюрок, сумели достичь некоторого успеха (покорили Согд, Хорезм и часть Тохаристана). Каган Чабышчор Сулук, начиная с 720 г., предпринял несколько походов против арабов. В ходе борьбы была создана антиарабская коали ция. Успех союзников подкреплялся частыми восстаниями населения Согда против арабов. Потерпев ряд поражений, арабы в 728 г. были вынуждены покинуть Согд. Однако они не смирились с неудачами и объявили "газават" - священную войну против неверных. В 729 г. войска арабов, форсировав Аму-Дарью, вторглись в Бухару. К ним примкнул согдийский царь Гурек со своей армией. Захватчикам противостояли объединенные силы тюргешей, Ферганы и Чача под предводительством кагана Чабышчора Сулука. В ходе сражения отряд согдийцев неожиданно перешел на сторону кагана. В результате усилиями союзников при поддержке народов Средней Азии после длительной осады арабы были вытеснены из города. Халиф Багдада, огорченный неудачами, направил в Среднюю Азию нового наместника и большое военное подкрепление. На первых порах новому наместнику халифа сопутствовала удача, но в 721 г. он потерпел крупное поражение. Вплоть до 734—735 гг. арабы больше не возобновляли попыток завладеть Согдом. Под предводительством Чабышчора Сулука тюргеши выступили из Чуйской долины и через 17 дней достигли Хуттала. В упорном бою тюргеши разбили арабов и захватили весь их обоз. Арабы отступили в Хорасан. Посчитав, что раздробленные и истощенные отряды арабов не представляют опасности, каган с небольшим войском зимой 737 г. бросился за ними в погоню. Однако перед лицом серьезной угрозы арабы сумели проявить себя — быстро сгруппировавшись, они нанесли тюргешам неотразимый удар. Едва не попав в плен, каган с остатками войска, понеся большие потери в живой и материальной силе, вернулся в Чуйскую долину. Всю вину за поражение влиятельные тюргешские сановники возложили на кагана. Это стоило Сулуку жизни. От сильных переживаний кагана разбил паралич, и в 738 г. он умер. Смерть кагана положила начало длительной борьбе между "желтыми" и "черными" тюргешами за престол, междоусобица сильно ослабила государство. Этим не преминули воспользоваться соперники: в середине VIII в. власть в каганате захватили карлуки.

Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»