Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа
Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".
Одним из учеников
Токтогула был поэт-импровизато
Одним из продолжателей этой формы восточного поэтического красноречия был Арстанбек Буйлаш (Бойлош) уулу (1824-1878). В народной памяти он остался как автор наигрышей на комузе и песенных мелодий. В главном произведении его творчества "Тар заман" ("Попранный мир") собраны поэтические рассуждения об обществе, политике, бытии в связи с конкретными историческими условиями. Размышляя о современной ему политич. жизни кыргызов, Арстанбек во многом осуждал присоединение Кырг-на к России. Каждая строка их песен характеризуется высокой художественностью, продуманной лаконичностью и содержательностью.
Первые историки и просветители.
В результате присоединения К-на к России активизировались взаимоотношения кыргызов с издавна проживавшими на ее тер-рии тюркскими и мусульманскими народами. Особенно в этом отношении были благотворными взаимосвязи с родственными кыргызам татарами и башкирами. Эти народы сыграли большую роль в развитии кыргызской культуры, послужили своеобразным катализатором для начала ее научного исследования, оказывали поддержку талантливым представителям кыргыз. народа, содействовали в печатном издании их трудов и произведений. Одним из таких талантливых людей был первый письменный историк кыргызов Осмонаалы Сыдык уулу. Видным исследователем и летописцем истории кыргызов был Белек Солтонкелди уулу Солтоноев.
Сохранившийся в рукописи труд Б. Солтоноева "Кыргыз-казак тарыхы" ("Кызыл-кыргыз тарыхы") считается важным документальным источником истории Кыргызстана. Для своего времени Б. Солтоноев был высокообразованным чел-ом. Он написал ряд поэтических произведений. Был хорошо знаком с историческими, философскими и этнографическими трудами видных деятелей русской и мировой культуры. В его трудах даны сведения об эпосе "Манас" и видных манасчи, о знаменитом представителе тюрко-мусул-ской культуры средних веков Махмуде Кашгари, легендарных мыслителях кыргыз. народа Толубае-сынчы, Асан-кайгы и таких известных акынах-дидактиках, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч. Особое место в своей рукописи Б. Солтоноев уделяет эволюции древнейших мировоззрений кыргызов об астрономии, математике, обществе и природе.
Осмонаалы Сыдык уулу (1875-1940) - первый кыргызский историк, известный просветитель. Родился в семье крупного манапа Кочкорской долины Абайылды из рода сарыбагыш. Азы грамоты постиг у местного муллы. Продолжил учебу в медресе. Повышал образование в центрах мусульманской учености - Бухаре и Уфе. Жил в тесном общении с уйгурскими, узбекскими, татарскими, казахскими просветителями. Овладел русским языком, был знаком с трудами европейских ученых. В конце 20-х гг. подвергся преследованиям как выходец из бай-манапского сословия. Скрывался в Вост.Туркестане, умер в 1940 г. Осмонаалы Садык уулу выпустил в 1913 и 1915 гг. в г. Уфе две книги на кыргызском языке на арабском алфавите: "Мухтасар тарых-и-кыргызийа" ("История кыргызов") и "Тарых-и-кыргыз шадманийа" ("История кыргызов, просвященная Шабдану"). В 1986 г. эти две книги, объединенные в одну, были изданы в Китае под редакцией Анвара Байтура.
Солтоноев Белек Солтонкелди уулу (1878-1938) - кыргызский историк, литератор и поэт. Родом из Кемина, уже в 7-8 лет умел читать и писать. Затем 3 года учился в Каракольской русской школе, 2 года -в Пишпекской кыргызской школе садоводов. Увлекшись историей, собирал родословные были и предания, изучал труды мусульманских и русских историков. В 1916 г. был избран волостным в волости Атаке-бия.После восстания 1916 г. во время исхода кыргызов в Китай бежал с родичами, в 1917 г. вернулся, проводил агит. работу за советскую власть в Алматы. Затем до 1924 г. работал Белек Солтоноев. в учреждениях по ликвидации неграмотности населения в Кырг-не. В 1927-1937 гг. занимался научными исследованиями при Совете Народных Комиссаров Кыргызской АССР. Невинно репрессирован и расстрелян. Реабилитирован в 1955 г.
Арабаев Ишенаалы (1882-1934) родился в айыле Кюн-Батыш Кочкорского округа. Получив первичное образование у муллы, В 1900-1910 гг занимался учительствованием. В 1910 - 1913 гг. повышал свое образование в городах Оренбург, Уфа, Казань. И. Арабаев - автор ряда учебников и учебных пособий: "Алип-бээ жана тете окуу" - Уфа, 1911 г., "Жазуу орнектерн" - Оренбург, 1912 г., "Кыргыз алип-бээси" - Москва. 1925 г.; "Саамалык" - Москва, 1925 г.; "Баштооч мектептердин эсеп Г йрот^ Г жолу" - Москва, 1925 г.; "Кыргыз алип-бээси" - Москва, 1928 г. и др. Кроме того, занимался переводами и изданием обществ.-политической литературы на кыргызском языке. Внес большой вклад в собирание фольклора. По ложному обвинению в национализме и членстве в социал-туранской партии в 1933 г. был арестован, умер в Ташкенте в 1934 г. Посмертно был реабилитирован. Его имя в 1999 г. присвоено Кырг-го гос-венному педагогическому университету. После вхождения Кыргызстана в состав России в кыргызском обществе оживилось просветительское движение. Видным пред ставителем плеяды просветителей того времени был Ишенаалы Арабаев.
Начало научных исследований в Кыргызстане. Бичурин, Валиханов, Семенов-Тянь-Шанский.
Вторая половина XIX в. – нач. XX в. стали эпохой научного открытия К-на. Для получения преимущества приоритета в скрытом противоборстве с Великобританией за обладание К-ном Россия выделяла большие средства для всестороннего изучения этого региона. Экспедиции в первую очередь, преследовали военно-разведовательные цели, но ученые-исследователи, каждый по своей линии, собирали сведения и материалы для научных обобщений и выводов. Одним из видных исследователей Ц.Азии был Ч.Валиханов, внесший неоценимый вклад в приобщение этого ранее почти не изученного региона в круг интересов мировой науки. Собранные им сведения имеют большое значение в изучении географии, фольклора, истории, устного народного творчества К-на.
Большой вклад в изучение Тенир-Тоо, в том числе Иссык-Кульской котловины, внес П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). В 1856-1857 гг. он составил орографическую схему этого региона. В ходе своих экспедиций он собрал обширный научно достоверный материал, доказав ошибочность сведений европейских ученых о вулканическом происхождении гор Тенир-Тоо, о том, что из И.-Куля вытекает река. В последующем комплексном исследовании Центр. Азии в 1870-1888 гг. неоценима роль Николая Михайловича Пржевальского (1839-1888). В ходе 5-ой экспедиции Пржевальский умер от брюшного тифа. Похоронен близ г. Каракола на берегу Иссык-Куля, где ему поставлен памятник. г. Каракол был назван его именем и носил его с 1889 по 1920 г. и с 1939 по 1991 г. Известный русский ученый В. В. Радлов и ориенталист казах Ч.Ч. Валиханов основали отрасль науки о кыргызском эпосе. В своих предварительных научных исследованиях текстов эпоса и его историч. содержания они открыли первую страницу кыргызской фольклористики. Записанный Ч. Валихановым в 1856 г. фрагмент эпоса - "Кокетейдин ашы" ("Поминки по Кокетею") был впервые опубликован на русском языке в 1901 г. в его посмертном труде "Джунгарские очерки". В 1862 г. В.В. Радлов записал из уст сказителя еще один большой эпизод эпоса "Манас", а затем в течение 1864-1869 гг. вел записи всех трех его частей в исполнении манасчи из рода сарыбагыш. Записанные им фрагменты "Манаса" общим объемом в 14 тыс. строк были изданы в русской траскрипции на кыргызском языке в Санкт-Петербурге, а в 1885 г. - в немецком написании в Лейпциге. В истории кыргызской культуры это явилось особенно знаменательным событием.
Исследование этногенеза кыргыз. Бартольд, Аристов, Радлов и т.д.
Сведения об эпосе "Манас" публиковались в русской и европейской литературе еще в 1861-1917 гг. Это были труды академика В.В. Бартольда, венгерского исследователя Г. Алмашина, рус. путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского и др., в которых давалась и общая хар-ка, и другие многочисленные особенности этого шедевра кыргызского народ. творчества. В 1903 г. вместе с организованной Русским Географическим обществом комплексной научной экспедицией в Кыргызстан прибыл художник Б. В. Смирнов. В Чуйской долине он записал от знаменитого кыякчы и сказителя Кенже Кара отрывок из "Семетея" и перевел его в прозе на русский язык. Смирнов поместил его в своей книге "В степях Туркестана", изданной в 1914 г. Кроме того, Смирновым была осуществлена фонозапись в исполнении Кенже Кара, нарисовано множество набросков о жизни и быте кыргызов. Бесценный вклад в систематизцию истории кыргыз. народа внесли ученые В. В. Бартольд, Н. А. Аристов, С. Е. Малов и др. Труды русских исследователей Н. А. Северцева, А. В. Каульбарса, А. П. Федченко, И. В. Мушкетова, немецких ученых М. Фридрих-сена, М. Керцбахера, француза Г. Капю, американцев В. Дэвиса, Э. Хантингтона послужили фундаментом для осмысления Кырг-на как научного феномена. Таким образом, именно с вхождением К-на в состав России началось его систематическое и комплексное научное исследование. В конце XIX - начале XX вв., в период поэтапного вхождения кыргызов в состав России, началось широкое научное изучение общества, истории, культуры, природы Кыргызстана. В ходе военных, разведыв-ных, научных экспедиций русские и другие ученые, изучая географию, этнографию, фольклор, историю и т.д. этого региона, закладывали основы последующего развития Кыргызстана в мировом сообществе. Несмотря на другие издержки колониальной политики, это было прогрессивной стороной вхождения Кыргызстана в состав России.
Кыргызстан в период Февральской революции. Союз Букара.
Февральская буржуазно-демократич. революция 1917 г. стала важнейшим событием в истории населявших Россию народов. Революция, свергнув царскую власть, дала народам политические свободы. Вышли из подполья политические партии, получило свободу печатное слово.
Весть о победе Февральской революции достигла Кыргызстана только в начале марта. В Пишпеке, Оше и других уездных центрах, на угледобывающих, ирригационных и т.п. предприятиях с большой концентрацией рабочего пролетариата проходили массовые митинги и демонстрации, на которых выдвигались требования о ликвидации царской власти, введении восьмичасового рабочего дня, прекращении войны, освобождении политических заключенных. 11 марта в Пишпеке после проведенного у здания тюрьмы митинга получили свободу 130 политических узников. В Оше после митинга, прошедшего 10 марта, было освобождено 300 человек, в Караколе - 34.
6 марта 1917
г. в Кызыл-Кие шахтеры
Февральская революция, хотя и сыграла важную роль в истории России, предоставив политические свободы, вместе с тем не решила основных вопросов - о земле и мире, восьмичасовом рабочем дне и народной власти, которые требовали решить рабочие и крестьяне. В Туркестанском крае у власти остался тот же генерал-губернатор Куропаткин, исполнявший теперь обязанности комиссара Временного правительства. Остались у власти прежние военные губернаторы областей и начальники уездов вместе со своими аппаратами управления. В Жеты-Сууйскую область, включающую и Северный Кыргызстан, комиссаром был назначен Шеболин, бывший начальник Пржевальского уездного управления по обустройству переселенцев. Представители местного населения создавали свои организации, объединяли силы, которые выступали за ликвидацию колониального гнета, национальное освобождение и равноправие. Например, в апреле 1917 г. в Пишпеке был создан Кыргызский общественный комитет. Такие комитеты образовывались и в других городах Сев. Кырг-на. Как правило, возглавляли их ранее служившие царизму баи и манапы. В августе в Оше образовался Совет депутатов мусульманских рабочих и батраков, поэтому кардинальных мер с их стороны не принималось.
Таким образом, в К-не, в отличие от Центр. России, образовалось 3 власти, состоявшие из Советов рабочих и солдатских депутатов, комитетов Времен. правительства и национ-ческих по характеру кыргызских общ-ных комитетов. Вместе с тем, предпринимаемые той или иной стороной попытки наладить и закрепить конструктивные взаимоотн-ния для осуществления совместного руководства действенных результатов не достигли. Реальная власть оставалась в руках Временного правительства. Летом 1917 г. в Пишпеке под руководством Абдыкерима Сыдыкова было организовано местное отделение национальной партии "Алаш". Эта буржуазно-демократич. направления партия была создана в Казахстане; во главе ее стояли представители казахской интеллигенции, такие, как Алихан Букейханов и Ахмет Бектурсынов. В партию входили представители казахской и кыргызской интеллигенции, демократически настроенные мелкая буржуазия и баи, некоторая часть рабочих и дехкан, служители религии. Основной целью нац. партии "Алаш" было создание независимого государства казахского и кыргызского народов. Начинали создаваться и такие союзы, целью которых была защита коренных интересов трудящихся и простого народа. Например, в мае 1917 г. была основана демократическая организация -союз "Букара", объединивший бедняков и крестьян-середняков Пишпекского уезда. Союз "Букара" был создан на интернациональной основе в мае 1917 г. по инициативе Имаша Кобекова и Бакретдина Саипбаева. Членами его, помимо кыргызов, стали и бедняки других национальностей - казахи, татары и др. Программа союза предусматривала защиту интересов трудового народа, повышение политического сознания кыргызского народа, установление демократических принципов во всех сферах жизни кыргыз. общ-ва. Учредительный съезд союза "Букара" проходил 9-10 сентября 1917 г. в Пишпеке, председателем правления был избран К. Сарыкулаков, заместителем - И. Кобеков. На съезде был принят устав и создано кооперативное потребительское общество при союзе. Уже осенью 1917 г. в этот союз вступило около 7 тыс. жителей Пишпекского уезда. В мае 1918 г. союз "Букара" был преобразован в "Совет кыргызских пролетариев".
Окт. революция 1917г. Установление Советской власти в К-не.
К осени 1917 г. в России существенно возросла роль партии большевиков. Разгром корниловщины, пытавшейся установить военную диктатуру, поднял авторитет большевиков, ослабил контрреволюционные силы. 24 октября (6 ноября) 1917 г. в Петрограде началось вооруженное восстание. На другой день 25 октября (7 ноября) восставшие рабочие, солдаты и матросы заняли все важные объекты столицы, и Военно-революционный комитет объявил о падении Временного правительства. Всероссийский II съезд Советов избрал Совет Народных Комиссаров - первое рабоче-крестьянское правительство во главе с В.И. Лениным. С этого времени партия большевиков превратилась в правящую партию. На съезде были рассмотрены вопросы мира и земли и по ним приняты первые декреты советской власти. По главным положениям декрета "О мире" была разработана Программа всеобщего демократич. мира. Становление советской власти в Кыргызстане проходило с большими трудностями и в специфических условиях. Слабое развитие производственных сил, малочисленность промышленного пролетариата, недостаточное влияние партии большевиков, враждебные отношения между кыргызами и русскими, возникшие как следствие колониальной политики царизма, - все это оказало негативное воздействие на процесс становления новой власти.
Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»