Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа
Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".
Эпос не сразу возник таким, каким дошел до нас. Передавая из уст в уста, из поколения в поколение, творческий гений народа развивал его на протяжении многих веков. В результате творчества народных сказителей эпоса - манасчи - усложнялись сюжетные линии, его композиция, появлялись новые персонажи, заново осмысливалась идея. Все основные сюжетные коллизии, герои в эпосе связаны с образом баатыра Манаса, воплощающего в себе идею сплочения многочисленных племен и создания единого могучего государства. Первая часть трилогии - эпос "Манас" - повествует о рождении баатыра, его детстве и юности, о становлении его предводителем кыргызов, его походах против врагов и заканчивается эпизодами поражения Манаса под Бейджином (Пекин), смерти его верных сподвижников Алмамбета, Чубака, Сыргака, могучего Кокчо, ранения и смерти самого главного героя. Трагический конец первой части поднят до уровня повседневной реальности. Умирая, Манас наставляет своих соплеменников прекратить родоплеменные раздоры, ослабляющие государство, и говорит о необходимости сплочения народа. Подобное идейное и сюжетное решение логически подводит к продолжению эпопеи-трилогии. Рождение сына Семетея, его клятва отомстить за гибель отца являются связующей линией первой и второй частей трилогии. Вторая часть - эпос "Семетей" концентрирует действия вокруг сына Манаса. Семетей повторяет жизненный путь отца: совершает подвиги, сражается за независимость и побеждает иноземных врагов. Действия поэмы происходят на просторах Ц.Азии в XVI-XVII вв. Исторический фон - борьба с джунгарскими завоевателями. Традиционно главные герои погибают. Символично то, что причиной их смерти являются не столько внешние враги, сколько внутренние распри между соплеменниками. Поэтому именно эта тема -противодействие внутренним врагам и распрям - является главной в эпосе "Сейтек". Здесь наконец-то торжествует справедливость, празднуется долгожданная победа. Семетей и Сейтек призваны сохранить в народном сознании образ богатыря Манаса как воплощение духа независимости, единства народа и передать их новым поколениям.
Эпос "Манас" сыграл неоценимую роль в развитии и сохранении кыргызского языка и его диалектов, обогащении его словарного запаса.
Таким образом, историко-культурное значение эпоса "Манас" заключается еще и в том, что он в течение веков оказывал существенное влияние на формирование национального характера, нравственно-этических идеалов и норм, общественного поведения кыргызского народа.
Устное народное творчество. Малые Эпосы.
Малые эпосы (условное название, свидетельствующее об их меньшем объеме по сравнению с "Манасом") по своему содержанию разделялись на героические и социально-бытовые. Героические эпические произведения, как и "Манас", были посвящены значимым историческим этапам, событиям в жизни народа, подвигам и мужеству богатырей, борьбе против завоевателей и т.д. Так, например, поэмы "Курманбек", "Жаныш и Байыш", "Эр-Табылды", "Жаныл-Мырза", "Эр-Эшим", созданные в XVI-ХVII вв., по степени отражения реальных событий близки к истор. сказаниям - они повествуют о борьбе кыргызов против агрессии монгольских и калмыкских феодалов, глубоких социальных противоречиях в кыргыз. обществе, о распрях феодалов, которые в итоге способствуют ослаблению народа. Целый ряд эпических произведений относится к жанру социально-бытовых поэм. Основное содержание их - тема любви и борьбы влюбленных юноши и девушки за свое счастье в условиях феод. общества с его консервативными патриархально-родовыми пережитками и устоями ("Олжобай и Кишимжан", "Саринжи-Бокой"); трагического противостояния человека и природы, неизбежности расплаты за хищническое отн-ние к ней ("Кожожаш"); устремленности человека к социальной справедливости ("Кедей-хан") и др. Многие народные поэмы построены на сказочно-мифологической основе ("Эр-Тоштюк", "Кожожаш") и несут на себе особенности, характерные для жизнедеят-ти и мировоззрения народа в ранние эпохи его развития. Филосовское мировозрение кыргызов наряду с эпосами и поэмами также отражалось в творч-ве легендарных мыслителей Асан-кайгы, Толубай-сынчы и Санчы-сынчы. Однако их мысли и высказывания за многие годы утратили личностный характер, перекликались между собой и стали носить больше легендарный характер, чем реальный.
Асан-Кайгы - известный мыслитель, народный мудрец и акын. Жил приблизительно в Х1Vв. Творчество Асана-Кайгы связано с периодом правления одного из ханов Зеленой орды Жаныбека. В своих былинах-поученнях Асан Кайгы выражал народные чаяния о справедливом правит еле и счастливой жизни. Осмысление бытия с позиций защитника интересов простых людей, бережного отношения к живой и неживой субстанции мира, сожаление о превалировании зла над добром составляют философское содержание творчества народного мудреца.
Толубай-Сынчы - по народным преданиям и легендам, мудрец-провидец и ведун, живший приблизительно в XIV-XV вв. во времена хана Жаныбека. В народной молве Толубай-Сынчы выступает как прорицатель общественной жизни кочевных кыргызов, постигший самые глубинные основы бытия.
Санчы-Сынчы - Сансыз, кыргызский провидец, живший, по историческим преданиям, в XVII-XVIII вв. Выходец из рода солто. Это был человек, сказанное которого непременно сбывалось. Отличительными чертами Санчы-Сынчы были прозорливость, проницательность и острый ум. Согласно народным былям, он сосчитал всех детей солто и заранее предсказал кто из них станет выдающимся. Давая оценку Кудаян-хану, Сынчы предсказал тяжкие народные беды в его правление, бесславный конец правителя. Безошибочно предсказал также, что жена Болот-бия Таалаке родит Эсенгула-баатыра и другие грядущие исторические события.
Народное Восстание 1873-1876гг. Полот-хан.
Всенародное восстание жителей Ферганского региона в 1873 -1876 гг. известно в истории под названиями "народное движение", "восстание Полот-хана", "Кокандское восстание". Возглавлял это восстание Исхак Асан уулу под именем Полот-хан.
Народное восстание 1873-1876 гг. можно разделить на два этапа. Первый этап охватывает 1873-1874 гг., во время которого ни один кыргызский или кыпчакский род не остался в стороне от восстания, продолжавшегося полтора года. В историч. источниках указываются представители 42 родов, насчитывающих 132 тыс. юрт.
Весной 1875 г. начался второй этап движения, охвативший 1875-1876 гг. Увеличение ханом Кудаяром размера податей в три раза послужило новым толчком к развитию этого народ. движения. Второй этап восстания отличался от предыдущего как по своим целям и характеру, так и по масштабам, национальному составу участников.
В 1875 г. Полот-хан перешел из Чаткала в Лейлек, где он продолжал руководить восстанием, которое к июлю переросло в Узгене во всенародное движение. В него включились представители и других народов - кыпчаков, узбеков, турок, таджиков.
Полот-хан, Исхак Асан уулу (1844-1876) - один из руководителей антифеод. восстания 1873-1876 гг. против Кокандского ханства и русских захватчиков. Родился в кишлаке Охна Маргаланского уезда в семье молдо Асана из рода бостон. Получил образование в медресе. Усиление произвола Кудаяр-хана, в третий раз занявшего престол, проводимая им политика вытеснения из правящей орды представителей кыргызскои и кыпчакскои диаспоры, вызывали в народе возмущение и недовольство. Возглавляемая именитым Шер-датка группа кыргызских биев поставила целью во что бы то ни стало найти какого-либо отпрыска ханского рода и поставить ханом вместо Кудаяра.
Согласно традиции, претендентом на ханский престол могло быть лицо только ханского рода. Кыргызская знать остановила свой выбор на внуке хана Алима (1800-1809) Полот-беке, состоявшем в то время имамом при одном из медресе Самарканда. Однако слабохарактерный, недалекий умом Полот-бек наотрез отказался от престола. Увидев Исхака, они решают, что тот как две капли воды похож на бека Полота. Исхаку предложили подменить Полота. Он решил рискнуть и согласился возглавить восстание. Царское правительство между тем объявило власть Полот-хана незаконной и в 1875 г. ввело русские войска в пределы Кокандского ханства. В результате ряда сражений восстание было подавлено. Предательски сданный в плен, Полот-хан был в марте 1876 г. повешен. 24 июля 1875 г. в кишлаке Сары-Талап близ Коканда был объявлен ханом Насирдин-бек. Хана Полота феодалы-заговорщики арестовали и бросили в темницу. Позже Полоту удалось бежать и уйти в Чаткал. К.П. Кауф-Ман во главе отлично вооруженных 5000 солдат нанес близ Коканда сокрушительный удар по восставшим. 26 августа Насирдин-хан был вынужден подписать продиктованный русской стороной договор,согласно которому было образовано новое владение России - Наманганское отделение, которое включало территории Намангана, Касана, Аксы и Ала-Буки. Наместником был назначен только что получивший генеральский чин М.Д. Скобелев. Оправдывая "высокое доверие", генерал сделал все, чтобы утопить восстание в крови. 27 сентября 1875 г. Исхак под именем Полот-Хана второй раз был провозглашен ханом. Теперь восстание было направлено на борьбу против хана Насирдина и русских колонизаторов. 9 октября Полот-хан занял Коканд. Насирдин-хан бежал в Ход-Жент. В октябре повстанцы перешли к активному противодействию войскам русских. Российские войска захватили Андижан, было убито около 20 тыс. человек. Силы восставших были подорваны. Видя невозможность дальнейшего сопротивления, Полот-хан был вынужден бежать в Чон-Алай. Решив остаться в истории покорителем Кокандского ханства, честолюбивый М.Д. Скобелев торопился побыстрее взять Коканд. В результате царь Александр II подписал указ о ликвидации Кокандского ханства. Плененный Исхак-Полот-хан по приказу К.П. Кауфмана был повешен 1 марта на центральном базаре Маргалана. На месте бывших владений Кокандского ханства была образована Ферганская область. Вновь назначенный военный губернатор Ферганской области Скобелев задался целью до корней истребить остатки восстания и неуклонно продолжить захватническую политику царизма. Для этого он организовал так называемую Алайскую научно-военную экспедицию. Борьбу алайских кыргызов возглавили сыновья Алымбек-датка и Курманжан-датки - Абдылдабек, Батырбек, Мамытбек, Асанбек. В схватках с регулярными русскими войсками восставшие оказывали упорное и самоотверженное сопротивление. Курманжан-датка была вынуждена приехать в Чон-Алайский лагерь М.Д.Скобелева. На Скобелева произвели большое впечатление ум и проницательность датки, за что он назвал ее "Алайской царицей". На этой встрече Курманжан выразила покорность русским властям и была вынуждена содействовать переводу своих сыновей в рус. подданство.
Курманджан-датка
Курманжаи Маматбай кызы (1811-1907) - правительница алайских кыргызов, известная под именем "Алайская царица" происходила из рода барга родового объединения мунгуш, населявшею окрестности Оша Убежала от первого мужа. навязанного сватами, и 3 года проживала у родителей. В 1832 г вышла по своей воле замуж за Алымбек-датка правителя Алая. Прожила с ним 29 лег. родила 5 детей, была неизменной помощнипеи н советчицей мужа. В 1862г., после смерти мужа, павшею от рук дворцовых заговорщиков Коканда, взяла в свои руки бразды правления Алаем. Бухарский эмир Музафар пожаловал ей титул датка. Прозорливая правительница Курманжан-датка внесла значит. вклад в урегулирование внутиродовых споров и неурядиц горных кыргыюв, осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Эта же линия проводилась и в период интервенции русских войск в Ферганскую долину. Однако, учитывая стожившиеся обстоятельства Курманжан -датка в 1876 г объявила о присоединении алайских кыргызов к России. Царское правительство присвоило Курманжан чин полковника.
Восстание 1916 года. Русификация Туркестана, как основа колониально-националистической политики, к началу XX в. все более усиливалась. Одной из основных причин восстания было массовое переселение крестьян из России и усиление произвола при их расселении. Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, в которой принимала участие и Россия, легла тяжким бременем на плечи бедствующего населения, и без того угнетенного колонизаторским режимом. Трудности, выпавшие на все народы, не обошли и кыргызов. Они посылали на фронт деньги, одежду, лошадей для кавалерии. Указ царя от 25 июня 1916 г. о привлечении туркестанских народов к военно-оборонительным работам - мужчин с 19 до 23 лет -вызвал волну негодования у людей, с трудом переносящих гонения на родной земле, унижения и двойной гнет. Доведенный до отчаяния колониальными притеснениями, народ был вынужден подняться с оружием в руках на открытую освобод-ную борьбу. Восстание, начавшееся 4 июля 1916 г. в г.Ходжент Самаркандской области, быстро распространилось на Сыр-Дарьинскую и Ферганскую области. В июльском восстании в Ферганской области активно участвовали и кыргызы. Острый хар-р носило Узгенское восстание. Уже к нач. августа большая часть юга К-на была охвачена восстанием. Восстание на севере Кыргызстана характеризовалось особой остротой и динамичностью. Здесь оно проходило на уровне вооруженных столкновений с оснащенными современным оружием царскими войсками. 8 августа поднялось население близлежащих к Токмоку айылов. Предводительствуемый Ыбраимом Тюле уулу небольшой отряд повстанцев устроил засаду на Иссык-Кульском тракте и захватил обоз со 178 винтовками и более 30 тыс. патронами. В это же время повстанцы из волостей Сарыбагыш и Атаке взяли в осаду село Новороссийское и казачью станицу Самсоновку. К середине августа восстание охватило 12 волостей Пишпекского уезда, регионы Иссык-Куля и Таласа. В восстании активно участвовали и кыргызы Тенир-Тоо. Кочкорская долина стала центром восстания этого региона. Повстанцы подняли на белом войлоке болуша Каната Убуке уулу (Канат Убукин) и провозгласили его ханом-предводителем, дав клятву послушания. Хан с 3 тыс. воинов, вооруженных 30-40 берданками и фитильными ружьями, а в основном копьями и топорами, в начале августа через Шамшинский перевал спустился в Чуйскую долину. Войско Каната, рассыпавшись по Чуйской долине, подвергло резне окрестные русские села. Повстанцы в начале захватили старый Токмок (совр. село Чуй), а с 13 по 22 августа осаждали большой город Токмок. Однако, понеся большие потери от подоспевших из Верного (Алматы) и Ташкента 1600 русских солдат, повстанцы не удержались и вынуждены были отступить.
Культура Кыргызстана в сер. 19-нач 20 вв. Акыны импровизаторы.
Кыргызы в XIX в. находились в самом расцвете эпического творчества. Это находило свое подтверждение в искусстве манасчи - сказителей океаноподобного эпоса "Манас", художественное содержание которого достигло апогея в процессе неустанного совершенствования. Исполнение эпоса было особо почетным и популярным среди кыргызов. Самые видные исполнители этого жанра - Балык, Кельдибек, Назар, Чонбаш, Телтай, Калмырза, Суранчы, Чоодан, Жандаке и др. именовались в народе "великими манасчи" и пользовались большим уважением. Эти народные таланты, каждый в меру своих сил, совершенствовали нетленное наследие предыдущих сказителей. Каждый манасчи считал своим долгом передать свое умение и искусство другим талантливым исполнителям. Например, учениками манасчи Жапый уулу Тыныбека (1846-1902) были сказители Сагымбай, Калыгул, Тоголок Молдо, Байбагыш, Донгузбай и др., дожившие до нашей эпохи.
Великие сказители при исполнении "Манаса" до того входили в образы героев и эпическую ситуацию, что сами становились как бы соучастниками событий. Одним из таких манасчи был Сагымбай Орозбак уулу (1867-1930). Сагымбай-манасчи был родом из айыла Кабырга, что на Иссык-Куле. Познал эпос от современных ему сказителей-мастеров. Записанный в его исполнении вариант эпоса "Манас" характеризуется высокохудожественным содержанием. Вариант Орозбакова отличали богатая фактографическая насыщенность, красочное фольклорное обрамление. Все это свидетельствовало о его большой творческой индивидуальности и высоком мастерстве. В эпосе "Эр-Тёштук" нашли воплощение самые древние представления кыргызов о строении Земли и Вселенной, это было своеобразное поэтическое пособие, по кот. можно рассуждать о взаимоотношениях людей, понятиях добра и зла и которое служило развитию общественного сознания того времени. О полит. ситуации в Центр. Азии, самоотверженной борьбе кыргызов против захватчиков-ойротов повествовали появившиеся в XVII-XVIII вв. малые героические эпосы "Жаныш-Байыш", "Курманбек", "Эр-Табылды" и др., получившие широкое распространение по всему этому региону. В дастане "Жаныл-Мырза" воспевалась борьба женщин древней воинственной эпохи за свободу и равноправие.
Великий акын кыргызского народа Токтогул Сатылганов (1864-1933) заслужил широкое признание за то, что пел о тяжелой судьбе своего народа, воспевал в своих песнях идеи справедливости, вскрывал существующие классовые и соц. противоречия, обличал властьимущих. Знаменитый поэт-импровизатор Барпы Алыкулов (1884-1949) был родом из кишлака Ачы (тер-рия соврем. Сузакского района). Его песни-наставления характеризовались богатством глубоких дидактических и философских размышлений. Помимо остро соц. произведений, он создал целый ряд дастанов-наставлений о сущности мира, человеческого бытия, перипетиях эпохи, много лирических песен.
Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»