Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".

Файлы: 1 файл

история кыргызстана.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

Декларация о независимости  КР.   31 августа 1991 г. сессия Верховного Совета Кыргызской ССР приняла "Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан", которая торжественно провозгласила, что КР является независимым суверенным демократич. гос-вом. Итак, на карте мира появилось новое независимое суверенное государство -Кыргызская Республика. В обстановке гражданского и патриотического подъема 12 октября 1991 г. всенародным голосованием А. Акаев был избран Президентом КР. Провозглашение независимости означало, что Кыргызстан освободился из-под опеки всесоюзных органов, вся полнота власти перешла к правит-ву республики. Указом Президента 20 октября 1991 г. Комитет гос. безопасности был расформирован, вместо него образован Гос. комитет по нац. безопасности, а в декабре созданы Нац. гвардия и войска внутренних дел республики. 8 декабря 1991 г. Республика Беларусь, РФ и Украина подписали в Беловежской пуще близ г. Минска Соглашение о создании СНГ. Это событие положило начало процессу распада СССР, приняло необратимые формы. 21 декабря 1991 г. в г. Алматы соглашение об образовании СНГ подписали Республика Беларусь, РФ, Украина, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Туркмения, Таджикистан и Узбекистан. Это означало, что СССР окончательно прекратил свое существование. В связи с расформированием СССР М.С. Горбачев 25 декабря объявил о сложении с себя полномочий Президента.

Утверждение новой  Конституции КР.                                                        В мае 1991 г. Верховный Совет республики утвердил состав комиссии по выработке проекта новой Конституции. В течение полутора лет разрабатывался проект, а затем представлен на всенарод. обсуждение. В ходе более чем трехмесячного обсуждения проекта было высказано множество замечаний и предложений.Кроме того,в ЖК КР были представлены еще два альтернативных проекта К-ции. Некоторые их положения были учтены при разработке Основного закона. 5 мая 1993 г. XII сессия ЖК после всестороннего обсуждения утвердила новую Конституцию КР. Этот день отмечается в КР как всенародный праздник. Конституция в соответствии с волей и интересами народа К-на определила общ-ный строй и полит.принципы КР, центральные органы всех ветвей гос. власти, их построение и деятельность, основные права и обязанности граждан республики. В пределах полномочий, установленных Конституцией, гос. власть в КР представляют и осуществляют Президент КР,ЖК, Правительство КР и ОМС. Суды и судьи системы правосудия, законотворческие, исполнительные и судебные органы исполняют свои функции самостоятельно и во взаимодействии. Президент как глава государства обеспечивает единство всех ветвей власти и является гарантом К-ции, прав и свобод человека и гражданина.

Утверждение гос-го Герба, Флага и  Гимна КР.                            Важнейшим событием первых лет развития суверенного К-на стала разработка и принятие 5 мая 1993 г. новой, действительно демократич. Конституции, которая стала  большим шагом вперед. Страна стала называться Кыргызской Республикой, а ее высший орган — Жогорку Кенешем. Одобренная на всенародном референдуме, Конституция  означала качественный скачок в укреплении гос-венности, переход республики на более высокую орбиту исторического развития. Новый основной закон не только вобрал в себя лучшее из мировой практики гос. строительства. Он основан на непростом опыте. Спец. раздел Конституции был посвящен гос. символике, которая отражала и закрепляла гос. независимость и суверенитет КР. 3 марта 1992 года был принят Гос. флаг. Он красного цвета; это память о древности кыргызского народа — еще в период великодержавия красный флаг развивался над ставкой кыргызских каганов. Под флагом красного цвета сражался за свободу и независимость родной земли и богатырь Манас. В центре флага — изображение солнечного диска (внутри — тюндюк юрты) с сорока расходящимися лучами цвета золота. 5 марта 1992 года состоялась торжественная церемония подъема нового Гос. флага КР над «Белым домом». В декабре 1992 года был утвержден и гимн КР. Авторами текста гимна стали Ж. Садыков и Ш. Кулуев (русский перевод К Акматова и М. Рудова). Музыка известнейших кыргызских композиторов Н. Давлесова и К Малдыбасанова. В январе 1994 года был утвержден Гос. герб. Его авторами стали победители конкурса на лучший проект герба, жители Нарына: школьный учитель рисования А. Абдраев и начальник УВД С. Дубанаев. В центре круга на фоне голубого озера и снежных гор, из-за которых встает солнце, гордо распростер крылья белый сокол. На ободке круга перевитые лентой колосья и коробочки хлопка и надпись: «Кыргыз Республикасы». Вскоре после принятия Гос. герба он был отлит в бронзе и 28 января установлен на фронтоне «Белого дома». Гос. символика Кыргызстана является олицетворением нашей земли; она точно отражает исторический опыт и служит символом надежд кыргызского народа.

Кыргызы Енисея: хоз-во и культура.                      Государственное устройство. Раннесредневековое население среднего течения Енисея (Минусинской котловины) в греческих источниках именовалось «херкис», «хирхиз», в арабских и персидских — «хыргыз», «хырхыр», в средневековых китайских — в основном «сяцзясы», «цзилиц-зисы», в древнетюркских и уйгурских, а также в согдийских текстах — «кыргыз». Последний термин был точной передачей самоназвания народа. Во главе государства, которое называлось Кыргыз, в VI—VII вв. был правитель с титулом ажо. Символом его власти был конический головной убор с золотым ободком и знамя, водруженное у дворца. Ставка ажо была хорошо укреплена. Гос. чиновники делились на шесть разрядов. Во главе войск стояли двадцать высших чиновников, которых именовали министрами. Сбором налогов, связями с другими государствами, судом и финансами заведовало пятнадцать делоправителей. Отдельные племена кыргызов возглавляли феодалы с титулами эльтебер или тархан. Население государства составляло до полумиллиона человек, не считая зависимых племен, которые жили в горно-таежных местностях и платили дань кыргызам пушниной. Государство Кыргыз располагало значительными по тем временам вооруженными силами в 80 тысяч строевого войска. В основном это была конница, вооруженная луками, копьями и саблями. Круглые щиты, доспехи делались из кожи, дерева и железных пластин. В войске кыргызов была строгая дисциплина. Если кто-либо струсил или поддался панике перед сражением, то ему отрубали голову. Хозяйство. Население государства Кыргыз вело комплексное хозяйство: земледелие, скотоводство, горнорудный промысел, охоту и рыболовство. Археологи нашли много лемехов от плугов, из чего заключили, что земледелие было пашенным. Выращивали пшеницу, два сорта ячменя, просо, рожь, коноплю. Посевы поливали при помощи системы арыков. Земледельцы жили селами. Скотоводство было пастушеским и кочевым. Разводили лошадей, овец, коз, коров. Часть скота, видимо, содержалась в стойлах. Находки кос-горбуш свидетельствуют, что население заготавливало на зиму много сена. Народы из горно-таежных районов, которые платили •кыргызам дань, разводили оленей, охотились на ценных пушных зверей, ловили рыбу. Специально обученные группы кыргызов занимались разведкой и добычей железа, меди, олова, золота, серебра, мышьяка. Кузнецы, литейщики и ювелиры делали изделия высокого качества. Особо славились киргизские оружейники. Кыргызы жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным явлением. За невест выплачивали калым скотом. Иногда он достигал размера до тысячи голов. Одежду шили из привозных тканей, из собольего и рысьего меха. Беднота носила одежду из овчины. Кыргызы сжигали покойных, а прах хоронили. Для знати над могилой сооружали большие насыпи, окруженные вкопанными вертикально каменными стелами. Такие сооружения назывались «чаа-тас», т.е. «камень войны». Под насыпью чаа-тасов иногда сооружали тайники, где прятали сокровища. В одном из тайников было найдено 4 золотых сосуда, золотое и серебряное блюдо общим весом ок. 3 кг. Бедных хоронили под небольшими курганами с 1-2 сосудами из глины. Религия кыргызов была языческой. Верховными божествами, как и у др. тюркских народов, считалась супружеская чета Умай и Тенгри. В VII в. у кыргызов появилась собственная письменность.

 Грамотность народа была высокой. Сейчас на Енисее и в Туве найдено свыше 120 памятников древнекыргызской письменности.

Завершение  формирования кырг. народности.

Формирование кыргызской народности на Т.-Шане. Могольские и древнетюркские племена Т.-Шаня были родственны кыргызами и долгое время входили в гос-во Моголистан. Под влиянием общих эконом., полит. и культур. факторов они сплотились в одну народность, ядром кот. стали кыргызы. Важным этапом в формировании новой народности стало объединение всех племен в 2 крыла – традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В «правое крыло» вошли племена сары-багыш, саяк, солто, кытай, кушчу и т.д., кот. заняли тер-рию Сев. К-на. В «левое крыло» вошли племена адыгене, кыпчак, багыш, найман и т.д. Оба объединения включали как могольские, так и кырг. племена на равноправной основе и стали именоваться общим названием «кыргыз». Это важный историч. факт произошел в конце XV – нач. XVI вв. Огромное значение в сплочении народности сыграли идеологич. факторы (принятие ислама, вхождение в семью мусульманских народов Ср.Азии, приобщение к общей культуре, приобретение новой письменности на основе арабской графики, создание общекыргызского героического эпоса «Манас» и т.д.) Идеи объединения кыргызов перед лицом внешней опасности, кот. были основными в эпосе, были близки и понятны всем племенам и сыграли прогрессивную роль в консолидации кырг. народности. В результате взаимодействия эконом., полит, этнических и культурных факторов в Т.-Шане сложилось новое этническое образование – крыг. Народность, жизнеспособность которой была проверена тяжелыми испытаниями ее последующей истории.

 

Саки в  мировой истории 

В VHI-III вв. до н. э. обширные территории, занимаемые современными государствами Средней Азии и Казахстаном, населяли многочисленные кочевые племена, которых в древнеперсидских клинописных текстах называли саками - "свободный человек, доблестный муж (воин)". Античные авторы именовали их скифами, древнеиндийские источники - турами, китайские - народ сэ.

Север современного Кыргызстана населяли саки тиграхауда, юг - саки хаумаварга. Дошедшие до наших  дней источники содержат материалы, свидетельствующие о том, что  саки говорили на древне тюркском языке и внешне принадлежали к европеоидам. Главным звеном общественного устройства саков являлась кочевая община, основу которой составляли семьи. Постепенное проявление имущественного и социального неравенства в общественном устройстве создавало условия для распада общинного строя и выделения родо-пле-менной знати.

В честь правителей и знатнейших особ сооружались огромные погребальные курганы, достигающие  в диаметре 50-120 м, в высоту 9-15 м. Размеры  захоронений представителей родовой  аристократии были поменьше - диаметр их составлял 30-45 м, высота 5-7 м. Еще скромнее выглядели могилы воинов. Что касается простолюдинов, то нередко от их погребений оставались едва заметные следы. Основные направления хозяйственной деятельности общин преимущественно обусловливали природные условия их обитания. Саки северной части Кыргызстана занимались главным образом животноводством, а население Ферганской долины, наряду с разведением скота занималось и земледелием. Скотоводы разводили грубошерстных овец, породы приспособленных к горной местности лошадей, крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов. В регионах с благоприятным климатом развивалось поливное земледелие, выращивалась пшеница, ячмень, просо. Уникальные по своей значимости памятники сакской культуры на территории Кыргызстана обнаружены в Чуйской долине, Ис-сык-Кульской котловине, отдельных районах Тенир-Тоо и др. В VI в. до н. э. саки тиграхауды вступают в ожесточенную борьбу за независимость с персидским (иранским) царем Киром II, который, разгромив в 550 г. до н. э. Мидийское царство, основал мощное, простиравшееся от Средиземнего моря до долин Инда государство Ахаменидов. Сочинения греческого историка Геродота свидетельствуют, что Кир II считал себя богоподобным и непобедимым. В 530 г. до н. э. он выступил во главе огромного 200-тысячного войска в поход для покорения саков тиграхаудов. Войско саков возглавила царица Томирис. Несмотря на превосходство сил, персы потерпели поражение, мечтавший о мировом господстве Кир II был обезглавлен. Более успешными были походы другого правителя из династии Ахаменидов - Дария I. В 519—518 гг. до н. э. он сумел победить саков и обложить их данью. И все же персы не смогли распространить свою власть севернее реки Сыр-Дарьи. Саки, жившие в северной части Кыргызстана, не допустили иранских завоевателей на свою землю. Позднее саки установили мирные и военные связи с персами и сражались на стороне Ахаменидов в решающих битвах греко-персидских войн (500-449 гг. до н. э.). В Марафонском сражении (490 г. до н. э.) большую отвагу и мужество проявили воины-конники.

Еще одна страница истории саков связана с завоевательными  походами великого полководца древнего мира Александра Македонского, который предпринял поход на Среднюю Азию после покорения династии Ахаменидов.

Разгромив в 331 г. до н. э. объединенные силы персов и саков, войска Македонского в 329 г. вышли к берегам Сыр-Дарьи. Однако здесь завоеватели встретили упорнейшее сопротивление сакских племен. В 329 г. до н. э. на берегах Сыр-Дарьи произошла решающая битва саков с войсками Александра Македонского. Народы Средней Азии потерпели поражение, однако они нанесли серьезный урон силам врага, сломив его. Связь далекой Греции с Кыргызстаном послужила основой для открытия впоследствии Великого Шелкового пути, связавшего огромное пространство от Китая до Рима. Во II в. до н. э. владения саков, расположенные за рекой Сыр-Дарья, захватили юэчжи (тохары), которые были вытеснены из Вос точного Туркестана племенами хунну (гуннов). В середине II в до н. э. населявшие Центральный Тенир-Тоо сакские племена подверглись очередному нашествию со стороны усуней, которые двигались из Восточного Туркестана.

 

Государство Усуней.           Этноним "усунь" вошел в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает «народ десяти родов» (ус. - род, ун -десять). Согласно другой версии, этноним произошел от названия реки Упса (Узун), протекающей в Вост. Туркестане. Из источников известно, что первоначально усуни кочевали по соседству с хунну и юэчжи - на территориях к западу от Великой китайской стены. Часть из них в 160 г. до н. э., подчинив саков и юэчжи, переселилась на новые земли в районы Тенир-Тоо и Семиречья. В результате возникает новое государственное объединение, которое на востоке граничило с хунну, на западе с кангуями, расселившимися в долинах Таласа, на юге - с народами Ферганы и Вост. Туркестана. Южные владения усуней простирались до озера Балхаш. Столицей государства был город Чигу, или Чигучэн (в переводе "город Красной долины"). Усуньское государство представляло собой мо нархическое государство кочевников. Монарх имел титул кюнбаг (кюнбий). Усуньское государство составляли две племенные группы и объединяющая их централизованная власть (разделение средневековых кыргызских племенных объединений на правое и левое крыло, выделение группы "ичкилик" - это исторические "следы", истоки которых ведут свое начало к древним хунну). Общественные процессы в государстве усунеи развивались по тем же направлениям, что и в соседней империи хунну: здесь складывались раннеклассовые отношения, но наряду с ними сохранялись сильные пережитки патриархально-родовой организации. В обществе все отчетливее проявляются признаки социального неравенства: в руках родовой знати сосредоточивается власть и большая часть богатства, которое было создано и умножено трудом всех членов общины. Основой брачно-семейных отношений в обществе являлись патриархально-родовые устои. Главной фигурой рода, семьи был мужчина - муж, отец семейства, было распространено многоженство. Сохранялись также характерные для патриархально-родовых связей традиции левирата. По этому обычаю вдова после смерти мужа оставалась в его семье - становилась женой одного из братьев или родственников. Основным видом деятельности усунеи являлось скотоводство. Они разводили лошадей, коров, овец и коз. Важную роль для усунеи - кочевников играла охота, которая являлась дополнительным источником основного продукта питания - мяса.  Для усуней был характерен высокий уровень развития ремесла. Подтверждение тому - разные виды керамической посуды, керамические веретена, изделия из кости, бронзы, каменные зернотерки, выполненные в "зверином стиле" металлические ювелирные изделия (из золота, бронзы, меди), железные наконечники стрел и другие находки археологических раскопок.

Государство Давань.                    Еще в I тысячелетии до н. э. на территории Ферганской долины, предгорная и восточная часть которой входит в современный Кыргызстан, образовалось государство с развитой оседлой земледельческой культурой.История государства насчитывала более тысячи лет, однако в письменных памятниках сведения о нем встречаются лишь со II-I вв.до н. э. В китайских хрониках Ферганское государство именовалось царством Дабан . В переводе с древнетюркского слова "Фергана" и "Дабан" обозначали "очень красивое, живописное место".Персы называли государство "Сог", а китайцы - "Полоно". Во II в. до н. э. Фергана представляла собой сильное государство с развитыми отраслями хозяйства. Основу его экономики составляло орошаемое земледелие. Столицей Ферганы был город Эрши.  Дабанское государство явилось результатом объединения множества небольших городов-государств, расположенных по берегам рек, а также государств-оазисов, повсеместно возникавших в долине. Государственное управление в них осуществлялось местными правящими династиями. Вместе с тем, правители этих государств подчинялись центральной верховной власти. Верховный правитель имел двух советников – визирей. Социальное расслоение (классовое и внутриклассовое), происходившее в ферганском обществе, протекало в русле процессов и явлений, характерных для раннефеодального общества. Основными производителями общественного богатства были свободные члены общины - крестьяне, ремесленники. Использовался также труд рабов. Однако большая часть богатства присваивалась кучкой богачей и знати, стоявшей у власти. В семейно-брачных отношениях господствовали патриархальные устои. Вместе с тем, сообщения письменных источников о том, что женщины пользуются уважением, а мужчины непременно выполняют то, о чем говорят женщины, свидетельствуют о значительной роли и высоком статусе женщины в обществе. В основе внешнеполитической стратегии государства лежал принцип обороны. Важной отраслью хозяйства являлось разведение породистых скакунов, слава о которых была известна далеко за пределами Ферганы. Широко развивались разные виды ремесел - гончарное, ткацкое, ювелирное и др. Удобное географическое расположение Дабани позволило ей еще до появления Великого Шелкового пути занять важные узлы торговых трактов, соединяющих запад Азии с Восточным Туркестаном.  Древние ферганцы достигли значительных успехов в строительстве. Свидетельство тому - памятники эпохи Шоро-Башатской культуры (IV-1 вв. до н. э., названа по имени городища). Следы "больших и малых" дабанских городищ, как их называли китайские летописи (видимо, это связано с размерами занимаемой территории), дошли и до сегодняшних дней. Ученые предполагают, что в I веке до н. э. новой столицей Давани был город Гуйшань и находился он на месте современного Оша. Большая часть дабанских городищ была надежно укреплена -обнесена мощными оборонительными крепостными стенами, на которых сооружались сторожевые башни, устраивались специальные бойницы для лучников. Как и все народы Средней Азии, ферганцы поклонялись силам природы, Солнцу. Древние ферганцы верили в потусторонний мир, почитали души умерших предков, устраивали обрядовые игрища перед началом весенних полевых работ. В V в. н. э. территория Ферганы вошла в состав обширного, но разнородного государства эфталитов, а к середине VI в. она была завоевана тюрками.

Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»