Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа
Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".
Государство кара-кытаев. Найманы.
Непрекращающиеся междоусобицы и войны с сельджуками подорвали силу государства Караханидов. В результате в первой половине XII в. его легко захватили кара-кытаи - потомки древних китайцев, относившихся к народам тунгусо-маньчжурской группы. Себя они называли кытаями. В древнекит. летописях их именовали «киданями», а в мусульманских источниках - «кара-кытаями». Впоследствии некоторая часть их потомков вошла в состав кыргызов под родовым наименованием «кытай», или «кара-кытай».
В X в. кара-кытаи покорили многие центральноазиатские племена и Северный Китай. С 907 г. государство кара-кытаев и их правящая династия назывались Ляо и просуществовали более 100 лет. В 1125 г. чжурчжени (народ тунгусского происхождения) разгромили империю Ляо. Елюй Даши, один из представителей династии Ляо, с уцелевшей частью своих людей подался вначале на север - к кыргызам Енисея. Однако кыргызы прогнали их со своей территории. Отступая на запад, Елюй Даши и подвластные ему племена обосновались в пойме реки Эдиль. Собрав здесь под своим началом разрозненных беженцев-кытаев, он сумел заключить договоры о союзничестве с местными тюркскими племенами. К 1129 г. под его властью находилось около 40 тысяч семей (кибиток). Елюй Даши объявил себя гурханом (хан ханов), а созданное им государство стало называться Кара-кытайское ханство. В этот период Восточно-караханидский каганат, раздираемый междоусобицами и внутренними противоречиями, приходил в упадок. Без больших усилий получив власть в Восточном каганате и отстранив от нее династию Караханидов, гурхан создал новое государство - Си Ляо. В 1208 г. на земли гурхана бегут найманские и меркитские племена, спасаясь от разгрома, учиненного им Чингиз-ханом на Иртыше. Через год Западный Ляо попадает в тяжелую ситуацию. Подвластное кара-кытаям небольшое владение уйгуров, расположенное на востоке, переходит к Чингиз-хану. С запада угрожали Хорезм-шах Мухаммед и его союзник Осмон ибн Ибрагим из правящей в Мавераннахре династии Караханидов. В августе-сентябре 1210 г. силы Хорезма и Мавераннахра встретили кара-кытаев у реки Талас. Обе армии, обессилевшие после кровопролитного сражения, отступили. Разбитое и голодное войско кара-кытаев на обратном пути громило и разоряло свои владения. Поверив слухам, что вслед за кара-кытаями движутся войска мусульман, горожане самоотверженно защищали город, оборона продолжалась 16 дней. Предводитель найманов Кучлук, используя происходящие бесчинства и отсутствие гос. управ-я, в том же 1210 г. напал на Узген и захватил казну гурхана, а через год взял в плен и самого правителя кара-кытаев. Однако народ справедливо считал его узурпатором, тираном и не желал ему подчиняться, поэтому положение Кучлука не было прочным. Восстания в городах Вост. Туркестана продолжались 4 года. Найманы с трудом подавили их только в 1214 г. На западе быстро усиливался Хорезм-шах Мухаммед, считавший себя законным наследником гурхана. На востоке поджидал своего часа Чингиз-хан.
В истории развития не только кыргызов, но и большинства народов Азии и Европы начинался новый этап - надвигалось сокрушительное татаро-монгольское нашествие. Просуществовавшее более 90 лет государство кара-кытаев и найманов было сметено нахлынувшими с востока ордами Чингиз-хана.
Государство Хайду.
Сепаратистская политика жаждущих самостоятельности монгольских феодалов в Ср. Азии дала свои результаты. В 1269 г. на берегу Таласа состоялся совместный курултай улусов Угедея и Чагатая, на котором было создано новое, полностью независимое от Каракорума (столица Великого хана), государство. Во главе его встал внук Угедея - Хайду-хан (1269-1301 гг.). Границы государства простирались от Алтая до Аму-Дарьи и включали также Кырг-н и Вост.Туркестан. Столица - город Тарсакент - располагалась в Чуйской долине (близ Бишкека). Хайду хорошо понимал, что сила и стабильность гос-ва напрямую связаны с его эконом. развитием. Поэтому он предпринял ряд существенных мер для улучшения хозяйства, развития торговли как внутри страны, так и с соседними государствами. Проводились работы по восстановлению разрушенных монгольскими завоевателями городов и сел, например, Тарсакента и обезлюдевшего Баласагуна.
Хайду-хан неоднократно оказывал поддержку алтайским и енисейским кыргызам, восставшим против гнета монгольской империи, посылая туда свои войска, однако всякий раз безуспешно. В 1293 г., стремясь выручить кыргызов, он снова потерпел поражение от войск Хубилая и после этого уже ничего не мог предпринять для предотвращения развала гос-венности кыргызов. Однако Хайду все же сумел оградить кыргызов Алтая и Восточного Тенир-Тоо от преследований и притеснений монголов, оказав помощь в переселении большой группы кыргызов в Тенир-Тоо. После смерти Хайду (1301 г.) между Чингизидами началась длительная война за власть. Это довершило начавшийся процесс раздробления К-на. К XIV в. из множества поселений Чуйской и Таласской долины остались лишь единицы, цветущие когда-то земледельческие территории монгольские феодалы превратили в пастбища для скота.
РольМухаммед-кыргыза в
консолидации кыргызов.
Мухаммед-Кыргыз (даты жизни неизвестны) - первый предводшель кыргызов, объединивший два племенных объединения - племена "правого" и "левого" крыла кыргызов, проживавших в ареале современного Кырг-на. Осознавая, что будущее кыргызов может быть связано только с дальнейшим объединением, усилением и укреплением кыргызов, Мухаммед проводил соответств. внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этически родственным внешним окружением. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и южно-восточные области Казахстана, он заключил с казахскими султанами союзные договора, предусматривающие совместные действия в случае внешней угрозы Поэтому он нацеливался овладеть городами на берегах Сыр-Дарьи, а также оседлыми территориями Ср. Азии. Под его предводительством кыргызы принимали активное участие в походах казахских султанов против Шейбанидов. Кыргызские дружины под началом Мухаммеда доходили до Сайрама, Ташкента, Туркестана, Андижана и Аксы. Во время похода на Туркестан Мухаммед взял в плен узбекского ханза-аду (царевича) Абдуллу, сына правителя Самарканда Кучкунчи-хана, но затем освободил его. Султан-Сайд не преминул использовать этот случай как предлог для нападения на кыргызов. В 1517 г. войска moi олов вторглись в их владения. Ставка Мухаммеда располагалась в Барсконе - на южном берегу Иссык-Куля. Кыргызы потерпели поражение, а сам Мухаммед попал в плен и был увезен в Кашгар. Но уже через год, в 1518 г., Султан-Сайд освободил его, так как при сложившейся полит. ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда. В 1522 г Султан-Сайд отправил Мухаммеда вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Но возвратившийся в Ала-Тоо Мухаммед вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 г. в ставке кыргьнов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Узнав об этом. Султан-Сайд приказывает тайно схватить Мухаммеда. В 1525 г. его отправили в Кашгар, где мятежный хан находился под надзором до самой своей смерти (1533г.).
Тайлак-баатыр
Таилак Рыскул уулу (приблизительно 1796 г. - местность Каргалык на берегу реки Нарын; 1838г. -местность Куртка) - видный участник движения кыргызского народа за независимость в первой половине Х1Хв. Первый этап борьбы кыргызов против гнета Коканда, начавшийся в 1832 г. под предводительством Тайлак-баатыра и его брата Атантая. закончился безуспешно. Семитысячное кокандское войско быстро подавило малочисленные силы кыргызов и вынудило народ выплатить большую дань. 2-ой этап борьбы нарынских кыргызов с Кокандом был спрова-цирован Мадали-ханом посылкой отряда (500 сарбазов) во главе с предводителем Арапом с целью пленения Тайлак-баатыра. Встретив сарбазов на джайлоо Бычан в урочище Тогузторо, кыргызы разбили карателей. Третий этап возглавляемой Тайлак-батыром борьбы пришелся на конец 30-х гг. Х1Хв. Мадали-хан, договорившись с одним из казахских предводителей по имени Эдиге, организовал набег против Тайлак-батыра. Вначале Эдиге имел определенный успех, но в схватке в местности Дубанкечуу на Суусамырском плато силы Тайлак-баатыра нанесли захватчикам сокрушительное поражение. В 20-х гг. Х1Хв. кыргызские роды, возглавлавленные Тайлак-баатыром. стали активно вмешиваться в полит. события Восточного Туркестана. В 1838г. Тайлак-баатыр был отравлен кокандским лазутчиком. После этого хану Коканда удалось покорить кыргызов Нарына и восстановить разрушенную Тайлак-баатыром крепость Куртка.
Махмуд Кашгари и Жусуп
Махмуд Кашгари. Значительную роль в развитии философской мысли средневековых тюркских народов, и в частности кыргызского, сыграли Махмуд Кашгари и Жусуп Баласагын - крупнейшие мыслители и видные ученые XI в. Годы рождения и смерти Махмуда Кашгари пока не установлены. Однако известно, что годы его жизни приходятся на XI в. Он был родом с южного побережья Иссык-Куля (Барсган). В какой-то период своей жизни он переселился из Барсгана в Кашгар и создавал свои труды под именем Махмуда Кашгари. Он получил прекрасное арабское филологическое образование в признанных центрах науки и культуры Востока: Кашгаре, Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Багдаде. Махмуд хорошо владел арабским языком, был знатоком жизни многих тюркоязычных народов и писал о них не по книжным источникам. Словарь Махмуда Кашгари представляет собой средневековую энциклопедию жизни тюркских народов в полном смысле этого слова. В настоящее время "Диван лугат ат-тюрк" является почти единственным источником информации о жизни тюрок XI в. Он служит важным источником при изучении истории ранних средневековых тюркских народов, проживающих в Ср. и Центр. Азии. Большой интерес представляют его круглая карта мира и сведения о соц. структуре общ-ва, об основных и второстепенных отраслях эконом. жизни, о культурных успехах тюрок, в том числе кыргызов, казахов, уйгуров, каракалпаков, туркмен, узбеков, алтайцев. Безусловно, словарь Махмуда Кашгари имеет большую значимость не только как филологический, исторический источник, но и как сборник социально-философской мысли тюркских народов, запечатлевший сведения об этических нормах поведения, специфическом мировосприятии, оригинальных суждениях, выработанных ими на рубеже Х-ХП вв. Среди этических воззрений Махмуда Кашгари следует выделить такие понятия, как "труд", "дружба", "разум". В них он видел залог, основу нравственного совершенства человека. В то же время, размышляя о нравственных пороках, Махмуд рассматривал их с позиции критики и осуждения.
Жусуп Баласагын. До наст. времени о Жусупе Баласагын, авторе величайшего творения-поэмы "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание" или "Наука об управлении гос-вом") известно очень немного. По мнению исследователей, Жусуп Баласагын родился примерно в 1010-1016 (1018) гг. в столице средневекового караханидского государства – г. Баласагын (южные окрестности современного города Токмок). Он был высокообразован. человеком своей эпохи - имел основательные познания по астрономии, математике, медицине, знал литературу, историю, философию, эстетику, проблемы этики, арабскую и ирано-таджикскую поэзию, фольклор тюрок и язык фарси. Ему были присущи широта и глубина мышления. Он начал писать книгу в Баласагыне, а завершил в 1067-1070 гг. в Кашгаре, т.е. работал над ней в течение 18 месяцев. Известно, что свое детище Жусуп Баласагын преподнес в дар правителю Кашгара. Будучи человеком просвещенным, тот по достоинству оценил глубокое содержание и яркую поэтическую форму произведения. Поэту было присвоено высокое звание У луг Хасс Хажиб, которого удостаивались самые знаменитые, авторитетные и наиболее приближенные ко двору хана личности. Поэма "Благодатное знание" - произведение, стоящее у истоков формирования двух глубоко взаимосвязанных культурных цивилизаций - оседлой земледельческой и кочевой. Это связано с тем, что в X в. ислам как религия распростр-ся не только среди оседлого, но и кочевого населения караханидского государства. В результате среди населения все больше появляется ученых, владеющих арабским письмом. Жанр берет свое начало в древней литературе Египта, Индии, Ирана, затем он хорошо "освоился" в восточной письменной и устной литературе. Поэма представляет собой большой интерес для всего человечества как духовная, нравственно-этическая энциклопедия, в которой отражены также история, культура, религиозные воззрения общества той эпохи. Этические и нравственные принципы автора предельно ярко выражены в таких понятиях, как справедливость, разум, счастье, скромность, и персонифицированы в конкретных образах. Так, правитель Кунтууду символизирует справедливость, визирь Айтол-ду - счастье, сын визиря Акдилмиш - разум, брат визиря Откурмуш - скромность. Даже имена этих героев наполнены высоким аллегорически-символическим содержанием.
"Благодатное
знание" Жусупа Баласагын содержит
богатейшую информацию об
Таким образом,
основу этико-философского, политического
и социального мировоззрений
выдающегося мыслителя-
Ведущая тема эпоса - борьба кыргызского народа с иноземными захватчиками, воспевание подвигов легендарного баатыра Манаса, сплотившего вокруг себя разобщенные племена ради возрождения независимости и свободы кыргызов. Эпос в яркой худож.форме живописует картину военных походов Манаса против врагов, что доказывает неразрывную связь устного эпического творчества кыргызов с его героическим прошлым: только непримиримая борьба, мужество и героизм народа спасли его от порабощения и полного исчезновения. Однако эта тема - далеко не единственная в эпосе. "Манас" - это не только эпическая летопись некоторых этапов истории многочисленных племен и родов на протяжении не менее тысячелетия, это и политическое, и военное прошлое народа. Эпос поражает широтой охвата жизненных явлений. Здесь приводятся этнографические сведения древних кыргызов о географии, медицине, зодчестве, астрономии. Здесь подняты и лирико-любовные, соц.-бытовые, и морально-этические темы. И все это передается через богатейшую гамму худож-ных форм и средств - от простейших сатиры и юмора до глубоко психологических картин. В отличие от эпосов многих других народов "Манас" от начала до конца сложен стихами. Он насчитывает 500 тысяч рифмованных строк. По объему ему нет равных в мире. Эпос "Манас" -творение лишь кыргызского народа. В этом плане эпос - бесценный вклад кыргызского народа в сокровищницу мировой культуры ушедшего тысячелетия.
Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»