Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".

Файлы: 1 файл

история кыргызстана.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

 

Касым Тыныстанов.

(1901-1938) - языковед, акын, общественный  деятель, профессор (1936). Родился  в айыле Чырпыкты на Иссык-Куле. Начальное образование получил в 1909-1912 гг. в местной мусульманской школе. В 1913-1914 гг. учился в новометодной школе, а затем в 1914-1916гг. - в русско-туземной школе г. Пржевальска. В 1924 г., после окончания Ташкентского Казахско-кыргыз-го института просвещения, работал секретарем, затем председателем Кыртызского обл. отделения Академического центра (Научная комиссия) Туркестанской республики. С 1925 г. -редактор газеты "Эркин Too". В 1927-1930 гг. - комиссар Народного просвещения Кыргызской АССР. В 1930-1937 гг. - научный сотрудник, затем директор Кыргызского института культурного строительства. К. Тыныстанов внес неоценимый вклад в разработку кыргызской нац. письменности. При его непосредственном участии велась работа по приспособлению арабского алфавита к кыргыз. языку, затем по переводу кыргызской письменности с арабской графики на латинскую, с латинского - на русский алфавит. Им были разработаны основные принципы кыргызской орфографии и кыргызские лингвистические термины. К. Тыныстанов - автор первых учебников на кыргызском языке: "Окуу китеби" - 1924; "Чондор учун алиппе'' - 1926; первой грамматики кыргызского языка "Биздин тил" - 1927; на латинской графике - книги для чтения "Эне тилибиз" - 1928; "Кыргыз тилинин морфологиясы" - 1934; "Кыргыз тилинин синтаксиси" - 1936 и др. К. Тыныстанов проявил себя и как талантливый переводчик, поэт, драматург. В 1925 г. в Москве был издан его поэтический сборник "Касым ырларынын жыйнагы". Он перевел на кыргызскнй язык "Интернационал"', басни И. Крылова. За пьесу "Академиялык кечелер" и ряд др. произведений К. Тыныстанов был подвергнут гонениям. В 1937 г. по надуманному обвинению в бай-манапской приверженности, буржуазном национализме был арестован и в 1938 г. расстрелян. Полностью реабилитирован в 1988 г.

Развитие нац. професс. искусства. Куттубаев, Боталиев и т.д.

В предвоенные годы росли и развивались разные сферы нац. профессионального искусства - театр, музыка, живопись и т.д. В 1926 г. открылась музыкально-драматическая студия для подготовки профессиональных артистов. Среди первых ее выпускников были такие впоследствии известные артисты, как А. Куттубаев, А. Боталиев, К. Эшимбеков. В театральные коллективы привлекались видные представители народного творчества -музыканты М. Куренкеев и К. Орозов, акыны К. Акиев и О. Болебалаев, манасчи М. Мусулманкулов, юморист Т. Термечиков, исполнитель на темир комузе А. Байбатыров и др., которые внесли свой достойный вклад в формирование национ-го профессионального искусства. В 1930 г. республиканская музыкально-драматическая студия была преобразована в театр. При театре работал оркестр нар. инструментов. В 1935 г. во Фрунзе открылся русский драматический театр. В 1936 г. Кыргызский государств. театр был преобразован в Кыргызский музыкально-драматический театр. В этом же году начала работать Кыргызская гос. филармония. На сцене Кыргыз-го гос. драмтеатра в 1937 г. была поставлена драма Ж. Боконбаева "Алтын кыз", в 1938 г. - драма "Ажал ордуна". Кыргызский музыкально-драматический театр в апреле 1939 г. представил на суд зрителей оперу "Айчурек". В период 20-30-х гг. на новом уровне получила развитие национальная музыка. Кыр-ская гос. филармония превратилась в крупный музык-ый центр. При филармонии были образованы нац. хор, кыргызский ансамбль, гос. ансамбль духовых инструментов и др. Большим шагом в развитии нац. музыки стало образование в 1939 г. под руководством А. Малдыбаева Союза композиторов Кырг-на. В эти годы началась запись и иссл-ние кырг. народ. музыки. В этом направлении большую и своевременную работу провел А. В. Затаевич.

 

Союз художников К-на.                       B предвоенные годы сформировалсь на новой почве и худож. искусство Кырг-на. В 1934 г. был образован Союз художников Кыр-на - во главе с С. Чуйковым. По инициативе художников в 1935 г. открылась Кыргызская гос. картинная галерея. На этой выставке были представлены работы талантливых художников С. Чуйкова, Г. Айтиева, С. Акылбекова и др. В 1939 г. открылось первое художественное учебное заведение. В республику приехала скульптор О. Мануйлова, другие мастера худож-го искусства. Начали складываться новые формы и виды этого творчества. Декада кыргызского искусства в Москве, проходившая с 26 мая по 30 июня 1939 г., стала знаменательным событием в культурной жизни Кырг-на. В ней приняло участие 550 мастеров народного искусства Представленные ими 14 спектаклей и концертов получили высокую оценку более 30 тыс. зрителей. Кыргызский гос. театр музыки был удостоен ордена Ленина, Кыргызская гос. филармония награждена орденом Трудового Красного Знамени, более 70 деятелей кыргызского искусства награждены орденами и медалями СССР. Таким образом, советская культура К-на, несмотря на короткий срок своего формирования, достигла в 20-30-е гг. больших творческих и организационных успехов.

Наука и культура в годы Велик. Отеч. войны.  Оставшиеся в тылу ученые трудились над решением военно-экономических задач по повышению обороноспособности Родины. К началу войны в республике было 13 НИИ, в которых работало 323 научных сотрудника. Из них - 13 докторов, 45 кандидатов наук. Все свои знания и опыт они направили на удовлетворение нужд фронта. За счет эвакуированных в Кыргызстан ученых специалистов науч. потенциал республики заметно вырос и окреп. С прибытием академиков А. Баха, А. Борисяка, доктора технических наук М.Келдыша, доктора исторических наук А. Бернштама, доктора филологических наук К. Юдахина и др., уровень научно-прикладных исследований в республике резко активизировался. Эвакуированное в г. Фрунзе Биологическое отделение Академии наук СССР и учреждения Кыргызской Академии вели важные военные и экономические иссл-ния. В соответствии с постановлением СНК СССР от 5 января 1943 г. в республике был образован Кыргызский филиал Академии наук СССР, что стало огромным стимулом повышения уровня научно-исследовательских изысканий в К-не. 13 августа 1943 г. филиал приступил к работе, первым его председателем был избран академик К. И. Скрябин. Заместителями стали Ж. Шукуров и В. Масенко, ученым секретарем - П. Власенко. В филиале трудилось 158 ученых, среди них один академик АН СССР, один член-корр., 12 докторов и 22 кандидата наук. Всю свою деят-ть филиал направлял на использование ресурсов Кырг-на в нуждах обороны страны, фронта. Институт химии под руководством Н. Сытых разработал новый способ взрывных работ. Представители общественных наук проводили работу по организации военно-патриотического, интернац-го воспитания, анализу военно-политич. проблем, разработке агитационно-пропагандистской методики. В 1944 г. под редакцией К. Юдахина был издан состоящий из 40 тыс. слов первый "Кыргызско-русский словарь". Продолжались работы по сбору и исследованию материалов эпоса "Манас".

Акыны К.Акиев и О. Болебалаев. Один из крупнейших киргизских акынов и сказителей Калык Акиев родился в 1883 году в Джумгальском районе, Тянь-Шаньской области. С 15 лет К.Акиев начинает слагать песни. Огромное влияние на него оказала творческая деятельность Токтогула Сатылганова. Великий киргизский акын заметил у молодого Калыка Акиева незаурядный талант и сделал его одним из самых близких своих учеников. За отказ прислуживать местному манапу К. Акиев был изгнан из родного аила и вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции находился в изгнании. Приход Октября был воспринят акыном как освобождение для себя и своего народа. Он слагает песни, в которых славит социалистическую революцию, разъезжает по аилам, исполняя их перед трудящимися. После смерти Токтогула Калык Акиев много творческих сил отдает сбору и восстановлению поэтического наследия своего учителя. С 1936 года стихотворения и песни Кадыка Акиева начинают появляться на страницах республиканской печати, и в этом же году Киргизгосиздат выпускает первый его сборник «Стихотворения Калыка». В 1937 году выходит второй сборник произведений акына, а в 1938 г. издается напетый им эпос «Курманбек». Со слов К.Акиева записаны и изданы также народная сказка «Голодный волк», эпические поэмы «Курманбек» (1938 г.) и «Джаныш-Дайыш» (1939 г.). В 1940 году выходят в свет книги акына «Бессмертный богатырь», «Стихотворения и поэмы». В годы ВОВ К.Акиев своими песнями вдохновлял киргизский народ на борьбу с немецко-фашистскими ордами, призывал к самоотвержен. труду во имя окончательной победы над врагом. В послевоенные годы выпущено 3 книги произведений акына. За заслуги в области литер-ры и искусства К.Акиев награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и несколькими грамотами Президиума Верховного Совета Киргизской ССР. Народный артист Киргизской ССР Калык Акиев умер в 1953 году.                                                О. Болебалаев Народный ырчи-импровизатор Оомонкул Болебалаев родился в 1888 году в селе Чондалы, Пишпекского уезда, в семье скотовода. В течение 6 лет Осмонкул учится в мусульманской религиозной школе грамоте. С раннего детства О. Болебалаев проявлял большие способности песенника-импровизатора, но выступать перед народом не имел возможности, т.к. недалекий родственник его манап Суйунбай считал унизительным для всего рода, если кто-либо из его членов уподобится бродячим певцам и будет выступать перед тружениками-киргизами, которых он считал чуть ли не своими рабами. Лишь в 1918 году, когда О. Болебалаев встретился с известным ырчи К.алыком Акиевым, начинается его подлинная творческая деятельность. Вместе с К Акиевым он разъезжает по аилам и выступает перед народом В 1926 г.  Болебалаев вступает в труппу Киргизского тeaтра и в течение года поет на его сцене. После трехлетнего перерыва Осмопкул вновь в театре и до 1936г. выступает в концертах с исполнением своих песен в сопровождении комуза, а затем, до 1951 года, работает солистом Киргизской гос. филармонии им. Токгогула Сатылганова. В 1954г. О. Болебалаев уходит на пенсию, но и теперь часто выступает перед колхозниками, неизменно пользуясь большим успехом. В 1936 г. Киргизгосмздат выпустил первый сборник Болебалаева «Песни Осмонкула». В 1942 г. за заслуги перед киргизским народом ему присвоено звание Народного артиста Киргизской ССР. В 1947 году выходит в г. Фрунзе новый сборник поэта «Стихи», где собраны многие стихотворения и песни, сложенные им в годы ВОВ, а в 1950 — «Родина». О. Болебалаев является автором ряда эпических поэм: «Ашимджан» (1949 г), «Повесть о богатыре» (1954 г), «Гулшапыр» (1958 г). В своих поэмах, опираясь на лучшие традиции киргизского устного народного творчества, О. Болебалаев воспевает свободолюбие, героизм и отвагу своего народа, красоту природы своей горной страны, мирный созидат. труд своих соотечественников. В 1957 была выпущена книга «Избранных произведении» О. Болебалаева, в которой собраны все лучшие поэмы, стихотворения и песни Народного артиста Киргизской ССР Осмонкула Болебалаева. За достигнутые успехи в области киргизской литературы и искусства О. Болебалаев награжден двумя орденами Трудового  Красного Знамени, медалью «За  доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и неск. Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.

Манасчи С. Каралаев.       Знаменитый сказитель эпоса «Манас» Саякбай Каралаев, которого можно назвать Гомером 20-го века, родился в 1881 году в селе Ак-Олен, нынешнего Балыкчинского района, Иссык-Кульской области, в семье батрака. С 12 лет Саякбаю пришлось вместе с отцом батрачить у баев и манапов. В 1916 году он участвует в восстании против царского режима, а после поражения восстания, в числе других беженцев, оказывается в Китае. В 1917 возвратившись из Китая, батрачит у русских кулаков. Когда весть об Октябрьской соц-ческой революции донеслась до гор Ала-Тоо и киргизский трудовой народ поднялся на борьбу за свою свободу против эксплуататоров, Каралаев становится добровольцем-красногвардейцем, а затем, до 1921 года, служит в рядах Красной Армии. С 1921 по 1931 год С. Каралаев работает председателем Ырдыкского и Маманского сельских Советов Пржевальского района, Иссык-Кульской области. Еще в детстве от своей бабушки Саякбай слышал рассказы о том, что их родственники Суранчы и Байдылда исполняли «Манас». Она же долгими вечерами рассказывала любимому внуку о подвигах Манаса, Семетея и Сейтека. Даровитый мальчик запомнил из рассказов бабушки и других манасчи содержание киргизского народного героического эпоса, а затем, с 1918 года, сам начинает исполнять отрывки «Манаса» во время отдыха в красноармейских казармах. В 1921г. С.Каралаев встречается со знаменитым в то время, манасчи Чоюке, у которого в течение нескольких лет учится исполнению «Манаса». С 1925г. Каралаев исполняет «Манас» самостоятельно, постоянно совершенствуя свое мастерство. В 1931г. Каралаева приглашают в столицу республики для записи от него народного героического эпоса «Манас». С его слов записано более полумиллиона строк этого народно-поэтического сказания. Манасчи С. Каралаев, исполняя «Манас», передает не только три его основные части: «Манас», «Семетей», «Сейтек», но и следующие, малоизвестные части: «Алымсарык», «Кулансарык». Ни один манасчи до Каралаева не мог исполнять «Манас» в таком полном объеме. Он рассказывал и пел эпос в течение нескольких месяцев подряд. Вариант эпоса «Манас» С. Каралаева признан литературоведами одним из самых высокохудожественных и полных вариантов. Каралаев является и исполнителем малых киргизских народных эпосов. Так, в 1938 г., по записи его исполнения, вышел в свет эпос «Тоштюк». В послевоенные годы С. Каралаев создает ряд оригинальных поэтических произведений. В 1952 г. Киргизгосиздат выпускает его поэму «Повесть о беркуте», «Незабываемые дни», прекрасную поэтическую сказку «Богатырь Дельдеш» и поэму «Пернатые», «Охотник Томор», «Многострадальный Кубат». Каралаев пользуется большой популярностью в народе и как замечательный сказитель, и как борец, защищавший Родину от белогвардейских банд. За выдающиеся заслуги перед киргизским народом Саякбай Каралаев награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и удостоен звания Народного артиста Киргизской ССР.

Моголистан - государство  на Тянь-Шане.

В 1293 г. Хайду  послал войска на помощь кыргызам, которые  восстали против империи монголов, но не смог предотвратить гибель гос-ва Кыргыз. Зато ему удалось защитить от репрессий кыргызов, кот. находились в его владениях на Алтае и в Восточном Тянь-Шане. Со смертью Хайду в 1301 г. началась длительная междоусобная война Чингизидов за власть. Она привела к полному разорению Кыр-на.

К середине XIV в. на востоке Ср.Азии образовалось новое государство - Моголистан, то есть «Страна моголов» Самые крупные племена моголов носили и тюркские, и монгольские названия. Среди них выделялись дуглаты, канглы, баласы, булгачи и др. Многие из этих племен впоследствии вошли в состав кыргыз. народности. Все они давно уже говорили на тюркском языке, восприняли тюркские обычаи и считали своей родиной не степи Монголии, а горы Тянь-Шаня. Государство Моголистан занимало территорию от  оз. Баркуль на востоке до р. Сырдарья на западе. Северной его границей было оз. Балхаш, а на юге - Восточный Туркестан (включительно). На восточных окраинах государства находились территории кыргызов. Ведущую роль в полит. жизни Моголистана играли крупные феодалы племени дуглат. Они занимали обширную и  богатую область Мангалай Субе, включающую в себя территории Вост. Туркестана, часть Ферганы, Алай, весь Ц. Тянь-Шань - до оз. Иссык-Куль. Эти земли принадлежали старшему феодалу из племени дуглат эмиру Пуладчи. Ставка его находилась в г. Аксу (Восточный Туркестан). Таласская и Чуйская долины, Прииссыккулье и территории севернее, вплоть до Балхаша, а на востоке - до Иртыша, входили во владения другого дуглатского феодала - Камар-ад-дина, младшего брата эмира Пуладчи. Первый хан Моголистана Тоглук-Тимур, стремясь укрепить свою власть, в 1354 г. принял ислам, сделал его офиц. религией государства, силой принуждая рядовых кочевников принимать новую религию. По сообщению средневековых историков, только за один день мусульманами стали 160 тыс. язычников. Племена кыргызов тогда не приняли ислама. Став мусульманином, Тоглук-Тимур получил право претендовать на власть во всей Ср.Азии. Феодалы  и купцы Мавераннахра стали искать сильную личность, которая смогла бы и отразить нашествие, и держать в узде народные массы. И нашли ее в лице эмира Тимура. В 1361 г. Тимур заключил союз с эмиром Хусейном, правившим тогда в Мавераннахре, но уже в 1370 г. захватил Хусейна в плен и казнил его, став единоличным  хозяином Мавераннахра. Не будучи Чингисидом, Тимур возвел на престол марионеточного хана и правил от его имени. Вся жизнь Тимура была посвящена войнам, которые он вел варварскими методами. К концу жизни Тимур создал империю, простиравшуюся от Средиземного моря до Вост. Туркестана включит-но. Самарканд стал политико-администр. центром нового гос-ва, известного в истории как «государство Тамерлана»: в одном из походов Тимур получил ранение в ногу и заметно хромал, поэтому его звали Тимурленг (т.е. Тимур-хромец), в европейском произношении Тамерлан. В 1375 г. Тимур вновь вторгся в Моголистан через г. Сайрам (развалины близ современного Чимкента). Правители двух основных м огольских улусов Камар-ад-дин и Хаджи-бек, враждовавшие между собой, решили объединить свои силы, чтобы дать отпор агрессору. Но хитроумный и вероломный Тимур не дал им такой возможности и разбил их поодиночке. В 1377-1379 гг. Тимур повторил завоевательные походы на Моголи-стан. На этот раз ему удалось разбить войска Камар-ад-дина. Историки того времени сообщают, что в этих походах Тимур захватил «неисчислимую» добычу, отправил тысячи людей в Мавераннахр, где продавал их в рабство. Однако полностью покорить население Кыргызстана «железный хромец» так и не смог. В 1389 г. Тимур предпринимает поход на Моголистан не с целью покорения кочевых племен, а для захвата добычи, тысяч рабов. Кроме того, он решил насильственно переселить в пределы Мавераннахра ряд кочевых племен Моголистана. Поход  был кровавым. Война велась на уничтожение моголов. Политику Тимура продолжил его любимый внук Улугбек, ставший знаменитым ученым-астрономом. В разгоревшейся династической борьбе между могольскими правителями активнейшее участие приняли Тимуриды, в том числе Улугбек. Кыргызские племена Притяньшанья в это время одинаково не признавали ни просамаркандских сторонников, ни их противников. В 1425 г. Улугбек с войсками пришел в Талас. Под натиском завоевателей кыргызы откочевали в пределы бывшего улуса Камар-ад-дина, которым правил его сын Джаханшах. И он в союзе с кыргызами решил дать бой противнику. Однако сражение, кот. происходило в Чуйской долине, выиграл Улугбек, и Джаханшаху пришлось отступать вместе с союзни-, ками к берегам Иссык-Куля. Но Улугбек разгромил их и здесь и преследовал остатки войск за р. Тукес. И тем не менее и этот, казалось бы, победоносный поход Улугбека не принес желаемого результата: кыргызские племена отступили, но остались непокоренными. Самаркандскому правителю пришлось удовлетвориться лишь добычей и пленными. После ухода калмаков и моголов на территории современного Северного Кыргызстана в 80-х годах XV в. сложилось новое объединение племен, ядром которого являлись кыргызы. На ханский трон  был возведен Чингисид - второй сын Юнуса Ахмад. Характерно, что сына и наследника хана Ахмада - Султан-Халиль-Султана историки того времени именуют признанным «падишахом кыргызов».

Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»