Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".

Файлы: 1 файл

история кыргызстана.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

Ч. Айтматов

Айтматов  Чингиз родился в 1928 году в Таласской  долине, в кишлаке Шекер, Кировского района. В годы ВОВ ему пришлось прервать учебу в школе. Ч. Айтматов работает секретарем сельсовета в своем  аиле, налоговым агентом, учетчиком. В 1947 году поступил на II курс Джамбулского зооветеринарного техникума. После окончания техникума учится в Киргизском сельскохозяйственном институте. Литературной деятельностью начал заниматься будучи студентом. Писал статьи по вопросам языкознания и художественного перевода.

Первый свой рассказ «Газетчик Дзюйдо», о  японском мальчишке, опубликовал в 1952 году. Этот рассказ был написан им на русском языке. Затем создал рассказы «Ашим»  «Мы едем дальше» «Сыпайчи», перевел с киргизского языка на русский рассказ Абду-момунова «Сваты».

С 1953 года, после  окончания сельскохозяйственного  института, Ч. Айтматов работает зоотехником. В эти годы он написал ряд рассказов на киргизском и русском языках. Участвуя во Всесоюзном конкурсе киносценариев в честь 40-летия Октября, создал сценарий «Керимбек», 'посвященный революционной борьбе киргизского народа в 1917 году. Жюри Всесоюзного конкурса киносценариев, отметив замысел и тему сценария, рекомендовало его к дальнейшей доработке. Над сценарием «Керимбек» Ч. Айтматов продолжает работать и в настоящее время. К декаде Киргиз-го искусства и литературы в Москве и Фрунзе выходит два сборника рассказов Ч. Айтматова—на русском и киргизском языках. Среди рассказов, включенных в сборники, наиболее значительными являются: «Лицом к лицу», «Ночной полив» и «Трудная переправа». В сборник включена новая повесть «Джамиля». Рассказ «Лицом к лицу» повествует о жизни киргизского аила в годы Великой Отечественной войны. Рассказ «Ночной полив» — о борьбе нового со старым в жизни и работе колхозников. «Трудная переправа» — это рассказ о молодых покорителях целины и гидрологах, о их жизни, мечтах и ошибках, о долге молодого советского человека перед родиной, перед народом. С 1956 г. Ч. Айтматов — слушатель Высших литературных курсов Союза писателей СССР, которые окончил в 1958 г. В этом же году Ч. Айтматов перевел на русский язык 2-й том романа Т. Сыдыкбекова «Среди гор».

 

Периодизация истории Кыргызстана.

Периодизация  истории древнего Кыргызстана разработана  на основе археологических данных. Еще 50 лет назад древнейшие страницы истории Тянь-Шаня были "белым пятном", но успехи археологии позволили воссоздать древний период. История древнего Кыргызстана начинается с расселения на Тянь-Шане первобытного человека (800-100 тыс.

лет до н.э.). Находки в долине Хайдаркана (Ошская область) каменных орудий труда древнейшей ашельской эпохи в пещере Сель-Ункур позволяют говорить о территории современного Кыргызстана (наряду с Таджикистаном и Туркменистаном) как об области расселения первобытного человека. Второй период - мустье (или средний палеолит, 100-40 тыс. лет до н.э.), когда осваивается часть горных долин Тянь-Шаня. Орудия труда и стоянки первобытного человека встречены во многих местах. Третий период - мезолит (или верхний палеолит). Четвертый -неолит. Они приходятся на X-V тысячелетия до н.э. В это время была заселена практически вся территория современного Кыргызстана Памятников пятого периода - энеолита - на Тянь-Шане пока не обнаружено.

В общей периодизации истории и культуры Тянь-Шаня эпоха бронзы приходится на шестой период (вторая половина II тысячелетия -VIII в. до н.э.). Это было время формирования арийских племен - предков индоевропейской (прежде всего индоиранской) этнической общности. Это пастушеско-скотоводческие племена, входившие в так называемую андроновскую культурно-историческую общность людей степной части Европы и Азии (Евразии).

На юге  современного Кыргызстана, как и  по всей Ферганской долине, в это же самое время расселялись племена оседлой, так называемой чустской культуры. Они частично населяли и некоторые области севера современного Кыргызстана. Эта древняя земледельческая культура эпохи поздней бронзы Ферганы заложила основу городской цивилизации в долинах Тянь-Шаня.

Со II в. до н.э. саков стали теснить усилившиеся в Центральной Азии племена усуней, юэчжей, гуннов Началась так называемая эпоха великих переселений, затронувшая Тянь-Шань раньше, чем европейские территории и народы. Период древности продолжался вплоть до завоевания края тюрками в середине VI в.

Средневековье - эпоха феодализма, зарождения и расцвета новых производственных отношений, более развитой экономики, государственности и этнических культур, сложных политических и социальных перемен в период с VI по XV в. Средневековый период условно делится (хронологически) на ряд этапов истории Центральной Азии, в частности Тянь-Шаня.

Раннесредневековый  период охватывает время с начала VI в. до середины X в.

История этого  периода - это история существования  на территории современного Кыргызстана  отдельных государств, именуемых на разных этапах по-разному: Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский, Караханидский каганат. Рядом возникали и функционировали другие каганаты Великой степи - от Дуная до Великой Китайской стены, среди них и Кыргызский каганат на Енисее (середина VI - начало XIII в.). Период монгольских завоеваний, положивший конец древнетюркской государственности (и цивилизации), знаменовал образование на Тянь-Шане государств Чингизидов и Моголисгана (начало XIII - XVI в.).

Важнейшим историческим событием этого периода было сложение (к концу XV - началу XVI в.) кыргызской народности. Но надо сказать, что в целом процесс формирования кыргызской народности протекал на протяжении почти двух тысячелетий.

Следующий период историками Кыргызстана назван "эпохой консолидации кыргызского народа", когда кыргызы сумели сохранить внутреннюю независимость и менталитет в течение трех столетий военных столкновений и угнетения во время нахождения в составе Джунгар-ского ханства, пинского Китая и Кокандского ханства.

Последний этап в периодизации дореволюционного Кыргызстана (вторая половина XIX - начало XX в.) связан с нахождением края в составе Российской империи, со всеми вытекающими из этого последствиями. Завершающим событием этого периода явилось народно-освободительное восстание 1916 г., вслед за которым пришла Октябрьская революция, на семь десятилетий изменившая историю мира, в том числе и Кыргызстана.

История Кыргызстана  советского периода и история  СССР в целом - это по существу была общая история, со своими достижениями и издержками.

С 1991 г. наступает  новейший период истории действительно (а не декларативно) суверенного  Кыргызстана. Формируются собственные  ветви государственной власти, независимая  внешняя и внутренняя политика, реформируется экономика (в рыночном направлении), развивается культура, основанная на национальных традициях, и т.п.

 

Кыргызстан в составе Российской империи. Присоединение Севера Киргизии к России.                                                             

В 40-х гг. XIX в. политическая ситуация в Северном Кыргызстане в известной мере определилась. Стала очевидной тенденция к политической консолидации некоторых племен и в то же время к сепаратизму в рамках родовых образований. В 60-е гг. XIX в. противостояние между Кокандским ханством и Россией в Жети-Суу, в том числе и Чуйской долине, стало очевидным. В отличие от южных кыргызов, северные кыргызы в политической жизни Коканд-ского ханства были пассивными наблюдателями. В 1860-1862 гг. манапы ответвления тынай из рода сарыбагыш предприняли попытки активного участия в политике ханства, однако из-за недостаточной ориентации в политических процессах были вынуждены их прекратить. К тому же беспрестанно меняющиеся ставленники на трон не внушали особого доверия.

В начале 60-х  гг. царское правительство решило окончательно завершить присоединение к России кырг. родов чуйских предгорий, но для этого русским войскам необходимо было покорить крепости Коканда, расположенные в долине. Царские войска под командованием Циммермана 23 августа 1860 г. вышли из Верного, 26 августа захватили крепость Токмок и 28 августа полностью разрушили ее. Сто сарбазов из крепости были взяты в плен. В тот же день на место действия прибыл отряд казаков во главе с А. Колпаковским. На следующий день объединенное войско вышло в направлении Пишпека. 31 августа была взята и эта крепость. Большую часть ее разрушили, 627 сарбазов во главе с Атабеком-датка и Алишером-датка сдались. Стычки между русскими войсками и кокандцами завершились сражением, которое произошло 20 октября 1861 г. у пикета Узун-Агач в распадине Кара-Кастек. Известный Алымбек-датка со своим отрядом в этой битве не участвовал. В ходе военных действий русские войска под командованием А.Г. Колпаковского нанесли кокандцам значительные потери и заставили их отступить. В бою с русскими войсками геройски сражался отряд кыргызских джигитов под началом Шабдана Жантай уулу Летом 1862 г. Байтик Канай уулу - видный манап рода солто, населявшего Чуйскую долину от Пишпека до Таласа, начал борьбу против кокандского акима Рахматуллы. Байтик-баатыр хитростью заманил Рахматуллу на той и убил. После этого кыргызы несколько дней безуспешно осаждали крепость Пишпек. Видя тщет ность своих попыток, Байтик послал младшего брата Сатылгана в Верный к А. Г. Колпаковскому за помощью. Давно готовившийся к окончательному присоединению Северного Кыргызстана к России, командующий русскими войсками немедленно отдал приказ к выступлению и 13 августа прибыл с войсками к крепости Пишпек. В результате совместных действий русских войск и отряда кыргызов, возглавляемого Байтиком, 24 августа крепость была взята и за два дня разрушена.

Переселившиеся в Талас кыргызы покорились России лишь в 1865 г. Вслед за ними власть русских признали и коренные жители Таласа - роды саруу и кушчу.

Таким образом, присоединение чуйских и таласских кыргызов к России проходило как в добровольном порядке, так и насильственным путем.

Присоединение кыргызов Тенир-Тоо к России, как  и других регионов Северного Кыргызстана, проходило в противоречивых и сложных социально-политических условиях. Открыто боролся с русским засильем крупный сарыбагышский манап Уметаалы Ормон уулу. Громя отдельные отряды русских войск, он 19 июня 1863 г. близ крепости Куртка в урочище Эки-Чат напал на подразделение подпоручика Зубарева, насчитывавшее около 40 солдат. Только подоспевшая через два дня помощь помешала джигитам Уметаалы разбить этот отряд.

Большое значение в реализации стратегических планов присоединения Тенир-Тоо имело вхождение в протекторат России кыргызского рода черик. Род занимал террито рию от реки Нарын до гор Куйко-Турпан на юге, берега реки Как-шаал и далее через долины Ат-Баши, Арпа, Аксай вплоть до Кашгара. В 1864—1865 гг. в состав России были включены проживавшие в верховьях Нарына бугинцы-тынымсойиты, а также саяки, занимавшие окрестности Кочкора, Жумгала, Кетмен-Тюбе. Однако са-рыбагыши, которыми правил Уметаалы, вплоть до 1867 г. продолжали оказывать сопротивление русским властям. И, только поняв бесполезность борьбы, Уметаалы подчинился.

Присоединение Россией северных кыргызов в течение 1863 — 1868 гг. было завершено окончательным утверждением Российского правления. Также очень трудным был процесс присоединения Южного Кыргызстана.Он сопровождался с народными восстаниями.

Всенародное восстание жителей Ферганского региона в 1873 -1876 гг. известно в истории под названиями "народное движение", "восстание Полот-хана", "Кокандское восстание". Возглавлял это восстание Исхак Асан уулу под именем Полот-хан.

Народное  восстание 1873-1876 гг. можно разделить  на два временных этапа. Первый этап, охватывающий 1873-1874 гг. Ни один кыргызский или кыпчакский род не остался в стороне от восстания 1873-1874 гг., продолжавшегося полтора года. В исторических источниках указываются представители 42 родов, насчитывающих 132 тыс. юрт. Весной 1875 г. начался второй этап движения, охвативший 1875-1876 гг. Увеличение ханом Кудаяром размера податей в три раза послужило новым толчком к развитию этого народного движения. Второй этап восстания отличался от предыдущего как по своим целям и характеру, так и по масштабам, национальному составу участников. В 1875 г. Полот-хан перешел из Чаткала в Лейлек. Здесь он продолжал руководить восстанием, которое к июлю переросло в Узгене во всенародное движение. В него включились представители и других народов - кыпчаков, узбеков, турок, таджиков.

24 июля 1875 г.  в кишлаке Сары-Талап близ Коканда  был объявлен ханом Насир-дин-бек.  Хана Полота феодалы-заговорщики  во главе с Абдырахман-аптабачи  арестовали и бросили в темницу.  Позже Полоту удалось бежать и уйти в Чаткал. 9 октября Полот-хан занял Коканд. Насирдин-хан бежал в Ход-Жент. В октябре повстанцы перешли к активному противодействию войскам русских.

Российские  войска 8-10 января взяли Андижан. В  этом штурме было убито около 20 тыс. человек. 18 января полностью была занята местность Асаке. Силы восставших были подорваны. Видя невозможность дальнейшего сопротивления русскому оружию, Аб-дырахман-аптабачи 24 января сдался М.Д. Скобелеву. Полот-хан был вынужден бежать в Чон-Алай. В результате 8 февраля 1876 г. русские войска под его командованием окончательно завладели Кокандской ордой. 19 февраля царь Александр II подписал указ о ликвидации Кокандского ханства. Плененный в этот день Исхак-Полот-хан по приказу К.П. Кауфмана был повешен 1 марта на центральном базаре Маргалана. На месте бывших владений Кокандского ханства была образована Ферганская область. Вновь назначенный военный губернатор Ферганской области Скобелев задался целью до корней истребить остатки восстания и неуклонно продолжить захватническую политику царизма. Для этого он организовал так называемую Алайскую научно-военную экспедицию.

Борьбу свободолюбивых алайских кыргызов возглавили сыновья Алымбек-датка и Курманжан-датки - Абдылдабек, Батырбек, Мамытбек, Асанбек. Ввиду тяжелых условий ведения военных действий в Алайских горах эта экспедиция по своей сложности, а также политическому и стратегическому значению была равноценна баталиям 1875-1876 гг. во всей Ферганской долине. В схватках с регулярными русскими войсками восставшие оказывали упорное и самоотверженное сопротивление. Курманжан-датка была вынуждена приехать в Чон-Алайский лагерь М.Д.Скобелева. На Скобелева произвели большое впечатление ум и проницательность датки, за что он назвал ее "Алайской царицей". На этой встрече Курманжан выразила покорность русским властям и была вынуждена содействовать переводу своих сыновей в русское подданство.

Сотрудничество Кыргызстана со странами СНГ.

В качестве одной  из основных задач своей внешней  политики республика ставит дальнейшее развитие и укрепление связей с государствами СНГ, особенно со странами Центральной Азии. Ведь Кыргызстан испокон веков жил и развивался в этом регионе, во всем многообразии его общественно-экономических взаимосвязей. С расформированием СССР главы государств Средней Азии и Казахстана на первый план выдвинули вопросы внутрирегионального сотрудничества и взаимопомощи. В этом направлении Кыргызстан 18 февраля 1991 г. подписал договор с Казахстаном, 14 марта — с Узбекистаном, 16 июля - с Туркменистаном. Вопросы дружбы, сотрудничества, экономической, научно-технической и культурной взаимопомощи получили всестороннее обсуждение на встрече руководителей пяти центральноазиатских республик в г. Ташкенте в 1991 г. На этой встрече были приняты обобщающие долгосрочные документы. Заключена договоренность о создании Межреспубликанского консультативного совета стран Средней Азии и Казахстана. В результате - интеграционные процессы в этом регионе получили широкое развитие. В 1994 г. между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном подписано соглашение об образовании Единой экономической зоны. Идея создания Центральноазиатского единого экономического пространства (ОАЭС) начала осуществляться после встречи президентов трех республик в г. Алматы (1994 г.). Братские народы установили дипломатические отношения между собой 15 октября 1992 г., а 8 июля 1993 г. Кыргызстан и Казахстан заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который создал основу двусторонних отношений. В соответствии с Договором каждая из сторон гарантирует гражданам другой стороны, проживающим на ее территории, абсолютно идентичные с гражданами своей страны права и свободы, что на деле подтверждает братские узы двух народов. Особое значение в Договоре уделяется необходимости расширения и развития взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, культурной, научно-технической и иных сферах, а также в области обеспечения экологической безопасности. В апреле 1997 г. высокий статус двусторонних отношений нашел свое яркое воплощение в Договоре о вечной дружбе, закрепившем стратегическое партнерство двух стран. На сегодняшний день между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан действует около 60 соглашений. Базовым документом, регулирующим отношения между двумя государствами, является Договор о вечной дружбе между Кыргызстаном и Узбекистаном, подписанный 24 декабря 1996 г. в ходе официального визита Президента Кыргызской Республики А. Акаева в Республику Узбекистан. На развитие добрососедских отношений и сближение позиций по интересующим вопросам также оказывают значительное влияние интенсивно проходящие визиты на уровне руководства и правительственных делегаций республик. Приоритетное значение сохраняет развитие отношений Кыргызстана с Республикой Таджикистан, дипломатические отношения с которой установлены!4 января 1993 года. За прошедший десятилетний период Кыргызстан неизменно сохранял и продолжает придерживаться курса на расширение двустороннего сотрудничества, а также содействие укреплению мирного процесса в Таджикистане, обеспечивая это одновременным развитием торгово-экономических связей. Мировое сообщество высоко оценило усилия руководства Кыргызской Республики, благодаря которым удалось достичь положительного результата во встрече Президента Таджикистана Э. Рах-монова и лидера бывшей Объединенной таджикской оппозиции С. Нури в Бишкеке 15-18 мая 1997 г. Бишкекские договоренности во многом способствовали подписанию Общего соглашения о мире в Москве в июне 1997 r

Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»