Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".

Файлы: 1 файл

история кыргызстана.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

Источники по истории Кыргызстана.                              Трудно историкам восстанавливать прошлое кыргызов. Сам народ в 7-8 вв. имел свою письменность, но истор. летописей не оставил или же они не дошли до наших дней. Поэтому историкам в буквальном смысле по крохам приходится собирать сведения, относящиеся к истории кыргызов и К-на. А они рассеяны в различных истор. источниках.Археологические источники. На тер-рии республики ученые раскапывают древнейшие стоянки людей, развалины городов, древние захоронения; изучают наскальные рисунки, сохранившиеся архитектурные сооружения, клады, монеты. Это вещественные, наиболее объективные источники, позволяющие в общих чертах воссоздать историю даже тех времен, когда люди еще не умели писать. Пис. источники. Многие народы имели пис. историч. сочинения, в которых отразили сведения о кыргызах или племенах, обитавших на тер-рии соврем. К-на. Самыми древними из них явл. иранские, индийские, греческие и китайские сочинения. Для средневековья (7-17 вв.) особое значение имели еще и арабо-персидские и тюркские (в т.ч. и кыргызские) тексты и документы. Начиная с 17 в. сведения о кыргызах и К-не содержатся в сочинениях русских послов, путешественников и ученых. Они являются наиб. многочисленными и подробными. Фольклорные источники. Кыргызский народ является творцом многих произведений устного народ. творчества, венцом кот. явл. грандиозный эпос «Манас». В этих произведениях частично освещены вопросы истории кырг. общества. Большое значение для изучения происхождения кыргызов имеют родословные (санжыра), веками устно передававшиеся от отца к сыну. Изучение этих источников только начинается. Несмотря на кажущееся обилие истор. источников, многие вопросы истории кыргызов и К-на освещены недостаточно полно или явл. спорными.    

 

Распад и гибель гос-ва Кыргыз. Упадок гос-ва кыргызов в XI—XII вв. «Кыргызское великодержавие» не было продолжительным. Уже в первой четверти X в. основная масса кыргызов оставила степи и вернулась за Саянский хребет на Енисей. Это возвращение не было результатом военного давления противника. В длительных кровопролитных войнах и без того немногочисленные людские ресурсы кыргызского народа были истощены и рассеяны на обширных пространствах. Кроме того, та часть народа, которая на Енисее занималась земледелием, не нашла себе применения на сухих плоскогорьях Ц.Азии. В X в. из завоеванных земель кыргызы удерживали только Алтай и Джунгарию как плацдарм для контроля над богатыми оазисами Вост. Туркестана. Сведения о кыргызах XI—XII вв. немногочисленны. В это время окрепли монгольские племена, которые отрезали кыргызским феодалам пути для набегов на юг. Лишенная возможности обогащаться за счет грабежа чужих территорий, кыргызская знать усиливает эксплуатацию своего собственного народа. Это влечет за собой дальнейшее развитие феодал. отношений, междоусобные войны, децентрализацию военной и гражданской власти. В письменных источниках упомянуты то пять, то три владения кыргызов. Накануне монгольского завоевания кыргызы образовали два княжества: Кем-Кемджиут на Енисее, и Кыргыз, занимавшее территорию в трех днях пути (около 100 км) к северу от Монгольского Алтая. Скорее всего княжество Кыргыз занимало северные районы Джунгарии и Горный Алтай. Владетели обоих кыргызских княжеств имели титул инал. Но носили его недолго. Приближалась эра нашествия татаро-монгол.

Хоз-во и культура древнетюркски  государств.

Тюркоязычные  племена раннесредневекового Кыргызстана занимались полукочевым скотоводством. Они разводили в основном лошадей и овец. Коз, верблюдов и КРС разводили в меньших количествах. Тюрки не мыслили себя без коней. Богатые владели громадными табунами.

В Тянь-Шане разводили грубошерстных курдючных, тонкорунных и каракулевых овец. Тюрки неохотно резали домашний скот для повседневного пропитания. Они пополняли мясной рацион охотой. Наскальные рисунки Таласа, Иссык-Куля и Тянь-Шаня пестрят сценами охоты на оленя, горного козла, архара, куланов. Добывали тюрки дорогие шкуры и пушнину: тигра, барса, волка, лисицу, выдру, куницу, сурка. Особенно много ценной пушнины было у кыргызов. Охота на кабаргу кроме мяса давала ценное ароматическое вещество — мускус, а охота на оленя — лекарственные рога-панты. Наиболее развитой и многообразной формой домашних промыслов у тюркских народов была обработка продуктов скотоводства. Женщины в кочевьях изготовляли из шерсти кошмы для юрт, ковры, переметные сумы, пряжу, ткани, тонкий войлок для одежды и головных уборов, из кожи – обувь, посуду и замшу, из шкур – зимние тулупы и шапки. Особо ценилась тонкая, мягкая и прочная ткань из верблюжьей шерсти. Её покупали очень богатые люди во многих странах мира. Земледелие. Садоводство, полеводство и огородничество развивалось в юж. районах К-на с глубокой древности. В Таласской, Чуйской и И.-Кульской долинах земледелие было подсобным занятием. С 6-7 вв. земледелие стало самостоят. отраслью хоз-ва и в сев. районах К-на. Почву вспахивали при помощи деревянной сохи железным наконечником, а рыхлили кетменями. Посевы поливали при помощи каналов и арыков, выведенных из горных рек и ручьев. Некоторые из них действуют по сей день. В юж. районах К-на городская культура развивалась с 1тыс. до н.э. В ранее средневековье здесь было 2 крупных города – Ош и Узгент. Они были известны как торговые и ремесленные центры далеко за пределами Ферганы.

Большой ассортимент  изделий из железа делали кузнецы: мечи, стрелы, кольчуги, панцири, наконечники  для сохи, казаны, кувшины, ножи, ножницы, серпы, косы, молотки, топоры, клещи и мн. др. Археологич. находки позволяют установить, что в городах раннесредневекового Кыр-на трудились стеклодувы, камнерезы, плотники, столяры, кожевники, ткачи и мастера других профессий. В XI—XII вв. возникла целая отрасль производства строител. материалов: кирпича, резных терракот, водопроводных труб.

 

Концепция «Дипломатия Великого Шелкого  пути»  Открытие ВШП

Открытие  ВШП имеет точную дату - II в. до н.э. Известно и имя первооткрывателя – китайского дипломата-путешественника Чжан Цяна.  ВШП – трансконтинентальная торговая трасса, шедшая из Китая к Средиземному морю и в Византию. Колумб и его последователи спустя полтора тысячелетия «закрыли» ВШП, открыв миру более дешевые морские пути. В 138 г. до н.э. молодой китайск. посол средней руки, но уже дважды побывавший в южных и восточных странах, был вызван к императору Уди -Сыну Неба и отправлен с миссией к далеким западным кочевникам - юэчжам. Много трудностей пришлось перенести посольству - 10 лет гуннского плена, бегство, и наконец - прибытие в страну усуней на Тянь-Шань, на озеро Иссык-Куль. Побывал Чжан Цян и в Фергане, оставив описание госуд-ва Давань и «небесных коней». Добрался он  и до юэчжей, но они оказались слабыми союзниками и не могли противостоять гуннам. Зато в лице усуньского правителя Чжан Цян увидел мощного союзника Китая, с этой вестью и вернулся тринадцать лет спустя на родину. Так был разведан маршрут новых торговых путей. Первым по нему, уже с большим торговым караваном и новой дип. миссией к  усуням, пошел сам Чжан Цян. Император Уди в 123 г. до н.э. издал указ, поощряющий торговлю в чужих краях. Гунны были разбиты и отброшены. Теперь можно было торговать. ВШП стал наполняться торговыми артериями.

 

Владение кыргызов.

Владение  древних кыргызов. Самое первое дошедшее до нас упоминание о кыргызах и их стране встречается в кит. историч. сочинениях и относится к 201 г. до н.э. Именно в это время мощное государство гуннов во главе с Маодунем завоевало ряд земель: «... (Маодунь) покорил на севере владения хуньюев, цюйше, динлинов, гэгуней и синьли», - скупо сообщает кит. источник. Из перечисленных пяти завоеванных гуннами народов историки располагают сведениями лишь о двух, судьба которых впоследствии тесно переплелась, - динлинах и гэгунях. Динлинами китайские летописи называли европеоидное население среднего течения  р.Енисей и соседних тер-рий Юж.Сибири, культура которых была близка к культуре саков Ср.Азии. Гэгунями (варианты: гянь-гунь, кигу, цигу), как бесспорно установили ученые, китайцы называли древних кыргызов, проживавших западнее - в Вост. Тянь-Шане. Таким образом, этноним «кыргыз» является самым древним из всех ныне известных названий народов тюркского происхождения. Такие самоназвания народов, как «узбек», «уйгур», «казах», «туркмен», «татарин», «башкир» появились значительно позже. Рядом с этнонимом «кыргыз» в источниках употребляется и термин «владение», «страна», что дает основание говорить уже о раннем этапе кыргыз. государственности, ее истоках с III в. до н.э. Следующее упоминание о кыргызах и их гос-ве («владении») в составе империи гуннов в китай. летописи появляется столетие спустя. В середине I в. до н.э. часть кыргызов проникла из Ц.Азии на свою новую родину - Енисей.

Некоторые исследователи  полагают, чго переселение кыргызов из Ц.Азии на Енисей произошло при других обстоятельствах и в другое время. Согласно легенде, мифический прародитель тюрок «сын волчицы» стал основателем древнетюркской династии Ашина, другой царствовал во владении Цигу (Кыргыз). Указанные в легенде координаты помогли установить, что владение Цигу (Кыргыз) занимало земли по рекам Абакан (Афу) и Енисей (Гянь, Кем), там, где находилось «главное становище кыргызов».

А.Акаев первый президент КР. Аскар Акаев - первый Президент КР. Родился в 1944 г. в с. Кызыл-Байрак Кеминского района. В 1961 г., после окончания с золотой медалью средней школы села Ново-Росийка, поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики. Там же окончил аспирантуру и докторантуру. В 27 лет защитил кандидат. диссертацию, в 36 лет - доктор технических наук, в 43 года - академик. Специалист по оптическим методам хранения и обработки информации, ученый с мировым именем. Успешно работал профессором Фрунзенского политех. института. Политич. карьеру начал с должности руководителя отдела науки и высших учебных заведений ЦК КП Киргизии. Затем - вице-президент Академии наук Киргизской ССР. В 1989 г был избран президентом Академии наук. Будучи депутатом Верховного Совета СССР, ярко проявил политическую компетенцию и способности гос. деятеля.

Кыргызы дальнего зарубежья. Понимание необходимости связи и единства кыргызского народа хорошо продемонстрировал I Всемирный курултай кыргызов, прошедший в августе 1992 года. В настоящее время в мире проживает около шести миллионов кыргызов. Пять шестых из них живут на своей исторической родине, остальные — далеко за ее пределами Еще несколько лет назад слово «диаспора» («рассеяние») было знакомо лишь узкому кругу ученых да, может быть, представителям СМИ. Казалось бы, слово как слово, но за ним стоят люди, волею судеб покинувшие свою историческую родину. Кыргызы живут в Америке, Австралии, Индии, Канаде, Бразилии, Аргентине, Израиле, во многих странах Европы, в Турции, не говоря уже о странах ближнего зарубежья. Больше для исследования кыргызских диаспор успели сделать зарубежные исследователи. Благодаря исследованиям ученых разных стран, французских тюркологов Реми Дора и Ги Имара, американца узбекского происхождения, этнолога Шахрани, китайского профессора Ху Чженьхуа, и многих других, стала известна история и современное положение кыргызов, проживающих за пределами К-на. Сейчас посольства КР во всех странах, где проживают кыргызы, следят за их судьбами и готовы оказать им помощь и поддержку. По сведениям наших посольств, за рубежом проживает более 600 тысяч этнических кыргызов. Наибольшая численность этнических кыргызов в Узбекистане — 370 тысяч человек и в отдельных регионах РФ, где всего проживает более 300 тысяч человек. В КНР — 1бО тысяч человек, в Таджикистан е— 55 тысяч человек, в Казахстане — 10,9 тысяч человек, в Турции — 2,2 тысяч человек, а в Афганистане — 2 тысячи. Трудно сказать, сколько кыргызов было 300 лет тому назад за пределами современного Кырг-на. Но по данным академика В. В. Радлова, в середине XIX века в Кырг-не насчитывалось всего 80 тысяч кыргызских кибиток, т.е. свыше полумиллиона человек (сюда входили подданные Китая и Коканда). Естественно, здесь не учитывались этнические группы, кот. обитали далеко за пределами Тянь-Шаня. «Кыргызские люди», проживающие в Минусинской котловине, кочевали со скотом. Они делились на три аймака: алтырцев, алты-саров, езерцев (или исаров). Во главе племен стояли правители, кот. могли выставить 2000 дружинников (кырк-чоро). Историки считают, что часть кыргызов все же осталась на Енисее и приняла русское подданство. С ними, т.е. с енисейскими кыр-гызами, связывают и небольшие компактные группы населения Маньчжурии, Алтая и Монголии. Кыргызы расселились и по тер-рии Китая, где и сейчас проживает более 160 тысяч кыргызов. Видный тюрколог Тенишев, предполагает, что где-то во второй половине XVII века часть кыргызов перешла через Хинганские горы и поселилась на севере Китая. С. Абрамзон считает, что кыргызы были переселены сюда из Синьцзяна еще при императоре Цянь Луне (17 36-1796 гг) Но в любом случае, утверждают оба автора, это переселение произошло на земли, где уже проживали сородичи кыргызов. Лобнорские кыргызы имели в Монголии древний пласт, возможно, более ранний, чем енисейский, который неоднократно пополнялся переселениями енисейских кыргызов Это было связано с периодом монгольских завоеваний XIII века, а последняя волна переселений, вызванная экспансионистской политикой джунгарских ханов, относится к 1703 году. Много кыргызов проживает в Турции. Особо хотелось бы отметить Рахманкул-хана — сына мургабского минбаши, который не признал революцию 1917 года и бежал со своими подданными за границу. Там он добился разрешения для своих людей жить в Турции. Беженцы получили денежную помощь и землю в провинции Ван. В 20 км от г.Эркиш они основали селение Уулу Памир. И сейчас, несмотря на то что прошел почти целый век, жители провинции Ван вновь напомнили о себе, прислав в Бишкек трогательное послание о том, что они несмотря на то что давно живут там и оторваны от К-на, не забыли свой язык, традиции и обычаи, а Кыр-н был и остается их исконной историч. родиной. В настоящее время выявлены группы кыргызов, о которых ранее не было сведений. В последние годы историками установлено, что небольшая группа этнич. кыргызов проживает в Поволжье, издавна приняв российское подданство. Их судьба ничем не отличается от судеб их соотечественников. Также не выдержав кабальных условий джунгарских ханов, они вынуждены были искать защиты у других народов.

 

 

 

Т.Сыдыкбеков, Ч Айтматов.

Т. Сыдыкбеков – кирг. совет. писатель, Действительный член Академии наук Киргизской ССР. Т. Сыдыкбеков родился в местности Кен-Суу в 1912 г., в семье крестьянина. Семья Сыдыкбекова рано лишилась отца и будущему писателю уже в детстве пришлось испытать немало горя и нужды. До 1927 г. все взрослые члены семьи работали на баев. В 1930 г. вступили в колхоз. Мать писателя, одаренная по натуре женщина, славившаяся как искусный рассказчик, передала своему сыну любовь к нар. устному творчеству, неповторимое своеобразие старинных преданий, привила ему чувство понимания родного языка. Начало творческой деятельности Т. Сыдыкбекова относится еще к 1928 г., когда он учился в Каракольской русской школе-пятилетке. Одна из легенд, рассказанная матерью, привлекла внимание Тугельбая и он пишет поэму «Капкакбай». В журнале «Чабуул»   была   напечатана   большая   поэма «Комуз старика», посвященная дореволюц. жизни киргизского народа. В сборнике «Борьба», вышедшем в 1933 году, большинство стихотворений носило призывно-агитационный характер. Уже в первых стихотворениях молодой писатель стремится создавать образы киргизских тружеников. В 1936 г. Киргизгосиздат выпускает второй сборник поэтических произведений писателя «Герои». Одноименную поэму этого сборника Сыдыкбеков посвящает героям-хлопкоробам юж. Киргизии. Сборник стихотворений Т. Сыдыкбекова 1936 г. «Поэт-соловей» примечателен более широкой тематикой, свидетельствует о стремлении писателя творчески продолжать традиции киргизского устного народного творчества. Лучшим стихотворением сборника является «Говорят о Ленине старики», перекликающееся со знаменитой «Песней о Ленине» Т. Сатылганова. Еще в 1934 г. писатель задумал создать роман «Кен-Суу» и отразить в нем процесс социалистического переустройства киргизской деревни на примере жизни односельчан. В 1936 г. он издает первую, а в 1938 г. — вторую книги романа. В 1939—1940 гг. Сыдыкбеков работает над романом «Темир», являющимся тематически и идейно непосредственным продолжением романа «Кен-Суу». Все это было как бы своеобразным творческим подходом писателя к худож. решению большой эпической темы о людях Советского Кирг-на, о их самоотверженном труде и крепкой дружбе в годы ВОВ. Этому посвящен роман «Люди наших дней», вышедший в свет в 1948 г., а в 1949 г. удостоенный Сталинской премии. В последующие годы роман «Люди наших дней» переводится на многие языки мира. В 1950—1951гг. Тугельбай работает над романом «Дети гор», первая книга которого вышла в свет в 1953 году. Этот роман переведен на узбекский, уйгурский, казахский языки. В 1956 выходит в свет на русском и киргизском языках первая книга переработанного романа под названием «Среди гор», а в 1958 году — вторая книга этого большого эпического произведения. За заслуги в развитии киргизской литературы и большую обществ. деятельность он награжден орденом Ленина, медалями Советского Союза и несколькими Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Киргизской ССР. Сыдыкбеков был депутатом Верховного Совета Киргизской ССР третьего созыва, депутатом верховного Совета СССР Четвертого созыва.

Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»