Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа
Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".
Материальная культура кыргызов в древности и в средние века.
Назначение каменных изваяний до сих пор остается предметом загадок. Ученые считают, что они связаны с погребальной обрядностью, так как устанавливались обычно у курганов-захоронений в межгорных долинах и степях. Каменные памятники неодинаковы по способам изготовления, по уровню художеств. исполнения. Камни-памятники представляли собой персонажей мужского пола - грозных воинов с сосудом в правой или обеих руках, с саблей либо кинжалом на поясе. Довольно частыми были изваяния только головы. Женские изображения на памятниках встречаются редко. Исследователи делят каменные скульптуры на две основные группы: первая - круглые скульптуры с четкими контурами частей тела, в одежде, с предметами украшения, оружием и т.п.; вторая - плоские скульптуры, передающие контур головы, черты лица, иногда во весь рост. Каменных скульптур второй группы очень много, для них характерны простая передача фигуры и ее отдельных частей.
Каменные памятники появились впервые на рубеже VI-Х вв., а некоторые относятся и к Х-ХП вв. После XIII в. их перестали устанавливать. Это связано с распространением ислама на тер-рии К-на, который запрещал изображать все живое: людей, животных, птиц. В наше время каменные памятники древних кочевников остались в сохранности только в далеких, недоступных человеку местах. Прежде всего, это религиозные сооружения в городах - минареты, мечети, мавзолеи и др. Свидетельство тому - сведения о них в письменных исторических памятниках, а также остатки некогда величественных архитектурных сооружений, археологические находки и т.п.
Среди сохранившихся историч. архитектурных памятников Кыр-на сегодня значительный интерес представляют башня Бурана, Узгенский архитектурный комплекс, мавзолей Шах-Фазиля, гумбез Манаса и др. И башня Бурана, и Узгенский минарет построены в период правления династии Караханидов (Х-ХН вв.) с разницей, примерно, в 100 лет. Башня Бурана, и Узгенский минарет имели внушительную высоту -соответственно около 40 и 44,7 м. К сожалению, и тот, и другой постигла горькая участь - в результате одного из землетрясений верхняя часть их была разрушена, и в настоящее время высота Буранинского минарета - 24 м, а Узгенского - 27,4 м.
Крепость Ширдакбека - архитектурный памятник Х-ХП вв. Расположен на правом берегу реки Ала-Буга, в южной окрестности села Чолок-Кайын Ак-Талинского района. Крепость имеет форму четырехугольника, ориентирована по сторонам света. Южные стены имеют длину 117 м. Стены сложены из глиняных блоков, их остатки имеют высоту до 6 м. Стены и углы крепости были укреплены мощными башнями с бойницами для лучников. В башнях южной и западной сторон были устроены входные подъезды в крепость. В 20 м от крепости ее окружал ров шириной до 20 м.
Особняком среди архитектурных памятников выделяется караван-сарай Таш-Рабат, расположенный вдали от развитых центров средневековой Ср.Азии. Он является самым крупным каменным сооружением зодчества Ср.Азии XV в., а также отличается более сложным архитектурным построением. схожесть переносных жилищ усуней с юртами кыргызов, изображений одеяний древних тюрок на каменных памятниках с найденными позднее образцами одежды и обуви из могильников Кенкола доказывают тесные этнические связи кыргызов с другими народами этого региона.
У кыргызов было два вида жилища: переносные и стационарные. Основным жилищем кочевых и полукочевых кыргызов была юрта. Юрта быстро и надежно собиралась, легко разбиралась и была удобна для транспортировки. При перекочевке с одного стойбища на другое деревянные конструкции юрты, кошму и другие необходимые части вьючили на лошадей, верблюдов и яков. Величина и убранство юрты зависели от социального положения ее владельца. Баи и манапы жили в больших белых юртах и, помимо этого, ставили еще несколько дополнительных. Подавляющая же часть кочевников имела одну небольшую юрту. Методы строительства домов кыргызы перенимали у таджиков, узбеков и уйгуров. Об этом говорят хар-рные особенности первых кыргызских жилых построек. В технике строительства кыргызы использовали различные способы. Так, если в северных районах строили глинобитные дома способом трамбовки (сокмо), то на Иссык-Куле, кроме того, часто возводили бревенчатые жилища. На юге традиционно для кладки стен применяли глиняные комья (гуаляк) или битую глину (пакса). На юго-западе широко был распространен способ каркасного строительства. Позже повсеместно стали возводить дома из самана — сырцового кирпича, при возможности использовался жженый кирпич. На разнообразие формы одежды оказали влияние соседние оседлые народы — татары, узбеки, таджики, казахи. Однако изменения в одежде происходили в разных условиях и по-разному. В регионах, где превалировало занятие скотов-вом, они были более консервативными. Как правило, на изготовление одежды здесь шли материалы домашнего производства Вместе с тем, все больше использовалось привозных товаров: шелка, бархата, сукна. Фабричная ткань постепенно вытесняла аналоги ручного производства. Бедняки носили одежду из самой дешевой ткани (мата). Люди побогаче покупали готовую одежду, которая стоила в отдаленных регионах очень дорого. С древнейших времен у кыргызов были развиты прикладные виды искусства. Их материальной базой служило домашнее производство, связанное с обработкой продукции животноводства, древесины, металлов и т.д. Несмотря на то, что кочевой образ жизни в силу объективных причин ограничивал и сдерживал развитие отдельных видов прикладного творчества, многие предметы домашнего быта, утвари длительного пользования (внешние и внутренние конструкции юрты, ювелирные украшения, конная упряжь), а также элементы убранства юрты, женская, мужская одежда и т.д. отличались высоким уровнем художественного исполнения, разнообразием форм, оригинальностью орнамента и узоров, разноцветней красок и фантазией. Секреты декоративно-прикладного искусства, его лучшие художественные традиции передавались из поколения в поколение, что способствовало его постоянному обновлению, развитию и совершенствованию. Наибольшего расцвета достигло народное прикладное творчество в XIX в.
Присоединение Севера Киргизии к России.
В 40-х гг. XIX в. политич. ситуация в Сев. Кыргыз-не в известной мере определилась. Стала очевидной тенденция к политич. консолидации некоторых племен и в то же время к сепаратизму в рамках родовых образований. Противостояние родовой знати сарыбагышей и бугу дало знать о себе и во внешнеполит. взаимоотношениях. Бугинские манапы не поддерживали устремления Ормон-хана к самостоятельной консолидации. В результате русская администрация проводила более тесные отношения с кыргызами бугинцами и одними из первых включила их в свой протекторат. В 1854 г. Ормон был захвачен в плен и убит. Мстя за смерть хана, сарыбагышы под предводительством воеводы Торокельды-баатыра и сына Ормона Уиетаалы неоднократно организовывали набеги на бугинцев. Чтобы избежать истребления в это смутное время, главный манап рода бугу Боромбай пришел к решению принять подданство России. 26 сентября 1854 г. было снаряжено посольство бугинцев во главе с манапом Качыбеком Шералином в г. Омск, он в качестве доверенного и полномочного посла от своего народа на Коране дал клятву о переходе в протекторат России. В 60-е гг. XIX в. противостояние между Кокандским ханством и Россией в Жети-Суу, в том числе и Чуйской долине, стало очевидным. В отличие от южных кыргызов, северные кыргызы в полит. жизни Коканда были пассивными наблюдателями. В 1860-1862 гг. манапы из рода сарыбагыш предприняли попытки активного участия в политике ханства, однако из-за недостаточной ориентации в полит. процессах были вынуждены их прекратить. К тому же беспрестанно меняющиеся ставленники на трон не внушали особого доверия. В начале 60-х гг. царское правительство решило окончательно завершить присоединение к России кыргыз. родов чуйских предгорий, но для этого русским войскам необходимо было покорить крепости Коканда, расположенные в долине. Царские войска под командованием Циммермана в 1860 г. захватили крепость Токмок и полностью разрушили ее. Сто сарбазов из крепости были взяты в плен. В тот же день на место действия прибыл отряд казаков во главе с А. Колпаковским. На следующий день объединенное войско вышло в направлении Пишпека. 31 августа была взята и эта крепость. Большую часть ее разрушили, 627 сарбазов во главе с Атабеком-датка и Алишером-датка сдались. Стычки между русскими войсками и кокандцами завершились сражением, которое произошло 20 октября 1861 г. у пикета Узун-Агач. Известный Алымбек-датка со своим отрядом в этой битве не участвовал. В ходе военных действий русские войска под командованием А.Г. Колпаковского нанесли кокандцам значительные потери и заставили их отступить. В бою с русскими войсками геройски сражался отряд кыргызских джигитов под началом Шабдана Жантай уулу. Летом 1862г Байтик Канай уулу - видный манап рода солто начал борьбу против кокандского акима Рахматуллы. Байтик-баатыр хитростью заманил Рахматуллу на той и убил. После этого кыргызы несколько дней безуспешно осаждали крепость Пишпек. Видя тщетность своих попыток, Байтик послал младшего брата Сатылгана в Верный к А. Г. Колпаковскому за помощью. Давно готовившийся к окончательному присоединению Сев. Кырг-на к России, командующий русскими войсками немедленно отдал приказ к выступлению и 13 августа прибыл с войсками к крепости Пишпек. В результате совместных действий русских войск и отряда кыргызов, возглавляемого Байтиком, крепость была взята и за два дня разрушена.
Переселившиеся в Талас кыргызы покорились России лишь в 1865 г. Вслед за ними власть русских признали и коренные жители Таласа - роды саруу и кушчу.
Таким образом,
присоединение чуйских и
Значение и последствия
В политическом аспекте: главное - была устранена угроза порабощения К-на соседними, более отсталыми, гос-вами Востока и Британской империей. Важным следствием явилось прекращение феодально-родовых междоусобиц самих кыргызов, которые вели к политич. раздробленности и разорению, отрицательно сказывались на хозяйственном и культурном развитии народа. С присоединением К-на к России уничтожался институт рабства, запрещалась работорговля, на Кырг-н распространялись общие законы Российской империи. Новое адм.-территориальное деление разрывало патриархальные родоплеменные путы. В экономич. аспекте: присоединение Кыргызстана к России привело к тому, что ранее замкнутый край, где господствовали патриархально-феодальные отношения, был вовлечен в экономические процессы государства восходящего капитализма, стоявшего на значительно более высоком уровне экономич. развития по сравнению со среднеазиатскими ханствами и соседними зарубежными гос-вами феодального Востока. Развитие капитализма в России оказало воздействие и на Кырг-н, способствуя оживлению его экономики и развитию производит-ых сил, разложению основ натурального и полунатурального хозяйства, росту товарно-денежных отношений. С присоединением К-на к России у кырг. кочевников и полукочевников усилилась тяга к оседлости. Постепенно начал складываться капиталистический уклад в хоз-ве переселенческого и коренного населения, зарождались первые, немногочисленные многонац. отряды наемных рабочих. Под влиянием русских крестьян-переселенцев в хоз. жизни кыргызов заметно возросла роль земледелия, кот. получило значительное распространение, особенно среди бедноты. Усиление налогового гнета царизма обусловило социально-классовую дифференциацию в кырг.общ-ве. В культурном аспекте: с присоединением к России усилилось изучение к истории К-на, его тер-рии рус. и зарубеж. учеными. Было положено начало подлинно научному изучению фольклора и языка кырг. народа. Огромное влияние на развитие культуры К-на оказали прогрессивные мысли, демокр. культура и революционная идеология рус. народа. Тем не менее, нельзя обелять и идеализировать колониальную политику царизма, продиктованную интересами правящих классов помещиков и капиталистов, преследовавших эконом. и военно-полит. интересы. Царизм нес для К-на национально-колониальный гнет, дополнявшийся гнетом бай-манапской верхушки. Присоединившись к многонац-ной России, К-н не обрел полит. и соц. свободы, т.к. царская Россия была по мнению Ленина «тюрьмой народов».
Кыргызы и джунгарское ханство.
Важнейшим фактором политической истории Кыргызстана в XVII — первой половине XVIII в являлась является борьба кыргызов с Джунгарским ханством. Это — феодальное государство, созданное монгольским племенем ойраюв на осколках Монгольской империи в Западной Монголии, с 30-годов XVIв. начавшее активное продвижение на запад, на тер-рию Вост. Туркестана, Тянь-Шаня и Семиречья. Процесс передвижений ойратов (кыргызы звали их калмаками) из Западной Монголии в Ср.Азию и Казахстан начался еще в середине XV в. и был обусловлен главным образом экономическими причинами — попытками захватить новые пастбищные территории и установить выгодные для себя торгово-экономические контакты. В1620г. после серии провокаций калмакских правителей кыргызы и казахи объединенными силами двинулись на калмаков и потеснили их от границ своих кочевий. В 1626—1627 гг. состоялся еще один совместный поход кыргызов и казахов против калмаков, в результате которого последние были оттеснены в районы Сибири. Весной 1633г. калмакские войска вновь двинулись на земли кыргызов и казахов. Последние оказали сильное сопротивление завоевателям, но одержать верх в борьбе с ними уже не смогли. Силы калмаков были к этому времени весьма значительными, поскольку среди них происходил процесс полит. консолидации, закончившийся в 1635 г. созданием могущественного объединения калмакских племен — Джунгарского гос-ва. Первый поход в Ср.Азию начался в 1643 г. Возглавлял калмакское войско основатель ханства Батур-хунтайджи. Вначале Батур-хунтайджи «взял две землицы алатай-кыргызов». Затем его войска двинулись на Ташкент и Туркестан. Однако на их пути встали войска казахского султана Джахангира. Возможно, сам он не смог бы остановить калмаков, но на помощь ему пришел отряд узбеков во главе с Ялангтуш-аталыком. К союзному войску присоединилось также многотысячное ополчение кыргызов. Союзники были настроены решительно. Встретив упорное сопротивление, Батур-хунтайджи отдал своим войскам приказ отступать. Джахангир и Ялангтуш-аталык остались на месте, удовлетворившись уходом калмакской орды. В 1652 г калмаки сочли возможным повторить свой поход против кочевников Кыргыз-на и Казахстана. Предводители калмаков надеялись, что старые распри и междоусобицы среди кыргызов и казахов облегчат им достижение успеха. Возглавил поход Цецен-хан. Кыргызы и казахи оказали и на сей paз решительное сопротивление калмакам, что свело к незначит.успеху это их военное предприятие. В 1658 г. против калмаков выступили войска Аштарханидов. 38-тысячная армия последних прибыла в Таласскую долину, где к ней примкнули тысячи кыргызов и казахов. В ходе сражения был убит аштарханидский полководец Абдушукур, исполнявший обязанности главнокомандующего союзными войсками. Потеряв единое управление, отряды союзников стали отступать, неся значительные потери. Междоусобная борьба калмакских феодалов к 70-м годам XVII в. завершилась победой Галдана-Бошохту, кот. в 1678 г. приступил к новым завоеваниям в Ср.Азии и Вост. Туркестане. В 1680 г. его войска овладели Яркендом. Затем последовала серия походов против кыргызов, казахов и узбеков. В 1681 г. калмаки окружили Сайрам (близ совр. г. Чимкент) и подвергли город длительной осаде. Однако героические защитники города отбили все приступы, и калмакская армия была вынуждена отступить. Отчаявшись овладеть Сайрамом, джунгарский хан двинул войска на Андижан, рассчитывая покорить кочевавших в его окрестностях кыргызов. Но и здесь его ждала неудача, так как кыргызы в союзе с узбеками дали решительный отпор. Галдан-Бошохту отступил. Собравшись с силами, в следующем, 1684 г., он вновь направил свои войска к Андижану. По пути калмакам удалось овладеть Ошем. Разграбив город, воодушевленные завоеватели подступили к Андижану, рассчитывая овладеть им с ходу. Но, как и ранее, все попытки взять город оказались тщетными. В конце XVII в. влиятельному кыргызскому аристократу Арзу Мухаммед-беку удалось объединить под своей властью военные силы ряда родоплеменных подразделений и установить полит. господство кыргыз. феодалов почти во всех западных районах Вост. Туркестана. Господство это продолжалось до тех пор, пока в начале XVIII в. новый правитель Джунгарского ханства Цэван-Рабтан окончательно не завоевал весь Вост. Туркестан, за исключением округа Хами. В 1700 г. Цэван-Рабтан выступил из Каракорума против Кашгара и вскоре захватил его.
Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»