Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".

Файлы: 1 файл

история кыргызстана.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

Кокандское ханство

'Кокандское  ханство представляло собой типичный образец феодальной деспотии Востока с наличием рабства. Государственная власть характеризовалась ярко выраженными чертами абсолютной монархии и была неограниченной. Нередко феодалы устраивали усобицы между собой и победившая «партия», свергнув хана, возводила на престол своего ставленника, при котором занимала важнейшие государственные должности и бдительно следила за тем, чтобы хан в своих действиях не вышел за рамки ее интересов. Если такое случалось, то начинались новые усобиць заканчивавшиеся либо полным разгромом «опекунов» хана, либо низвержением строптивого правителя и заменой его другим, более покладистым. Таким образом, формально абсолютная власть хана была ограничена политическими обстоятельствами междоусобной борьбы феодалов. Все государство подразделялось на области — вилайеты, которые делились на налоговые районы — серкерства, где серкеры выступали в роли налогосборщиков. Небольшими городами управляли беки. В селениях хозяйственной жизнью руководили аксакалы. Крупными родоплеменными подразделениями управляли манапы. В кыргызских кочевьях бии выполняли и судебные функции. В узбек-ско-таджикских земледельческих селениях судебная власть находилась в руках казиев. Казни исполняли судебные функции на основе шариата, кыргызские бии на основе народных обычаев — адата. После хана первыми государственными чиновниками являлись минбаши (буквально — тысячники) и амир-ляшкары — главнокомандующие войсками, рядом с ними были визири — гражданские высшие лица. На втором месте были кушбеги. Затем следовали парванчи, аталыки, беки, датхи, токсобо и т. д. Они управляли крупными наместничествами, вилайетами, округами, городами, крепостями и пр. Крупные кыргызские феодалы иногда добивались самых высоких ханских должностей, например, визиря. Такими были Юсуф, Алым-бек-датха и некоторые другие. После завоевания Кокандом кыргызских земель родофеодальная знать кочевников довольно быстро стяжала себе авторитет в политических кругах ханства. Кокандские правители всячески старались привлечь ее на свою сторону, заручиться ее поддержкой в борьбе против неугодных, осыпали знать различными наградами и должностями. Узбек Рахматулла-мирза и кыргыз Сатыбалды (исфаринский хаким) организовали заговор против Шералы. Они вызвали одного из сыновей давно умершего хана Алима, а именно — Мурада, находившегося в Ура-Тюбе, и провозгласили его ханом; важную роль сыграл отряд кыргызов в 100—200 человек  ГПри новом хане власть захватила клика Мусульманкул а, куда входили кыргыз-кыпчакские феодалы Сам Мусульманкул был женат на кыргызке из Кетмень-Тюбе, а Худояр-хана женил на своей дочери. Лишь возмужав, Худояр сумел освободиться от опеки тестя, опять-таки при помощи другого кыпчака — ташкентского кушбеги Нурмухаммеда. Мусульманкул был казнен, а с ним — великое множество кыпчаков перебито по городам и весям страны. Настал 1858 г. Старший брат Худояра — Малля-бек во главе кыргызского ополчения Хасан-бия изгоняет брата и занимает престол. При Малля-хане выдвигаются такие значительные фигуры, как Алымбек из племени адыгене и кыпчак мулла Алымкул. Традиционное родоплеменное устройство кыргызов учитывалось ханскими властями при организации административного управления среди них. Кыргызы закреплялись за определенными вилайетами, бекствами, серкерствами, как правило, по местоположению зимовок и не отдельными аилами и общинами, а целыми родами. Нередко ханы направляли в кыргызские кочевья управителей некыргызского происхождения. В таком случае их власть носила зачастую формальный характер, поскольку фактическая власть оставалась в руках местных кыргызских феодалов-родоправителей. Так, Алай — вековые кочевья кыргызов — управлялся сначала кыргызским бием, бывшем на службе у хана, Алымбек-датхой, а после смерти его женой Курманджан-датхой. Хотя в крепости Дараут-Курган и сидел ханский наместник — токсобо, но его функции скорее были функциями налогосборщика.  Степень влияния ханской власти среди кыргызов, сотрудничество ее с кыргызской родоплеменной знатью имело региональные особенности. На севере Кыргызстана феодалы, отдаленные от центральных властей, сохранили больше самостоятельности и независимости в управлении своими племенами и родами. Они более эффективно влияли  на действия мелких ханских чиновников, нередко подкупая их. Северокыргызские феодалы, далекие от столицы ханства, играли меньшую роль в политической жизни государства, их участие в дворцовых интригах было малозначительным. Зато -южнокыргызские феодалы, находясь в непосредственной близости от ханского двора, играли в политической жизни Коканда. Крепка власть ханского наместника в Андижанском вилайете Алымбека-датхи. Да и весь Алай в его могучем кулаке. Ведь он родоправитель южных кыргызов из рода баргы племени адыгене. 1845 г. Алымбек, терзаемый честолюбивыми замыслами, организует восстание ошских кыргызов против Шералы-хана, надеясь заменить его более покладистым ставленником, при котором он бы играл уже не третьестепенную ролу Фактическая власть при дворе — у хромого вождя кыпчаков минбаши Мусульманкула, сумевшего, как мы уже видели выше, оттеснить от хана всех других соперников. Противоборство двух лидеров кочевнических групп привело к жестокому подавлению восстания. Алымбек, своевременно предупрежденный женой о смертельной опасности, вынужден был бежать. Пока Мусульманкул расправлялся с повстанцами, другие опальные феодалы — датха Рахматулла-мирза и исфаринский хаким Сатыбалды, призвав Алымбека в Коканд, убивают Шералы-хана. На престол возводится сын бывшего правителя Коканда Алима — Мурад. Но население не поддержало Мурада. Срочно возвратившийся Мусульманкул казнил Мурада и провозгласил ханом несовершеннолетнего Худояра. Алымбек опять бежит. Но неуемная энергия ищет выхода. В 1847 г. он отправляется в Синьцзян. Там поднял восстание против цинских властей наследник бывших теократических правителей Кашгара Ходжа-Тюря. 3атем наступает пора примирения с кокандским ханом Худояром, жестоко расправившимся с надоевшим ему тестем Мусульманкулом и кыпчаками, которым устроили настоящую резню по всему Коканду. Было убито около 20 тыс. кыпчаков, казнен и Мусульманкул. Началось самостоятельное правление Худояр-хана. Алымбек становится влиятельным придворным. В этой роли он требует от северокыргызских племен подчинения Коканду. Дружба его с Худояр-ханом длилась недолго. В 1858 г. алайский родоправитель участвует в перевороте и возведении на престол брата хана — Малля-бека (правил 1858—1862 гг.). Худояр спасается бегством в Byxapy. В 1860 г. при движении через Бишкек к Узун-Агачу для сражения с русскими войсками он не поделил с ташкентским наместником Канаатом власть над соединенными силами и не стал участвовать в сражении под Узун-Агачем. Кокандские войска потерпели сокрушительное поражение Но Алымбек со своими воинами, основной костяк которых составляли кыргызские ополчения Андижанского вилайета и Тянь-Шаня, возвратился домой без потерь. За это Малля-хан приговорил его к смертной казни. Боясь расправы, Алымбек скрылся у своих родичей кыргызов. Он привлек на свою сторону весь род крыла сол-адьиене и отправился с ним в верховья Нарына Здесь к нему присоединились сарыбагышски'*. манапы Умбеги-Алы, Аджи, Адыл, Тюрегельды. Соединенными силами во главе с Алымбеком кыргызы выступили против хана. Узнав об этом, Малля-хан приказал ташкентскому наместнику Канаату отправить 40 сановников к Алымбеку с миротворческой миссией. Всем им отрубили головы. Высланный следом карательный отряд также был разгромлен. Таковы жестокие нравы эпохи. Алымбек находит себе сторонников и среди ханских приближенных, жаждущих власти и новых привилегий. Заговорщики убивают Малля-хана и провозглашают ханом Шахмурада. Однако Кднаат приглашает в Ташкент из Бухары Худояр-хана, которого в мае 1863 г. заново провозглашают ханом В череде этих дворцовых переворотов наступает неизбежная развязка и для Алымбека Много раз он расставлял западни врагам, на этот раз сам попал в такую же. Таким образом, союз ханской власти с кыргызскими феодалами был существенным звеном политического механизма Ко-кандского государства И он свидетельствует о том, как вопреки национальным интересам господствующие классы разных народов объединились в целях совместного ограбления, угнетения и обмана народных масс. С завоеванием Кыргызстана все земли были включены в систему аграрных отношений ханства, практика земельных отношений среди кыргьгзов нередко существенно отличалась от общегосударственных норм, преобладающей отраслью кыргызского хозяйства было скотоводство, которое, в отличие от земледелия, не требовало закрепления за собственником определенного участка земли, а нуждалось в наличии обширных пастбищных территорий

.Верховным  собственником земли в Кокандском  ханстве выступало государство в лице хана, который имел право распоряжаться ею по своему усмотрению.

В период Кокандского  владычества наблюдается процесс  общинного разложения среди кыргызов. Имела распространение и аренда земли, а также надельная форма землевладения, которая называлась чек В целом система аграрных отношений в ханстве, повлиявшая в известной мере на практику землепользования у кыргызов, вполне соответствовала интересам эксплуататорских классов. У кыргызов она имела уже феодальный характер, сохраняя в то же время многие черты патриархально-родового уклада. Неравенство среди кыргызов проявлялось и в самой жизни. Помимо большой разницы в материальном положении существовала и значительная разница в правах. Кыргызские феодалы, получая от ханов различные административные должности, имели неограниченную власть над соплеменниками, усиленную признанием за ними всех родовых привилегий. Следует отметить, что в кыргызском обществе феодальная прослойка была все же незначительной.

Налоговое обложение кыргызов/ Безусловно, наиболее ненавистным для кыргызов элементом государственного порядка в Кокандском ханстве была налоговая политика. В реальной жизни она осуществлялась в трех формах: натуральной, трудовой и денежной ренте. Основным налогом, который выплачивали кыргызы, был зякет со скота. Взимался он сборщиками, назначаемыми ханскими властями. Сборщики налогов, по существу, грабили кыргызские кочевья, нередко забирая последнее у бедноты. Возмущенные кочевники часто восставали против налогового произвола. Поэтому ханы ввели в практику передачу функций сборщиков податей кыргызским феодалам-родоправителям, устанавливая при этом определенный размер налогового сбора, который надо было сдать в _ казну.; Он назывался ульпан. С переходом части* кыргызского населения к оседлой жизни и занятию земледелием, среди кыргызов появляется такая форма феодальной эксплуатации, как издольщина. Бедняк-кыргыз был вынужден отдавать часть урожая родоправителю, которому фактически принадлежали родовые земли, во всяком случае, именно он ими распоряжался.

 

КОР

Отличительной особенностью современного развития Кыргызстана  является стремление общества к обновлению в ответ на вызовы, обусловленные  интеграцией в мировое сообщество и связанными с этим переменами. За 10 лет государственного суверенитета были проведены радикальные реформы, направленные на создание демократического государства, сохранение и развитие общечеловеческих ценностей, экономическое и социальное развитие. В ходе радикальных реформ, последовавших за крушением командно-административной системы, обществу пришлось столкнуться с серьезными проблемами, главными из которых стали экономический кризис, снижение уровня жизни и рост бедности, растущее бремя внешнего долга. Открытость и демократичный характер преобразований в стране, поиск достойного места в мировом сообществе получили политическую и финансовую поддержку международных организаций и зарубежных стран, что позволило значительно смягчить остроту возникших проблем. Процесс последовательного и активного обновления объективно требует разработки долгосрочной стратегии, направленной на преодоление имеющихся проблем и удовлетворение насущных потребностей граждан. Комплексная Основа Развития Кыргызской Республики до 2010 года (КОР) – это долгосрочная стратегия, реализация которой позволит обеспечить системное преодоление имеющихся проблем, динамичное развитие государства и общества в политической, социальной и экономической сферах. Такой подход базируется на эффективном использовании человеческого, экономического и природного потенциала в целях национального развития. Это предполагает активное партнерство и участие государства, частного сектора и гражданского общества, а также сотрудничества с международным сообществом. Общая цель КОР – достичь политического и социального благополучия, экономического благосостояния народа Кыргызстана в условиях главенства принципов свободы, человеческого достоинства и равных возможностей каждого. В КОР отражены основные подходы к решению задач, стоящих перед государством и обществом, которые были выработаны на основе национального консенсуса в ходе широких консультаций и согласования со всеми ветвями государственной власти, частным сектором и гражданским обществом. Документ определяет идеологию, перспективы и ожидаемые результаты проводимых и предстоящих реформ, направленных на удовлетворение потребностей народа. В декларации национального видения определяется общая цель развития, ее три основные составляющие, а также их компоненты. Национальное видение акцентирует внимание на улучшении материального благосостояния людей, а также обеспечении свобод граждан, уважении их человеческого достоинства и создании равных возможностей для всех. Основными составляющими общей цели являются: эффективное и прозрачное государственное управление; справедливое и обеспечивающее защиту и человеческое развитие общество; устойчивый экономический рост и развитие.После формулировки национального видения и вытекающих из него целей, дается общая оценка состояния страны, включая анализ результатов реформ, проведенных с 1991 по 2000 год. Рассмотрен круг проблем, стоящих перед республикой во всех сферах ее политической, социальной и экономической жизни. Определены проблемы, требующие первоочередного внимания – национальные приоритеты комплексного развития. Вопросы, требующие немедленного решения, взаимосвязаны и предусматривают единственно правильный путь их решения - активные действия. Основные направления выбранного пути отражены в стратегии национального обновления, которую необходимо принять для решения проблем, стоящих перед республикой. Эта стратегия нацелена на достижение трех основных составляющих общей цели и их компонентов, каждый из которых предусматривает конкретные меры, которые необходимо осуществить в политической, социальной и экономической сферах. Эти меры отражены в матрице действий. Стратегия КОР направлена прежде всего на решение двух основных проблем, стоящих перед страной, – проблемы бедности и проблемы внешнего долга. Их успешное решение требует, в первую очередь, значительного улучшения управления государством в целях создания благоприятной среды для развития и процветания частного сектора, обеспечения занятости, необходимой для повышения доходов населения и снижения бедности. В то же время государство будет активизировать свои действия в социальной сфере, применяя более эффективные подходы в поддержке наиболее нуждающихся и уязвимых слоев населения.  Такая стратегия, во-первых, предполагает значительные изменения в инвестиционной политике, переходе от государственного инвестирования, основанного на внешних заимствованиях, к частному инвестированию, основанному на мобилизации внутренних сбережений и прямых иностранных инвестициях. Во-вторых, в стратегии делается ставка на совершенствование управления государственным бюджетом, предусматривающее улучшение администрирования налогов, а также значительное повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в целях финансирования социальных программ для населения и инвестиций в основную инфраструктуру. Такой сдвиг в инвестиционной политике и управлении бюджетом должен создать условия для реального решения проблем бедности и сокращения внешнего долга. Ожидаемые результаты реализации мер, включенных в стратегию, отражены в прогнозе ключевых экономических и финансовых показателей до 2010 года. Этот прогноз касается вопросов макроэкономики, государственного бюджета, программы государственных инвестиций, сбережений населения и прямых иностранных инвестиций, также учтены последствия прогнозируемых изменений в управлении государственным долгом. Для достижения целей КОР и принятой стратегии действий необходим ежегодный средний реальный рост ВВП на 5%. Этот показатель достижим при условии, что частные инвестиции, включая прямые иностранные инвестиции, превысят в 2010 году 16,8% к ВВП по сравнению с 9,2% к ВВП в 2000 году. Одновременно необходимо обеспечить снижение дефицита бюджета с –10,3% к ВВП до –2,8% к ВВП. Хотя в абсолютных значениях расходы государственного бюджета в прогнозируемом периоде возрастут, но относительно объема ВВП они сократятся с 25,9% в 2000 году до 21,8% в 2010 году, а налоговые сборы возрастут соответственно с 12,1 до 15,0%. В соответствии с предлагаемым сценарием развития, государственный внешний долг снизится с 137,2% к ВВП в 2000 году до 72,0% в 2010 году.  К 2010 году ожидается сокращение бедности в два раза.  В документе предусмотрен механизм партнерства и участия заинтересованных сторон в реализации КОР - представителей всех ветвей государственной власти, частного сектора и гражданского общества, а также сотрудничество с международными организациями и странами-донорами. Общее руководство и координацию процесса реализации КОР будет осуществлять Национальный совет по КОР. Рабочим органом Национального Совета будет Секретариат при Президенте Кыргызской Республики, который кроме функций планирования, координации реализации предусмотренных мероприятий КОР и их мониторинга, будет также осуществлять оценку достигнутых результатов. Достижение общей цели КОР зависит от осознания всеми ее участниками того, что судьба Кыргызстана, благосостояние народа и его достойное будущее зависят от кропотливого, неустанного труда и знаний каждого кыргызстана.

Закон «О  гос. языке»

В Киргизии принят закон «О государственном  языке»

опубликовано: 16.02.2004 17:41:46 категория:

В соответствии с ним, все государственные служащие должны владеть киргизским языком в совершенстве. Но противники этого документа намерены подать иск в Конституционный суд. Подробности в репортаже Дмитрия Забрудского.

Депутаты  Кыргызстана все-таки приняли закон  «О государственном языке». По его  новой редакции, все госслужащие должны будут пройти специальную лингвистическую комиссию на знание кыргызского языка. Противники же утверждают, что закон в нынешнем его варианте - это находка для коррупционеров. Многие из них даже не представляют, как он будет реализоваться.

«Те, кто сейчас работают, будут проходит через решето каких-то лингвистических  комиссий, писать сочинения, изложения  или диктанты. Может быть, рассказывать отрывки из эпоса «Манас». Абсолютно  непонятно, как это будет реализовываться», - говорит депутат Законодательного Собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Оксана Малеванная.

Больше  того, противники намерены - в случае утверждения законопроекта президентом - подать иск в Конституционный  Суд Республики.

"В  принятом варианте получается, что  в руки чиновников попадают драконовские рычаги, с помощью которых они избирательно могут исключать из органов государственной власти неугодных лиц», - считает депутат Законодательного Собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Зейнетдин Курманов.

Те  же, кто является инициаторами, утверждают, что этот закон необходим. По их мнению, кыргызский язык в республике исчезает. И этим законопроектом они пытаются уровнять положение официального и государственного языков.

«Государственный  язык, во-первых, абсолютно не противоречит Конституции, во-вторых, русский язык был и остается нашим вторым языком. Мы будет говорить на этом языке, и изучать его», - сказал Госсекретарь Кыргызской республики Осмонкун Ибраимов.

И хотя законопроект был принят парламентом, последнее слово остается за президентом. И если вето не будет наложено, то всем госслужащим без исключения придется усиленно заняться изучением государственного языка.

Дмитрий Забрудский, Александр Губин. Новости  Содружества. Кыргызстан.

Национальная программа реформы системы здравоохранения КР «Манас» (1996-2006)

С момента  получения независимости в 1991 году Кыргызская Республика находится в  переходном периоде. Этот переход от централизованной общественной экономики  к рыночной принес с собой серьезные  социальные и экономические проблемы. Валовый национальный продукт за период с 1990 года по 1994 год сократился в общей сложности почти на 50%. Такая макроэкономическая обстановка повлияла на различные аспекты сектора здравоохранения. Нарушение торгового баланса негативно отразилось на снабжении медикаментами и другими расходуемыми материалами. Важной проблемой стало падение реального уровня зарплат медицинских работников. Экономический спад и связанные с ним проблемы сектора здравоохранения обусловили ухудшение здоровья населения. Это привело к необходимости реформирования здравоохранения с целью улучшения здоровья за счет повышения эффективности и качества медицинского обслуживания. Вышеприведенные факты побудили Министерство здравоохранения к принятию экстренных мер. Прежде всего, были приняты четыре Закона:"Об охране здоровья населения Кыргызской Республики", "О медицинском страховании граждан Кыргызской Республики" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Кыргызской Республики" и "О донорстве в Кыргызской Республике".После получения республикой независимости многие международные и двусторонние организации активизировали свою деятельность по оказанию помощи сектору здравоохранения Кыргызской Республики в переходный период. Однако, эти действия представляли собой разрозненные мероприятия и не уделяли основательного внимания реформированию здравоохранения, при том что все эти действия в отдельности представляли собой весомый вклад в сектор здравоохранения. В марте 1994 года между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и Всемирной организацией здравоохранения, Региональным офисом в Европе (ВОЗ/ЕВРО) был подписан Меморандум о взаимопонимании. Этим шагом Министерство здравоохранения выражало намерение разработать Мастер-план по реформированию здравоохранения в Кыргызской Республике, а ВОЗ/ЕВРО принимала на себя следующие обязательства: 1. Консультационная помощь по вопросам реформы здравоохранения; 2. Помощь в эффективной координации действий организаций-доноров в реализации Программы и предотвращение дублирующих действий; 3. Оказание помощи Кыргызскому Правительству в сборе средств для поддержки программы.

1. Программа реформы здравоохранения "Манас" Программа реформы здравоохранения "Манас" имеет своей целью улучшить состояние здоровья населения Кыргызской Республики путем обеспечения реформы здравоохранения, которая будет способствовать повышению здоровья, обеспечит справедливость, а также эффективное использование ресурсов и практику сокращения издержек. Для достижения задач развития были выделены две первостепенные цели:- подготовка Мастер-плана реформы здравоохранения;- усиление управленческого потенциала ключевой группы кыргызских специалистов для помощи в реализации Мастер-плана. Подготовка Мастер-плана Мастер-план был нацелен на подготовку рамок и плана реализации краткосрочной (1996-1997), среднесрочной (1998-2000) и долгосрочной (2000-2006) стратегий. Предполагалось, что будут три основных фазы его выполнения.Фаза I - Анализ ситуации: До формирования предложений по изменениям проводился анализ для глубокого понимания существующей ситуации, поскольку поверхностные впечатления о текущем положении могли быть обманчивыми. Эта фаза включала обзор исследований, проводимых другими агентствами и тщательное исследование ситуации с включением таких областей, как демография, эпидемиология, политика здравоохранения и управление, финансирование здравоохранения, предоставление услуг, людские ресурсы, информационные системы здравоохранения и физическая инфраструктура (материально-техническое обеспечение). Фаза II - Варианты стратегической политики: Предполагалось, что в результате анализа ситуации, будут определены различные варианты политики и представлены Министерству, включая преимущества и недостатки каждого варианта, а также взаимосвязь между альтернативами. Фаза III - Дальнейшая отработка выбранных вариантов стратегической политики: Необходимость определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных приоритетов в соответствии с выбранным вариантом политики, а также оценка необходимых ресурсов и рассмотрения вопроса изменения управления.Усиление управленческого потенциалаПредполагалось увеличить потенциал управления для обеспечения внедрения программы "Манас". В связи с этим была принята во внимание нехватка квалифицированного персонала для координации и управления программой. Эти действия включали в себя развитие навыков по управлению проектом, по английскому языку и работе с компьютерами дополнительно к расширению технических знаний ключевой группы кыргызских экспертов, направленных на внедрение Мастер-плана.

Подготовка к введению изменений

Реальная  работа над Программой началась в  середине июня 1994 года после совещания  по вопросам координации оперативных  и технических аспектов Программы  реформы здравоохранения "Манас". Краткое описание этой деятельности приводится ниже:Создание Национальной команды экспертов "Манас"Для реализации Программы была создана Национальная команда. Национальная команда возглавлялась управляющим. Эта команда включала 25 профессионалов на центральном уровне и семь профессионалов на уровне регионов (один специалист от каждой области). Они работали все время на центральном уровне. Кроме того, в каждой области создавалась областная группа из двух специалистов. Они также участвовали в программах по обучению и некоторых совещаниях на центральном уровне.В свою очередь Центральная группа делилась на подразделения по следующим направлениям: финансирование здравоохранения, первичное здравоохранение, больничная служба, фармация, людские ресурсы (кадры), информационные системы в здравоохранении и физическая инфраструктура, то есть каждое подразделение непосредственно отвечало за свою часть в реформе здравоохранения.Национальной команде помогал Координационный секретариат программы, в который входил координационный советник, консультант по стратегии, постоянный технический советник и ассистент по административным вопросам, которые на контрактной основе были наняты через ВОЗ/ЕВРО. Офис проекта был учрежден в качестве официального штаба команды "Манас" и был оборудован компьютерами и другими современными средствами связи. В группу вошли также необходимые помощники, включая секретарей и переводчиков. Постоянный технический советник-резидент работал в группе все время в течение этого периода в офисе проекта в Бишкеке.Члены команды создали совершенно новую рабочую атмосферу. Развилось чувство духа рабочей команды, которая отличалась от командно-административного типа отношений. Программа "Манас" управлялась командой с целью разработки Мастер-плана, а не с целью администрирования, что являлось главным направлением. Фаза I: Анализ ситуацииБыл проведен подробный анализ ситуации. В июне 1994 года Кыргызстан посетила группа из 16 консультантов из Турецкого агентства по международному сотрудничеству (ТАМС). Работа группы была сфокусирована на областях, связанных с населением, на которое нацелена программа, на политике сектора здравоохранения, организации и управлении, первичном здравоохранении, человеческих ресурсах и информационных системах здравоохранения. Информация по демографической структуре и эпидемиологическом состоянии была собрана для определения состояния здоровья населения в настоящий момент. Была проведена оценка текущей политики по секторам.Изучена внутренняя структура Министерства здравоохранения и его роль, обязанности, полномочия и связь с различными организациями, занимающимися планированием, координацией и обеспечением медицинскими услугами.Были исследованы функционирование и организация услуг первичного здравоохранения, система информации в медицине и существующая ситуация относительно квалификации, числа работников, их распределения, обучения и управления.Дополнительно национальной командой был проведен углубленный анализ текущей ситуации с выездом во все области республики.Кроме того, миссия ВОЗа посетила Кыргызскую Республику и провела глубокий анализ фармацевтического сектора и связанной с ним политики в связи с Фармацевтической программой, проводимой в новых независимых государствах и странах Восточной Европы.Организация ДАНИДА предоставила фонды через ЭКОСОС/УК для проведения анализа существующего уровня обслуживания в больницах. Группа датских консультантов проводила данное исследование в октябре-ноябре 1994 года. Это исследование включало организацию и управление больничными службами.Более того, Всемирный банк гарантировал проведение анализа ситуации по физической инфраструктуре.Были подготовлены следующие доклады, касающиеся работы сектора здравоохранения в Кыргызстане:- Отчет по текущей ситуации для программы "Манас";- Насущная национальная программа по медикаментам, Кыргызстан;- Анализ работы больничных служб, Отчет по анализу ситуации;- Здания и оборудование, Всемирный Банк. Фаза II: Разработка вариантов стратегической политикиНа основании анализа ситуации были разработаны масштабные варианты политики для реформы здравоохранения Кыргызской Республики (см. раздел 3.2). Такая стратегия инициировала обсуждения и обеспечила предпосылки для дальнейших дискуссий относительно выбора подходящей стратегии. Документ с предварительными вариантами политики был распространен среди всех заинтересованных сторон для комментариев. Одной из важных вех в данном процессе была Национальная конференция по политике здравоохранения "Манас" (Бишкек, 20-22 февраля 1995 года). Целью данной конференции была организация встречи между правительством и международными агентствами-донорами для оценки вариантов политики в свете изменений, последствий и ожидаемых результатов. Конференция предоставила Кыргызскому Правительству дополнительную информацию для проведения дальнейших обсуждений относительно предпочтительного варианта политики.В апреле 1995 года Министерство здравоохранения определило и объявило о главных направлениях реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики (см. раздел 3.3). Фаза III: Конкретизация Мастер-планаНа основании правительственного решения по предпочтительной политике был проведен семинар по стратегии реформы здравоохранения "Манас" (Чолпон-Ата, 28 июня-1 июля 1995 года) с участием представителей Министерства здравоохранения, Министерства финансов, других заинтересованных сторон из Кыргызской Республики и некоторых технических представителей из международных организаций-доноров. В ходе семинара детально обсуждались вопросы политики в ракурсе предпочтительной стратегии, а также были определены рамки Мастер-плана. После этого Национальной командой "Манас" и Координационным секретариатом программы была завершена работа по Мастер-плану.

Развитие театра.

 

После добровольного  вхождения Киргизии в состав России в культуру киргизского народа постепенно проникли новые виды художественного творчества. С возникновением на территории Киргизии военных и гражданских поселений в Пишпеке, Токмаке, Оше, Кызыл-Кие появились первые любительские драматич. кружки, ставившие спектакли на русском языке. Но первенцы театральной культуры не получили дальнейшего развития.

С победой Великого Октября перед киргизским народом открылся путь культурного возрождения. В 1918 в Пишпеке был организован музыкально-драматич. кружок «Свобода», к-рый поставил пьесу «На бойком месте» А. Н. Островского. При клубе коммунистов начал работать ещё один театральный коллектив. В репертуаре кружков были пьесы местных авторов: «Два мира» Е. Вольного, «В царстве коммуны» Г. И. ШвецБазарного— первого председателя Пипшекского уездного Совдепа. В 1919—20 любительские театральные коллективы появляются в Киргизии повсеместно. Многие из них назывались «Синяя блуза», «ТРАМ», «Красная повозка». В их составе были русская и киргизская труппы, к-рые устраивали концерты-митинги. Использовались и другие формы агитационного театра тех лет. В 1919 в Оше возник любительский узбекский театральный коллектив, на основе к-рого в 1929 был организован Ошский узбекский музыкально-драматич. театр. В февр. 1920 в с. Чолпон близ Пржевальска была поставлена одноактная пьеса в стихах «Болкобай» учителя О. Лепесова о столкновении батраков с баем. Ставились спектакли и в Пржевальске, к-рый был одним из культурных центров Туркестанской Автономной Республики. Организаторами спектаклей были местные учителя и приезжавшие на каникулы студенты из Алма-Аты и Ташкента. «Алымкул» К. Тыныстанова, «Пережитки прошлого» («Эскиден калган энчилер») Б. Калпакова были направлены против старого феодального быта. 11 окт. 1926 агитпроп Киробкома ВКП(б) принял постановление об образовании национальной студии для подготовки работников театра, первоначально с шестимесячным, затем — с трёхлетним сроком обучения. Руководил ею певец и режиссёр Н. Н. Еленин (музыкальный руководитель Д. Д. Мацуцин, режиссёр А. Г. Поселянин, художник Г. А. Петров). Студия была не только учебным заведением, но и самостоятельным театральным коллективом. Многие её участники вошли впоследствии в состав трупп профессиональных театров, стали известными актёрами и театральными деятелями: А. Куттубаев, О. Джетикашкаев, С. Сабаев, А. Айбашев, К. Айбашева, Ш. Тюменбаев, Дж. Джундубаев, О. Сар-багишев, К. Эшимбеков, А. Боталиев и др.

7 нояб. 1930 на  основе студии был создан Кирг. государственный театр. Первый сезон он начал спектаклем «Алым и Мария» К. Джантошева, посвящённым восстанию киргизского народа в 1916. Театр постоянно стремился к активному участию в общественно-политич. жизни республики, часто обращался к темам коллективизации сельского хозяйства, борьбы с классовыми врагами. В репертуар включались пьесы русской с^вет-ской драматургии, но место действия переносилось в Киргизию («Ярость» Е. Яновского, музыкальная комедия «Хряк» Л. Мизандронцева и Л. Циновского (новое название «Тобурчак»). Ставились небольшие агитационные пьесы.

Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»