Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 18:08, дипломная работа
Описание работы
Целью написания данной дипломной работы является изучение процесса объединения Германии в 1990 году, последствий данного события, а также отношения Германии и России в течение 20 лет после объединения. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд важнейших задач: 1. Выявить предпосылки и факторы, способствующие объединению Германии: - рассмотреть стремительное развитие событий в период, предшествующий объединению, уделив особое внимание политическому кризису в ГДР; - изучить отношение мирового сообщества к проблеме германского единства
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1990 ГОД…………………………………..9 1.1 Объединение Германии. Историография проблемы……………………9 1.2 ГДР: политический кризис………………………………………………15 1.3 Роль руководства СССР и позиция М.С.Горбачева в процессе объединения Германии…………………………………………………………23 1.4 Роль мирового сообщества в проблеме германского единства и этапность объединения Германии ………………………..……………………………..26 2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ………………………………………………32 2.1 Политические последствия событий в Германии в 1990 году...............32 2.2 Социально-экономические проблемы объединенной Германии……….37 2.3 Внешняя политика Германии после объединения ……………………….43 2.4 Темпы роста экономики ФРГ в двухтысячные годы……………………. 45 2.5 Место и роль Германии в ЕЭС……………………………………………55 3. ВНЕШНЕПОТИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ И РОССИИ В 1990-2000 ГОДЫ:………………………………………………………………61 3.1 Российско-германские отношения в международной политике…………61 3.2 Российско-германские экономические отношения………………………63 3.3Отношения России и Германии в области культуры, науки и образования ……………………………………………………………………………………70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………74 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………78 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..79
Иначе происходил процесс изучения
истории германского вопроса в ФРГ. В 1982
Г. Коль в своем первом заявлении на посту
канцлера изложил тезисы немецкой политики.
Основной из них: «национальное государство
немцев разрушено» и «немецкая нация осталась,
и она будет существовать в будущем». К
началу 90-х годов в ФРГ сформировалась
серия документальных сборников, где аккумулировались
документы и материалы партийных съездов,
заседаний бундестага, речи, высказывания
политиков и исследователей по германскому
вопросу, которые преимущественно отражали
политику Германии до 1991 года. Без этих
изданий невозможно понять смысл политики
правительства Г. Коля. Сюда же следует
отнести «Материалы политического образования»
по германскому вопросу. В предисловии
к большинству сборников говорилось, что
молодежь, которая родилась после раскола
Германии, слабо знает историю германского
вопроса, особенности положения и развития
ФРГ и ГДР, поэтому преподаватели должны
«поддерживать в молодежи осознания единства
германской нации и требований о самоопределении
в мире и свободе».
Все эти материалы использовались
не только в пропагандистских целях. Их
значение еще и в том, что формировалась
политико - правовая основа, которая была
задействована при решении германского
вопроса в 1989-
1990 гг.
На постсоветском пространстве,
повышение интереса к немецкому вопросу
проявилось после объединения Германии.
Среди научных изданий следует выделить
работы А. Ахтанзяна, Б. Петелина, В.М. Фалина.
Большинство исследователей приходят
к выводу, что политика Горбачева тесно
связана с решением германского вопроса.
Сегодня никто не ставит под сомнение
личный вклад Горбачева в решение германской
проблемы. Вместе с тем, оценка вклада
первого и последнего президента СССР
некоторыми исследователями оценивается
неоднозначно: с точки зрения немцев, Горбачев
сыграл выдающуюся роль в процессе подготовки
и реализации плана объединения Германии.
С точки зрения бывшего СССР - картина
несколько иная. [25]. Оппоненты Горбачева,
прежде всего, имеют в виду цену объединения,
поспешность этого процесса, что привело
к большим экономическим потерям со стороны
Советского Союза.1
В Германии тема объединения
страны - одна из самых популярных и
находится в центре научных исследований.
Создание «официальной» истории воссоединения,
можно считать, уже состоялось. С одной
стороны, в «официальной» истории еще
не полностью учтены все факты и точки
зрения, оценки и подходы. С другой стороны,
появляются работы восточно - германских
исследователей, которые призывают не
спешить забывать опыт ГДР, ее историю.
Из всего спектра исследуемых
проблем выделились основные: германский
вопрос и его новое видение и в этой связи
всесторонний анализ внешней политики
канцлера Г. Коля в 1982-1992 годах, перестройка
Горбачева и ее влияние на решение германской
проблемы, социально - экономический и
политический кризис в ГДР в конце 80-х
годов, демократическая революция в ГДР
и процесс объединения страны, включая
переговоры «2 + 4», последствия объединения
для самой Германии, Европы и мира.
Основную работу по подготовке
объединения Германии провел Г. Коль. Поэтому
трудно переоценить интерес ученых к личности
«канцлера объединения». Конечно, приоритет
здесь принадлежит немецким историкам.
В этом контексте следует отметить обстоятельную
четырехтомную коллективную монографию
«Новая внешняя политика Германии», которая
была опубликована в рамках исследовательского
проекта Немецкого общества внешней политики
в течение1994-1998 годов. Фундаментальным
трудом по этой проблеме, изданной в ФРГ,
также является четырехтомное издание
«История немецкого единства». Исследование
опирается на широкий круг документальных
источников, многие из которых имели гриф
секретности. Один из авторов многотомника,
К. Корте, показал механизм разработки
и принятия важных внешнеполитических
решений. Начиная с 1987 г. в Ведомстве федерального
канцлера ежемесячно проводились заседания
по немецкой политике с участием представителей
политических фракций ГДР и ФРГ и Свободной
демократической партии, председателя
Ведомства федерального канцлера, министра
по внутриполитическим отношениям. Здесь
обсуждались и готовились материалы «Положения
нации в разделенной Германии» [7, C. 29].
На заседаниях обсуждались различные
аспекты политического положения, устраивались
дискуссии, осуществлялись поиски новых
идей. И хотя никто из исследователей не
указывает на конкретный план объединения
Германии следует иметь в виду, что западногерманская
сторона создала солидную политико-правовую
базу будущего воссоединения страны.2
Научно - историческая мысль
продолжает накапливать материалы по
проблеме историографии объединения Германии.
элита, которая на 39 % состояла
из выходцев из рабочей и крестьянской
среды.3
Одновременно возрос интерес
к выяснению глубины проникновения политического
контроля в жизнь восточных немцев. Кристоф
Клес-Манн показал, что в ГДР, несмотря
на тотальный контроль со стороны власти,
существовали зоны альтернативной культуры
- протестантская церковь, неформальные
организации. Анализ повседневной жизни
осветил присутствие неформальных структур
во всех сферах жизни ГДР, включая производство.
А. Меркель установила наличие у восточных
немцев «будничных структур сопротивления»,
которые функционировали на разных уровнях
- от семьи до сообщества. Однако пока
еще остаются без удовлетворительного
ответа вопросы о причинах и принципах
согласования людей с тоталитарной системой
– под принуждением или по взаимному согласию
[6, C. 124].
История ГДР является ярким
примером слияния политической и социальной
структур, где общество выступает как
произведение политики, хотя и пытается
сохранить неформальную автономию от
нее. Еще до 1989г. немецкие историки пытались
сравнивать развитие ФРГ и ГДР, прежде
всего, в ракурсе проведения модернизации
экономики и общественных отношений [7,
C. 18]. В этом плане ФРГ представлялась более
модернизированной страной; ГДР отставала
от нее на 20 -30 лет, что стало особенно заметным
в 70 -80-е годы. Это отставание проявилось
в производительности труда, уровне и
качестве потребления и т.п. Вообще развитие
ГДР немецкие историки характеризуют
тремя главными чертами: среди других
стран коммунистического лагеря ГДР была
наиболее промышленно развитой страной;
навязанная советская модель устройства
задержала процессы модернизации в ГДР;
все развитие ГДР было тесно связано многими
1.2 ГДР: политический
кризис
Наиболее значимым историческим
событием в Германии за последнее столетие
является объединение Германии, которое
произошло 3 октября 1990 году.
Для того чтобы провести исследования
необходимо рассмотреть основные предпосылки,
которые способствовали объединению Германии.
Это даст возможность понять закономерности
данного исторического процесса.
Осень 1989 года считается временем
нарастания недовольства в бывшем ГДР,
однако на самом деле первые зачатки начали
проявляться на много раньше. Наиболее
значимыми причинами недовольств стали:
- граждане ГДР были
недовольны политической системой
страны,
- руководители страны
не желали делать какие-либо шаги
в сторону проведения реформ.
Когда в СССР и Восточной Европе
уже начиналась перестройка, в ГДР запрещалось
даже думать о каких либо изменениях в
структуре политической власти. [16, C. 186].
Подобная ситуация вызывала недовольства,
которые в какой то степени начали проявляться
еще в 1985 году. Существенное влияние на
народное мнение в ГДР оказал приход к
власти Михаила Горбачева в СССР.
Правительство ГДР всеми силами
стремилось погасить очаги недовольства
в народе. Все печатные издания, которые
поступали из СССР либо запрещали вообще,
либо предала строгой цензуре. Однако
даже такие действия не остались, не замечены
народом.
Более широкое развитие событий
началось с 1989 года, когда была дана возможность
евангелической церковью диссидентам
публиковать свои материалы в газетах,
входившим с собственность этой церкви.
Таким образом, издания стали доступны
для обычных людей в своем первоначальном
виде.
Еще одним наиболее существенным
поводом стала грубейшая фальсификация
правительства ГДР по итогам коммунальных
выборов, которые состоялись в мае 1989 года.
Однако правительство не собиралось сдавать
своих позиций.
События, происходившие в стране
рассматривались, как предвестник чего,
то существенного, глобального. Примером
может служить статья, опубликованная
в газете "Нойес Дойчланд" 5 июня 1989
года, в которой «кровавое подавление
студенческой демонстрации в Пекине оправдывалось
как ответ на "контрреволюционное восстание
эктремистской группы заговорщиков».
А после этого правительство ГДР направило
свои поздравления на годовщину китайской
Компартии. Стало очевидным, что данные
действия правительства направлены на
предостережение народа от подобного
рода выступлений.
Еще одним предвестником событий
связанных с объединением страны, стали
общественные движения летом 1989 года -
объединения восточногерманской интеллигенции.
1 июля 1989 года представители
общественности, которые проводили в жизнь
инициативу под названием "Отказ от
практики и принципов отмежевания"
выступали с открытым письмом. Данное
письмо содержало серьезные требования
к политикам. В письме высказывалось главным
образом недовольство подтасовкой результатов
коммунальных выборов.
Основным требованием данного
письма было – проведение реформ в избирательном
праве. Реформа должна была сделать выборы
тайными и предоставить каждому гражданину
самостоятельное право выбора кандидатов
в органы управления[17, C. 72].
Также были выдвинуты требования
по созданию групп с независимыми интересами.
Именно данное выступление
группы народных деятелей стало основой
перемен в октябре и ноябре 1989 года.
Это была наиболее сильная во
всех планах группа оппозиции.
9 сентября 1989 года 30 представителями
различных, побольше части церковных ,
был создан так называемый "Новый форум".
Таким образом, уже 12 сентября
1989 года двенадцать общественных деятелей
выступили с воззванием, в котором они
призывали всех людей, стремившихся к
реформам создать свой союз. В свои союзники
они приглашали всех желающих и всех недовольных
политиками страны.
Целью их выступлений была демократическая
перестройки в ГДР.
В это же время возникает другое
движение, под названием "Демократия
сегодня". Стало итогом слияния двух
движений оппозиции, которые по одиночке
не имели большой силы. Эта оппозиция выступала
за мир и соблюдения прав человека и, инициативной
группы "За отказ от практики и принципов
отмежевания". [12, C. 89]. Через некоторое
время на сторону этих групп стали представители
интеллигенции Восточного Берлина.
Несмотря на все происходящее
в стране, представители власти не желали
видеть во всем этом большую угрозу и тенденцию
к появлению оппозиции в стране. Правительство
воспринимало все существующие группы
протестующих как отдельные едины, которые
не могут представлять большой опасности.
Например, в письме министра
безопасности Штази к правительству говорится
о стремлении отдельных граждан дестабилизировать
политическую ситуацию в стране, а также
о том, что их действия могут привести
к изменениям в системе общественных отношений.
В предоставленной записке значилось,
что число оппозиционно настроенных граждан
составляет около 2500 человек.
Граждане предъявляли требования
о проведении реформ и устранении проблем,
которые не решались уже долгие десятилетия.
События развевались очень
стремительно.
Через совсем небольшое количество
времени (буквально недели) на места отдельных
групп пришли целые партии.
Протесты против политических
деятельней имели место повсюду и выражались
они в основном посредствам демонстраций,
шествий и митингов.
Начиная с сентября 1989 года
волна демонстраций в буквальном смысле
захлестнула страну. В конце лета разразился
кризис правящих СЕПГ и правительства
ГДР. Кризис был вызван возмущением жителей
страны ограничениями прав человека в
ГДР. Наиболее значимым ограничением являлся
запрет выезда граждан ГДР на Запад,
в частности, в ФРГ.
В начале мая Венгрия открыла
границу с Австрией. Это не прошло незамеченным:
несколько тысяч людей пересекли границу
через Венгрию в Австрию, а затем в
ФРГ.
По неофициальным данным к концу
июля границу пересекли 150 граждан ГДР,
а уже к середине августа поток увеличился
до 1600 человек ,а к концу сентября количество
уехавших составило 25000 человек.
Граждане ГДР не имели никакого
желания возвращаться в свое государство
и просили политического убежища в посольстве
ФГР. И их просьбы удовлетворяли, так как
правительство ФРГ не собиралось отступать
от позиции, которая выражала возможность
любого гражданина ГДР иметь право на
получение гражданства ФРГ.