Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 18:08, дипломная работа
Описание работы
Целью написания данной дипломной работы является изучение процесса объединения Германии в 1990 году, последствий данного события, а также отношения Германии и России в течение 20 лет после объединения. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд важнейших задач: 1. Выявить предпосылки и факторы, способствующие объединению Германии: - рассмотреть стремительное развитие событий в период, предшествующий объединению, уделив особое внимание политическому кризису в ГДР; - изучить отношение мирового сообщества к проблеме германского единства
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1990 ГОД…………………………………..9 1.1 Объединение Германии. Историография проблемы……………………9 1.2 ГДР: политический кризис………………………………………………15 1.3 Роль руководства СССР и позиция М.С.Горбачева в процессе объединения Германии…………………………………………………………23 1.4 Роль мирового сообщества в проблеме германского единства и этапность объединения Германии ………………………..……………………………..26 2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ………………………………………………32 2.1 Политические последствия событий в Германии в 1990 году...............32 2.2 Социально-экономические проблемы объединенной Германии……….37 2.3 Внешняя политика Германии после объединения ……………………….43 2.4 Темпы роста экономики ФРГ в двухтысячные годы……………………. 45 2.5 Место и роль Германии в ЕЭС……………………………………………55 3. ВНЕШНЕПОТИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ И РОССИИ В 1990-2000 ГОДЫ:………………………………………………………………61 3.1 Российско-германские отношения в международной политике…………61 3.2 Российско-германские экономические отношения………………………63 3.3Отношения России и Германии в области культуры, науки и образования ……………………………………………………………………………………70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………74 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………78 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..79
В.И. Кочемасов был не единственным
человеком, который не мог связаться с
руководителями СССР, такие же заявления
делал и бывший советник-посланник посольства
СССР в ГДР Максимычев.
М.С.Горбачев признал процесс
объединения Германии, так как в мире нарастал
кризис "социалистического содружества".[9,
C. 72]. В связи с этим нет достаточных оснований
и для утверждения, что объединение Германии
стало непосредственным результатом политического
курса ФРГ. В данном случае было бы уместно
напомнить известную максиму римского
права: Post hoc non propter hoc".
В истории Германии объединение
рассматривается как подарок судьбы народу.
И действительно объединение способствовало
улучшению во всех сферах жизнедеятельности.
Сам процесс объединения носил весьма
стихийный характер.
Когда 9 ноября 1989 года Берлинская
стена была "открыта" и был снят запрет
на переход границы между государствами.
То перед правительством предстала необъяснимая
картина. Народ ринулся через границу,
как в западную его часть, так и наоборот.
Правительство никак не могло объяснить
данную ситуацию, произошло в буквальном
смысле слова перенаселение людей из одной
части в другую.
Однако некоторые члены правительства
предугадывали такое расположение дел
и не только в Германии, но и в США. Еще
в 1988 году Посол США в Бонне Вернон
Уолтерс говорил о скором воссоединение
стран.
Посол США заявлял, что сигналом
для объединения Германии может стать
вывод российских войск из Афганистана.
Он заявлял, что этот шаг был сделан правительством
СССР так как их войско не способно к организации
военных действий, таких как были в ГДР
в 1953 году или в Польше в 1956 году. Посол
отмечал, что жители Германии скоро выйдут
на улицы с призывами и лозунгами. А СССР
по его мнению будет поддерживать действия
народа. И тогда начнется время перемен.
Как отмечалось, в истории Германии
объединение рассматривается как подарок
судьбы народу. И действительно объединение
способствовало улучшению во всех сферах
жизнедеятельности. Сам процесс объединения
носил весьма стихийный характер. Сами
изменения были спровоцированы перестройкой
в СССР и подогревались стремлением Западной
Германии объединить страны. Конечно,
идеи объединения имели место в обеих
странах, однако не все верхушки правительства
были готовы к подобным изменениям. Кроме
того объединения стран хотели и США и
СССР, конечно каждая страна думала о конкретном
исходе событий с выгодой для себя.
1.4 Роль мирового
сообщества в проблеме германского единства
и этапность объединения Германии
Ф.Миттеран, который являлся
президентом Франции относился к данным
событиям довольно холодно.
Он, как и М.Тэтчер опасался,
что Россия не будет отступать от своего
покровительства над ФРГ.
Однако, опираясь на активную
поддержку США, правительству ФРГ удалось
постепенно нейтрализовать сомнения Франции
и Великобритании[16,с.19].
Между СССР и США была достигнута
принципиальная договоренность об объединении
Германии во время встречи М.С.Горбачева
и Дж. Буша в декабре 1989 г. на Мальте, когда
стороны пришли к выводу, что к власти
в ГДР пришли сторонники реформирования
и демократизации страны в соответствии
с западным образцом. Далее необходимо
было достигнуть договоренности об условиях
объединения.4
Во-первых, необходимо было
сформировать формулу переговоров. Предусматривалось
два ее варианта – «два плюс четыре» или
«четыре плюс два». В случае реализации
первого варианта основными участниками
разработки соглашения являлись два германских
государства, к которым на определенном
этапе должны были присоединиться великие
державы – участницы антигитлеровской
коалиции периода Второй мировой войны.
В случае реализации второго варианта
условия объединения необходимо было
разрабатывать лишь четырем странам бывшей
антигитлеровской коалиции, а для двух
германских государств предлагался для
присоединения к плану уже подготовленный
документ [3, C. 24].
Во-вторых, требовал прояснения
вопрос о граничных пределах единой Германии.
В данном вопросе не ожидалось осложнений,
поскольку порознь оба германских государства
уже давно признали границы по Одеру и
Нейсе. Необходимо было только определиться
с формой, в которой такое признание было
бы зафиксировано уже объединившейся
Германией.
В-третьих, требовал отдельной
договоренности статус будущей
единой Германии – будет ли
она представлять собой нейтральное
государство, как долгое время
на том настаивал Советский
Союз, либо сохранит право на
вхождение в военно-политические
союзы.
Вопрос объединения Германии
тревожил и создавал беспокойства со стороны
западноевропейских государств. Самые
большие сомнения высказывала Франция.
Париж опасался, что после образования
единого немецкого государства распределение
сил в тандеме Франция – ФРГ переменится
в пользу последней. Более того, не ясным
было, как отреагирует будущая единая
Германия к плану углубления валютно-финансового
союза западноевропейских стран, предложенному
Францией, и в перспективе – к введению
единой европейской валюты. Еще 6 декабря
1989 г. во время встречи в Киеве с М.С.Горбачевым
президентом Франции Франсуа Миттераном
было высказано мнение, что двум суверенным
немецким государствам необходимо, как
и прежде, существовать порознь. Довольно
сдержанно к перспективам быстрого объединения
Германии относилась и глава британского
кабинета М.Тэтчер.
Однако в апреле 1990 г. во время
сессии Европейского совета в Дублине
удалось достигнуть соглашения о едином
подходе государств Европейского сообщества
к проблеме объединения Германии. Для
того чтобы рассеять сомнения партнеров,
на этом заседании ФРГ согласилась темп
работы по формированию валютного союза
западноевропейских государств ускорить.
Также ФРГ приняла решение о присоединении
к Шенгенским соглашениям. В ответ Францией,
Британией, Италией и другими странами
ЕС была высказана поддержка объединению
Германии.5
Процесс объединения пошел
в соответствии с формулой «два плюс четыре».
Инициатива здесь принадлежала ФРГ. В
ноябре 1989 г. канцлером Г.,Коль была оглашена
программа поэтапного объединения Германии,
состоящая из 10-ти пунктов. Основным среди
них являлось безоговорочное признание
существующих европейских границ будущей
единой Германией.
В целях согласования своего
плана с СССР западногерманским руководством
велись переговоры с советскими представителями
в течение первой половины 1990 г. В мае 1990
г. ФРГ удалось добиться от Советского
Союза не только понимания в вопросах
политико-правового механизма объединения
с ГДР, но и согласия на участие объединенной
Германии в НАТО.
В июле 1990 г. во время встречи
Г.Коля и М.С. Горбачева в Железноводске
были определены условия вывода советских
войск из ГДР, что было обусловлено сокращением
численности вооруженных сил единой Германией
и подтверждением ею отказа от производства
и обладания химическим, биологическим
и атомным оружием.6
Осознавая, что объединение
Германии, кроме СССР и Франции, может
обеспокоить и Польшу, правительством
Г.Коля были проведены переговоры с польским
руководством. Германской стороной было
заявлено об отсутствии у нее к кому-либо
территориальных претензий. В марте
1990 г. по настоянию Г.Коля бундестагом
ФРГ была принята специальная резолюция
о нерушимости Германией послевоенных
границ с Польшей.
Успех в урегулировании внешних
сторон германского вопроса дал Г.Колю
возможность начать реализовывать его
план. В феврале 1990 г. было объявлено о
создании между ФРГ и ГДР валютного союза,
в основу которого была положена западногерманская
марка. Союз представлял собой большую
выгоду для населения Восточной Германии,
которое тут же получало возможность обмена
«слабой» восточногерманской валюты на
«сильную» марку ФРГ по льготному курсу.
Симпатии немцев на востоке страны были
на стороне Г.Коля.
В марте 1990 г. в ГДР состоялись
первые в ее истории выборы на основе подлинно
многопартийной системы. Победа была одержана
блоком некоммунистических партий «Альянс
за Германию», который выступал за объединение
страны в соответствии с западногерманской
конституцией – фактически за присоединение
ГДР к ФРГ.
В мае 1990 г. новым правительством
ГДР во главе с Лотаром де Мезьером с ФРГ
был заключен «Договор о валютном, экономическом
и социальном союзе», который фактически
превращал обе страны в единое целое во
всем, кроме сфер обороны и международных
отношений.
21 июня 1990 г. между ГДР и ФРГ
был заключен «Государственный договор
об объединении Германии», который, при
этом, мог вступить в силу лишь после урегулирования
внешних аспектов германской проблемы.
22 августа 1990 г. Народной
палатой ГДР было принято решение о присоединении
к ФРГ с 3 октября 1990 г.
С 5 мая по 17 июля 1990 г. в Бонне,
Берлине и Париже состоялось три тура
многосторонних переговоров по Германии
по формуле «два плюс четыре». Внешние
аспекты объединения Германии были урегулированы
12 сентября 1990 г. путем подписания в Москве
«Договора об окончательном урегулировании
в отношении Германии». Его подписали
министры иностранных дел двух германских
государств, СССР, США, Великобритании
и Франции в присутствии президента СССР
М.С.Горбачева. С международно-правовой
точки зрения этот Договор являлся окончательным
мирным разрешением германской проблемы.
Статус Германии как суверенного государства
был восстановлен, а права бывших оккупирующих
держав в отношении обеих частей Германии
– прекращены [7, C. 48].
Объединение Германии произошло
в октябре 1990 г. Территория бывшей ГДР
теперь представляла собой пять новых
земель ФРГ. Аналогичным образом объединились
две части Берлина.
Советские войска на территории
бывшей ГДР могли оставаться до конца
1995 г. (в 1994 г. они досрочно были выведены).
Германия приняла на себя обязательства
по осуществлению финансирования содержания
выводимых советских войск и обустройства
их в новых местах дислокации на советской
территории. К тому же, после вывода советских
войск германская сторона была обязана
воздерживаться от размещения иностранных
вооруженных сил, ядерного оружия или
его носителей на территории восточных
земель Германии.
В качестве ознаменования
заслуг в деле укрепления мира в 1990 г. М.С.Горбачев
был удостоен Нобелевской премии мира.
Вывод к главе 1:
Объединение Германии является
крупнейшим событием конца ХХ века.
Процесс объединения происходил как «сверху»,
так и «снизу». Объединение явилось результатом
многолетней планомерной работы, прежде
всего со стороны руководства ФРГ, а в
исследуемый период лично Г.Коля. Однако
оно было бы невозможно без некоторых
условий:
-стремления самих народных
масс к объединению, прежде всего
граждан ГДР;
- отношение к этому процессу
руководства СССР и лично М.С.Горбачева;
- активного участия США
в решении данного вопроса.
Следует, однако, отметить, что
некоторые «великие» державы, например
Великобритания и Франция сначала весьма
негативно отнеслись к возможности объединения
двух государств.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ
2.1 Политические
последствия событий в Германии в 1990 году
Окончание эпохи блокового
противостояния, крах социалистической
системы, привели к глобальным геополитическим
изменениям. В первую очередь, они коснулись
того неустойчивого равновесия, которое
сформировалась на почве противостояния
«Восток- Запад». Биполярная геополитическая
система мира была быстро разрушена. «Бархатные»,
антитоталитарные революции в Восточной
Европе ликвидировали существующие там
режимы с их системой экономических, политических
и идеологических ценностей. На повестке
дня посттоталитарных стран появились
национальный вопрос и вопрос об идеологической
ориентации. Глубокий экономический кризис,
приведший к кризису политическому, не
мог быть преодолен без коренных преобразований
в экономике, демократизации общества,
морально - психологической готовности
к реформам. Ситуация осложнялась еще
и тем, что в постсоциалистических странах
не существовало сформированного класса
собственников, рыночного механизма регулирования
экономики и политического плюрализма
[6, C. 164-198].
Оглядываясь на события периода
германского объединения и его международное
измерение целесообразным будет остановиться
на следующих вопросах.
Во-первых, - это особая роль,
принадлежащая треугольнику СССР – ГДР
– ФРГ в период «холодной войны» и его
завершающей стадии во второй половине
80-х – начале 90-х годов [7, C. 36].