Образование Афинского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:10, курс лекций

Описание работы

Áттика по причине скудости почвы с самых древ¬них времен не испытывала внутренних переворотов и всегда занята была одним и тем же населением. (6) Весьма важным подтверждением этой мысли служит и то, что в остальных частях Эллады население вслед-ствие иммиграции увеличи¬лось не в одинаковой степени с Аттикой. Объясняется это тем, что, вытесняемые войной или междоусобицами, самые могущественные обитатели из прочей Эллады удалялись к афинянам, так как те сидели на земле крепко, и, становясь тотчас граж-данами в Аттике, уже с давней поры сделали государство еще большим по количеству насе-ления, так что впоследствии, когда в Аттике не оказывалось достаточно земли, афиняне от-правляли колонии даже в Ионию.

Файлы: 1 файл

Solon.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА (VII-VI вв. до н. э.)

 

I. ÁТТИКА ДО СОЛОНА

 

Фукидид. История. I. 2. 5-6

 

2. (5) Áттика по причине скудости  почвы с самых древних времен не испытывала внутренних переворотов и всегда занята была одним и тем же населением. (6) Весьма важным подтверждением этой мысли служит и то, что в остальных частях Эллады население вследствие иммиграции увеличилось не в одинаковой степени с Аттикой. Объясняется это тем, что, вытесняемые войной или междоусобицами, самые могущественные обитатели из прочей Эллады удалялись к афинянам, так как те сидели на земле крепко, и, становясь тотчас гражданами в Аттике, уже с давней поры сделали государство еще большим по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказывалось достаточно земли, афиняне отправляли колонии даже в Ионию.    

   

Фукидид. История. П. 15. 1-6

Фукидид разбирает легенды, относящиеся к древнейшей истории Аттики, и пытается выбрать из мифов подлинные исторические факты. Так, он убедительно доказывает, что древнейшей частью города был Акрополь и его южный склон. Но в некоторых случаях автор в силу ограниченности своего метода не в силах отделить легенду от подлинного факта.

 

15. При Кекропе и первых царях  до Тесея население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи и правителей. Когда не чувствовалось никакой опасности, жители городов не сходились на общие совещания к царю, но управлялись и совещались отдельно сами по себе. Некоторые города по временам даже воевали между собой, например, Элевсúн с Евмолпом во главе против Эрехтéя.

  Но после того как царскую  власть получил Тесéй, соединявший  в себе силу с умом, он привел  в порядок страну  вообще, между  прочим упразднил советы и  должностных лиц прочих городов и объединил  путем синойкизма всех жителей вокруг  нынешнего города, учредив один совет и один пританéй. Жителей отдельных селений, возделывавших свои земли, как  и прежде Тесей принудил иметь один этот город, и так как и все жители принадлежали теперь уже к одному городу, то он стал велик и таким передан был Тесеем его потомкам. С тех  пор еще и по сие время  афиняне совершают в честь богини празднество на общественный счет - синойкúи. (3) Ранее этого город (т.е. до синокийзма) составляли Акрополь в его теперешнем объеме и часть его склона, обращенная к югу. (4) Доказательство этого:   государственные святыни, также святыни других божеств  находятся на самом Акрополе и расположены вне его, большею частью по направлению к этой части города, как-то: святыня Зевса  Олимпийского, Пифий, святыни Геи и Диониса в Лимнах, в честь которого справляются двенадцатого анфестериона древнейшие Дионисии; в этот день еще и теперь справляют праздник происходящие от афинян ионяне. И другие древние святыни лежали также в этой местности. (5) Здесь же находится и источник, называемый теперь, после того как его привели настоящий вид тираны, Эннеакрунами, а некогда, когда ключи его  были видны, носившей название Каллирои; водой этого источника вследствие его близости пользовались тогда при  большей части торжественных церемоний, да и настоящее время сохранился от древности обычай брать воду из этого источника перед свадебными празднествами и для других священнодействий. (6) Вследствие древнего заселения Акрополя он и по сие время называется афинянами «городом».

 

Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э.

(Аристотель. Афинская политúя. 2-3)

 

       Трактат Аристотеля «Государственное устройство афинян» («Афинская Политúя») является важнейшим источником по истории образования Афинского государства. До конца XIX в. его считали потеряннымэ. Он был обнаружен в Египте среди найденных в песках греческих  папирусов и впервые опубликован в 1891.

 

2. После этого1 в течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. (2) Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелáтами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих.2 При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона. Он первый сделался простáтом народа. Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

3. Порядок древнего государственного устройства, существовавшего до Драконта, был следующий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение десяти лет. (2) Важнейшими и первыми по времени из должностей были царь, полемарх и архонт. Из них первой была должность царя, она была унаследованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми. По этой причине и пригласили Иона, когда наступили затруднительные обстоятельства. (3) Последней является должность архонта. Большинство говорит, что она возникла при Медóнте, а некоторые - что при Акáсте. В доказательство последние ссылаются на то, что девять архонтов клянутся давать присягу таким же порядком, как во времена Акаста, так как при нем, по их мнению, Кодрúды отказались от царского достоинства ради привилегий, данных архонту.3 Как бы ни было дело в действительности, разница во времени в том и другом случае небольшая. А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается ни какими из дел, унаследованных от отцов, как царь и полемарх, а все только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи расширена дополнительными обязанностями. (4) Что же касается фесмофéтов, то они были избраны много лет спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна не была более как годичной. (5) Итак, по времени вот в какой последовательности эти должности идут одна за другой...

Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, производить только предварительное расследование. Вот как обстояло дело с должностями архонтов. (6) Наконец, совет ареопагúтов,4 хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что выбор архонтов производился по благородству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты...

                                                                                           

Законы Драконта

Надпись 409 — 408 гг. до и. э. (SIG3, № 111)

         Из законов  архонта 621 г. до н. э. Драконта сохранились  только  те, которые касались непредумышленного убийства. Они действовали, в Афинах до III в. до н. э. В конце V в. до н. э. надпись с текстом  этих законов была высечена заново на каменном столбе (старая, очевидно, разрушилась от времени) и выставлена на площади для народных собраний - агоре. Здесь ее и обнаружили археологи.

      

И если кто убьет кого-нибудь непредумышленно, он должен идти в изгнание; судить же должны басилеи по обвинению в убийстве или, если кто станет обвинять кого-нибудь, как умышлявшего убийство, а эфеты должны разобрать. Примириться могут все совместно, если будет налицо отец или брат, или сыновья; иначе несогласный берет верх. Если таких родственников не окажется, тогда могут примириться родственники вплоть до родственников второй степени и до двоюродного брата, буде все согласятся на примирение, но должны при этом принести клятву. Если же из таковых никого не окажется, а убийство совершит человек непредумышленно и признает комиссия пятидесяти одного, именно эфеты, что он убил непредумышленно, тогда десять членов фратрии, буде пожелают, должны разрешить ему доступ в страну. Эти лица избираются комиссией пятидесяти одного из благородных. И те, которые ранее совершили убийства, должны подлежать этому закону. Объявить о судебном преследовании совершившего убийство надлежит на площади всем родом вплоть до родственников второй степени и двоюродного брата; а преследование вести совместно и двоюродным братьям, и их сыновьям, и зятьям, и тестям и членам фратрии. Если же кто-нибудь убьет человекоубийцу или будет причиной убийства, он должен быть лишен права появляться на пограничной площади и участвовать в состязаниях и святынях амфиктиóновских как убивший афинянина и подлежать тем же самым запрещениям. А разбирать дело надлежит эфетам. Наоборот, разрешается убивать и арестовывать человекоубийц на их собственной земле, это не должно налагать скверны и требовать искупления; в противном случае виновный должен в двойном размере выплатить за причиненный ущерб... зачинщика насилия... если кто убьет непредумышленно во время состязания или задавит на дороге, или убьет на войне по недоразумению... точно так же подлежит обвинению в убийстве, раз убьет раба или свободного... если кто человека, насильственным образом пытавшегося беззаконно уносить или уводить неживое или живое имущество, тут же убьет в состоянии самозащиты, это убийство не подлежит наказанию... Если кто - будь это должностное или частное лицо - будет повинен в повреждении или изменении этого закона, он подвергается лишению гражданской чести - и сам, и дети, и все его достояние.

 

Аристотель. Политика. II. 9. 9

 

Драконту принадлежат законы, но он их составил для существовавшего уже государственного строя. Особенного, что заслуживало бы упоминания, в этих законах нет ничего, разве только суровость их вследствие величины наказаний.

 

Плутарх. Солон. XVII

 

XVII. Солон прежде всего отменил все законы Драконта, кроме законов об убийствах; он сделал это ввиду жестокости их и строгости наказаний: почти за все преступления было назначено одно наказание - смертная казнь; таким образом, и осужденные за праздность подвергались смертной казни, и укравшие овощи или плоды несли то же наказание, как и святотатцы и человекоубийцы. Поэтому впоследствии славилось выражение Демада, что Драконт написал законы кровью, а не черной краской. Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего.

 

II. РЕФОРМЫ СОЛÓНА

 

Аристотель. Афинская Полития. 5-12

        Отрывок из  «Афинской Политии», посвященный реформам Солона, проливает свет на деятельность выдающегося афинского законодателя. Аристотель явно сочувствует умеренности Солона и его стремлению не допустить передела имущества и передачи власти беднейшему населению. Он с негодованием отвергает клевету аристократов, обвинявших Солона в том, что он провел отмену, долгов в интересах личного обогащения. Но и сочувствующий Солону Аристотель вынужден признать, что установленный законодателем порядок не оправдал ожиданий народа, и отношение к нему  впоследствии резко изменилось к худшему.

 

5. Ввиду того, что существовал  такой государственный порядок  и большинство народа было  в порабощении у немногих, народ  восстал против знатных. (2) Смута  была сильная, и долгое время  одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства, после того как он сочинил элегию, начинавшуюся словами:

Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала;

Вижу, как клонится ниц первая прежде страна

Меж Ионийских земель.

В ней он нападает на обе партии, защищая в то же время одну от другой, разбирает весь спор, а после этого убеждает одинаково тех и других прекратить возникший раздор.

(3) По происхождению и по известности  Солон принадлежал к первым людям в государстве, по состоянию же и по складу своей жизни - к средним. Все вообще данные говорят за это, да, кроме того, и сам он свидетельствует об этом в следующем стихотворении, предупреждая богатых, от чрезмерных притязаний:

Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце:

Много досталось вам благ, ими пресытились вы.

Знайте же меру надменному духу: не то перестанем

Мы покоряться, и вам будет не по сердцу то,

И вообще виновниками этой смуты он всегда выставляет богатых. Потому и в начале своей элегии он говорит, что боится «как сребролюбья людей, так и надменности их», значит, предполагает, что из-за этого и возникла вражда.

6. Взяв дела в свои руки, Солон  освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так государственных, что называют сисáхфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя.5 (2) Насчет этого некоторые пытаются клеветать на него.6

Именно случилось так, что, когда Солон собирался произвести сисáхфию, он рассказал об этом некоторым из своих знакомых и после, как говорят демократы, был обманут друзьями; по словам же тех, которые хотят очернить Солона, он и сам принимал в этом участие. Они будто бы, заняв денег, скупили на них много земли, а когда вскоре после этого состоялась отмена долгов, оказались богачами. Вот из их-то среды и вышли, говорят, те люди, которые впоследствии слыли за «исконных богачей». (3) Однако более правдоподобен рассказ демократов. В самом деле, раз во всех отношениях человек оказался настолько умеренным и беспристрастным, что, имея возможность привлечь к себе одну сторону и таким путем сделаться тираном в государстве, вместо этого вызвал ненависть к себе обеих сторон и благо и спасение государства предпочел личным выгодам, то неправдоподобно, чтобы этот человек стал марать себя в таких мелких и ничтожных делах. (4) А что ему действительно представлялась такая возможность, об этом свидетельствуют и расстроенные дела государства, и сам он в своих стихотворениях упоминает во многих местах; да и все остальные признают это согласно; следовательно, это обвинение надо считать ложным.

7. Государственный строй, который  установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах. Написав эти законы на кирбах, афиняне поставили их в «царском портике», и все поклялись их соблюдать. Девять же архонтов, принося присягу у камня,7 давали обет посвятить золотую статую, если преступят какой-нибудь из законов. Вот  почему они и теперь еще дают такую клятву.

     (2) Солон установил  эти законы на сто лет и  дал государству следующее устройство.

(3) На основании оценки имущества  он ввел разделение на четыре  класса, каковое разделение было уже и раньше,8 - на пéнтакóсиомедúмнов, всадников, зевгúтов и фетов. Притом все вообще должности он предоставил исправлять гражданам из пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов - должности девяти архонтов, казначеев, полетов, одиннадцати и колакретов. Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народном собрании и судах.

Информация о работе Образование Афинского государства