Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:10, курс лекций
Áттика по причине скудости почвы с самых древ¬них времен не испытывала внутренних переворотов и всегда занята была одним и тем же населением. (6) Весьма важным подтверждением этой мысли служит и то, что в остальных частях Эллады население вслед-ствие иммиграции увеличи¬лось не в одинаковой степени с Аттикой. Объясняется это тем, что, вытесняемые войной или междоусобицами, самые могущественные обитатели из прочей Эллады удалялись к афинянам, так как те сидели на земле крепко, и, становясь тотчас граж-данами в Аттике, уже с давней поры сделали государство еще большим по количеству насе-ления, так что впоследствии, когда в Аттике не оказывалось достаточно земли, афиняне от-правляли колонии даже в Ионию.
В течение очень долгого времени Писистратиды, хотя и были тиранами, поступали благородно и разумно, взимали с афинян только двадцатую часть получаемых с земли доходов, прекрасно украсили их город, выдерживали войны и совершали жертвоприношения в священных местах.52 В остальном государство управлялось ранее установленными законами, за исключением того, что Писистратиды всегда заботились о том, чтобы назначать на государственные должности кого-либо из своих родственников.
Свержение тирании в Афинах (Фукидид. История. I. 20, 2)
Большинство афинян думают, что Гиппарх был убит Гармóдием и Арúстогитóном как тиран, и не знают того, что правителем тогда был Гиппий как старший из сыновей Писи-страта, а Гиппарх и Фессал были его братьями; на самом же деле у Гармодия и Арúстогитóна в намеченный для их дела день вдруг явилось подозрение, будто сообщниками о чем-то сделан донос Гиппию, и потому они обратились не против него, воображая, что он уже предуведомлен, но так как все-таки хотели, прежде чем будут арестованы, сделать что-нибудь серьезное, хотя бы с риском для самих себя, то, встретившись с Гиппаpхом у так называемого Леокория, когда он встраивал панафинейскую процессию, они убили его.
Сколий в честь Гармодия и Аристогитона
Застольные
песни (сколии) в честь Гармодия
и Аристогитона, убийц одного
из Писистратидов (Гиппарха), стали
сочиняться вскоре после сверже
Под листьями мирта мечи понесем,
Подобно Гармодью с Аристогитоном,
Когда поразили тирана мечом
И равными сделали всех пред законом.
О, милый Гармодий, не умер ты, нет.
На острове ныне живешь ты блаженных -
В стране, где Ахилл быстроногий живет,
Где вечно витает Тидид благородный.53
Под листьями мирта мечи понесем,
Подобно Гармодью с Аристогитоном,
Как в праздник Афины великой вдвоем
Тирана Гиппарха они поразили.
Да, вечная слава вас ждет и потом,
О, милый Гармодий с Аристогитоном,
За то, что тирана сразили мечом
И равными сделали всех пред законом.
Геродот. История. VI. 123
Áлкмеонúды были... ненавистниками тиранов. Все время, пока длилась тирания, они находились в изгнании... Вследствие их ловкости Писистратиды потеряли тиранию, и, таким образом, Алкмеониды были освободителями Афин в гораздо большей степени, как я полагаю, чем Гармодий и Аристогитон. Эти последние, убив Гиппарха, только ожесточили оставшихся из Писистратидов и вовсе не заставили их отказаться от тирании. Между тем Алкмеониды явно освободили Афины, поскольку именно они убедили пифию давать предписания лакедемонянам об освобождении Афин.
Аристотель. Афинская Полития. 19
После этого54 тирания стала гораздо более суровой, так как Гиппий, мстя за брата, многих перебил и изгнал и вследствие этого стал всем внушать недоверие и озлобление. (2) На четвертый приблизительно год после смерти Гиппарха положение Гиппия в городе стало настолько ненадежным, что он начал укреплять Мунихию, намереваясь туда переселиться. Но в то время как он был занят этим делом, его изгнал лакедемонский царь Клеомен, так как лаконцам все время давались повеления оракула о низвержении тирании. А это происходило по следующей причине. (3) Как ни пытались изгнанники, среди которых первое место занимали Алкмеониды, своими собственными силами добиться возвращения, они не могли этого сделать и всякий раз терпели неудачу. Все их попытки оставались тщетными. Так, между прочим, они укрепили в самой стране местечко Липсидрий на Парнете, и туда собрались некоторые из жителей города; однако они были выбиты оттуда тиранами. Оттого-то впоследствии, уже после этого несчастья, постоянно пели в сколиях:
Ах, Липсидрий, ах, друзей предатель!
Ты каких воителей отважных
Погубил там — знать-то все какую!
Впрямь они там род свой оправдали!55
Итак, терпя во всем неудачу, они взяли на откуп постройку храма в Дельфах; отсюда-то и явилось у них достаточно денег, для того чтобы призвать на помощь лаконцев. А пифия постоянно объявляла лакедемонянам, когда они вопрошали оракула, что надо освободить Афины. Кончилось дело тем, что она. Склонила к этому спартанцев, хотя Писистратиды были с ними в отношениях гостеприимства.56
IV. РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА (508 г. до н. э.)
Введение территориального деления (Геродот. История. V. 66-73)
66. Афины и прежде были велики, а тут, освободившись от тиранов сделались еще более сильными. В них тогда два человека имели большую силу: Клисфен Алкмеонид - тот самый, который, как ходили слухи, подкупил пифию, и Исагор, сын Тисандра, человек из известной семьи; однако происхождения его я не могу указать, но его сородичи приносят жертвы Зевсу Карийскому.57 Вот эти-то люди и стали спорить из-за власти. Побеждаемый противниками, Клисфен привлек на свою сторону народ. Потом афинское население, составлявшее до сих пор четыре филы, он разделил на десять; при этом он отменил прежние названия их по именам сыновей Иона - Гелеонта, Эгикорея, Аргадея и Гоплета - и придумал для фил прозвища по именам других героев - все местных, за исключением Эанта. Этого последнего, хотя и чужого, он взял как ближайшего соседа и союзника, с которым были отношения гостеприимства.
69. Клисфен афинский был внуком
по матери сикионского
70. В свою очередь побеждаемый теперь Исагор придумал следующее. Он призвал к себе на помощь Клеомена лакедемонского, который еще со времени осады Писистратидов сделался ему «гостем». А про Клеомена ходила молва, обвинявшая его в том, что он будто бы был в связи с женой Исагора. Сначала Клеомен посылал в Афины герольда и предлагал изгнать Клисфена, а вместе с ним - ещё многих афинян, называя их «нечестивцами». Это говорил он через посланца своего по наущению Исагора. Дело в том, что на Алкмеонидов и на их сторонников падало обвинение в этом убийстве, однако ни сам он, ни его друзья не принимали в нем участия. Среди афинян они получили прозвище «нечестивцев» вот по какой причине...
72. Когда Клеомен через своего
герольда стал требовать
73. Афиняне же после атого пригласили Клисфена и семьсот семейств, изгнанных Исагором...
20. После низвержения тирании
началась распря между
(3) Клисфен ввиду этого тайно удалился, а Клеомен, придя с небольшим отрядом, начал изгонять из города под видом очищения от скверны семьсот афинских семейств. Приведя это в исполнение, он пытался низложить Совет и отдать город под власть Исагора и трехсот его приверженцев. Однако Совет оказал сопротивление, и собрался народ. Тогда сторонники Клеомена и Исагора убежали на Акрополь, а народ, обложив их там, осаждал в течение двух дней; на третий день отпустили Клеомена и всех бывших с ним, обеспечив им свободный выход, а Клисфена и остальных изгнанников призвали обратно.
(4) Когда народ взял в свои руки управление, Клисфен стал вождем и простатом народа. Это произошло потому, что чуть ли не главными виновниками изгнания тиранов были Алкмеониды и они же большей частью вели непрестанную политическую борьбу. (5) Но еще раньше Алкмеонидов пытался вести борьбу с тиранами Кедон. Поэтому-то в честь его и пели в сколиях:
И за Кедона налей, виночерпий: всегда его помни,
Если за добрых мужей очередь кубок налить.
21. Так вот по этим-то причинам народ и верил Клисфену. И тут, находясь во главе народной партии, на четвертом году после низвержения тиранов при архонте Исагоре (2) он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырёх. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства. Отсюда и пошло выражение: «не считаться филами» - в ответ тем, кто хочет исследовать происхождение.
(3) Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто. Разделил же он не на двенадцать фил из того соображения, чтобы это деление не совпадало с существовавшим ранее делением на триттии; именно в четырех филах было двенадцать триттий, так что в этом случае не удалось бы смешать народ.
(4) Кроме того, Клисфен разделил и страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов прибрежной полосы, десять—из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу он назначил по жребию три триттии, так чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей.59 Далее, он заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов. Вот отчего афиняне и называют себя по именам демов.60 (5) Учредил он и должность демархов, которые имеют те же обязанности, что прежние навкрары, так как демы он образовал вместо навкрарий. Что касается названий, то некоторым из демов он дал их по местечкам, некоторым - по основателям, так как уже не все демы связаны были с местами.61 (6) Роды же, фратрии и жречества он предоставил всем иметь по отеческим заветам. Филам он дал в качестве эпонимов из ста предварительно намеченных архагетов десятерых, которых изрекла пифия.
22. В результате этих изменений
государственный строй стал
Остракизм
Плутарх. Аристид. VII
VII. Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; благопристойности ради он назывался и «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но по сути дела оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательства находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилетнем изгнании того, кто это чувство вызвал.
...Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества.
Филохор. Фрагмент № 30
Филохор - афинский историк IV—III вв. до н. э., составивший историю Аттики (Аттиду) в 17 книгах. Участвовал в борьбе против македонян и был казнен македонским царем Антигоном Гонатом после взятия им Афин. Из сочинений Филохора до нашего времени дошли многочисленные отрывки.
Народ производил предварительное голосование перед восьмой пританией по вопросу, находит ли он нужным «подавать черепок». Если это признавалось нужным, рыночная площадь (агора) огораживалась досками, причем оставляли десять входов; через них входила каждая фила отдельно, а черепки подавали, поворачивая их надписью вниз. Наблюдали за этим девять архонтов и Совет.62 Затем черепки подсчитывали, и тот, против кого было подано больше всего голосов, и притом не менее шести тысяч,63 должен был удалиться из города на десять лет (впоследствии на пять). Перед этим он должен был в течение десяти дней дать другим и сам получить удовлетворение по своим личным делам; он сохранял право пользоваться доходами, но не имел права приближаться к черте Гереста, мыса на Эвбее.64
...Из людей малоизвестных