Органы государственной власти и право с 50-80гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы подробное изучение советского государства и права в период 1950-1980-х гг.
Объектом исследования является советское государство, его высшие органы и права в период с 1950-1980 гг.
Вопросы, которые мы изучим в настоящей работе подразделены следующему порядку:
Во-первых, изучим высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг., реорганизацию правоохранительной системы СССР и систему местных советов, где подробно изучим деятельность советов народных депутатов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Высшие органы государственной власти 5
1.1. Высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг. 5
1.2. Реорганизация правоохранительной системы СССР 12
1.2. Система местных советов. Развитие и деятельность Советов народных депутатов 15
Глава 2. Характеристика изменений в праве 18
2.1. Развитие советского права в 50-60 гг. 18
2.2. Развитие права в СССР в 60-80 гг. 25
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

советское государство.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

Введение

В данной работе раскрывается следующая  тема: «Советское государство и право  в 1950-1980 гг.».

Актуальность данной темы является в том, что советское государство в данный рассматриваемый период характерен непрерывными перестройками государственного аппарата и причины этих перестроек были неоднозначными, с  одной стороны, они обусловливались стремлением в соответствии с решениями XX съезда КПСС демократизировать государственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в годы формирования и упрочения командно-административной системы государственного управления. Но не все осуществлявшиеся меры соответствовали вышеназванной цели, а представляли собой оторванные от реальной жизни, непродуманные проекты, не выдерживавшие даже краткого испытания практикой. В итоге результате принятых мер деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением, развивалась правовая база деятельности Советов. Вторая половина 50 - 80-х годов стали осуществляться мероприятия, которые внешне носили демократический характер а, по сути, являлись показными, декларативными, не оказавшими реального воздействия на практику. К ним относились всенародные обсуждения важнейших законопроектов, результаты которых даже официально имели рекомендательную силу.

В 1957-1960 гг. в союзных  республиках были приняты новые  Положения о местных (сельских и  районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

В исследуемый период были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности. Прежде всего, 1 сентября 1953 г. был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие несправедливо репрессированные люди были реабилитированы. В период 1960-1980гг. кодификационные работы были продолжены. Они охватывали собой как общесоюзное законодательство, так и основанное на нем законодательство союзных республик.

Цель настоящей работы подробное изучение советского государства  и права в период 1950-1980-х гг.

Объектом исследования является советское государство, его  высшие органы и права в период с 1950-1980 гг.

Вопросы, которые мы изучим в настоящей работе подразделены следующему порядку:

Во-первых, изучим высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг., реорганизацию  правоохранительной системы СССР и  систему местных советов, где  подробно изучим деятельность советов народных депутатов.

Во-вторых изучим характерные  изменения в советском праве  в 1950-1960 гг и развитие права в СССР 1960-1980 гг.

В работе были использованы материалы  из нескольких источников, таких как  история государства и права России Исаева И.А., Титова Ю.П., Чибиряева С.А., история отечественного государства и права Чистякова О. И, Кузнецова И. Н., хрестоматия по истории государства и права СССР.

 

Глава 1. Высшие органы государственной  власти

1.1. Высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг.

 

Период 50-60 - х г. в развитии государственного аппарата СССР характерен тем, что происходили непрерывные перестройки государственного аппарата. Причины этих перестроек были неоднозначными. С одной стороны, они обусловливались стремлением в соответствии с решениями XX съезда КПСС демократизировать государственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в годы формирования и упрочения командно-административной системы государственного управления.

Однако надо сказать, что далеко не все осуществлявшиеся меры соответствовали вышеназванной цели, а представляли собой оторванные от реальной жизни, непродуманные проекты, не выдерживавшие даже краткого испытания практикой.

Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизацию их деятельности, упрочение связей с народными массами. Это было необходимо потому, что, как отмечалось на XX съезде КПСС, в работе Советов имелись серьезные недостатки - нарушался принцип коллегиальности, сессии Советов созывались нерегулярно с нарушением сроков, установленных Конституцией СССР, депутаты не всегда отчитывались перед избирателями в своей работе. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами".

В постановлении определялись задачи Советов: значительное улучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи Советов с населением, всемерное вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых самодеятельных организаций. В качестве мер по совершенствованию советского аппарата предусматривались решительная борьба с проявлениями бюрократизма и волокиты, невнимательного отношения к нуждам населения, усиление роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, соблюдении законности.

Надо сказать, что в  результате принятых мер деятельность Советов оживилась: регулярно стали  созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением.

Развивалась правовая база деятельности Советов. В 1957-1960 гг. в  союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

Вместе с тем начиная  со второй половины 50-х годов стали  осуществляться мероприятия, которые внешне носили демократический характер а, по сути, являлись показными, декларативными, не оказавшими реального воздействия на практику. К ним относились всенародные обсуждения важнейших законопроектов, результаты которых даже официально имели рекомендательную силу.

Некоторые реорганизации, проведенные в рассматриваемый  период, не были основательно продуманы. К ним с полным основанием можно  отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские. Последним были соответственно подчинены промышленные и сельскохозяйственные районы. Полная нежизненность такой реорганизации стала очевидной очень скоро: нарушилось единство власти, началась неразбериха в управленческих структурах. Поэтому в ноябре 1964 г. Указами Президиума Верховного Совета СССР во всех краях, областях, районах были восстановлены единые Советы депутатов трудящихся.

В рассматриваемый период остро встала проблема повышения  эффективности управления народным хозяйством. Существовавшая централизованная административно-командная система сковывала инициативу предприятий, тормозила развитие промышленности и строительства. Выход виделся в осуществлении организационных мер, реорганизации управления. Именно в этом направлении шел поиск. В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был заменен территориальным. В связи с этим были упразднены некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие промышленностью и строительством.

Вся страна была разделена  на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом  Министров союзной республики создавался Совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями  и стройками.

Переход к территориальной  системе управления промышленностью  и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства.

Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло. Обнаружились новые недостатки - местничество, не всегда компетентное руководство. Причина состояла в том, что с  созданием совнархозов в основу управления промышленностью и строительством были положены не экономические методы, а видоизмененные административно-командные. В рассматриваемый период были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности.

Прежде всего, 1 сентября 1953 г. был отменен внесудебный  исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные люди были реабилитированы.

Реорганизации подверглись  и правоохранительные органы. В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен и  образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Спустя некоторое время была устранена чрезмерная централизация руководства органами внутренних дел. В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Вместе с изменениями в структуре милиции на местах были осуществлены изменения прав органов милиции в союзных республиках. Начальник управления милиции союзной республики стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назначался Советом Министров союзной республики.

Восстановление принципа двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел имело цель укрепить их связи с Советами депутатов трудящихся, усилить контроль за их деятельностью1. Аналогичную цель преследовало и восстановление в 1957 г. наблюдательных комиссий, которые создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. Перед наблюдательными комиссиями ставилась задача осуществления постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду. Комиссии должны были привлекать общественность к перевоспитанию осужденных, содействовать в трудоустройстве лицам, освобожденным из мест заключения.

В конце 50-х годов получила распространение практика передачи некоторых государственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны общественного порядка. В ноябре 1958 г. в Ленинграде возникли добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

В целях всемерного развития этой организационной формы ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 г. приняли постановление "Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране". В соответствии с ним ДНД стали создаваться повсеместно. В 1962 г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединявших в своем составе более 4 млн. человек.

Надо сказать, что создание ДНД сыграло определенную положительную роль, позволило привлечь внимание общественности к решению важной задачи охраны общественного порядка. Вместе с тем вольно или невольно принижалось значение того факта, что охрана общественного порядка требует профессионального подхода, определенных профессиональных знаний и навыков, которыми не обладали в должной мере члены добровольных народных дружин.

В 1960 г. было ликвидировано  Министерство внутренних дел СССР. Однако, как показала практика, эта  мера оказалась недостаточно продуманной. Усложнилась координация работы республиканских органов охраны общественного порядка, оказались ослабленными межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью, а также использование в этой борьбе достижений науки и техники.

Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а функции управления в области юстиции переданы Верховному Суду СССР, Верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областным судам. Последние имели право производить ревизии народных судов, контролировать всю их деятельность, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами.

В феврале 1957 г. в связи  с тем, что в работе транспортных судов не содержалось таких специфических  признаков, которые давали бы основания выделять эти суды в особую судебную систему, а также в силу сокращения объема их деятельности транспортные суды были упразднены. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные, краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.

Особое место в системе  государственных органов в рассматриваемый период занимали органы партийно-государственного контроля. По решению ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС был создан единый союзно-республиканский орган - Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

В республиках, краях, областях и районах комитеты партийно-государственного контроля утверждались на пленумах соответствующих  комитетов КПСС.

На предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в учреждениях  и при домоуправлениях были созданы группы содействия партийно-государственному контролю. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и его органы были наделены широкими правами. Они могли давать указания руководителям министерств, ведомств, организаций, предприятий, строек, колхозов, совхозов об устранении недостатков и нарушений; заслушивать доклады, требовать объяснения, а также необходимые документы и материалы от руководителей, допускающих бюрократизм, волокиту; приостанавливались незаконченные, могущие нанести ущерб интересам государства распоряжения и действия организаций, учреждений и должностных лиц; привлекать виновных к ответственности, налагать дисциплинарные взыскания, понижать в должности, отстранять от занимаемых постов, производить денежные  начеты,   а также направлять материалы о  злоупотреблениях и иных преступных действиях в органы прокуратуры доя привлечения виновных к уголовной ответственности.

Информация о работе Органы государственной власти и право с 50-80гг.