Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель настоящей работы подробное изучение советского государства и права в период 1950-1980-х гг.
Объектом исследования является советское государство, его высшие органы и права в период с 1950-1980 гг.
Вопросы, которые мы изучим в настоящей работе подразделены следующему порядку:
Во-первых, изучим высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг., реорганизацию правоохранительной системы СССР и систему местных советов, где подробно изучим деятельность советов народных депутатов.
Введение 3
Глава 1. Высшие органы государственной власти 5
1.1. Высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг. 5
1.2. Реорганизация правоохранительной системы СССР 12
1.2. Система местных советов. Развитие и деятельность Советов народных депутатов 15
Глава 2. Характеристика изменений в праве 18
2.1. Развитие советского права в 50-60 гг. 18
2.2. Развитие права в СССР в 60-80 гг. 25
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Основы формулировали задачи гражданского судопроизводства, состоявшие в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Они предусматривали расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. В случаях, предусмотренных законом, гражданские дела могли быть рассмотрены товарищескими судами.
В 1964 г. в соответствии с Основами и в их развитие были приняты новые гражданско-процессуальные кодексы союзных республик.
Кодификационные работы, начатые в 50-х-60-х гг., были продолжены. Они охватывали собой как общесоюзное законодательство, так и основанное на нем законодательство союзных республик. Следует отметить, что в рассматриваемый период кодификация законодательства носила более масштабный характер и нашла выражение в разработке и принятии разнообразных законодательных актов: 1) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик и принятые в соответствии с ними республиканские кодексы; 2) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик (о народном образовании, о здравоохранении и др.); 3) общесоюзные кодексы (например, Воздушный кодекс СССР 1983 г.).
Весьма важной формой систематизации законодательства, которая была развернута в конце 70-х годов, стало издание Свода законов СССР. Оно было направлено на дальнейшее совершенствование советского законодательства, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.
Основой Свода законов являлась Конституция СССР. В Свод включались законодательные акты и важнейшие совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановления правительства СССР общенормативного характера.
Свод законов СССР - официальное издание Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, состоявшее из семи разделов: 1) об общественном и государственном устройстве; 2) о социальном развитии и культуре, социально-экономических правах граждан; 3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов; 4) о народном хозяйстве; 5) о международных отношениях и внешних экономических связях; 6) об обороне страны и охране государственных границ; 7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.
Каждый раздел, в свою очередь, был разбит на главы с более конкретным содержанием (органы власти, отрасли права). Подготовка проектов законодательных актов для включения их в Свод законов СССР была возложена на Министерство юстиции СССР. Для общего руководства подготовкой и изданием Свода законов СССР была создана специальная комиссия, возглавлявшаяся министром юстиции СССР.
В последующие годы было издано 11 томов Свода законов СССР.
Административное законодательс
К административным правонарушениям Основы относили нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, пьянство, мелкие хищения, мелкую спекуляцию.
Административной
Основы закрепляли и
уточняли сложившуюся систему
В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой кодекс был принят в 1984 г.
Гражданское и хозяйственное право. На развитие гражданского права в рассматриваемый период существенное воздействие оказала Конституция СССР 1977 г., которая не только закрепила господство социалистической собственности, но и расширила ее формы. В частности, Конституция, кроме существовавших ранее государственной и колхозно-кооперативной форм собственности, закрепляла еще один вид социалистической собственности - имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10).
Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Статья 13 Основного Закона устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством.
В пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставлявшиеся в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане были обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки.
Конституция СССР устанавливала, что имущество, находившееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно было служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Статья 57 гласила: "Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество".
Статья 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Закрепленные в Конституции положения обусловили необходимость внесения изменений в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В Основах были конкретизированы случаи опровержения сведений, порочащих честь или достоинство гражданина или организации. Если такие сведения распространялись в печати, то они должны были быть опровергнуты также в печати. Если они содержались в документе, исходившем от организации, то такой документ подлежал замене. Порядок опровержения в иных случаях устанавливался судом.
В рассматриваемый период в качестве одного из конституционных прав было закреплено право граждан на жилище (ст. 44 Конституции СССР 1977 г.). В соответствии с этим Верховный Совет СССР 24 июня 1981 г. принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а несколько позднее - в 1983 г. - союзные республики приняли жилищные кодексы. Таким образом, впервые в истории советского государства было кодифицировано жилищное законодательство.
Конституционное право граждан на жилище предусматривало развитие государственного жилищного фонда, содействие кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливое распределение под общественным контролем жилой площади, а также невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги.
Законодательство определяло
порядок предоставления гражданам
жилой площади в домах
Жилищное законодательство устанавливало обязанность граждан бережно относиться к жилому помещению, использовать его по назначению, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию. Запрещалось использовать жилые помещения в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.
Жилищное законодательство предусматривало основания для улучшения жилищных условий граждан. Оно устанавливало категории граждан, имевших право на льготы в обеспечении жильем, - участники и инвалиды Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, семьи погибших или пропавших воинов (партизан). Жилищное законодательство повышало норму жилплощади на одного человека (в РСФСР устанавливалась норма 12 кв. м).
Важное значение имело положение закона о том, что выселение граждан могло производиться только в судебном порядке. В некоторых случаях (самоуправство занявших жилое помещение или проживание в домах, грозящих обвалом) допускалось выселение в административном порядке с санкции прокурора.
Семейное право. Впервые в истории советского государства положения семейного права получили закрепление в Основном Законе. В ст. 53 Конституции СССР 1977 г. говорилось: "Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях".
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организаций и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Вместе с тем в рассматриваемый период впервые были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (27 июня 1968 г.)8. Затем в соответствии с Основами в 1969-1970 гг. - брачно-семейные кодексы в союзных республиках.
Основы законодательства о браке и семье признавали юридически действительным только брак, зарегистрированный в органах загса.
Законодательство
Вступление в брак советских граждан происходило на общих основаниях, т.е. по законам той союзной республики, на территории которой находился загс. Брак советских граждан с иностранцами в СССР не влек за собой изменения гражданства.
Согласно Основам
Изменился порядок расторжения брака. Ранее действовавший порядок, по которому решения о расторжении брака выносили не народные, а вышестоящие суды, был отменен. Теперь вопрос о расторжении брака решал народный суд. Вместе с тем допускался и более упрощенный порядок развода - в органах загса, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод. Предусматривались и некоторые другие случаи упрощенного порядка развода.
Основы и республиканские кодексы содержали важные нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка. Так, в случаях установления внебрачных детей по суду принимались во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание отцовства ответчика.
Законодательство решало также вопросы установления отца внебрачного ребенка и записи об отце в свидетельстве о рождении.
На конституционном уровне в рассматриваемый период решался вопрос об обязанностях родителей в отношении детей. Статья 66 Конституции СССР 1977 г. гласила: "Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду...".
В то же время Конституция обязывала детей заботиться о родителях, оказывать им помощь.
В октябре 1979 г. в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье были внесены некоторые изменения и дополнения. Они имели важное значение. В частности, не допускалось какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав в брачных и семейных отношениях в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Ряд новых положений касался иностранцев и лиц без гражданства. Эти лица пользовались правами и несли обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с советскими гражданами.
Трудовое право. В правовом регулировании трудовых отношений в рассматриваемый период произошли серьезные изменения. Ряд важных положений получил отражение в Конституции СССР 1977 г. Закрепляя право на труд, Основной Закон государства расширил его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции СССР 1977 г. содержалось положение об обязанности каждого способного к труду гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области общественно полезной деятельности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.
Конституция СССР закрепляла также право гражданина СССР на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.
Следует отметить, что провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но и материальными гарантиями.
Информация о работе Органы государственной власти и право с 50-80гг.