Органы государственной власти и право с 50-80гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы подробное изучение советского государства и права в период 1950-1980-х гг.
Объектом исследования является советское государство, его высшие органы и права в период с 1950-1980 гг.
Вопросы, которые мы изучим в настоящей работе подразделены следующему порядку:
Во-первых, изучим высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг., реорганизацию правоохранительной системы СССР и систему местных советов, где подробно изучим деятельность советов народных депутатов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Высшие органы государственной власти 5
1.1. Высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг. 5
1.2. Реорганизация правоохранительной системы СССР 12
1.2. Система местных советов. Развитие и деятельность Советов народных депутатов 15
Глава 2. Характеристика изменений в праве 18
2.1. Развитие советского права в 50-60 гг. 18
2.2. Развитие права в СССР в 60-80 гг. 25
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

советское государство.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с новой  Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из вышеперечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, он осуществлял  надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах.

Верховный Суд СССР избирался  Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Всей своей деятельностью он был призван обеспечить правильность применения законов, при осуществлении правосудия на высший судебный орган возлагалась обязанность изучать и обобщать судебную практику, осуществлять анализ судебной статистики и давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

Руководящие разъяснения  Пленума Верховного Суда СССР были обязательны для судов, других органов  и должностных лиц, применявших закон, по которому давалось разъяснение.

В рассматриваемый период были установлены конституционные основы государственного арбитража в СССР.

Основной задачей органов  государственного арбитража являлось разрешение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом о государственном арбитраже в СССР.

Система органов государственного арбитража состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей краев, областей. Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи города, автономной области, автономного округа.

Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Конституцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры  осуществляли высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами.

Генеральный прокурор и  подчиненные ему прокуроры осуществляли надзор за тем, чтобы никто не подвергался незаконному ограничению в правах, аресту без судебного решения или санкции прокурора, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Органы прокуратуры осуществляли также надзор за соблюдением законов в местах предварительного заключения и лишения свободы.

Согласно Конституции  СССР органы прокуратуры строились  на строго централизованной основе. Прокуратуру  СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Он также мог вносить представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требовавшим толкования законов.

Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет.

1.2. Система местных советов. Развитие и деятельность Советов народных депутатов

Процессы, проходившие  в советском государственном  аппарате в 60-80-е гг. XX в. в значительной мере определялись фактом принятия нового Основного Закона СССР.

Конституция СССР установила новое название Советов - Советы народных депутатов. Такое название отражало тот факт, что советское государство именовалось государством всего народа, общенародным государством. Советы народных депутатов составляли его политическую основу.

Конституция СССР изменила и сроки полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР был  увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет.

Основным Законом СССР устанавливалась равное число депутатов  в палатах Верховного Совета СССР - Совете Союза и Совете Национальностей - по 750 человек.

Конституция СССР 1977 г. расширила  круг полномочий Верховного Совета СССР. Она предусмотрела проведение регулярных отчетов Совета Министров СССР перед Верховным Советом СССР. Депутаты Верховного Совета СССР получили право запроса к руководителям всех органов, образуемых высшим представительным учреждением, - председателю Совета Министров СССР, министрам, к председателю Комитета народного контроля СССР, председателю Верховного Суда СССР, Генеральному прокурору СССР.

Несколько ранее, в 1966 г., была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей. Если раньше в первой из них было 4 постоянные комиссии, а во второй - 5, то теперь в каждой из палат создавалось по 10 постоянных комиссий, затем к ним добавилось еще по 6 комиссий. Таким образом, и в той. и в другой палате функционировало по 16 постоянных комиссий (мандатная, законодательных предположений, планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по сельскому хозяйству, по науке и технике и др.).

Верховный Совет СССР Законом от 19 апреля 1979 г. утвердил Положение о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей, в котором определялись порядок их образования, компетенция, права и обязанности. Конституция СССР 1977 г. расширила права местных Советов, которые могли координировать и контролировать деятельность расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, обслуживания населения, соблюдения законодательства.

Еще одной причиной изменений  в государственном механизме  стали организационные преобразования, осуществленные в середине 60-х годов.

В ноябре 1964 г. была восстановлена  единая система Советов. Действовавшие  с 1962 г. в краях и областях промышленные и сельские Советы были объединены.

Прекратилось деление  районов на промышленные и сельские и восстановлены единые районы, Советы, которые подчинялись единым краевым и областным Советам. К числу важных мер, направленных на укрепление местных Советов, повышение их авторитета, следует отнести расширение правовой базы их деятельности (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1978 г. "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов народных депутатов", "Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов народных депутатов", Закон СССР от 25 июня "Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов").

В рассматриваемый период большое значение придавалось развитию организационных форм связи Советов  с населением. К ним, прежде всего, относились депутатские группы и депутатские посты.

Депутатские группы делились на территориальные и производственные. Территориальные депутатские группы создавались для совместной работы среди избирателей депутатов, избранных от смежных избирательных округов. Производственные депутатские группы создавались в трудовых коллективах, где работали несколько депутатов одного или разных Советов. Правовая природа, задачи и компетенция депутатских групп определялись специальными положениями. Депутатские группы играли важную роль в осуществлении полномочий Советов.

Депутатские посты образовывались на подведомственных местному Совету предприятиях, учреждениях, в колхозах. Они осуществляли оперативный контроль за ходом выполнения решений Совета и его органов, а также за работой, требовавшей особого внимания на конкретном участке или объекте.

Широкое развитие получили такие формы самодеятельности населения, как квартальные, домовые комитеты и др.

Вышеназванные организационные  формы были выражением демократических начал в работе Советов. Однако заложенный в них демократизм зачастую не находил должной реализации из-за имевшего в их работе формализма, перегруженности малозначительными вопросами, а нередко и просто из-за показухи.

 

Глава 2. Характеристика изменений  в праве

2.1. Развитие советского права в  50-60 гг.

 

В рассматриваемый период, когда был сделан определенный поворот  в сторону усиления демократических  начал в общественной и государственной жизни, активизируется правотворческая деятельность государства, принимается ряд новых общесоюзных законов.

Масштабы, объем, и многосторонность правотворчества были таковы, что  имелись достаточные основания  для вывода о проведении новой  кодификации советского права, в  особенности таких его отраслей, как гражданское, уголовное, процессуальное право.

В новых общесоюзных  законах нашли отражения те изменения  в социально-экономической и культурной жизни страны, которые произошли со времени первой кодификации начала 20-х годов.

Гражданское право. Наиболее отчетливо изменения, произошедшие в стране, отразились на содержании гражданского права. И здесь, прежде всего следует иметь в виду тот факт, что определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической (государственной и общественной) собственности в главный фактор экономической жизни страны.

Действовавшее к началу периода гражданское законодательство в значительной мере устарело. Некоторые  нормы, принятые в начале 20-х годов, на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация проведена не была. Между тем факт объединения республик в союзном государстве делал необходимым выработку и закрепление норм, которые определили бы единые для страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся  в стране систему имущественных  отношений, в основе которых лежала государственная и общественная собственность. Основы закрепляли государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В разделе Основ, посвященном  праву собственности, подчеркивалось, что советское государство является собственником всего государственного имущества. За отдельными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление.

В Основах впервые  в истории советского законодательства давались классификация оснований  возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

В разделе Основ гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик, посвященном обязательственному праву, ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Эти нормы имели целью использовать договорную форму как инструмент выполнения народохозяйственных планов, обеспечения ответственности предприятий и организаций за ассортимент, качество и комплектность продукции, своевременной ее поставки.

Основы определяли единые для всего Союза ССР принципы регулирования имущественных отношений граждан. Устанавливалось, что государство защищает личную собственность граждан, которая не могла быть использована для извлечения нетрудовых доходов.

Таким образом, Основы гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик 1961 г. регулировали имущественные рыночные отношения, где господствовала экономическая  система, построенная на командно-административных принципах.

В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик4.

Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения находившегося на весьма низком уровне материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.

В 1955-1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население.

В соответствии с решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий лень. В первую очередь были переведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий. В марте 1956 г. на 2 ч была сокращена продолжительность рабочего дня рабочих и служащих в предпраздничные и предвыходные дни. Для подростков от 16 до 18 лет устанавливался 6-часовой рабочий день. Продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам увеличена с 77 до 112 календарных дней. Тогда же был начат перевод рабочих и служащих на 7- и 6-часовой рабочий день без уменьшения заработной платы, завершенный в 1960 г.

Информация о работе Органы государственной власти и право с 50-80гг.