Органы государственной власти и право с 50-80гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы подробное изучение советского государства и права в период 1950-1980-х гг.
Объектом исследования является советское государство, его высшие органы и права в период с 1950-1980 гг.
Вопросы, которые мы изучим в настоящей работе подразделены следующему порядку:
Во-первых, изучим высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг., реорганизацию правоохранительной системы СССР и систему местных советов, где подробно изучим деятельность советов народных депутатов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Высшие органы государственной власти 5
1.1. Высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг. 5
1.2. Реорганизация правоохранительной системы СССР 12
1.2. Система местных советов. Развитие и деятельность Советов народных депутатов 15
Глава 2. Характеристика изменений в праве 18
2.1. Развитие советского права в 50-60 гг. 18
2.2. Развитие права в СССР в 60-80 гг. 25
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

советское государство.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

И так, в заключение нашей  темы «Советское государство и право в 1950-1980 гг.» хотелось бы повторить, что 1950 по 1980 гг. для нашего государства вопрос о поднятии в послевоенный период государственную систему  и право и перестроить ближе к идеальной  был на тот период актуальным.

Однако надо сказать, что далеко не все осуществлявшиеся меры соответствовали вышеназванной цели, а представляли собой оторванные от реальной жизни, непродуманные проекты, не выдерживавшие даже краткого испытания практикой. Некоторые реорганизации, проведенные в рассматриваемый период, не были основательно продуманы. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские. Последним были соответственно подчинены промышленные и сельскохозяйственные районы. Полная нежизненность такой реорганизации стала очевидной очень скоро: нарушилось единство власти, началась неразбериха в управленческих структурах. Поэтому в ноябре 1964 г. Указами Президиума Верховного Совета СССР во всех краях, областях, районах были восстановлены единые Советы депутатов трудящихся. В рассматриваемый период остро встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Существовавшая централизованная административно-командная система сковывала инициативу предприятий, тормозила развитие промышленности и строительства. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался Совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями и стройками. Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. И как мы уже выяснили эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло. Обнаружились новые недостатки - местничество, не всегда компетентное руководство

В рассматриваемый период были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности. Прежде всего, 1 сентября 1953 г. был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие несправедливо репрессированные люди были реабилитированы.

Изменению  подверглись  и правоохранительные органы. В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен и  образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В 1960 г. было ликвидировано Министерство внутренних дел СССР. Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а функции управления в области юстиции переданы Верховному Суду СССР, Верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областным судам. Последние имели право производить ревизии народных судов, контролировать всю их деятельность, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами.

В 1950-1960 гг. когда был  сделан определенный поворот в сторону  усиления демократических начал  в общественной и государственной жизни, активизируется правотворческая деятельность государства, принимается ряд новых общесоюзных законов. Масштабы, объем, и многосторонность правотворчества были таковы, что имелись достаточные основания для вывода о проведении новой кодификации советского права, в особенности таких его отраслей, как гражданское, уголовное, процессуальное право. В новых общесоюзных законах нашли отражения те изменения в социально-экономической и культурной жизни страны, которые произошли со времени первой кодификации начала 20-х годов. Наиболее отчетливо изменения, произошедшие в стране, отразились на содержании гражданского права. Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях, в частности, было осуществлено расширение прав колхозов. В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, которое предоставило колхозникам право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве. Общесоюзные уголовно-правовые законы стали базой для дальнейшего развития уголовного законодательства союзных республик. В соответствии с принципами и положениями, закрепленными в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, разрабатывались уголовные Кодексы союзных республик. В октябре 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят Уголовный кодекс РСФСР, заменивший собой Кодекс 1926 г. Вслед за Российской Федерацией такие кодексы были приняты в других союзных республиках. Развернувшаяся кодификация права затронула и уголовно-процессуальную отрасль. И здесь, прежде всего, следует отметить Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1958 г. В соответствии с Основами задачи уголовного судопроизводства состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной начатые ответственности.

В период 1960-1980гг. кодификационные работы были продолжены. Они охватывали собой как общесоюзное законодательство, так и основанное на нем законодательство союзных республик. Следует отметить, что в рассматриваемый период кодификация законодательства носила более масштабный характер и нашла выражение в разработке и принятии разнообразных законодательных актов таких как: 1) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик и принятые в соответствии с ними республиканские кодексы; 2) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик (о народном образовании, о здравоохранении и др.); 3) общесоюзные кодексы (например, Воздушный кодекс СССР 1983 г.).

Весьма важной формой систематизации законодательства, которая  была развернута в конце 70-х годов, стало издание Свода законов СССР. Оно было направлено на дальнейшее совершенствование советского законодательства, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. Основой Свода законов являлась Конституция СССР. В Свод включались законодательные акты и важнейшие совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановления правительства СССР общенормативного характера. Свод законов СССР - официальное издание Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, состоявшее из семи разделов: 1) об общественном и государственном устройстве; 2) о социальном развитии и культуре, социально-экономических правах граждан; 3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов; 4) о народном хозяйстве; 5) о международных отношениях и внешних экономических связях; 6) об обороне страны и охране государственных границ; 7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. В последующие годы было издано 11 томов Свода законов СССР.

 

Список использованной литературы

 

Исаев И.А. История государства  и права России: Полный курс лекций.–  М.: Юристъ,2003.

 

История государства  и права России: Учебник / Под ред. Ю.П.Титова.– М.: Проспект, 1999.

 

История государства  и права России: Учебник для ВУЗов / Под ред. С.А.Чибиряева.– М.: Былина. 2002.

 

История отечественного государства и права. Ч.1: Учебник / Под ред. О. И. Чистякова.– М., 2000.

 

Кузнецов И. Н. История  государства и права России: Курс лекций.– М.: Амалфея, 2000.

 

Хрестоматия по истории государства и права СССР.– М.,1990.

1 Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций.– М.: Юристъ,2003. С 153

2 Титова Ю.П. История государства и права России: М.: Проспект, 1999.

3 Титова Ю.П. История государства и права России: М.: Проспект, 1999.

4 Хрестоматия по истории государства и права СССР.– М.,1990.

5 Хрестоматия по истории государства и права СССР.– М.,1990.

6 Чистякова О. И. История отечественного государства и права. М., 2000.

7 Чистякова О. И. История отечественного государства и права. М., 2000.

8 Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций.– М.: Юристъ,2003.


Информация о работе Органы государственной власти и право с 50-80гг.