Органы государственной власти и право с 50-80гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы подробное изучение советского государства и права в период 1950-1980-х гг.
Объектом исследования является советское государство, его высшие органы и права в период с 1950-1980 гг.
Вопросы, которые мы изучим в настоящей работе подразделены следующему порядку:
Во-первых, изучим высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг., реорганизацию правоохранительной системы СССР и систему местных советов, где подробно изучим деятельность советов народных депутатов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Высшие органы государственной власти 5
1.1. Высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг. 5
1.2. Реорганизация правоохранительной системы СССР 12
1.2. Система местных советов. Развитие и деятельность Советов народных депутатов 15
Глава 2. Характеристика изменений в праве 18
2.1. Развитие советского права в 50-60 гг. 18
2.2. Развитие права в СССР в 60-80 гг. 25
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

советское государство.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

В текущем законодательстве в рассматриваемый период были приняты нормы, направленные на улучшение условий труда рабочих и служащих, повышение его оплаты. В 1966-1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы. В 1968 г. он составлял 70 руб. Однако наибольшее значение имело дальнейшее развитие трудового законодательства: в 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, а затем в союзных республиках приняты новые Кодексы законов о труде. В РСФСР такой кодекс был принят в 1971 г.

В Основах закреплялся  принцип единства основных условий  труда рабочих и служащих. Действие Основ распространялось как на рабочих и служащих, занятых в государственном секторе, так и на лиц, работавших в колхозе по трудовому договору, работников общественных организаций, потребительской кооперации, а также на рабочих и служащих, занятых на сезонных и временных работах, и служащих.

Основы устанавливали, что труд членов колхозов (продолжительность рабочего времени и времени отдыха) регулируется уставами колхозов, принимаемыми в соответствии с Примерным уставом колхоза, а также законодательством, относящимся к колхозам.

Большое место в законодательстве отводилось защите трудовых прав молодежи и женщин.

Был определен круг занятий, на которые запрещалось привлекать женщин и лиц моложе 18 лет. Защищались права беременных женщин и матерей, кормящих грудью. В сентябре 1981 г. женщинам, по их желанию, был установлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения содержания заработной платы до достижения ребенком полутора лет.

Существенным моментом в развитии трудового права стало принятие в июле 1983 г. Закона о трудовых коллективах. В нем получили юридическую регламентацию взаимоотношения трудовых коллективов с администрацией предприятий и учреждений. Появилась роль трудовых коллективов при заключении коллективных договоров в деле укрепления трудовой дисциплины, нормирования и оплаты труда, его охраны, повышения квалификации, расстановки кадров и других вопросах.

Ряд изменений был  внесен в пенсионное законодательство. В частности, были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников (например, занятым в черной металлургии, за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении, организации). Произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

Природоресурсное право. В ст. 18 Конституции СССР 1977 г. говорилось: "В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения  окружающей человека среды".

Статья 67 устанавливала  обязанность граждан СССР беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 12 Конституции  СССР обязывает колхозы и других землепользователей эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Нормы Основного Закона получили развитие в природоресурсном законодательстве, как общесоюзном, так и республиканском.

В 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза  ССР и союзных республик, которые  закрепляли государственную собственность на землю, определяли правовое положение земель различного назначения (сельскохозяйственных, земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, государственного лесного фонда и др.).

Основы регулировали порядок предоставления земель в  пользование, определяли права и  обязанности землепользователей.

Основы и принятые вслед за ними республиканские земельные кодексы (1970 г.) требовали рационального использования земель, повышения плодородия почвы и культуры земледелия, предусматривали нормы по охране земель от ухудшения и неправильного использования. Не допускалось также (кроме случаев особой необходимости) уменьшение площадей орошаемых и осушаемых земель, пашни, ценных плодовых насаждений, устанавливалась обязанность проводить все необходимые меры по охране земель от ветровой и водной эрозии, недопущению их загрязнения.

В декабре 1970 г. были приняты впервые в истории Советского Союза Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик. В Основах получили правовую регламентацию вопросы использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охраны вод от загрязнения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, укрепления законности в области водопользования.

Основы разграничивали компетенцию Союза и союзных  республик в области регулирования  водных отношений, а также определяли порядок водопользования, устанавливали уголовную ответственность за нарушение водного законодательства.

В 1975 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и  союзных республик о недрах. В 1977 г. - Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик. В них предусматривались правовые меры по охране недр и лесов, обеспечению рационального использования полезных ископаемых и лесных ресурсов, устанавливалась юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах и лесах.

В рассматриваемый период были усилены правовые меры по охране животного мира и атмосферного воздуха. В один день - 25 июня 1980 г.  Верховный  Совет СССР принял Закон об охране атмосферного воздуха  и Закон  об охране и использовании животного мира, что способствовало укреплению правового режима в этой сфере.

Сельскохозяйственное  право. Конституция СССР 1977 г. в ст. 12 закрепила сложившуюся в рассматриваемый период тенденцию к сближению колхозно-кооперативной и государственной собственности. Конкретным выражением этого процесса являлось создание межколхозных и государственно-колхозных предприятий и организаций. Новые условия функционирования колхозов, развитие межколхозных и колхозно-государственных отношений требовали совершенствования организации и деятельности колхозов. В ноябре 1969 г. третий Всесоюзный съезд колхозников принял Примерный устав колхоза, который внес изменения в ранее действовавший Примерный устав сельскохозяйственной артели. Новый Примерный устав расширял права колхозов. Они могли устанавливать план хозяйственной деятельности, в котором определялись размеры посевных площадей, поголовья скота, сроки сельскохозяйственных работ и т. д.

Общие собрания колхозников  решали вопрос о размерах ежегодных  отчислений в основной и оборотный фонды колхоза и т. д.

Колхозы получали право  создавать подсобные предприятия  и промыслы на основе использования своих трудовых ресурсов и местного сырья, но не в ущерб сельскохозяйственному производству.

В новом Примерном  уставе было предусмотрено изменение системы оплаты труда колхозников. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников в денежной форме не реже одного раза в месяц. При этом особо поощрялся высокопроизводительный труд.

Новый Примерный устав  определял порядок пенсионного  обеспечения колхозников. Это ставило последних в один ряд с рабочими и служащими в области социального обеспечения.

В июле 1978 г. по Закону, принятому  Верховным Советом СССР, были повышены минимальные размеры пенсионного  обеспечения колхозников по старости и инвалидности, а семьям колхозников - по случаю потери кормильца.

Уголовное право. Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции. Первая - усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение. Статья 160 Конституции СССР 1977 г. гласила: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом".

Вторая тенденция состояла в том, что продолжалась ранее начатая линия на смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представлявшие большой общественной опасности. В этих случаях законодательством предусматривалась замена уголовного наказания административно-правовыми и дисциплинарными мерами либо мерами общественного воздействия. В частности, в 1971 г. суды получили право при назначении наказания совершеннолетнему трудоспособному лицу, впервые осужденному к лишению свободы на срок до 3 лет, учитывая возможность перевоспитания его без изоляции от общества и другие моменты, постановить об условном его осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением на срок назначенного наказания к труду. К таким лицам в случае их исправления могло применяться условно-досрочное освобождение.

Тенденция на смягчение  наказаний по преступлениям, не представлявшим большой общественной опасности, нашла свое проявление в мерах, осуществленных в 1977 и 1982 гг. В Указах Президиума Верховного Совета СССР, изданных в эти годы, расширялась возможность применения лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В целях повышения мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы, и обеспечения более дифференцированного подхода к правонарушениям в зависимости от личности и обстоятельств дела была расширена возможность отсрочки исполнения приговора в отношении лиц, впервые осуждаемых к лишению свободы на срок до 3 лет. Суд мог также отсрочить исполнение приговора на срок от 1 до 2 лет, возложив на осужденного определенные обязанности, выполнение которых могло способствовать его исправлению и перевоспитанию без изоляции от общества.

Вместе с тем в  рассматриваемый период был осуществлен  ряд мер по усилению ответственности  за совершение преступлений, представлявших большую общественную опасность.

В июле 1966 г. была повышена ответственность за совершение хулиганства, особенно сурово каралось злостное хулиганство, связанное с применением или попыткой применения оружия.

В 1973 г. были установлены  строгие меры наказания вплоть до смертной казни за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений.

Особо следует выделить Указ, принятый Президиумом Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. "О наказании  лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений". По Указу, к лицам, которые в период Великой Отечественной войны находились на службе у гитлеровцев, проводили активную карательную деятельность, принимали личное участие в убийствах и истязаниях советских людей, не применялся срок давности. К ним могла применяться смертная казнь.

Исправительно-трудовое право. 11 июля 1969 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Затем в союзных республиках приняты исправительно-трудовые кодексы. В РСФСР такой кодекс был принят 18 декабря 1970 г. и введен в действие с 1 июня 1971 г.

В феврале 1977 г. в Основы исправительно-трудового законодательства был включен раздел, предусматривавший порядок и условия исполнения условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

Исправительно-трудовое законодательство, устанавливая порядок и условия отбывания наказаний, связанных с исправительным воздействием на осужденного, требует сочетания принуждения и убеждения, обеспечения законности в деятельности ИТУ, строго дифференцированного, индивидуального подхода к каждому осужденному, раздельного содержания различных категорий осужденных.

Основы и исправительно-трудовые кодексы исходили из того, что основой  воспитательного процесса является привлечение осужденных к общественно  полезному труду. Составной частью воспитательного процесса являлось проведение политико-воспитательной работы, обязательное общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, развитие самодеятельных организаций осужденных.

Закрепление вышеназванных  принципов имело положительное  значение. Однако нельзя не отметить, что в силу разных причин (слабая материальная база, недобросовестное, формальное отношение сотрудников ИТУ к выполнению своих обязанностей и т.д.) они на практике не реализовывались в полной мере. Это негативно сказывалось на общей криминогенной обстановке в стране.

Процессуальное право. Новая Конституция СССР 1977 г. закрепила демократические принципы правосудия - осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; открытое разбирательство дел во всех судах; обеспечение обвиняемому права на защиту; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности; обеспечение участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и права выступать в суде на родном языке. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Конституция СССР закрепляла также такие принципы, как независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону, возможность участия в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Проявлением демократизма судопроизводства явилось расширение прав обвиняемого на защиту в уголовном  процессе. Это нашло выражение в том, что по постановлению прокурора защитник мог быть допущен к участию в деле с момента предъявления обвинения. В некоторых случаях, когда это установлено законом, участие защитника на предварительном следствии было обязательно с момента предъявления обвинения.

Законодательную регламентацию на общественном уровне получил порядок проведения предварительного заключения под стражу. 11 июля 1969 г. Верховным Советом СССР было утверждено Положение о предварительном заключении под стражу. В этом документе подчеркивалось, что предварительное заключение имеет целью обеспечение успешного расследования преступлений. Положение устанавливало, что предварительное заключение под стражу допускается как исключительная мера только в тех случаях, когда есть основание предполагать, что обвиняемый скроется от следствия или суда либо будет препятствовать установлению истины при расследовании преступления, продолжать преступную деятельность или может уклониться от приговора.

Информация о работе Органы государственной власти и право с 50-80гг.