Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель настоящей работы подробное изучение советского государства и права в период 1950-1980-х гг.
Объектом исследования является советское государство, его высшие органы и права в период с 1950-1980 гг.
Вопросы, которые мы изучим в настоящей работе подразделены следующему порядку:
Во-первых, изучим высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг., реорганизацию правоохранительной системы СССР и систему местных советов, где подробно изучим деятельность советов народных депутатов.
Введение 3
Глава 1. Высшие органы государственной власти 5
1.1. Высшие органы государственной власти СССР в период 50-80-х гг. 5
1.2. Реорганизация правоохранительной системы СССР 12
1.2. Система местных советов. Развитие и деятельность Советов народных депутатов 15
Глава 2. Характеристика изменений в праве 18
2.1. Развитие советского права в 50-60 гг. 18
2.2. Развитие права в СССР в 60-80 гг. 25
Заключение 36
Список использованной литературы 39
В рассматриваемый период были отменены меры, предусмотренные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., квалифицировавшиеся Международной организацией труда как принудительный труд. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предупреждением администрации за , две недели.
В 1956 г. была отменена судебная ответственность за самовольный уход с предприятий, а также за прогул. Директор предприятия или начальник учреждения получил право наложить на работника, совершившего прогул, дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего распорядка, либо лишить его права на получение процентной надбавки за выслугу лет на срок до 3 месяцев, либо уволить с указанием в трудовой книжке о прогуле. Вопрос о прогульщике мог быть передан на рассмотрение товарищеского суда.
В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров. По Положению на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Они являлись первичным органом, рассматривавшим трудовые споры, возникавшие между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией - с другой, по вопросам увольнения или перевода на другую работу, оплаты простоя или брака, сверхурочной работы и т. д. При несогласии заинтересованного работника с решением комиссии он мог обратиться в фабричный, заводской, местный комитет профсоюза, который должен был в 7-дневный срок рассмотреть жалобу. При несогласии с постановлением комитета профсоюза оно могло быть обжаловано в 10-дневный срок в народный суд. Такой порядок рассмотрения трудовых споров расширял компетенцию профсоюзов в защите прав рабочих и служащих.
В рассматриваемый период
были проведены меры по изменению
пенсионного обеспечения
В результате введения Закона
о государственных пенсиях
В 1962 г. была повышена роль профсоюзов в решении вопросов пенсионного обеспечения рабочих и служащих. Устанавливалось, что документы, необходимые для назначения пенсий рабочим и служащим, предварительно подготавливаются комиссиями фабричных, заводских, местных профсоюзных комитетов по пенсионным вопросам совместно с администрацией предприятий, учреждений и организаций по последнему месту работы рабочих и служащих. Руководители предприятий, учреждений и организаций были обязаны беспрепятственно предоставлять трудовые книжки и другие документы о трудовой деятельности и заработной плате рабочих и служащих представителям профсоюзов для проверки правильности внесенных в них записей.
Земельное, колхозное и природоохранительное право. Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях, в частности, было осуществлено расширение прав колхозов. В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, которое предоставило колхозникам право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.
Несколько раньше, в марте 1955 г., расширялись права колхозов в области планирования. При условии обеспечения плана поставок и натуральных поступлений в государственные фонды колхозы могли сеять любые культуры и производить любые породы скота и в любом количестве. При планировании поставок сохранялся погектарный принцип, т.е. их норма устанавливалась не в зависимости от произведенной продукции, а от количества закрепленной за хозяйством земли, что должно было стимулировать более рациональное хозяйствование.
Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников, не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников5. Оно, как правило, проводилось в форме денежной оплаты. За более производительную работу устанавливалась дополнительная оплата труда колхозников.
Существенные изменения в правовое регулирование деятельности колхозов были внесены в марте 1958 г. в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона о реорганизации МТС. Необходимость осуществления подобной меры мотивировалась тем, что машинно-тракторные станции свои задачи выполнили. К концу 50-х годов колхозы экономически окрепли, технически стали лучше оснащены, имели свои квалифицированные кадры. Поэтому был осуществлен переход от производственно-технического обслуживания колхозников через МТС к свободной продаже колхозам тракторов и других машин. Колхозы получили собственную сельскохозяйственную технику и сами обрабатывали имеющуюся у них землю. Ремонт техники колхозов стал осуществляться по договорам с ремонтно-техническими станциями, а с 1961 г. - с местными отделениями объединения "Сельхозтехника".
Надо сказать, что предпринятые
меры способствовали некоторому подъему
сельскохозяйственного
В октябре 1960 г. был принят
закон "Об охране природы в РСФСР",
направленный на усиление охраны, рациональное
использование и
Уголовное право. В рамках проводившейся в конце 50-х годов кодификации права следует рассматривать издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик.
Новый общесоюзный закон определял, какие деяния являются преступными, и устанавливал наказания, подлежащие применению.
На содержании Основ отразилась сложившаяся в рассматриваемый период тенденция к демократизации общественной жизни. В частности, в Основах сужалась и смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства.
Вместе с тем Основы
усиливали ответственность за некоторые
наиболее тяжкие преступления. Они
предусматривали усиленное
Новым положением являлась отмена института аналогии, т.е. осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе. Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом, действовавшим в момент совершения преступления. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу, т.е. распространялся на деяния, совершенные до его издания. Закон, усиливавший наказание, обратной силы не имел.
В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В качестве исключительной Основы допускали высшую меру наказания - смертную казнь - расстрел. Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.
Основы отменяли ряд ранее существовавших видов наказания и среди них такую меру, как лишение избирательных прав. Основы повысили минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 16 лет. Вместо предусмотренного прежним законодательством максимального срока лишения свободы 25 лет Основы установили 10 лет, а за особо тяжкие преступления и для особо опасных рецидивистов - 15 лет.
Основы предусматривали,
что условно-досрочное
Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принял законы "Об уголовной ответственности за государственные преступления" и "Об уголовной ответственности за воинские преступления"6. Эти законы были приняты взамен аналогичных правовых актов, действовавших с 1927 г.
Общесоюзные уголовно-правовые законы стали базой для дальнейшего развития уголовного законодательства союзных республик. В соответствии с принципами и положениями, закрепленными в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, разрабатывались уголовные Кодексы союзных республик. В октябре 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят Уголовный кодекс РСФСР, заменивший собой Кодекс 1926 г. Вслед за Российской Федерацией такие кодексы были приняты в других союзных республиках.
Уголовно-процессуальное право. Развернувшаяся кодификация права затронула и уголовно-процессуальную отрасль. И здесь, прежде всего, следует отметить Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1958 г. В соответствии с Основами задачи уголовного судопроизводства состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.
В качестве принципов уголовного судопроизводства Основы закрепили недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном Законом, осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение их Закону, гласность судебного разбирательства; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке местного населения, обеспечение обвиняемому права на защиту.
Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Эти органы были призваны осуществлять раскрытие преступлений и применение наказаний к лицам, их совершившим.
Согласно Основам производство предварительного расследования возлагалось на следователей прокуратуры, а по некоторым тяжким государственным преступлениям - на следователей органов государственной безопасности. В 1963 г. право производства предварительного расследования по уголовным делам было предоставлено органам внутренних дел. Последние осуществляли также дознание по некоторым видам преступлений. Основы предоставляли право давать органам дознания обязательные для них поручения и указания о производстве оперативно-розыскных и следственных действий, требовать всяческого содействия при расследовании уголовных дел. Основы предусматривали участие в деле защитника со стадии предварительного следствия, точнее, с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могли сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускался к участию в деле с момента предъявления обвинения.
Основы вводили институт общественных обвинителей и общественных защитников.
Еще до принятия Основ, в 1956 г., были отменены законы, принятые в 30-х годах, устанавливавшие упрощенный порядок производства по государственным преступлениям.
Гражданское процессуальное право. На VII сессии Верховного Совета СССР пятого созыва 8 декабря 1961 г. были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик7.
Основы устанавливали единые для всего Союза ССР принципиальные общие положения гражданского процессуального права. Они заменяли многие нормы гражданских процессуальных кодексов, принятых в 20-х годах. В Основах была заложена юридическая база для единообразного решения коренных вопросов гражданского процесса.
Информация о работе Органы государственной власти и право с 50-80гг.