Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа
В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.
Введение-------------------------------------------------- 2
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.--------------------4
2. Организация лекционно-семинарских занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».---------15
Заключение ------------------------------------------------30
Список Литературы--------------------------------------32
ПЛАН
Введение----------------------
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.--------------------4
2. Организация лекционно-семинарских занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».---------15
Заключение ------------------------------
Список Литературы--------------------
Введение
История – один из важнейших гуманитарных предметов в курсе средней школы. Казалось бы, возражать против такого утверждения не имеет смысла, ибо речь идет об азбучной истине. Однако именно с азбучными истинами все обстоит далеко не так просто, и в этом случае тоже.
Подход к преподаванию истории в последние годы в значительной степени изменился. Это и не удивительно, поскольку изменяются основы самого исторического образования. Все чаще и чаще применительно к урокам истории используются понятия «технология», «модуль», сокращение «КТД» и многое другое.
Безусловно, многие из этих вещей необходимы, коль скоро речь идет о процессе обучения, а у любого процесса имеется своя технология, то есть взаимодействие участвующих в нем субъектов и объектов. Однако не следует забывать, что участниками процесса обучения являются живые люди – учителя и ученики. Поэтому речь должна идти о ценности тех или иных подходов не только с точки зрения полученных результатов, тем более, что и о результатах процесса обучения истории идут нескончаемые споры. Необходимо задуматься об использовании тех или иных элементов технологии именно применительно к живым людям. Следовательно, важнейшим моментом обучения истории должно быть общение.
В первую очередь необходимо помнить о том, что главным средством общения людей является речь, то есть общение с помощью членораздельного языка. Поэтому, говоря об общении, следует иметь в виду живой разговор учителя и ученика, живое слово самого учителя на уроках истории. Возможно множество вариантов использования таких способов общения.
В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.
Серьезной проблемой при написании работы был недостаток теоретической литературы по данной тематике и ее некоторая разнохарактерность.
Дело в том, что различные публикации рассматривают лишь отдельные стороны проблемы. Это объясняется в первую очередь тем, что в большинстве своем они представляют собой обобщение имеющегося опыта работы. Речь идет как о журнальных публикациях, так и о разделах различных методик и рекомендаций.1
Над методикой
лекционно-семинарских занятий
Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов / И.В. Берельковский, Л.С. Павлов. – М.: «Поматур», 2001.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1968.
Ворожейкина Н.И. Вариативное моделирование уроков истории в основной школе / Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №5. - С. 18 – 22.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Дружкова А.В., Щепров С.В. Методика преподавания обществоведения. Метод пособие для студ. ист. фак-тов пед. ин-тов / А.В. Дружкова, С.В. Щепров. – М.: Просвещение, 1974.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1989.
Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. - М.: Просвещение, 1986.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / А.Т. Степанищев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб пособие / В.В. Шоган. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007.
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.
В этой части работы делается попытка осветить целый ряд вопросов, связанных с темой школьной лекции по истории, представляющих собой «скелет» данной проблемы.
Во-первых, необходимо выяснить: какие задачи обучения истории можно решать с помощью школьной лекции, попытаться представить себе, какой, собственно, она должна быть, как по форме, так и по содержанию.
Во-вторых, хотелось бы разобраться в возможностях этого вида работы с учащимися и учебным материалом.
В-третьих, необходимо выявить проблемы и трудности, которые могут поджидать и учителя и учеников в ходе такой работы.
В качестве приложения даны подробные разработки лекций.
Существуют определенные требования как к лекции вообще, так и к школьной лекции в частности.
Следует учитывать, что лекция – достаточно сложный тип изложения учебного материала, требующий определенной подготовки, как от учителя, так и от учеников.
Лекция – систематическое изложение учебного материала, в процессе которого осуществляется анализ исторических фактов и проблем, обобщение и систематизация фактического материала.2 В изложении учителя здесь преобладают рассуждение и доказательство. Этому сложному виду учебной работы по плечу решение целого ряда задач.
Первой из них можно назвать целостное восприятие достаточно сложного и объемного материала, а точнее, возможность такого восприятия. В самом деле, можно всесторонне в ходе даже 45-минутной лекции рассмотреть такую проблему, как, к примеру, достаточно длительный и насыщенный период развития отдельной страны.
Следующей задачей, которую может решить школьная лекция, является проблемное изложение и раскрытие темы. Постановка и решение серьезных исторических проблем на протяжении такого обозримого отрезка времени, каким является урок – безусловно, очень важно для учащихся, и в первую очередь в плане развивающего обучения, развития их мыслительной деятельности. Проблемы могут быть обозначены во введении к лекции. Таких проблем – множество. К примеру – сквозная для истории проблема
цены
проводимых преобразований. Не менее
важным может быть разговор о возможных
вариантах исторического
Третья серьезная задача школьной лекции – формирование интереса, как к отдельной излагаемой проблеме, так и к предмету в целом. На этом вопросе стоило бы остановиться подробнее. Казалось бы, у лекции меньше всего возможностей формировать интерес как мотивацию учебной деятельности – ведь часто считается, что такой интерес формируется почти исключительно использованием игровых элементов. Однако речь идет в первую очередь об интересе к проблеме, а, кроме того, лекционный метод применяется главным образом в старших классах. Что, кроме этих моментов помогает решить задачу повышения интереса?
Практический опыт свидетельствует о том, что в данном случае интерес должен вызывать самый материал, а так же способ его изложения. По проведенным опросам даже в старших классах (9-11) более 25% учащихся называют причиной своего хорошего отношения к истории как к предмету интересное объяснение, рассказ учителя. Поэтому в лекциях должен «играть» в первую очередь материал. Важнейшим моментом при изложении будет поиск ярких, запоминающихся и работающих на задачу примеров. Возможно, при подготовке и проведении лекции стоит говорить даже об «искусстве примера».
В качестве иллюстрации можно привести использование легенды о фарфоре при рассказе о промышленных достижениях Японии и использовании японцами чужих идей.
Дело в том, что в средневековом Китае секрет изготовления фарфора охранялся как государственная тайна. Мастер передавал его по наследству своему сыну, как правило, незадолго до смерти. И вот получилось так, что у одного из китайских мастеров не было своих сыновей. Он в течение 15 лет обучал глухонемого юношу и перед смертью передал ему все секреты. После смерти мастера оказалось, что ученик вовсе не глухонемой, и даже не китаец, а японец. Со знанием секрета он отбыл на острова. Так фарфор попал в Японию.
Что же показывает данный пример?
Во-первых, это яркая характеристика того, как может действовать японец, поставив перед собой цель, которую он считает важной.
Во-вторых, японцы создали систему промышленного шпионажа и выуживали с большим успехом чужие технологические секреты. Правда, теперь они предпочитают покупать лицензии.
Не менее значимой задачей лекционных занятий может быть формирование умения слушать и воспринимать излагаемую информацию. Эта задача тем более важна в старших классах, так как, продолжая обучение в других, высших и средних специальных учебных заведениях, вчерашние школьники попадают «в объятия» лекционно-семинарской системы обучения. Во всяком случае, им предстоит выслушивать множество лекции по общепрофессиональным дисциплинам и по истории Отечества, которая теперь изучается во всех высших учебных заведениях. Эта же форма занятий применяется и на всех и всяческих курсах повышения квалификации, без которых не мыслима профессиональная жизнь любого специалиста. Если фундамент работы на таких занятиях не заложен в школе, это значительно усложняет задачу молодого человека в первый период его послешкольного обучения и вполне резонно может быть поставлено им в упрек средней школе.
Следующая по порядку, но не по важности задача – дать учащимся образец раскрытия реальных исторических процессов, осмысления причинно-следственных связей в ходе исторического развития. Здесь важнейшее значение будет иметь метод изложения материала, сам путь совместного мышления учителя и учеников.
Положения лекции должны быть доказаны достаточно четко, так как без доказательности изложения теряется значительная часть дидактических достоинств лекционного метода. Доказательность изложения может достигаться как индуктивным методом – от фактов к их обобщению, так и дедуктивным – от приведенного положения к его доказательству фактами, цифрами, примерами. Замечено, что для учащихся менее подготовленных, недавно включенных в лекционную работу как систему, более доступным материал будет при дедуктивном методе изложения. Достаточно подготовленные учащиеся смогут вместе с учителем «синтезировать» вывод на основе изложенного фактического материала, разумеется, при предварительной постановке такой задачи, скажем, во введении к лекции.
Кроме того, хотелось бы остановиться и на такой важной задаче учителя в ходе учебной лекции, как демонстрация образца устной речи. Сейчас очень много говорится о возрождении хорошо забытого нашей школой старого – искусства риторики. Необходимость развития такого качества в общении, как устная речь, вряд ли вызывает сомнения. Тем более актуальна она в условиях, когда на учащихся обрушивается поток информации, «выдаваемый» электронными СМИ. О качестве устной речи и русского языка в исполнении телеведущих, а особенно ведущих молодежных каналов, сказано уже достаточно много. Можно предъявить претензии и к языку учебников истории. Назвать его неправильным конечно же нельзя, однако он, вне всяких сомнений, чрезмерно усложнен и, особо следует отметить – мало доказателен.
Поэтому слово учителя, и не только на уроке-лекции, должно отвечать самым высоким требованиям.
Различные методические рекомендации и публикации дают классификацию школьных лекций по истории и характеризуют требования, предъявляемые к таким лекциям. Выделяют следующие виды лекций:
- вводные, открывающие изучение нового раздела, или большой темы.
- узловые (условное название) - по наиболее сложным проблемам курса, освещающие преимущественно теоретические вопросы.
- обзорно-обобщающие. Они повышают теоретический уровень усвоения учащимися содержания темы при ссылке на уже изученный ими фактический материал.
Иногда выделяют так же итоговые лекции, однако по их характеристике трудно судить, чем же они все-таки отличаются от обзорно – обобщающих.
Характеризуют методики и основные требования, предъявляемые к лекциям. Это, собственно, даже не характеристика, а простое перечисление таких требований:
- Строгая научность и высокий теоретический уровень. Требование, безусловно, важное и по большей части выполнимое, хотя в школьной лекции уровень теории должен быть все-таки дозирован.
- Рассмотрение теоретических вопросов только на основе конкретных фактов и явлений общественной жизни. Особенно важное требование в свете того, что уже говорилось о содержании учебников.
- Последовательное, законченное изложение проблемы, разделение на отдельные вопросы, строгая логика изложения.
- Эмоциональность изложения, стимулирование личного отношения к содержанию лекции, воздействие не только на ум, но и на эмоции школьников. Одно из важнейших требований, если мы хотим сделать лекцию действительно интересным для школьников видом работы. При этом важно, чтобы сам учитель относился к теме лекции с неподдельным интересом, чтобы то, что он делает, было ему по-настоящему дорого, может быть, составляя часть его самого.
Информация о работе Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории