Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа
В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.
Введение-------------------------------------------------- 2
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.--------------------4
2. Организация лекционно-семинарских занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».---------15
Заключение ------------------------------------------------30
Список Литературы--------------------------------------32
Алгоритм методики
1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара.
2. Доведение до учеников цели и задачи семинара.
3. План семинара.
4. Сообщение
списка литературы с
5. Выделение
рефератов, докладчиков,
6. Консультация учителя.
7. Прослушивание реферата или доклада.
Для учащихся самое важное
– подготовка доклада,
Желательно выступление других
учащихся, которые готовились к
семинарскому занятию.
Организация урока-семинара
1. Заслушивание реферата, доклада.
2. Вопросы участникам семинара.
3. Выступление учащихся.
4. Необходимые
пояснения преподавателя по
5. Заключительное слово автора реферата.
6. Заключительное
слово учителя, проводившего
7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей.
Внешне вмешательство учителя
должно быть не слишком
Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.
В заключительном слове
Рекомендуется
после заключительного слова
учителя выступления с
Одна из главных дидактических
задач учителя на семинаре
– наблюдение за ходом занятия,
Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же учитель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме. Уроки-семинары можно объединить по двум, трем сложным учебным предметам.
В зависимости от уровня
а) предложить начать разговор
конкретным учащимся (при этом
существует опасность
б) предложить выступить
в) вызвать на разговор прежде
всего менее активных и
Поведение преподавателя на
Приложение 1.
I. После освобождения крестьян в 1861 г. в экономике России все большую роль начинает играть наемный труд. Росло число пролетариев - людей, лишенных средств производства. В основном это были обедневшие крестьяне. Их эксплуатировали капиталисты-предприниматели, сосредотачивавшие в своих руках капиталы. Все это говорило о том, что Россия вступает в эпоху капитализма.
Основной отраслью российской
экономики по-прежнему было
Отработки подрывали
В сельском хозяйстве пореформенной России развернулась борьба между двумя путями развития капитализма: прусским (преобладают помещичьи хозяйства, перешедшие на капиталистические рельсы) и американским (преобладают крестьянские хозяйства). Для последнего пути наиболее благоприятные условия складывались в районах, где не было крепостного права (Сибирь, Север и др.).
Значительные размеры
Некоторые помещики смогли превратить свои хозяйства в капиталистические предприятия: гигантские латифундии на Украине производили миллионы пудов зерна, сахарную свеклу. Однако большинство дворян к новым условия приспособиться не смогло и разорялось: в 1880 г. было заложено 15%, а в 1895 г. - 40% дворянских земель.8
В пореформенной России
Центр товарного производства
зерна постепенно перемещается
из внутренних губерний - российского
черноземного района - в плодородные
земли Юга России. Северные и
центральные губернии
Следует заметить, что для многих
крестьян продажа хлеба была
делом вынужденным: их
К концу XIX в. аграрный вопрос
приобрел значительную остроту.
II. Освобождение крестьян вело к формированию пролетариата - людей, лишенных средств производства, и сосредоточению капиталов в руках капиталистов-предпринимателей. Более емким стал внутренний рынок, расширялись связи с внешним рынком. Все это стимулировало развитие промышленности.
8. http://www.bibliotekar.ru/
Ведущую роль в России играла легкая промышленность (особенно - текстильная и пищевая). К началу 1880-х гг. в России завершился промышленный переворот, т.е. переход к машинному производству. На очередь встала следующая задача - индустриализация (усиленное развитие тяжелой промышленности, превращение ее в основную отрасль народного хозяйства).
С конца 1880-х гг. в России начался бурный промышленный подъем. За 1886-1896 гг. выплавка чугуна в стране утроилась (США сделали подобный шаг за 23 года, Германия - за 12 лет).9 По темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на первое место в мире.
Одной да причин промышленного подъема послужило железнодорожное строительство, широко развернувшееся с 1860-х гг. Железные дороги, связывая разные регионы, способствовали развитию торговли и подвижности населения, сами предъявляя спрос на металл, лес, нефть и уголь. Если к 1860-м гг. в России было 1,5 тыс. км железных дорог, то к началу XX в. - более 50 тыс. км. Целый ряд дорог был построен в Европейской России, проложены Закавказская и Закаспийская железные дороги, начато строительство Транссибирской магистрали.
Промышленный переворот и первые шаги индустриализации изменили промышленную географию страны и дали толчок развитию новых отраслей - угольной, нефтедобывающей, химической, машиностроительной. Главенствовать в производстве чугуна стал, вместо Урала, Юг России (в 1880 г. здесь вырабатывали 5% всего чугуна, в 1900 г. - 52%). Центром добычи угля стал Донбасс, центром добычи нефти Баку: в 1 890-е гг. они давали 70% угля и 95% нефти. Важными промышленными районами были также Прибалтика, Петербург, Москва. Неравномерность размещения промышленности - характерная особенность росс. экономики.
Российская промышленность отличалась и выс. степенью концентрации: в 1890 г. на предприятиях, имевших 500 и более рабочих, была сосредоточена почти половина всех рабочих России (в США - около трети). Развитие круп. промышленности не вытеснило крестьянских промыслов, которые весьма гибко реагировали на изменение рыночной конъюнктуры.
Как ни быстро развивалась российская промышленность, догнать развитые страны Россия не могла. В 1895 г. в России на душу населения добывалось угля в 2,5 раза меньше чем в Германии, в 3 раза меньше, чем в США, в 5 раз меньше чем в Англии; выплавлялось чугуна в 4 раза меньше, чем в Германии, в 6 раз меньше чем в Англии, в 8 раз меньше чем в США.
9. http://www.iskunstvo.info/
В российском вывозе преобладали продукты сельского хозяйства, прежде всего - хлеб (около половины всей стоимости экспорта в 1890-е гг.). Ввозились же хлопок, ткани, машины; импорт чугуна и угля составил в 1890-е гг. 40% от их производства в России. Главным торговым партнером России стала Германия, оттеснившая Англию на второе место.
Российской промышленности не хватало (несмотря на аграрное перенаселение) свободных рабочих рук; мало было и капиталов. В 1880-е гг. заметно усилилось вторжение в российскую экономику иностранного капитала. Первое место занимал капитал французский, за ним следовали английский, германский и бельгийский. Иностранных предпринимателей привлекали в России богатые природные ресурсы, дешевизна рабочей силы.
Информация о работе Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории