Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------- 2
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.--------------------4
2. Организация лекционно-семинарских занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».---------15
Заключение ------------------------------------------------30

Список Литературы--------------------------------------32

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 77.31 Кб (Скачать файл)

 

Алгоритм  методики

1. Сообщение  темы за 2-3 недели до проведения  семинара.

2. Доведение  до учеников цели и задачи  семинара.

3. План  семинара.

4. Сообщение  списка литературы с комментарием.

5. Выделение  рефератов, докладчиков, содокладчиков  и иногда оппонентов.

6. Консультация  учителя. 

7. Прослушивание  реферата или доклада. 

 

     Для учащихся самое важное  – подготовка доклада, реферата; для учителя хорошо подготовить  и провести семинарские занятия.  На одну и ту же тему или  вопрос может быть предоставлен  не один, а два-три реферата, доклада.  Один для заслушивания, наиболее  полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов  по данному вопросу могут выступить  с дополнением. 

     Желательно выступление других  учащихся, которые готовились к  семинарскому занятию. Дидактически  очень важно, чтобы выступления  были довольно часты, что свидетельствует  об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был  в устной форме, учащийся должен  получить навык устного изложения  и научиться отстаивать свою  точку зрения, если он убежден  в своей правоте. Рекомендуется  пользоваться и планом сообщения  и зачитывать отдельные небольшие  части, строки или цитаты.

 

Организация урока-семинара

1. Заслушивание  реферата, доклада. 

2. Вопросы  участникам семинара.

3. Выступление  учащихся.

4. Необходимые  пояснения преподавателя по ходу  занятия. 

5. Заключительное  слово автора реферата.

6. Заключительное  слово учителя, проводившего семинар-урок.

7. Оценочные  суждения учащихся, преподавателей.

 

     Внешне вмешательство учителя  должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся  своими знаниями и авторитетом. 

     Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.

     В заключительном слове учитель  вносит поправки, уточнения, оценивает  самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы,  средства подготовки школьников  к семинару.

Рекомендуется после заключительного слова  учителя выступления с оценочными суждениями самих учащихся, что развивает  их критическое мышление, ответственность  за обобщение, выводы.

     Одна из главных дидактических  задач учителя на семинаре  – наблюдение за ходом занятия,  его педагогический анализ и  систематизация знаний, выводов,  подготовка заключения.

     Преподаватель должен в своем  заключительном слове отметить  не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же учитель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме. Уроки-семинары можно объединить по двум, трем сложным учебным предметам.

      В зависимости от уровня подготовленности  учащихся можно использовать  следующие варианты проведения  семинара:

     а) предложить начать разговор  конкретным учащимся (при этом  существует опасность превращения  семинара в обычный спор);

     б) предложить выступить желающим (для этого отношения преподавателя  с классом и отношения внутри  класса должны способствовать  откровенному обмену мнениями);

     в) вызвать на разговор прежде  всего менее активных и подготовленных  учащихся, т.к. более сильные смогут  их поправить, что значительно  повысит уровень обсуждения (такой  вариант возможен только при  очень доверительной и демократической  обстановке в классе).

      Поведение преподавателя на семинаре  должно быть очень корректным: лучше не прерывать выступающих, вмешиваться только в том случае если учащийся отвечает не по существу. После монологических выступлений ребят преподаватель предлагает остальным обозначить свое отношение к услышанному, ставит проблемные или провокационные вопросы. Во время выступлений учащиеся могут пользоваться своими записями, но не читать их. Вывод по каждому вопросу формулирует преподаватель, он же направляет и ход дискуссии.

 

 

Приложение 1.

 

      I.  После освобождения крестьян  в 1861 г. в экономике России  все большую роль начинает  играть наемный труд. Росло число  пролетариев - людей, лишенных  средств производства. В основном это были обедневшие крестьяне. Их эксплуатировали капиталисты-предприниматели, сосредотачивавшие в своих руках капиталы. Все это говорило о том, что Россия вступает в эпоху капитализма.

     Основной отраслью российской  экономики по-прежнему было сельское  хозяйство. Здесь сохранилось  немало крепостнических пережитков. По причине малоземелья крестьяне  вынуждены были арендовать часть  земель у помещиков, но платили  не деньгами - их у крестьян  было немного - а обрабатывали  господские земли своим инвентарем. Подобная форма отношений - отработки  - во многом повторяла барщину.  Иногда крестьяне отдавали помещику  половину (испольщина) или иную долю  своего урожая (издольщина), что напоминало  крепостнический оброк.

     Отработки подрывали крестьянское  хозяйство, обусловливали низкую  производительность труда в хозяйстве  помещичьем. Более прогрессивной  была капиталистическая система  хозяйства (обработка земли наемными  рабочими). В 1880-е гг. она уже  господствовала в 19 губерниях,  однако широко была распространена  и отработочная система (17 губерний). В семи губерниях существовала  смешанная система.

     В сельском хозяйстве пореформенной России развернулась борьба между двумя путями развития капитализма: прусским (преобладают помещичьи хозяйства, перешедшие на капиталистические рельсы) и американским (преобладают крестьянские хозяйства). Для последнего пути наиболее благоприятные условия складывались в районах, где не было крепостного права (Сибирь, Север и др.).

     Значительные размеры приобрело  социальное разложение крестьянства: выделялся слой пролетариев (и  полупролетариев) и слой сельской  буржуазии (кулаков). Скупая земли,  рабочий скот, инвентарь, кулаки  заводили крупные хозяйства, производя  хлеб на продажу. В отличие  от помещичьих, кулацкие хозяйства широко применяли наемный труд. К концу XIX в. кулаки выращивали в два раза больше товарного хлеба, чем помещики, хотя владели таким же количеством земли.

      Некоторые помещики смогли превратить свои хозяйства в капиталистические предприятия: гигантские латифундии на Украине производили миллионы пудов зерна, сахарную свеклу. Однако большинство дворян к новым условия приспособиться не смогло и разорялось: в 1880 г. было заложено 15%, а в 1895 г. - 40% дворянских земель.8

     В пореформенной России значительно  усилился товарный, предпринимательский  характер сельского хозяйства.  Развитие российской промышленности  рождало спрос на сельскохозяйственную  продукцию; повышался спрос и  на внешнем рынке. Это способствовало  углублению специализации сельского  хозяйства, что, в свою очередь,  стимулировало торговлю сельскохозяйственными  продуктами.

     Центр товарного производства  зерна постепенно перемещается  из внутренних губерний - российского  черноземного района - в плодородные  земли Юга России. Северные и  центральные губернии специализировались  на молочном скотоводстве, в Нечерноземье  выращивались лен, картофель. 1880-1890-е  гг. за границу вывозилось-20% хлебов (в предыдущее десятилетие -10%). Всего же на рынок в 1890-е  гг поступало 50% сборов хлебов, причем продажа хлеба для внутреннего потребления заметно превысила вывоз.

     Следует заметить, что для многих  крестьян продажа хлеба была  делом вынужденным: их подталкивало  к этому правительство, ужесточая  податной гнет (правительству важно  было соблюсти активный баланс - превышение вывоза над ввозом - в торговле с Европой). Крестьяне  нередко продавали не излишки,  а необходимый хлеб. В 1891 г.  разразился страшный голод, за  которым последовала эпидемия  холеры: они унесли жизни 400 тыс.  чел.

      К концу XIX в. аграрный вопрос  приобрел значительную остроту.  Естественный прирост крестьянского  населения усугублял малоземелье,  от которого страдали крестьяне  после реформы 1861 г. Создавалось  аграрное перенаселение. Крестьяне  владели землей не индивидуально,  а общиной; это также тормозило  развитие сельского хозяйства.  К концу века в целом были  исчерпаны те возможности, которые  открывала для развития сельского,  хозяйства реформа 1861 г. Встал  вопрос о новых аграрных преобразованиях,  которые могли быть проведены  либо мирным, реформаторским, либо  насильственным, революционным путем.

 

     II.  Освобождение крестьян вело  к формированию пролетариата - людей,  лишенных средств производства, и сосредоточению капиталов в руках капиталистов-предпринимателей. Более емким стал внутренний рынок, расширялись связи с внешним рынком. Все это стимулировало развитие промышленности.

 

 

            8. http://www.bibliotekar.ru/istoriya/220.htm

     Ведущую роль в России играла легкая промышленность (особенно - текстильная и пищевая). К началу 1880-х гг. в России завершился промышленный переворот, т.е. переход к машинному производству. На очередь встала следующая задача - индустриализация (усиленное развитие тяжелой промышленности, превращение ее в основную отрасль народного хозяйства).

     С конца 1880-х гг. в России начался бурный промышленный подъем. За 1886-1896 гг. выплавка чугуна в стране утроилась (США сделали подобный шаг за 23 года, Германия - за 12 лет).9 По темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на первое место в мире.

     Одной да причин промышленного подъема послужило железнодорожное строительство, широко развернувшееся с 1860-х гг. Железные дороги, связывая разные регионы, способствовали развитию торговли и подвижности населения, сами предъявляя спрос на металл, лес, нефть и уголь. Если к 1860-м гг. в России было 1,5 тыс. км железных дорог, то к началу XX в. - более 50 тыс. км. Целый ряд дорог был построен в Европейской России, проложены Закавказская и Закаспийская железные дороги, начато строительство Транссибирской магистрали.

    Промышленный переворот и первые шаги индустриализации изменили промышленную географию страны и дали толчок развитию новых отраслей - угольной, нефтедобывающей, химической, машиностроительной. Главенствовать в производстве чугуна стал, вместо Урала, Юг России (в 1880 г. здесь вырабатывали 5% всего чугуна, в 1900 г. - 52%). Центром добычи угля стал Донбасс, центром добычи нефти Баку: в 1 890-е гг. они давали 70% угля и 95% нефти. Важными промышленными районами были также Прибалтика, Петербург,  Москва.  Неравномерность размещения промышленности - характерная особенность росс. экономики.

     Российская промышленность отличалась и выс. степенью концентрации: в 1890 г. на предприятиях, имевших 500 и более рабочих, была сосредоточена почти половина всех рабочих России (в США - около трети). Развитие круп. промышленности не вытеснило крестьянских промыслов, которые весьма гибко реагировали на изменение рыночной конъюнктуры.

     Как ни быстро развивалась российская промышленность, догнать развитые страны Россия не могла. В 1895 г. в России на душу населения добывалось угля в 2,5 раза меньше чем в Германии, в 3 раза меньше, чем в США, в 5 раз меньше чем в Англии; выплавлялось чугуна в 4 раза меньше, чем в Германии, в 6 раз меньше чем в Англии, в 8 раз меньше чем в США.

 

     9. http://www.iskunstvo.info/materials/history/1/orlov.htm

 

 

      В российском вывозе преобладали продукты сельского хозяйства, прежде всего - хлеб (около половины всей стоимости экспорта в 1890-е гг.). Ввозились же хлопок, ткани, машины; импорт чугуна и угля составил в 1890-е гг. 40% от их производства в России. Главным торговым партнером России стала Германия, оттеснившая Англию на второе место.

     Российской промышленности не хватало (несмотря на аграрное перенаселение) свободных рабочих рук; мало было и капиталов. В 1880-е гг. заметно усилилось вторжение в российскую экономику иностранного капитала. Первое место занимал капитал французский, за ним следовали английский, германский и бельгийский. Иностранных предпринимателей привлекали в России богатые природные ресурсы, дешевизна рабочей силы.

Информация о работе Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории